Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена наиболее активной части населения любого государства – предпринимательству. Во многом благодаря ему, благосостояние нации за последние годы не упало до крайне низкого уровня. Обеспечивая себя и свою семью, предприниматель поддерживает и других: своих работников – заработной платой, государственный бюджет (а, значит, и всех своих соотечественников) – налоговыми платежами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ..........................................................................................................
1.1 Сущность и содержание понятия «малый бизнес», дилемма малого
бизнеса и предпринимательства………………………………………………….
1.2 Организационно-правовые формы малого предпринимательства……..
1.3 Социально-экономическая роль малого бизнеса……………………….
1.4 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса…………………………
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………..
2.1 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации…………………………………………………………
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь……………...
2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………….……...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….........

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 217.12 Кб (Скачать файл)

• малые предприятия —  до 50 работников, годовой оборот — до 7 млн. евро, баланс — до 5 млн. евро;

• микропредприятия — до 10 человек работающих.  [2, с.122]

Данные, характеризующие  состав и сравнительное положение предприятий в середине 90-х гг. XX в., приведены в таблице (см. приложение К).

Как следует из данных таблицы, за рубежом предприятия с численностью менее 10 служащих обеспечивают занятость работоспособного населения на уровне 37 % . Значительное их количество (до 50 % общей численности) не имеют служащих вовсе, предоставляя работу только предпринимателям-владельцам и, возможно, некоторым членам их семей. Поле деятельности этих предприятий — строительство, торговля, гостиничные и другие бизнес-услуги. В торговле и услугах занято более 70 % работающих на этих предприятиях. В целом они обеспечивают четверть совокупного оборота зарубежных стран.

Около 1 млн. малых предприятий (10-49 человек работающих) предоставляют около 19 млн. рабочих мест (11 % общего количества занятых).

В среднем на одном предприятии  этого класса работает 20 человек. Более  половины всех работающих на малых предприятиях (55 %) также заняты в торговле и услугах. Остальные 45 % работают в строительстве и различных отраслях промышленности. Предприятия данной группы обеспечивают около 25 % общего оборота сообщества.

Средние предприятия, на которых  работает от 50 до 249 работников, составляют около 1 % общего числа хозяйствующих субъектов Западной Европы (около 11 % всех задействованных в экономике) и дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса — 100 человек.

Крупные предприятия (55 тыс. субъектов) предоставляют 55 млн. рабочих мест. Их общее количество — 0,2 % числа всех предприятий Западной Европы. [26, с.34]

В среднем на крупных предприятиях заняты 1000 работников. Они доминируют в капиталоёмкой промышленности и в таких «крупных» услугах, как транспорт, банковская деятельность, страхование.

Рассмотрим средний размер зарубежных предприятий (см. приложение Л).

При этом следует иметь  в виду, что сектор малого предпринимательства в любой стране, несмотря на свою многочисленность, является весьма динамичным, подверженным постоянному обновлению вследствие массовых банкротств. Так, из вновь организуемых малых предприятий через год остаётся около 50 %, через 3 года — 7-8, через 5 лет — не более 3 % . Но, тем не менее, общее число малых предприятий в развитых странах мира, как правило, растёт или остаётся неизменным именно благодаря искусству государственного управления.

Изменение государственной политики в отношении малого  бизнеса в зарубежных странах была вызвана глубинными экономическими процессами как внутри самих стран, так и на глобальном уровне. [2, с. 66]

Развитие интеграционных процессов, замедление темпов экономического роста и увеличение безработицы обусловили необходимость её активизации не только на уровне зарубежных стран, но и внутри каждой страны. Именно малый бизнес стал рассматриваться как главный источник обеспечения занятости и экономического развития.

При наличии определённой специфики в большинстве зарубежных стран имеются частные институты поддержки (см. приложение М).

Национальная политика в отношении малых предприятий формируется как результат взаимодействия между властями и общественными организациями предпринимателей, формы которого в разных странах также различны.

Мы заметили, что  характерной чертой политики зарубежных стран  в отношении малого бизнеса является возрастание роли регионов. Здесь выделяются две группы стран:

• страны, где формирование политики осуществляется главным образом на уровне правительства, как, например, в Дании, Греции, Ирландии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии и Великобритании. В этих странах только правительство имеет законодательную власть в области выработки стратегии и мер поддержки малого бизнеса;

• страны, где  регионы обладают властными полномочиями при формировании независимой политики в отношении МСБ. Это имеет место в Бельгии, Франции, Германии, Италии и Испании, где и центральные, и региональные власти могут вырабатывать правовые условия деятельности предпринимателей. Хотя такие вопросы, как налоговая политика, регулирование занятости, защита окружающей среды, остаются в сфере полномочий центрального правительства.

Однако, несмотря на различия в деталях, в зарубежных странах  выработаны общие подходы к формированию политики поддержки малого бизнеса (см. приложение Н).

С целью повышения квалификации служащих и менеджеров малого среднего бизнеса применяется практика субсидированных тренингов (Германия, Ирландия) или предоставления льгот при осуществлении программ обучения сотрудников (Бельгия, Франция), а также открытие специальных бесплатных курсов тренинга и обучения взрослого населения (Дания, Великобритания). [17, с. 153]

По нашему мнению, активная поддержка малого бизнеса западными государствами объясняется не их благотворительными намерениями, а тем, что именно малые хозяйственные структуры, обеспечивающие формирование конкурентной среды и способствующие сокращению безработицы, рассматриваются сейчас как локомотив экономического развития большинства стран мира. 

 

2 РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Проблемы развития  малого бизнеса  в Республике  Беларусь и условия его активизации

При рассмотрении малого бизнеса  как взаимозависимого компонента рыночной экономической системы, очевидно, что максимально реализовать его потенциал возможно только в том случае создания естественной для предпринимательства рыночной инфраструктуры (экономической, юридической, финансово-кредитной, страховой, производственно-технологической, информационной). Решение этой глобальной задачи в значительной мере принадлежит компетенции правительства, зависит от проводимой государственной экономической политики, степени её протекционизма по отношению к малому бизнесу. Проблема развития малых форм предпринимательства на определённых этапах кроется в большей степени в сфере политики, чем экономики. [3, с.177]

История развития малого предпринимательства  в Республике Беларусь насчитывает почти 15 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса. [4, с.15]

В настоящее время малый  бизнес в Республике Беларусь испытывает чрезвычайно большие трудности, и не просто даже определить, развивается  или остановился на границе  –  выпуск 9-10% годового валового продукта страны. При этом цифра 9-10 %, даже без  анализа конкретной номенклатуры выпускаемых малыми предприятиями товаров, свидетельствует о том, что малое предпринимательство ещё не приступило к решению своих стратегических задач – удовлетворять вопросы массового покупателя, т.е. всего населения страны. Это положение проявится особенно наглядно, если мы вспомним хорошо известные в экономике факты о том, что в развитых странах малый бизнес даёт не менее половины ВВП. [19]

Если взять основную массу  наших предприятий, то перелома в  сторону производства ещё не произошло. Вот уже в течение нескольких лет основной формой малого бизнеса  являются посреднические предприятия, или так называемое «челночное» предпринимательство, когда люди вынуждены заниматься мелкой торговлей в виде купли-продажи или перепродажей услуг.

 

При этом контексте следует  отметить, что даже такой вид бизнеса, в котором всё-таки была занята определённая часть населения, начинает в последнее время сокращаться из-за всё возрастающих цени пошлин на товары. Соответственно наблюдается и потеря рабочих мест.

В целом в Республике Беларусь только немногие из созданных малых  промышленных предприятий смогли выйти  на нужный объём производства, чтобы  обеспечить прибыль финансовую поддержку  своего бизнеса. Такое положение малого бизнеса в стране объясняется наличием целого комплекса причин, в том числе: социально-экономическими, политическими, правовыми, организационными, а также психологическими факторами. [20, с.88]

В настоящее время особо  остро стоит проблема нехватки высококвалифицированных кадров менеджеров, отсутствия опыта и знаний в предпринимательской деятельности. Первая волна «рынка», когда можно было зарабатывать исключительно на конъюнктуре, пошла на убыль. По мере становления рыночной инфраструктуры стали требоваться профессиональные менеджеры, знающие особенности малого производства  в целом, а также и специфические условия его функционирования в соответствующей стране или регионе.

За 5 месяцев 2010 года в Республике Беларусь зарегистрировано 23855 субъектов  хозяйствования: 6834 юридических лица и 17021 индивидуальных предпринимателей. Лидером по количеству данных субъектов предпринимательской деятельности за 2010 г. является сфера торговли  – 43,8% . В промышленности сосредоточено 15,5% , в строительстве – 9,0%, на транспорте – 9,3%. [21]

Индивидуальных предпринимателей  за 5 месяцев 2010 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 17,021 тыс.

За 4 месяца 2010 года в Республике  Беларусь зарегистрировано 19406 субъектов  хозяйствования: 5626 юридических лица и 13780 индивидуальных предпринимателей. Увеличение индивидуальных предпринимателей составило 3241 человек. 

По итогам 2010 года удельный вес малого предпринимательства  Республики Беларусь в валом внутреннем продукте составил 20,0% (2009г. – 18,8%, 2008 г. – 18,0%, 2007 г. – 17,3%). [18]

Общий уровень развития малого бизнеса в Республике Беларусь по сравнению с другими странами остается одним из самых низких. В расчёте на 1 тыс. жителей страны приходится чуть более трёх малых предприятий, а с учётом индивидуальных предпринимателей — около 22 субъектов малого бизнеса.

 

При этом три четверти из них сосредоточены в столице и областных центрах страны, а основной сферой приложения является розничная торговля. Участие субъектов малого предпринимательства в решении таких актуальных задач, как разработка и внедрение инновационных технологий и развитие экспорта, формирование нового экономического профиля регионов и обеспечение эффективной занятости населения в малых городах и сельской местности, пока незначительно. По мнению аналитиков, причины этого можно разделить на две группы. Первая группа касается сферы взаимоотношений предпринимателей с государством. Усиление государственного регулирования экономических процессов привело к усложнению и удорожанию процедур создания бизнеса, возвело множество административно-бюрократических барьеров в его функционировании и развитии. [11]

Приведём основные административные барьеры, которые стоят на пути развития малого предпринимательства (см. приложение П).

Начиная с 1990 по 2001 гг. в Республике Беларусь реформированы, а также отчуждены 4990 объектов (1250 – республиканской, 3740 – коммунальной собственности). В том числе созданы 1353 акционерных общества, 714 предприятий выкуплены арендными и трудовыми коллективами, 1312 – проданы с аукционов и по конкурсу. Реформировано более 70% перерабатывающих предприятий и сервиса в АПК. Свыше 730 тыс. человек, каждый пятый занятый в нашей экономике, работает на реформированных предприятиях. [21], [22]

Из года в год ОАО  были рентабельнее госпредприятий, а  зарплата работников в среднем на треть выше. По Гражданскому кодексу госпредприятия должны стать или унитарными, или казенными. У государства в собственности более 10 тыс. предприятий, а для страны с 10 млн. населения это избыточно. Необходимо сократить это количество путем преобразования через разгосударствление, то есть передать функции управления физическим или юридическим лицам в результате акционирования.

Предприятия преобразуются  в АО со 100% долей государства, а  затем приватизация – продажа  акций за деньги и в обмен на чеки «Имущество». Следует отметить, что при приватизации проявлялись ведомственные интересы, чтобы сохранить подчиненные объекты. Так, в республиканской собственности было 137 производственных объединений, в основном в Минпроме и Минсельхозпроде. Как сообщало Министерство по управлению госимуществом и приватизации большиство отказов от приватизации было в 2000 году в Минсельхозпроде и «Белптицепроме». Но в соответствии с Гражданским кодексом были изменены формы объединений и концернов. Там, где есть АО, можно создавать холдинговые компании (центральные компании), которые получают в управление пакеты акций. Такая структура управляема, позволяет решать стратегические задачи. Первый холдинг был создан на базе райагропромтехники Могилевщины. [28]

Анализируя  проблемы развития МСП в Республике Беларусь мы делаем следующие выводы.

1. Как и несколько лет  назад проблемы у белорусских  предпринимателей всё те же - высоки ставки налогов и частые изменения в налоговой отчётности, нестабильное и непрозрачное законодательство, регламентирующее хозяйственную деятельность, низкий покупательный спрос, проверки контролирующих органов и давление со стороны местных властей. Органы государственного управления создали уникальную ситуацию, когда предприниматели полностью зависят от власти, выступая в роли просителей лицензий, сертификатов, разрешений и согласований, которые в любой момент могут быть отозваны. Частые изменения в «правилах игры» не способствуют уверенности и возможности планировать бизнес на средне- и долгосрочную перспективу.

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь