Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена наиболее активной части населения любого государства – предпринимательству. Во многом благодаря ему, благосостояние нации за последние годы не упало до крайне низкого уровня. Обеспечивая себя и свою семью, предприниматель поддерживает и других: своих работников – заработной платой, государственный бюджет (а, значит, и всех своих соотечественников) – налоговыми платежами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ..........................................................................................................
1.1 Сущность и содержание понятия «малый бизнес», дилемма малого
бизнеса и предпринимательства………………………………………………….
1.2 Организационно-правовые формы малого предпринимательства……..
1.3 Социально-экономическая роль малого бизнеса……………………….
1.4 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса…………………………
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………..
2.1 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации…………………………………………………………
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь……………...
2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………….……...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….........

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 217.12 Кб (Скачать файл)

Анализ развития малого предпринимательства  позволяет нам определить следующие основные тенденции динамики данного сектора:

• рост числа индивидуальных предпринимателей, что обусловлено менее сложной и дорогостоящей процедурой их регистрации в отличие от малых предприятий, меньшей налоговой нагрузкой и более простой системой налогообложения;

• ориентированность предпринимательских структур в основном на торгово-посредническую деятельность;

• неравномерность развития по регионам республики;

• сохранение доли малого предпринимательства в ВВП Республики Беларусь на уровне 7-8 %.

По нашему мнению малый бизнес Республики Беларусь представляет сегодня перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспечении общего экономического роста страны.

 

2.3 Государственная  поддержка малого предпринимательства  в Республике Беларусь

В экономике Республики Беларусь малое предпринимательство занимает важное место. Оно содействует формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, а также приданию белорусской экономике стабильности и динамизма.

Усилия по развитию малого  предпринимательства отражаются в комплексе мер, направленных на упрощение административных процедур, развитие технологий, поддержку внешнеэкономической деятельности.

На формирование малого предпринимательства оказывает влияние государственное воздействие. Несмотря на то, что проблемы становления малого предпринимательства уже длительное время являются предметом пристального внимания научных кругов и общественности, приходится констатировать, что целостная социально-ориентированная модель поддержки малого бизнеса пока еще находится в стадии формирования. В этой связи необходимо отметить такую критически важную черту малого предпринимательства как крайне высокую восприимчивость к внешним воздействиям. У мелких предпринимателей нет той защитной финансово-бюрократической оболочки, характерной для крупных компаний. Поэтому от своевременности формирования целостной, социально-ориентированной модели поддержки малого бизнеса зависит его будущее и будущее занятого в нём населения Республики Беларусь. [20, с. 122]

Помощь государства и  общества малым предприятиям призвана ком-

пенсировать их  природную слабость по сравнению с крупным бизнесом.

Помощь нацелена не на создание каких-либо исключительных условий,

позволяющих получать сверхприбыль, а как раз наоборот - на выравнивание исходных условий конкуренции.

Общепризнанными  направлениями формирования благоприятной  среды для деятельности субъектов  малого бизнеса являются:

1. Законодательные и нормативные  акты, ставящие сферу малого бизнеса в привилегированное положение, защищающие её интересы перед крупным бизнесом и перед административным произволом государственных органов.

2. Налоговые льготы для  разных категорий малого бизнеса,  с особым выделением налогообложения  начинающих предпринимателей. 

3. Создание комплексов организаций инфраструктуры поддержки и

развития малого бизнеса. [24]

Приведём функции государства  по содействию развитию предпринимательства (см. приложение Ю).

Многовековый  спор о роли государства в регулировании  экономических процессов разрешился двумя поставленными практикой глобальными экспериментами, в ходе которых были опровергнуты основные классические; теории. Так, в первом случае концепция А. Смита о свободном рынке, на котором свободно конкурируют между собой независимые друг от друга компании, а роль государства сводится к функциям «ночного сторожа», доказала свою полную несостоятельность, когда привела к экономическому кризису 30-х гг. XX в. стало очевидно, что свободный рынок не является саморегулирующейся системой и не способен решать важнейшие общественные проблемы.

Аналогично несостоятельной  оказалась и марксистская экономическая теория, которая отвергала частную собственность на средства производства как главную причину социального неравенства и эксплуатации человека человеком и обосновывала тотальное государственное регулирование общественного производства. [16, с. 222]

Выделим цели и задачи государственной  поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь (см. приложение Я).

Следуя теории достижения национальной конкурентоспособности М. Портера, государственное регулирование должно ускорить переход от факторной стадии конкуренции к инвестиционной и инновационной. В экономике Республики Беларусь имеются необходимые предпосылки: высокоразвитые промышленность и научная сфера, высококвалифицированные кадры, современная инфраструктура. Наиболее сдерживающим фактором являются медленные темпы внедрения рыночных механизмов, чрезмерное государственное регулирование, ограничение частного предпринимательства с участием как национального, так и зарубежного капитала.

Для реализации данной функции  могут быть использованы различные  средства:

- содействие обновлению  техники, технологии, повышению конкурентоспособности продукции;

- проведение селективной  антимонопольной политики, направленной на сдерживание монополистических устремлений одних предприятий и стимулирование развития других, деятельность которых строится на инновационной основе с четко выраженной социальной направленностью;

- реализация мер по  стимулированию экспорта наукоемкой  конкурентоспособной продукции;

- постепенное регулируемое  открытие белорусского рынка  для иностранных конкурентов при обеспечении роста экспорта, оптимизации структуры импорта и защиты тех производителей, продукция которых не может быть замещена импортной по стратегическим причинам;

- развитие инновационного  маркетинга и менеджмента на  предприятиях;

- кредитное и налоговое стимулирование инновационно развивающихся предприятий. [24]

Увеличение масштабов инновационного предпринимательства ведёт к ускорению темпов роста экономики, увеличению национального богатства, что создаёт благоприятные условия для повышения благосостояния всего населения.

По нашему мнению, выполнение этой функции может быть достигнуто с помощью следующих механизмов:

- передача государственной - собственности потенциально эффективным собственникам;

- формирование законодательной базы хозяйственной жизнедеятельности общества, адекватной социально ориентированной рыночной экономике;

- обеспечение рационального сочетания частной и государственной собственности как основы успешного решения социальных проблем;

- создание эффективной системы социальной защиты населения — условий для реализации творческого потенциала людей на основе подлинной экономической состязательности. [16, с. 230]

Государство может эффективно выполнять свою регулирующую роль в отношении предпринимательства, если руководствуется определенными принципами. К ним можно отнести: научное понимание экономической сущности содержания и роли предпринимательства в развитии экономики страны и материальном обеспечении жизнедеятельности общества; рациональный протекционизм современного цивилизованного предпринимательства; обеспечение органического сочетания экономических и социальных целей; программно-целевое регулирование; гарантированность государственной поддержки; многообразие форм предпринимательской деятельности; разделение и кооперация между государственной, региональной и местной властью.

По нашему мнению, эти инструменты позволят устранить факторы и тенденции, сдерживающие развитие малого предпринимательства.

Создание благоприятных  условий для предпринимательской  деятельности является одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь.

Раскрепощение деловой инициативы и творческого потенциала граждан  способствует формированию развитой конкурентной среды, внедрению новых производственных и управленческих технологий, развитию инновационной деятельности, созданию новых рабочих мест, насыщению  рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни.

Мы заметили, что в последние годы в социально-экономическом развитии Республики Беларусь произошли очевидные позитивные изменения в области определения правил ведения бизнеса, направленные на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности нашего государства.

Последовательно реализуются меры по либерализации условий осуществления хозяйственной деятельности, устранению излишнего вмешательства государственных органов в деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, упразднению необоснованных административных барьеров для развития деловой инициативы. Новое значение приобретает диалог власти и бизнеса по выработке решений в сфере развития экономики и стимулированию деловой активности.

Со стороны государства требуется  принятие комплекса мер, которые  могли бы существенно поднять роль предпринимательства, реально повысить его вклад в формирование темпов экономического роста, обеспечение высокой эффективности функционирования белорусской экономики на основе максимального использования частной инициативы.

Не случайно одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь в предстоящем пятилетии является развитие человеческого потенциала, инициативы и предпринимательства. Это означает формирование полноценного партнерства частной и государственной форм собственности, что достигается совершенствованием делового климата для всех субъектов предпринимательской деятельности (государственных и частных, отечественных и иностранных) и в конечном итоге – созданием безбарьерной деловой среды.

Главный принцип в этой сфере: конкуренция – везде, где возможно, государственное регулирование – там, где необходимо.

В целях дальнейшего повышения  конкурентоспособности экономики  Республики Беларусь и создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития нужно прежде всего:

1. Обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности.

2. Принимать самые серьезные меры по защите и развитию частной собственности. Создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности,

3. Ликвидировать излишние административные барьеры при взаимодействии между государственными органами и юридическими лицами, гражданами. Для этого:

4. Завершить гармонизацию налоговой системы Республики Беларусь с действующими в европейских странах. Придать налоговому законодательству характер, стимулирующий добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу. Расширить применение в Республике Беларусь международных стандартов в бухгалтерском учете, радикально сократить финансовую отчетность.

5. Придать контрольной деятельности предупредительный характер, перейти к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности.

6. Усовершенствовать инфраструктуру и систему финансирования малого предпринимательства в целях активизации предпринимательской деятельности и обеспечения эффективной поддержки предпринимательства (правовой, организационной и финансовой), особенно на этапах начала и становления собственного дела. Сформировать экономические стимулы к участию в развитии бизнес-среды субъектов предпринимательской деятельности частной формы собственности, общественных объединений, в том числе предпринимательских союзов (ассоциаций).

7. Исключить излишнее регулирование рынка труда.

8. Сформировать правовую базу, стимулирующую развитие в Республике Беларусь механизмов государственно-частного партнерства.

9. Обеспечить однозначное правовое регулирование и стабильность законодательства, повысить качество подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. [30]

По нашему мнению, совершенствование законодательства по поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь позволит:

- снизить налоговую нагрузку  на субъекты малого и среднего  предпринимательства, упростить налоговое администрирование;

- сократить количество  административных процедур, осуществляемых  государственными органами и  организациями в отношении юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, а также упростить их;

- расширить права субъектов  малого и среднего предпринимательства  в установлении свободных цен  (тарифов) на товары, продукцию  (работы, услуги);

- законодательно установить  объёмы участия субъектов малого  предпринимательства в обеспечении государственных закупок товаров (работ, услуг);

- обеспечить заключение  международных соглашений о взаимном  признании сертификатов и стандартов на товары (работы, услуги). [20]

Мы пришли к следующему выводу: оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства будет способствовать расширению их доступа к финансовым ресурсам, что  позволит таким субъектам увеличить объёмы производства продукции, товаров (работ, услуг), а также стимулировать выпуск экспортоориентированной, импортозамещающей и энергосберегающей продукции, создание новых рабочих мест. Реализация мероприятий по повышению эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства будет содействовать развитию системы комплексной поддержки субъектов малого предпринимательства, формированию доступной каждому предпринимателю информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, клиентах, состоянии рынка и другие.

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь