Максимизация прибыли в условиях чистой монополи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 18:18, контрольная работа

Краткое описание

Монополия является одной из четырех базовых рыночных структур (четырех типов строения рынков). Основными критериями отнесения отраслей и рынков к определенным рыночным структурам являбся следующие:
1) число продавцов на рынке
2) число покупателей
3) природа продукта
4)условия вхождения на рынок и ухода с него
5)степень информированности и мобильности рыночных агентов.

Вложенные файлы: 1 файл

МОНОПОЛИЯ2.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Тема 14. Максимизация прибыли в условиях чистой монополи.

  1. Основные черты чистой монополии. Монополистические барьеры

Монополия является одной из четырех базовых рыночных структур (четырех типов строения рынков). Основными критериями отнесения отраслей и рынков к определенным рыночным структурам являбся следующие:

1) число продавцов на рынке

2) число покупателей

3) природа продукта

4)условия вхождения на рынок  и ухода с него

5)степень информированности и  мобильности рыночных агентов.

Если по этим критериям рассматривать рынки, на противоположных полюсах окажутся рынок совершенной конкуренции и рынок чистой монополии, два практически недостижимых в в условиях реальной экономике типа структуры рынка.

Чистая монополия является полной противоположностью совершенной конкуренции, в первую очередь потому, что это рынок, на котором действует только одна фирма, в силу этого обстоятельства способная полностью определять параметры рыночного равновесия и рыночную цену. Чистая монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции.

Основные черты чистой монополии:

  • Выпуск товара всей отраслью представлен одним продавцом данного товара, то есть фирма-монополист является единственным производителем определенного товара или услуги и олицетворяет собой всю отрасль;
  • Производимый монополистом товар является особым в своем роде (уникальным) и не имеет близких заменителей, в связи с кем спрос на продукт монополиста отличается низкой ценовой эластичностью, то есть величина спроса меняется менее сильно, чем цена на продукт, при изменении цены на 1%, величина спроса изменится меньше, чем на 1%, то есть покупатели мало смотрят на цену, решая, сколько товара, производимого монополией, им купить. Это связано с тем, что у них нет выбора и других предложений о продаже этого товара покупателям не найти;
  • Абсолютно монополизированный рынок полностью закрыт для входа в отрасль новых фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба за потребителя или рынок сбыта;
  • Все это ведет к тому, что фирма работающая в условиях чистой монополии обладает такой большой рыночной властью, что она может позволить себе самостоятельно опрелелять цену продаваемого товара, исходя из своих собственных целей, решая для себя задачу максимизации прибыли (в отличие от совершенной конкуренции,когда все фирмы не имеют ни малейшей рыночной власти, и потому являются ценополучателями, ни одна из них не может существенно повлиять на цену);

  • Фирма - чистый монополист завышает цены, назначая монопольно высокую цену и получая монопольно высокую прибыль, поскольку у продукции монополиста нет близких заменителей (субститутов), а у покупателей при этом нет выбора, покупать их товар или нет. Покупателю приходится либо отказываться от товара вообще либо покупать его по завышенной цене;
  • Чистый монополист сам определяет для себя оптимальное соотношение между объёмами производимой продукции и ценами;

  • Продукция чистого монополиста, как правило,  им не рекламируется, так как единственный в своём роде товар не нуждается в рекламе, фирме не нужно завоевывать свою часть рынка и обходить конкурентов в борьбе за благосклонность потребителя. Поэтому у монополии есть возможность сэкономить на издержках рекламы;
  • Функция спроса на продукцию фирмы монополиста совпадает с функцией спроса на продукцию отрасли, так как сам монополист один представляет всю отрасль в целом;
  • В условиях чистой монополии существуют очень жёсткие барьеры для проникновения  в отрасль других предприятий.
  • При чистой монополии, как правило, производится не дифференцированная продукция, не отличающаяся разнообразием

В качестве примера чистой монополии обычно рассматриваются предприятия общественного пользования и коммунального хозяйства — предприятия газо-, электро-, водоснабжения и некоторые другие. Эти компании получили название естественных монополий. В городах существуют специфические монополии — существующие в единственном числе молокозаводы, мясозаводы и хлебозаводы.

Можно выделить следующие виды чистых монополий:

1.Естественные монополии — они складываются в результате действия естественным образом действующих факторов. Естественная монополия — отрасль, в которой отраслевой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм, то есть когда в отрасли существовала бы конкуренция. Естественным монополиям государство обычно предоставляет исключительные привилегии. При этом правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких предприятий, не допуская злоупотреблений с их стороны. Также к монополиям могут быть отнесены крупные корпорации, доминирующие в отрасли.

Возникновение и существование чистых монополий обычно объясняется наличием барьеров для вступления в отрасль. Способствующие формированию таких барьеров факторы и порождают монопольную власть на рассматриваемых рынках. Все барьеры можно разделить на две группы — естественные и искусственно создаваемые. Рыночная власть таких фирм обусловлена достижением наименьших издержек на единицу выпускаемой продукции при удовлетворении всего отраслевого (рыночного) спроса на нее;

2.Монополии опирающиеся на уникальные месторождения природных ископаемых. Например: «Инко» — Аргентинская компания добывающая 70% мирового никеля,  «Норильский Никель» — 7% мирового никеля, Южно-африканская алмазная компания DeBeers — концентрирует 70 — 80% переработки алмазов.

3.Монополии контролируемые и регулируемые государством — сети электро- и тепло-снабжения, поскольку предприятия работающие в этих отраслях производят общественно значимую продукцию, то правительство предоставляет им особые льготы и преимущества. В этом случае эти предприятия могут устанавливать низкие цены на свои товары и услуги.

4.Закрытые монополии — образуются когда правительство одним компаниям разрешает данный вид деятельности, а другим запрещает. Рыночная власть и монопольное положение на рынке обусловлено юридическими барьерами, исключающими конкуренцию в отрасли. Поскольку возникновение закрытой монополии связано с деятельностью государственных институтов, деятельность таких фирм предполагает пристальное внимание со стороны государства и наличие ряда ограничений относительно уровня цены и получаемых сверхприбылей. Пример: предприятия военно-промышленного комплекса, фармацевтическая промышленность.

5. Открытые монополии — образуются в случае, если компания выходит на рынок с абсолютно новым видом продукции, ранее не производившимся. Конкурентов у неё нет, но они могут появиться в будущем, поэтому фирма открыта для конкуренции. Например, французская фирма «Dupont» была первой кто стал производить полиэтиленовую плёнку, искусственную плёнку и непромокаемую ткань. «Texas Instruments» — впервые произвела электронные часы и микрокалькуляторы. В случае открытой монополии рыночная власть фирмы-монополиста является результатом новаторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, обеспечивающая ярко выраженное конкурентное преимущество, позволяющее вытеснить конкурентов с рынка, и т. п.). Связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть скопированы или превзойдены, что объясняет кратковременность существования единоличной рыночной власти фирм — открытых монополий;

5. Монопсония — особый тип рыночной структуры, когда рыночная власть концентрируется в руках не продавца, а покупателя;

6. Двусторонняя монополия возникает в том случае, если монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя.

6.Географические монополии — образуются в отдалённых и географически изолированных населённых пунктах, в горной местности, на островах или полуостровах, к примеру Нагорный Карабах и остров Ман.

7.Технологические монополии — образуются в связи с особенностями применяемой технологии, к примеру городские телефоны.

Решающую роль в том, что при абсолютной монополизированности рынка и наличии на нем лишь только одного продавца играют барьеры для входа в отрасль. Существует несколько видов барьеров.

 

Среди естественных барьеров можно выделить:

1. Экономические — отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значительного объема продукции (положительного эффекта от масштаба производства). Это приводит к тому, что только одна или несколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производства в расчете на единицу продукции. Остальные фирмы вытесняются из отрасли, и возникает естественная монополия. Естественные барьеры возникают также тогда, когда внутренний рынок какой-либо страны относительно невелик, а экономически в данной отрасли эффективны только крупные предприятия, поэтому одна фирма охватывает практически всю отрасль.

2. Технологические — связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень техники и технологии делает здесь конкуренцию очень затруднительной или просто невозможной. Например, нет смысла для осуществления конкуренции проводить к каждому дому несколько водопроводов.

3. Финансовые — монополизированные отрасли имеют обычно значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для входа в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подготовить квалифицированные кадры и так далее, что сопряжено со значительными затратами и блокирует вход в отрасль.

4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, необходимое в производстве данного материального блага, может препятствовать возникновению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на котором сама обычно выступает как монополист.

К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:

1. Юридические — гарантирование патентных прав на изобретения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности некоторых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной массы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары.

2. Методы недобросовестной конкуренции — такая организация конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте; использование системы демпинговых цен, когда с целью разорить конкурента или вытеснить его с рынка на непродолжительное время устанавливается цена ниже величины средних издержек; криминальные и прочие методы.

    Перечисленные выше барьеры, блокирующие вход на монополизированный рынок, определяются факторами, обеспечивающими рыночную масть того единственного производителя, который действует в данной отрасли. Множественность этих факторов связана с существованием нескольких типов монополий.

Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль контролируемую закрытой монополией:

  • Необходимость получения патентов.
  • Необходимость получения лицензий.
  • Необходимость преодоления не честной конкуренции со стороны фирм-конкурентов.

Примеры нечестной конкуренции:

  • распространение лживой информации о конкурентах
  • недобросовестная критика товаров конкурентов
  • лживая реклама
  • давление на поставщиков.

 

  1. Цена и объем производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

Поведение фирмы-монополиста в краткосрочном периоде.

Как и любая другая фирма – монополист будет производить продукцию до тех пор, пока предельный доход (MR) не станет меньше предельных издержек (MC).  Предельный доход равен приросту совокупного дохода при увеличении объема выпуска продукции на единицу, а предельные издержки равны приросту общих издержек, вызванному выпуском этой дополнительной единицы продукции. Следовательно, до тех пор, пока предельный доход превышает предельные издержки (MR>MC), увеличение выпуска продукции на единицу ведет к увеличению совокупного дохода в большей степени, чем к росту общих издержек. Это находит свое отражение в росте совокупной прибыли. Когда предельные издержки превысят предельный доход (MR<mc) , совокупная прибыль начнет сокращаться. Условием максимизации прибыли монополиста также является равенство предельного дохода и предельных издержек (MR=MC).

На рис. 7.15 приведено графическое сопоставление предельного дохода и предельных издержек фирмы монополиста. Точка пересечения кривых MR и MC (на рис. 7.15 точка Е) есть точка равновесия фирмы, она определяет равновесный объем производства и равновесную цену для монополии. Равновесный, т.е. максимизирующий прибыль, объем выпуска обозначен QE. Проведя вертикаль от точки Е до кривой спроса можно определить цену, которую потребители готовы заплатить за данное количество товара. Фирме нет смысла назначать цену ниже PE, поскольку потребители готовы заплатить больше, также она не может назначить цену выше PE, так как рынок не примет столько товара по более высокой цене. Следовательно, цена PЕ будет равновесной, максимизирующей прибыль, при этом она будет больше предельных издержек (PE >MR=MC).

Информация о работе Максимизация прибыли в условиях чистой монополи