Межбюджетные отношения и их роль в перераспределении финансовых ресурсов в Волгоградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 10:48, дипломная работа

Краткое описание

В работе хотелось бы подробно рассмотреть все основные особенности межбюджетных отношений, проанализировать их роль в перераспределении финансов. Максимально осветить важнейшие из них и уяснить сущность каждой проблемы является целью исследования.
Для достижения этой цели необходимо будет выполнить ряд задач:
• выявить важнейшие проблемы, с которыми сталкиваются при исследовании данного явления – межбюджетных отношений и трансфертов;
• проанализировать данные проблемы с точки зрения институтов современной экономики и современных бюджетных отношений;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы межбюджетных отношений 6
1.1. Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы 6
1.2. Межбюджетные отношения: понятие, сущность и
Особенности 19
Глава 2. Анализ бюджета и межбюджетных отношений в Волгоградской области 24
2.1. Общая характеристика экономического положения Волгоградской области 24
2.2. Региональные финансы Волгоградской области 32
2.3. Необходимость реформирования региональных финансов Волгоградской области 36
Глава 3. Пути преодоления проблем при формировании бюджета и развитии межбюджетных отношений 50
3.1. Совершенствование системы межбюджетных отношений 50
3.2. Пути укрепления финансовой самостоятельности субъектов РФ 56
3.3. Повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов 66
Заключение 75
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 7.95 Мб (Скачать файл)

обеспечение предсказуемости  межбюджетных отношений на среднесрочную  перспективу;

формирование стабильных условий, обеспечивающих большую самостоятельность  местных бюджетов в решении вопросов местного значения, повышение ответственности при финансировании соответствующих полномочий органов местного самоуправления;

формирование системы  стимулирования органов местного самоуправления к эффективному управлению, направленному  на стабильный рост доходной базы местных  бюджетов и повышение эффективности бюджетных средств;

повышение качества налогово-бюджетной  политики в муниципальных образованиях;

снижение уровня дотационности  муниципальных образований;

повышение качества оказываемых  бюджетных услуг, расширение перечня  оказываемых жителям бюджетных услуг, востребованных населением.

7) в области повышения  публичности государственного и  муниципального сектора экономики:

эффективное использование  механизма обратной связи с населением для оценки работы учреждений бюджетной  сферы и требований, предъявляемых жителями к бюджетным услугам;

обеспечить публичности  экономической и финансовой политики в Волгоградской области.

Структурный эффект от реализации реформирования состоит в:

установлении стандартов качества предоставляемых бюджетных услуг и приведении в соответствие с данными стандартам качества предоставляемых бюджетных услуг;

оптимизации структуры  расходов областного бюджета Волгоградской  области, обеспечивающей сокращение неэффективных  бюджетных расходов и усиление взаимосвязи  осуществляемых расходов с достижением конкретных конечных результатов;

формировании и реализации наряду с областными целевыми программами  ведомственных целевых программ, как нового элемента в системе  программно-целевого бюджетирования;

сокращении дифференциации в обеспеченности муниципальных образований объектами инженерной и социальной инфраструктуры;

повышении эффективности  трудозатрат при разработке и  внедрении новых информационных технологий.

Экономический эффект от реализации реформирования будет выражаться в:

увеличении доходной базы бюджета Волгоградской области  за счет активизации инвестиционной деятельности, использования долговой политики для привлечения инвестиционных ресурсов на реализацию инфраструктурных проектов, развития малого предпринимательства, повышения эффективности использования государственной собственности в рыночных условиях;

сокращении неэффективных  или низкоэффективных бюджетных  расходов, кредиторской задолженности  областного бюджета и бюджетных  учреждений, государственных унитарных предприятий Волгоградской области;

сокращении потерь, связанных  с предоставлением необоснованных льгот, отсроченных и рассроченных платежей.

Таким образом,  можно  сказать, что одной из важнейших  составных частей финансовой системы  государства являются региональные финансы, которые обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Финансовой базой региона является его бюджет. Кроме того, можно также сделать вывод о том, что в настоящее время в Волгоградской области назрел процесс реализации реформирования региональных финансов и как следствие межбюджетных отношений.

 

Глава 3. Пути преодоления  проблем при формировании бюджета  и развитии межбюджетных отношений

3.1. Совершенствование системы межбюджетных отношений

 

Развитие системы межбюджетных отношений предполагает проведение на региональном и местном уровнях самостоятельной бюджетно-налоговой политики. Ее основной целью должно стать создание условий для формирования местных бюджетов, позволяющих обеспечить равный доступ к получению государственных и муниципальных услуг на всей территории региона.

Основой для формирования новой системы межбюджетных отношений  должно быть формирование двух уровней  местных бюджетов (районного и поселенческого); определение перечня собственных полномочий органов власти; введение субвенций на делегированные государственные полномочия; долгосрочное закрепление доходов за бюджетами всех уровней; использование принципа объективности при выравнивании бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов; введение «отрицательных трансфертов»; установление института временной финансовой администрации21.

Отсюда следует, что  действовавшая система не адекватна  условиям нового федерального законодательства по вопросам местного самоуправления и предполагает разработку методических основ оказания финансовой помощи местным бюджетам.

Региональная система  горизонтального выравнивания доходной части местных бюджетов должна выполнять  следующие функции с набором  следующих инструментов:

- стимулирование развития  налоговой базы - нормативы отчислений  от налогов;

- обеспечение финансовых  возможностей из фондов: регионального  фонда финансовой поддержки поселений  (РФФПП), регионального фонда финансовой  поддержки муниципальных районов (городских округов) (РФФПМР), районного фонда финансовой поддержки поселений (районный ФФПП);

- выполнение приоритетных  задач через создание фонда  муниципального развития (РФМР), фонда софинансирования социальных расходов (РФССР), фонда реформирования муниципальных финансов (РФРМФ)22.

- распределение средств  между различными инструментами  финансовой помощи - органы власти субъекта РФ формулируют цели, на достижение которых направлена передача финансовых средств из бюджета субъекта РФ в местные бюджеты посредством межбюджетного регулирования (обеспечение местных органов власти средствами на исполнение переданных им федеральных и региональных полномочий, выравнивание бюджетной обеспеченности, стимулирование деятельности местных органов власти в том или ином направлении; проведение активной экономической политики);

- обязательная передача  по единым и (или) дифференцированным  нормативам НДФЛ дополнительно не менее 10% от доходов по налогу в консолидированном бюджете субъекта РФ; использование только единых нормативов от собственных налоговых доходов (кроме НДФЛ) для муниципалитетов одного типа (по городским образованиям норматив определяется как сумма закрепленных за поселением и районом), что сокращает возможности органов власти субъекта РФ по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Поэтому субъектам РФ, для которых характерен большой разброс подушевых бюджетных доходов муниципалитетов по местным и закрепленным налогам, следует с большей осторожностью определять максимально возможные единые нормативы отчислений; средства на выравнивание бюджетной обеспеченности местным бюджетам предоставляются через фонды финансовой поддержки, при этом субъекты РФ могут делегировать полномочия муниципальным районам по финансовой поддержке поселений;

- использование «отрицательных трансфертов» из бюджетов наиболее обеспеченных бюджетными доходами муниципальных образований - субвенции, перечисляемые в региональные ФФПП и региональные ФФПМР (пороговый уровень установлен не ниже двукратного среднего уровня подушевых расчетных налоговых доходов всех муниципалитетов соответствующего типа, размер изъятия не должен быть более 50% от средств превышения над пороговым уровнем); при обеспечении финансовых возможностей из фондов субъект РФ имеет право выбора варианта выравнивания (выравнивание бюджетной обеспеченности, подушевое выравнивание); распределение средств через любой из фондов должно осуществляться по единой методике и/или исходя из единых для всех муниципальных образований данного типа критериев и условий, установленных законом субъекта РФ (решением муниципального района).

Обычно в рамках межбюджетных отношений рассматриваются методы распределения между муниципалитетами средств фондов выравнивания, фондов компенсаций, фондов развития и т.д. При этом величины самих фондов подлежащих распределению, считаются заданными на основании тех или иных соображений. Поэтому необходимо разработать модель, позволяющую комплексно подойти к проблеме межбюджетного регулирования и установить взаимосвязь между величиной минимальной бюджетной обеспеченности, величиной регионального фонда поддержки муниципальных районов (городских округов) и рассчитать соответствующие им единые для всех муниципалитетов нормативы зачисления в местные бюджеты региональных и федеральных налогов. Аналогичная методика применяется к расчету форм финансовой помощи бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов.

Модель имеет следующие  особенности23:

1. Определяется наилучшее  соотношение между величиной  средств, передаваемых муниципалитетам  на долговременной основе и величиной средств перераспределяемых ежегодно в целях выравнивания.

2. Рассчитываются единые  нормативы отчислений от федеральных  и региональных налогов. При  этом находится такое решение,  при котором достигается максимальное значение суммы бюджетных обеспеченностей муниципальных образований.

Описанный метод может  быть использован для формирования межбюджетных отношений в условиях двух уровневой системы местного самоуправления. Он позволяет найти такую структуру межбюджетных отношений, при которой как можно большая величина доходов закрепляется за муниципалитетами на долгосрочной основе, или, что то же самое, при котором минимизируется величина фонда финансовой поддержки муниципальных образований. При таком межбюджетном устройстве максимальное количество муниципальных образований будет получать доходы, достаточные для выполнения установленных Законом расходных полномочий, из источников, закрепленных на долгосрочной основе.

В модели используется следующий  алгоритм расчетов, определяющийся в зависимости между долей поступающей в виде отчисления от налогов и минимальной бюджетной обеспеченностью.

Шаг 1: для каждого значения доли средств, передаваемых в бюджеты  муниципалитетов через отчисления от федеральных и региональных налогов, определяются нормативы отчислений от налогов таким образом, чтобы обеспечить наибольшее значение суммы бюджетных обеспеченностей муниципалитетов. При заданных нижних и верхних границах нормативов отчислений и общем объеме средств, передаваемых в бюджеты муниципальных образований отчисления от федеральных и региональных налогов, эта задача решается методом линейного программирования.

Шаг 2: после определения  нормативов отчислений от налогов определяется величина фонда финансовой поддержки муниципальных образований и рассчитываются дотации.

Шаг 3: определяется суммарная  бюджетная обеспеченность муниципальных образований (после выравнивания) и значение минимальной бюджетной обеспеченности.

Шаг 4: в результате расчетов определяется зависимость между  долей средств межбюджетного регулирования, закрепляемых на долговременной основе и уровнем минимальной бюджетной обеспеченности в регионе. Рассматривая различные соотношения между величиной средств передаваемых в бюджеты муниципалитетов через отчисления от федеральных и региональных налогов и величиной фонда дотаций и выполняя шаги (1), (2) и (3), определяем такую наименьшую величину этого фонда, при которой для всех муниципалитетов достигается (после выравнивания) минимально необходимая бюджетная обеспеченность. Таким образом, находится баланс между предоставлением бюджетной самостоятельности муниципалитетам путем закрепления за ними средств на долговременной основе и обеспечением минимально приемлемого уровня бюджетных услуг в депрессивных муниципальных образованиях.

Параметры модели:

- общий объем средств  межбюджетного регулирования (средства, передаваемые через регулирующие налоги, плюс средства, перечисляемые в виде трансфертов)

- индексы бюджетных  расходов

- индексы налогового  потенциала муниципальных образований

- соотношение между различными видами трансфертов (в модели фонд трансфертов разбивается на две части. Одна часть идет на пропорциональное подтягивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов до некоторого заданного уровня. Вторая часть используется для повышения бюджетной обеспеченности самых бедных муниципалитетов. Соотношение между двумя частями фонда определяется, исходя из анализа степени дифференциации налоговой обеспеченности муниципальных образований. Возможен также расчет величины дотаций на подушевой основе. Модель позволяет рассчитывать отрицательные трансферты, изымаемые у муниципальных образований, чья бюджетная обеспеченность существенно – например, в 2 раза - превышает пороговый уровень).

- верхние и нижние  границы нормативов регулирующих  налогов (нижние границы – это доли федеральных и региональных налогов, закрепленные за местными бюджетами федеральным и региональным законодательством. Верхние границы отчислений от регулирующих налогов в общем случае равны 100%, но могут быть уменьшены по усмотрению финансовых органов региона)24.

Таким образом, для совершенствования  системы межбюджетных отношений необходимо передавать финансовые средства в бюджеты муниципальных районов (городских округов) либо в виде трансфертов из фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), либо через отчисление долей от федеральных и региональных налогов, подлежащих зачислению в региональный бюджет. При этом должны быть созданы стимулы для развития экономически перспективных муниципальных районов (городских округов) и одновременно обеспечен приемлемый уровень бюджетной обеспеченности для депрессивных.

 

3.2. Пути укрепления финансовой  самостоятельности субъектов РФ

 

В рамках решения задачи укрепления финансовой самостоятельности  субъектов Российской Федерации, необходимо обеспечить стабильность налогового законодательства и межбюджетных отношений в Российской Федерации в целях осуществления достоверного и объективного среднесрочного бюджетного планирования.

В настоящее время  Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен ряд норм, обеспечивающих стабильность региональных и муниципальных финансов. К ним, в частности, относятся разграничение поступлений в бюджеты разных уровней от федеральных налогов и сборов и необходимость внесения изменений в законодательство, в том числе в закон о бюджете, в случае изменения расходных обязательств в течение года. Кроме того, установлено, что прогнозируемость объема Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год достигается путем индексации объема Фонда в текущем финансовом году на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен).

Информация о работе Межбюджетные отношения и их роль в перераспределении финансовых ресурсов в Волгоградской области