Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена наиболее активной части населения любого государства – предпринимательству. Во многом благодаря ему, благосостояние нации за последние годы не упало до крайне низкого уровня. Обеспечивая себя и свою семью, предприниматель поддерживает и других: своих работников – заработной платой, государственный бюджет (а, значит, и всех своих соотечественников) – налоговыми платежами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ..........................................................................................................
1.1 Сущность и содержание понятия «малый бизнес», дилемма малого
бизнеса и предпринимательства………………………………………………….
1.2 Организационно-правовые формы малого предпринимательства……..
1.3 Социально-экономическая роль малого бизнеса……………………….
1.4 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса…………………………
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………..
2.1 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации…………………………………………………………
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь……………...
2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………….……...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….........

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 217.12 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ..........................................................................................................

      1.1 Сущность  и содержание понятия «малый  бизнес», дилемма малого

бизнеса и предпринимательства………………………………………………….

     1.2 Организационно-правовые формы малого предпринимательства……..

     1.3 Социально-экономическая роль малого бизнеса……………………….

      1.4 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса…………………………

2.  РАЗВИТИЕ МАЛОГО  БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………..

     2.1 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации…………………………………………………………

     2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь……………...

     2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………….……...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ……………………….........

3

 

5

 

5

8

9

13

17

 

17

22

 

25

32

34


ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа посвящена  наиболее активной части населения  любого государства – предпринимательству. Во многом благодаря ему, благосостояние нации за последние годы не упало до крайне  низкого уровня. Обеспечивая себя и свою семью, предприниматель поддерживает и других: своих работников – заработной платой, государственный бюджет (а, значит, и всех своих соотечественников) – налоговыми платежами.

Большинство исследований в  этой области традиционно посвящено  внешним факторам, определяющим развитие малого бизнеса - налоговой нагрузке, государственному регулированию и государственной поддержке и др. В то же время большое значение в условиях ужесточения конкуренции имеют внутренние факторы развития бизнеса – наличие стратегии, обучение персонала, использование современных технологий ведения бизнеса, поиск внутренних источников повышения конкурентоспособности фирмы.

Глубинную сущность малого бизнеса составляют экономические  отношения. На одной стороне этих отношений всегда стоит государство, которое видит в субъектах малого бизнеса опору как в экономической, так и в социальной сфере. С другой стороны выступают предприниматели, как субъекты малого бизнеса, чья заинтересованность проявляется в  увеличении своих собственных доходов, улучшении благосостояния.

Малый бизнес обеспечивает новые рабочие места, так необходимы экономике Республики Беларусь. Новые вакансии создаются за счёт новых небольших фирм, а не за счёт крупных устоявшихся компаний. Малый бизнес создаёт благоприятные условия для более эффективного функционирования крупных предприятий, обеспечивая широкие возможности выполнения работ и всевозможных услуг в тех областях, где деятельность крупных организаций традиционно нерентабельна.

На данном этапе развития экономике Республики Беларусь необходим  как количественный, так и качественный скачок. Крупные предприятия не могут его обеспечить, поэтому на арену должны выйти именно малые предприятия, чья мобильность и приспособляемость к условиям должна обеспечить стране высокие темпы прироста ВВП и увеличения уровня занятости, что является приоритетом национальной политики. Поэтому проблема дальнейшего развития малого бизнеса в экономике Республики Беларусь (особенно на фоне проводимых социально-экономических преобразований) выходит на передний план.

Объект  исследования - малый бизнес и его роль в рыночной экономике.

Предмет исследования - развитие малого бизнеса в зарубежных странах и в Республике Беларусь.

Методы исследования: монографический, аналитический, графический, экономико-математический.

Целью данной работы являлось определение  роли малого бизнеса в экономике Республики Беларусь, анализ текущего положения малого бизнеса в экономике нашей страны, определение основных проблем малого бизнеса, а также условия активизации малого бизнеса, изучение малого бизнеса на примере  зарубежного опыта.

В соответствии с поставленной целью в данной работе решались следующие задачи:

• раскрыть суть и определить роль малого бизнеса любой страны в целом;

• изучить зарубежный опыт ведения  малого бизнеса;

• определить проблематику малого бизнеса Республики Беларусь в настоящее время, предположить условия его активизации;

• определить тенденции, характерные для экономики Республики Беларусь;

Важное место в работе занимает вопрос определения роли государства в решении проблем малого бизнеса.

В работе использованы монографии, учебники, материалы периодических изданий, учебные пособия.

Среди использованной литературы следует отметить учебное пособие  М.И. Балашевича и Т.П. Быкова. В нём подробно излагаются теоретические и экономические основы развития малых предприятий. Данная книга заслуживает внимания и благодаря тому, что в ней детально рассматривается опыт зарубежных стран, а также приводятся формы и методы государственной поддержки малых предприятий в Республике Беларусь. Заслуживают внимания учебные пособия Г.М. Гукасьяна и И.М. Лемешевского, где раскрываются подходы к понятиям «предпринимательство» и «бизнес».

 

1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

1.1 Сущность и содержание понятия «малый бизнес», дилемма малого бизнеса и предпринимательства

Малый бизнес играет важную роль в экономике любой страны. Проблемы развития малых предприятий  являются актуальными как для  стран как с рыночной, так и с переходной экономикой.

В современных условиях необходимо чётко представлять первостепенную роль малого бизнеса в ситуации перехода в рыночную экономику. Феномен малого бизнеса необходимо чётко и тщательно исследовать. Это поможет ясно видеть текущую экономическую ситуацию в республике, а также предполагать возможные пути развития национальной экономики.

Современная экономика развитых государств в значительной степени представлена малыми частными предприятиями. Они создают рабочие места, по доступным ценам и качественно одевают, кормят, обслуживают население и даже крупный бизнес. В системе рыночных отношений малый бизнес выступает как форма предпринимательской деятельности, которая характеризуется такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность и другие. [8, с.11]

Необходимо различать  понятия «бизнес» и «предпринимательство».

Предпринимательству большое  внимание уделяли классики экономической теории такие, как А. Смит, Д. Риккардо, Ж.Б. Сей, А. Маршалл.

Предпринимательская деятельность в соответствии с классической экономической теорией представляет собой  специфический фактор производства, предполагающий использование инициативы, риска и смекалки при организации производства. Предпринимательская способность – это особый вид человеческого капитала, представленный деятельностью по координации и комбинированию остальных факторов производства таких, как труд, земля, капитал  в целях создания благ и услуг. Предприниматель выбирает такую технологию, при которой дефицитный или сравнительно дорогой фактор производства используется в меньшей мере.

По мнению Г.М. Гукасьяна, «не всякая хозяйственная деятельность считается предпринимательской, а лишь та, которая связана с риском, инициативной предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском». А. Смит характеризовал предпринимателя как «собственника, идущего на экономический риск ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли». [10, с. 86]

 

По мнению Шумпетера, «осуществление разных комбинаций ресурсов – это необходимое звено деятельности предпринимателя». Они охватывают пять направлений: изготовление нового блага, создание нового качества старого блага; внедрение нового метода производства; освоение нового рынка сбыта, получение нового источника сырья или полуфабриката, проведение необходимой реорганизации производства. На каждом новом отрезке времени могут появляться новые комбинации. [10, с. 155]

Таким образом, предпринимательство  предполагает использование различных комбинаций факторов производства, руководствуясь потребностями неизбежного снижения издержек производства.

Рассмотрим подход к понятию  «бизнес».

Бизнес, согласно И.М. Лемешевскому, «есть деятельность, направленная на создание условий, необходимых для удовлетворения собственных потребностей через удовлетворение потребностей других членов общества». Под бизнес-деятельностью он понимает «стремление предприятия как хозяйствующего субъекта получить максимальный доход и прибыль лишь определённого круга людей». [2, с. 234]

Из вышесказанного определения бизнес-деятельности мы можем сделать следующий вывод: необходимо первоначально изучить общественные потребности, получить от общества соответствующий заказ на их удовлетворение, произвести продукт и реально удовлетворить общественную потребность, а после этого за счёт полученной от общества «денежной премии» компенсировать понесённые затраты и использовать часть средств для удовлетворения собственных потребностей. Бизнес-деятельность предполагает не только стремление присвоить максимум дохода, но и сохранить рыночные позиции предприятия. Стратегической целью бизнеса является максимизация экономического эффекта (доход, прибыль), а тактической  целью  сохранение выгодной позиции на рынке.

Необходимо чётко представлять первостепенную роль малого бизнеса в ситуации перехода в рыночную экономику. Феномен малого бизнеса необходимо чётко и тщательно исследовать. Это поможет ясно видеть текущую экономическую ситуацию в республике, а также предполагать возможные пути развития национальной экономики. [8, с.11]

В западных странах не разработан единый критерий, согласно которому те или иные предприятия относятся  к категории малых предприятий. Существуют интеллектуальные определения. Одно из них довольно распространённоеопределение, данное в докладе комитета британского парламента по исследованию малых фирм (так называемый комитет Болтона) в 1971 году: «…малой является фирма, которая, во-первых, имеет относительно небольшую долю рынка своей продукции, во-вторых, управляется собственниками, в-третьих, независимая в смысле, что не является частью более крупного предприятия и собственники-менеджеры свободны от контроля извне при принятии принципиальных решений»

Малый бизнес в экономике  любой страны выполняет ряд важных функций. Однако взгляд на эти функции двоякий. С одной стороны они характеризуют его влияние на хозяйственную среду и вызываемые им последствия. С этой стороны предпринимательство выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Некоторые учёные считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей. [3, с.155]

Рассмотрим функции малого бизнеса и их характеристики (см. приложение А).

Многие учёные, такие как  Шумпетер и Друкер выделяют творческо-поисковую функцию как главную и основополагающую. Само понятие предпринимательство в их работах как бы отождествляется с понятиями инновация и нововведение, то есть подчёркивается то, что предпринимательской является только та деятельность, которая создаёт нечто новое (будь то новый товар или рынок сбыта).

Чем эффективнее функционируют  предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наёмных работников. [9, с.138]

Рассмотрим сферы и функции предпринимательской деятельности с помощью рисунка (см. приложение Б).

Подробно рассмотрим  функции предпринимательской деятельности с помощью таблицы (см. приложение Б.1).

По нашему мнению, сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства. Современное предпринимательство является важнейшим стратегическим фактором устойчивого экономического развития, достижения уровня жизни населения, удовлетворяющего его потребностям. Придание предпринимательству надлежащей ему роли возможно только в условиях рыночной экономики, внутренним механизмом которой является конкуренция. Со второй стороны мы считаем, что функции предпринимательства отражают текущую ситуацию на рынке и показывают способность предпринимателя на эти изменения реагировать. С этой стороны они выступают как специализированные виды управленческих функций.

 

1.2 Организационно-правовые формы малого предпринимательства

Вопрос о том, какие  организационно-правовые формы могут  принимать малые предприятия, имеет  большое социально-экономическое  значение. Речь идёт о возможности  населения включаться в предпринимательскую  деятельность, а потому и о масштабах малого бизнеса. В странах с развитой рыночной экономикой государство стремится как можно больше людей вовлечь в предпринимательскую деятельность. В ряде стран с развитой рыночной экономикой государство стремится как можно больше людей вовлечь в предпринимательскую деятельность, поэтому законодательством предусмотрены разнообразные формы создания малых предприятий. При этом в хозяйственной практике выявляется общая тенденция: чем меньше масштабы бизнеса, тем проще порядок его государственной регистрации. [4, с.86]

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь