Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:45, курсовая работа
Данная работа посвящена наиболее активной части населения любого государства – предпринимательству. Во многом благодаря ему, благосостояние нации за последние годы не упало до крайне низкого уровня. Обеспечивая себя и свою семью, предприниматель поддерживает и других: своих работников – заработной платой, государственный бюджет (а, значит, и всех своих соотечественников) – налоговыми платежами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ..........................................................................................................
1.1 Сущность и содержание понятия «малый бизнес», дилемма малого
бизнеса и предпринимательства………………………………………………….
1.2 Организационно-правовые формы малого предпринимательства……..
1.3 Социально-экономическая роль малого бизнеса……………………….
1.4 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса…………………………
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………..
2.1 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации…………………………………………………………
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь……………...
2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………….……...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….........
Мероприятия по развитию производственной кооперации и партнёрства в промышленности между крупными и малыми субъектами хозяйствования направлены на расширение кооперационных связей между указанными субъектами в изготовлении (поставке) отдельных узлов и деталей, выполнении работ и оказании услуг.
Развитие производственной кооперации между крупными и малыми субъектами хозяйствования позволит крупным организациям достичь снижения своих затрат, оптимизировать производственные ресурсы, обеспечить конкурентоспособность производства, сохранить большую гибкость производства к изменению спроса. Малые организации получат заказы на производство продукции для крупных организаций, что обеспечит гарантированный её сбыт. [8]
Реализация мероприятий
по совершенствованию системы
Результатом развития международного сотрудничества должен стать: рост экспортного потенциала субъектов малого предпринимательства; увеличение количества совместных и иностранных организаций; активизация внедрения прогрессивных технологий; обновление основных фондов; расширение номенклатуры производимой продукции; повышение международного авторитета страны.
Данные мероприятия направлены на развитие малого предпринимательства в сферах производства и оказания услуг, на развитие предпринимательства в малых и средних городских поселениях, сельской местности. Мероприятия направлены на активизацию инвестиционной, инновационной и экспортной деятельности в сфере малого предпринимательства. Всё вышеперечисленное способствует формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, а также приданию экономике Республики Беларусь стабильности и динамизма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малый бизнес во второй половине текущего столетия стал наиболее динамичной частью предпринимательства во многих странах мира. Правительство республики рассматривает малый бизнес как питательную среду для роста национальной экономики.
Малое предпринимательство выполняет ряд важных функций. Во-первых оно обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создаёт глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, оно способно не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвёртых оно создаёт ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.
Особую роль предпринимательство играет в переходной экономике. С одной стороны, перераспределение ресурсов их неэффективных отраслей в отрасли, где ресурсы используются более эффективно, невозможно без создания нового частного сектора. Развитие нового частного сектора является одним из основных источников долговременного экономического роста. С другой стороны, рыночная реструктуризация предприятия связана с высвобождением избыточной рабочей силы. Частный сектор поглощает эти излишки, создавая новые рабочие места, формирую рыночную ментальность, пополняя доходную часть бюджета и сглаживая остроту социальных проблем. Частный бизнес – это новые знания и технологии, новые возможности и прибыли. Поэтому политика стабильных и неизменных «правил игры» и низких барьеров входа на рынок является приоритетной в период создания новой экономической системы.
Развитие малого бизнеса
в различных странах
Развитые государства стараются поощрять малый бизнес, так как он способен обеспечить страну новыми рабочими местами, является гарантом социальной стабильности, обеспечивает более 50% ВВП, создаёт благоприятные условия для функционирования крупных предприятий, обеспечивает до 95% инноваций и нововведений. Реализация политики зарубежных стран в отношении малых предприятий распределена, как правило, между несколькими министерствами или между специальными отраслями внутри министерств.
В настоящее время малый бизнес в Республике Беларусь испытывает трудности. Они связаны, в первую очередь, с малой продуманностью национальной политики в области малого бизнеса. Как и несколько лет назад проблемы у белорусских предпринимателей всё те же – высокие ставки налогов и частые изменения в налоговой отчётности, проверки контролирующих органов и давление со стороны местных властей. Сложны и дорогостоящи процедуры регистрации, лицензирования и получения сертификатов. Одним из наиболее деструктивных факторов в развитии малых предприятий является отсутствие уверенности их руководителей в завтрашнем дне. Из этого всего можно сделать вывод, что малый бизнес нуждается в улучшении со стороны государственной поддержки. Через упрощение системы налогооблажения, финансовую поддержку малых предприятий, снижение проблем, связанных с сертификацией и получением лицензий, уменьшение количества разнообразных проверок можно добиться реального роста малого бизнеса в Республике Беларусь, а это – ещё одна ступень на пути в рыночную экономику.
Активизация
частной предпринимательской
Для стимулирования развития частного сектора в Республике Беларусь мы рекомендуем: упростить процедуры регистрации и ликвидации предприятий путём введения уведомительного принципа регистрации, установления низких размеров уставного фонда и обеспечения права свободного выбора видов экономической деятельности; определить единый перечень документов для регистрации; внести изменения в Налоговый кодекс, упрощающие систему налогообложения и снижающие налоговую нагрузку на предприятия; упростить порядок сертификации; активизировать систему государственной поддержки предпринимательства путём оказания содействия местным властям в создании инфраструктуры, а также поддержки консультационных и информационных услуг в сфере бизнеса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алейников, А.Н.
2. Балашевич, М.И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт: учеб. пособие / М.И. Балашевич. - Мн.: НКФ Экоперспектива, 1995. – 144 с.
3. Балашевич, М.И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие / М.И. Балашевич, Т.П. Быкова. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 231 с.
4. Балашевич, М.И. «Малый бизнес Республики Беларусь в контексте
международного опыта» // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития IX Международная научная конференция. Минск 16-17 октября 2008 г.
5. Белецкая, З.С. Малых не надо обижать // Национальная экономическая газета. - 2003. - 3 июня (№41). - С. 20.
6. Быкова, Т.П. Субконтрактация как фактор стратегии экономического развития Республики Беларусь // Белорусский экономический журнал.- №2. - 2008. - С.12-17.
7. Вербитская, Н. Время перемен для малого бизнеса // Экономика Беларуси. - 2009. - №1.
8. Германович, Г.И. Малое
предпринимательство в
9. Гербер, Майкл Э. Малый бизнес? Иллюзии к успеху. Возвращение к мифу предпринимательства: Пер. с англ. - М.: Олимп-Бирис, 2005.
10. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: учеб. пособие / Г.М. Гукасьян. - 3-е изд., доп.- М.: ИНФРА_М, 2006. - 198 с.
11. Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 – 2012 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721 //http://www.pravo.by/Web
npa/text.asp?RN=C20901721#Заг_
правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2002. – Дата доступа: 27.11.2012.
12. Гринберг, Р.С. Государственная
поддержка малого
13. Лемешевский, М.И. Микроэкономика. Социально-экономический аспект: учеб. пособие / И.М. Лемешевский. - 3-е изд, доп. и перераб. Минск: ФУ АИНФОРМ, 2006. – 510 с.
14. Малое предпринимательство в Республике Беларусь. 2011. Статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь, Мн. – 2011 г.
15. Маненюк, Т.М. Тотальная опека // Белорусский рынок. - 2003. - 9 августа (№43). - С.11-15.
16. Микро- и макрорегулирование экономики в условиях перехода к рынку / М.В. Научитель, Б.В. Сорвиров, Е.П. Цыбина и др. - Мозырь: РИФ «Белый ветер»,1999. - 300с.
17. Науменко, Б.Н. Малый бизнес: Теория и практика развития / Б.Н. Науменко. - Мн.: Мисанта,1996. - 346 с.
19. Основные показатели деятельности микроорганизаций и малых организаций Республики Беларусь за 2011 год: статистический бюллетень. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Мн., 2012.
20. Поддержка малого бизнеса как фактор активизации предпринимательской деятельности в регионах. Современные финансовые и иные механизмы». Справочно-аналитический материал / Бадей Г.П., Быкова Т.П., Наумович Н.К., Невиак Свен-Олаф, Тарасевич Ж.К., Шерснева С.П.. - Минск, 2010. - 180 с.
21. Развитие малого предпринимательства
в Беларуси // [Электронный ресурс] : Официальный
сайт Президента Республики Беларусь.
- Режим доступа: [http://www.president.gov.by/
22. Республика Беларусь в цифрах // Статистический сборник. - Мн.: Главное управление статистики и анализа Республики Беларусь. - 2005 г.
23. Республика Беларусь в цифрах // Статистический сборник. - Мн.: Главное управление статистики и анализа Республики Беларусь. - 2008 г.
24. Семёнов, Б.Д. Перспективы
развития малого бизнеса (
25. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь// Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - № 11. - 2008 г. - С.58-59.
26. Тэмпан, Л.Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран. Учебн. пособие / Под ред. В.А. Швандара. - М.: Юнита-Дана, 2001. - 287 с.
27. Федорова, А. О роли малого бизнеса/А.О. Федорова//Национальная
газета. - 2007. - 12 июня. - С.5.
28. Чубрик, М. Влияние институциональной среды на развитие бизнеса в странах с переходной экономикой // Эковест .- № 4. - 2004. - С. 15.
29. Директива Президента Республики Беларусь 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской
инициативы и стимулировании деловой
активности в Республике Беларусь»// [Электронный
ресурс] : Национально-правовой интернет
портал Республики Беларусь. - Режим доступа:
[http://www.pravo.by/main.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ФУНКЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
Функция малого бизнеса |
Характеристика |
1. Общеэкономическая |
• Основная функция. Обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства. |
2. Ресурсная |
• Важнейшая функция. Развитие
предпринимательства |
3. Творческо-поисковая |
• Инновационная функция. Связана с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности. |
4. Социальная |
• Проявляется в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои таланты и возможности. Более проявляется в формировании нового слоя людей – предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело. |
5. Организаторская |
• Важнейшая функция. Проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и так далее. Особенно чётко проявляется в быстром развитии малого предпринимательства, в создании народных предприятий. |
Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь