Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена наиболее активной части населения любого государства – предпринимательству. Во многом благодаря ему, благосостояние нации за последние годы не упало до крайне низкого уровня. Обеспечивая себя и свою семью, предприниматель поддерживает и других: своих работников – заработной платой, государственный бюджет (а, значит, и всех своих соотечественников) – налоговыми платежами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ..........................................................................................................
1.1 Сущность и содержание понятия «малый бизнес», дилемма малого
бизнеса и предпринимательства………………………………………………….
1.2 Организационно-правовые формы малого предпринимательства……..
1.3 Социально-экономическая роль малого бизнеса……………………….
1.4 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса…………………………
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………..
2.1 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации…………………………………………………………
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь……………...
2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………….……...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….........

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 217.12 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим факторы, от которых  зависит выбор организационно-правовой формы предприятия (см. приложение В).

Различают три основные правовые формы: единоличное владение, товарищество и общество.

В малом бизнесе  одной из наиболее простых форм организации  предпринимательства является единоличное владение.

Единоличное владение – это такая организационно-правовая форма хозяйствования, где владельцем собственности выступает одно лицо или семья, получающие весь доход (после вычитания всех расходов и уплаты налогов) и несущие весь риск от бизнеса. Единоличный предприниматель создаёт своё предприятие на свои деньги, отвечает всем своим имуществом, единолично управляет и распоряжается прибылью.

Мы заметили, что данная форма предпринимательства особенно распространена в розничной торговле, сфере питания, консультационном бизнесе, бытовых услугах, фермерстве, врачебной практике, кустарных промыслах.

Существуют преимущества и недостатки единоличной формы правления (см. приложение Г).

Среди различных форм объединений  лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в малом бизнесе, наиболее простой формой является товарищество.

Товарищество  – это договорное соглашение двух и более лиц об объединении имущества и предпринимательских усилий для достижения общей коммерческой цели.

Рассмотрим основные виды товарищества (см. приложение Д)

Существуют некоторые преимущества хозяйственных товариществ по сравнению с другими организационно-правовыми формами предпринимательства (см. приложение Е).

Общество –  это союз, группа лиц, объединяемых общностью профессиональных или сословных интересов.

Эта организационная форма  наиболее характерна для крупного и  среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций, например, в США, 98% - небольшие семейные фирмы. И хотя формально управление обществом должно отделено от её владения, нередко бывают случаи, когда обществом владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в неё средства и не принимают участия в управлении ею.

В зарубежной практике к  ним относят, как правило, акционерные  общества. Существуют как некоммерческие, так и коммерческие общества. К некоммерческим обществам относятся правительственные, городские, муниципальные, политические образования, а также благотворительные, религиозные, просветительские и им подобные институты. Коммерческие общества делятся на закрытые и открытые. В открытых обществах акции продаются свободно для привлечения дополнительного капитала. Все крупные корпорации являются открытыми. [26]

По нашему мнению, общества занимают главенствующее положение во всех сферах производства в странах с развитой рыночной экономикой. К основополагающим  функциям общества относят изучение конъюнктуры рынка и определение стратегии действий, внедрение достижений научно-технического прогресса путём реализации научно-технических программ, распределение централизованно выделяемых и изготовляемых межхозяйственными предприятиями корпорации  ресурсов через сеть собственных коммерческих структур, а также совершенствование хозяйственного механизма.

 

1.3 Социально-экономическая  роль малого бизнеса

Развитие малого бизнеса  в различных странах осуществляется по-разному. Но результат везде был  получен одинаковый: массовое возникновение  малых предприятий способствовало ускорению формирования рыночных отношений, сыграло важную стабилизирующую роль как в экономической, так и в социальной сфере. Поэтому власти экономически развитых стран давно начали проводить политику массового превращения граждан в собственников. Приведём примеры: в США широкое распространение получила компания по передаче предприятий в коллективную собственность, в Англии работникам приватизируемых фирм предоставлялась возможность стать акционерами на льготных условиях. В итоге малый бизнес начало активно поддерживать государство. [5]

По нашему мнению, такая политика полезна государству и по другим причинам. Во-первых, государство, превращая своих граждан в предпринимателей, снимает с себя ответственность за решение многих социальных проблем; во-вторых, каждый гражданин, становясь предпринимателем, не только создаёт благополучие своей семье, но и вносит большой вклад в решение государственных проблем посредством уплаты налогов, благотворительности.

Но дело не только в количественных показателях – этот фактор по самой  своей сути является типично рыночным и составляет основу современной  рыночной инфраструктуры. Стабильность и высокая продуктивность функционирования экономической системы развитых капиталистических стран во многом определяются именно оптимальным сочетанием в ней малого, среднего и крупного бизнеса.

Рассмотрим основные функции  малого предпринимательства (см. приложение Ж)

Развитие  малого предпринимательства как  фактор экономического роста. Эффективное развитие экономики возможно только на основе качественного преобразования промышленного потенциала страны, развитии рынка инноваций, что, в свою очередь, неразрывно связано с обеспечением становления и устойчивого развития малых предприятий, активность которых является одним из наиболее значимых факторов эффективного экономического роста.

В экономической науке существует ряд работ, посвящённых выявлению  зависимости между темпами экономического роста и долей малого сектора в ВВП. В  странах с большей долей частного бизнеса обычно наблюдаются более высокие темпы роста ВВП.

Анализ зависимости между  темпами экономического роста и  лёгкостью ведения бизнеса, проведенный Всемирным Банком по 145 странам мира показал, что гипотетическое улучшение среды для функционирования бизнеса до уровня 20% стран с самой благоприятной  средой  ведёт к увеличению темпов роста. Таким образом, улучшение институциональной среды развития бизнеса может оказаться важным фактором экономического роста. [28]

Однако было бы ошибкой делать ставку исключительно на развитие малого бизнеса, рассчитывая на самоорганизацию свободного рынка. Такое мировоззрение, по мнению многих современных учёных-экономистов, изживает себя. Дж. Грей (Лондонская школа). Он считает, что выстаивают только те страны, которые сохраняют общий контроль над рынком. Поэтому развитие малого бизнеса в нашем понимании необходимо, но оно должно находиться в максимально гармоничном взаимодействии с государственным сектором экономики.

Особую роль предпринимательство  играет в переходной экономике. С  одной стороны, перераспределение  ресурсов их неэффективных отраслей в отрасли, где ресурсы используются более эффективно, невозможно без создания нового частного сектора.

Развитие нового частного сектора является одним из основных источников долговременного экономического роста. С другой стороны, рыночная реструктуризация предприятия связана с  высвобождением избыточной рабочей силы. Частный сектор поглощает эти излишки, создавая новые рабочие места, формирую рыночную ментальность, пополняя доходную часть бюджета и сглаживая остроту социальных проблем. Частный бизнес – это новые знания и технологии, новые возможности и прибыли. Поэтому политика стабильных и неизменных «правил игры» и низких барьеров входа на рынок является приоритетной в период создания новой экономической системы. [29]

В развитых западных странах  потребовалось время для того, чтобы оценить его достоинства и перейти от отрицания к активной государственной поддержке. Напротив, в ряде восточных стран малые предприятия изначально служили своего рода двигателем рыночных механизмов, экономического и общественного прогресса. [17, с.18]

Малый бизнес имеет преимущества и недостатки (см. приложение И).

На первый взгляд, малый  бизнес значительно уступает большому бизнесу в борьбе за рынки. Бытует мнение, что рынок в основном доступен большим предприятиям с многомиллионными оборотами и невозможен для  малых предпринимательских структур. Главный аргумент заключается в невозможности малых предприятий конкурировать с мощно оснащёнными крупными фирмами. На самом деле это не так. Например, чтобы изменить свою стратегию деятельности, крупным предприятиям требуется около 6 лет, а для внедрения новой стратегии – 10 лет и более. Для малых фирм этот срок значительно меньше – от 6 месяцев до 1 года. Традиционно считалось, что технологические инновации – это сфера большого бизнеса, но статистика показывает, что 95% радикальных технологических инноваций после Второй мировой войны пришло из сферы малого бизнеса. К тому же, согласно статистике, в малых фирмах в 24 раза больше инноваций и открытий по сравнению с крупными фирмами. [5, с. 33]

Несмотря на то, что большая  часть научного потенциала сосредоточена  на крупных компаниях, малые и  средние фирмы по широкому кругу  продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров.

Успех малого бизнеса в  этой области можно объяснить  следующими причинами: углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. Малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство.

По нашему мнению, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Отношение нововведений к  затратам на научные исследования и  разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных учёных или малых фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами. [24, с.47]

В последние годы малые  предприятия все активнее выходят  на внешние рынки. Так экспорт  малых компаний США составляет 20 % совокупного объема товарной продукции, в Голландии, Бельгии, Германии он достигает 35-40 %. Этому способствовал переход от межотраслевой к внутриотраслевой международной специализации. [9]

Малые предприятия начали активно осваивать новые формы международного сотрудничества — торговлю интеллектуальными продуктами: лицензиями, ноу-хау, патентами, торговыми марками, — а также вкладывать деньги в развитие сбытовой сферы. В США, Франции, Японии, Швейцарии на долю малых предприятий приходится до 50 % всех экспортных лицензионных сделок. [15]

Наконец, малые фирмы оказались на гребне научно-технического прогресса, стали своеобразным полигоном разработки и испытания новых технологических идей. В расчёте на одного занятого они создают почти в 2,5 раза больше принципиально новых продуктов, чем крупные компании, вносят в 2 раза больше серьёзных предложений по улучшению существующей технологии. Это достигается благодаря жёсткой ориентации на потребителя, гибкости в управлении, быстрой адаптации на рынках, отсутствию бюрократизма, внедрению программно-целевых методов управления и венчурного финансирования.

Указанные свойства малых  фирм позволили им внедриться в начальные  стадии научных исследований, где  не требуется значительных материальных затрат. Это укрепило связи малых фирм с крупными. Последние передают им выполнение исследований, частично финансируя их, оказывают консультационные услуги, снабжают конструкторской документацией.

Промышленное производство, состоящее преимущественно из крупных  монополизированных предприятий, не поддается  быстрому реформированию на основе рыночных механизмов. Поэтому малые предприятия, создаваемые посредством частного инвестирования, а также приватизации в торговле, обслуживании, транспорте, домашнем, ремесленном производстве на основе льготного законодательства, способны быстро создать рыночную среду, совершить переворот в сознании людей относительно частного производства. [20, с. 99]

Неизбежная структурная модернизация экономики приведёт к высвобождению значительного количества работников. По оценкам специалистов, из 4,5 млн. человек, занятых в народном хозяйстве, работу вынуждены будут сменить 1,2 млн. При благоприятных условиях развития малые предприятия смогут трудоустроить в ближайшие годы около 1 млн. человек.

Мы можем сделать следующий  вывод: без кардинального изменения отношения к малому предпринимательству органов власти невозможно добиться значительного возрастания его роли в социально-экономическом развитии страны. [4, с. 50-51]

 

1.4 Зарубежный  опыт поддержки малого бизнеса

Малые предприятия сегодня  стали неотъемлемой частью экономик большинства промышленно развитых государств. За рубежом на их долю приходится 63-67 % ВВП и свыше 70 % работающего населения, в США — 50-52 и 54 %, в Японии — 52-55 и 78 % соответственно.

При этом каждое государство  выработало свои собственные подходы  и критерии определения субъектов  малого бизнеса. Главное, что лежало в их основе, — обеспечение со стороны государства выгодности функционирования малых хозяйственных структур в условиях динамичной внешней среды. Как правило, в качестве критериев отнесения субъектов предпринимательской деятельности к числу малых используются такие показатели, как численность наёмных работников, размер уставного капитала, активов, объём оборота (прибыли, дохода). В разных странах применяются различные комбинации данных показателей (обычно не менее двух). [12, с. 55]

В зарубежных странах в 2003 г. были приняты следующие стандартные критерии для малых и средних предприятий, пользующихся государственной поддержкой:

• средние предприятия  — до 250 человек работающих, годовой оборот до 4 млн. евро, баланс — до 27 млн. евро;

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь