Международная трудовая миграция: состояние и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Международная миграция населения представляет собой многостороннее явление, которое так или иначе влияет на все общественные сферы: экономику и политику, идеологию и религию. Раньше миграция населения была представлена в основном военными переселениями, кочевничеством, перемещением людей вследствие колонизационного процесса. Именно благодаря миграции произошло расселение человека по земному шару. Облик современного мира представляет собой иллюстрацию результатов миграционных процессов. Сейчас же главная роль в международном миграционном процессе принадлежит трудовой миграции.
Процесс миграции трудовых ресурсов все больше волнует мировое сообщество своей многосторонностью, непредсказуемостью, обширными позитивными и негативными экономическими, социальными и политическими последствиями. Так что актуальность данной темы очевидна.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИИ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие и причины международной трудовой миграции и история ее развития 5
1.2. Основные виды и формы международной трудовой миграции 7
1.3. Регулирование международной трудовой миграции на национальном и международном уровнях 9
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ, ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ 18
2.1. Направления перемещения трудовых ресурсов и формирование международных центров 18
2.2. Позитивные и негативные последствия международной трудовой миграции 22
2.3. Современные тенденции развития международной трудовой миграции 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ А 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 272.14 Кб (Скачать файл)

Мировым сообществом признано необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Признается приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются [2, с. 222].

Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает в себя: двусторонние и многосторонние  международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав; деятельность международных экономических организаций [12, с. 342].

Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит Международной организации труда (МОТ), имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 году. Целями МОТ, согласно уставу,  являются достижение всеобщего мира «на основе социальной справедливости» и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени, охраны труда, безопасности иммигрантов и т. п. [4, с. 70] Основная цель МОТ сегодня – расширение возможностей женщин и мужчин для получения достойной и продуктивной занятости в условиях свободы, справедливости, стабильности и уважения человеческого достоинства. Среди задач Организации имеются следующие: защита трудящихся-мигрантов; равноправие граждан страны и иностранцев в области социального обеспечения; сохранение прав трудящихся-мигрантов. Нормы МОТ содержат не только перечисление прав мигрантов, но и обязанности социальных служб стран иммиграции [22].

Международная организация по миграции (МОМ), созданная в 1951 году, является ведущим межправительственным учреждением в области миграции, она тесно взаимодействует с правительственными, межправительственными и неправительственными организациями. Задача МОМ – содействовать гуманизации и упорядочению процессов миграции ради всеобщего блага. Для решения этой задачи МОМ оказывает услуги и предоставляет консультации правительствам и мигрантам. Мероприятия МОМ направлены на содействие развитию международного миграционного законодательства, организацию дискуссий и подготовку рекомендаций по вопросам миграционной политики, защиту прав мигрантов, решение вопросов здравоохранения и защиты прав женщин в связи с процессами миграции. В функции МОМ входит также способствование перемещению семей иммигрантов [21].

Помимо МОТ и МОМ, на международном уровне также действует Комиссия ООН по народонаселению, которая из имеющегося фонда субсидирует национальные программы в области миграции населения. Во Всемирной организации здравоохранения есть служба, которая занимается разработкой специальных норм по физическому состоянию трудящихся-мигрантов и их семей, в ЮНЕСКО – служба, которая разрабатывает и реализует программы в области образования трудящихся-мигрантов и членов их семей [12, с. 336].

На межгосударственном уровне странами-участницами ОЭСР создана служба СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений. Межправительственный комитет по вопросам миграции создан в регионе Западной Европы. При Комиссии Европейского союза по делам проживающих на его территории выходцев из третьих стран создан Форум мигрантов, объединяющий представителей свыше 110 ассоциаций иммигрантов. Его первоочередная задача – контроль за обустройством жизни мигрантов в странах поселения [5, с. 187].

Мигранты, недовольные своим положением, создают различные объединения. Так возникло движение европейских ассоциаций иммигрантов с исполнительным органом Советом европейских ассоциаций иммигрантов (СЕАИ). В него входят представители 2500 организаций и групп, объединяющих иммигрантов по происхождению и проживанию [9, с. 294].

Одним из важных методов наднационального регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть дву- и многосторонними. С конца XIX века заключались двусторонние конвенции, регулирующие въезд и выезд, а также положение переселенцев. Основная цель соглашений состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики [17, с. 104].

Таким образом, различные нормативно-правовые, организационные, финансовые механизмы регулирования, созданные на глобальном, региональном и национальном уровнях, позволяют постепенно ослаблять остроту в сфере международной трудовой миграции и нормализовать миграционные потоки.

Итак, приведем основные выводы по главе. Международная трудовая миграция – сложное социально-экономическое, демографическое и политическое явление, предусматривающее переселение трудоспособного населения из одних стран в другие сроком более года. Как правило, причины миграции трудовых ресурсов носят экономический характер; они связаны со страновыми различиями в уровнях заработной платы, жизни, социального обеспечения; с состоянием национальных рынков труда. К причинам неэкономического порядка относятся политические, религиозные, расовые, военные, семейные и другие условия, ведущие к миграции.

Миграция существует с древнейших времен. Она сыграла решающую роль в расселении человечества по земному шару, в образовании рас и народов. Миграция развивалась при рабовладельческом строе, в эпоху феодализма, при становлении капитализма. На разных этапах она отличалась масштабами, формами и последствиями, но всегда сохраняла свое значение в развитии общества.

Трудовая миграция является подвидом экономической миграции. Единой общепризнанной классификации миграции населения на данный момент не существует. Прежде всего, выделяют три формы миграции: эмиграция, иммиграция и реэмиграция. Обычно выделяют различные виды миграции в соответствии с долговременностью перемещения, правовым статусом миграции, территориальным охватом, направлением, мотивами перемещения, способом реализации, целями миграции населения.

Сегодня существует система государственного и межгосударственного регулирования трудовой миграции. Миграционная политика страны осуществляется специальными государственными органами и подразделяется на эмиграционную и иммиграционную. Иммиграционная политика обычно ставит цель ограничения притока иностранной рабочей силы: устанавливается иммиграционная квота, разрабатывается сложная система ограничений, используется селективный подход при регулировании иммиграции. Новой мерой стало оказание экономической помощи странам-экспортерам рабочей силы для стимулирования реэмиграции. Цель эмиграционной политики заключается в обеспечении эмигрантам соответствующего жизненного уровня за рубежом, сокращении безработицы за счет оттока трудовых ресурсов, стимулировании поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов. Цель миграционной политики Беларуси – привлечение трудящихся-иммигрантов.

В мировом сообществе необходимо придерживаться определенных стандартов в области международной трудовой миграции. С этой целью сегодня действуют специальные международные организации. Первое место среди них принадлежит Международной организации труда. Также существенную роль играют Международная организация по миграции, Комиссия ООН по народонаселению, организации регионального уровня (Система постоянного наблюдения за миграцией стран ОЭСР, Форум мигрантов при Комиссии ЕС) и другие. Важным методом международного регулирования миграции являются международные соглашения, которые вводят количественные ограничения в процесс трудовой миграции. В итоге все меры национального и межгосударственного регулирования миграции позволяют в определенной степени контролировать перемещения рабочей силы.

 

Глава 2

Современное состояние международной трудовой миграции, ее последствия и перспективы

2.1 Направления  перемещения трудовых ресурсов  и формирование международных  центров

Направления международной миграции рабочей силы непрерывно изменялись в процессе смены экономических условий. Точно установить структуру основных направлений миграции достаточно сложно в силу отсутствия достоверной статистики международного переселения и широкого развития нелегальной миграции [5, с. 220].

В настоящее время многомиллионная миграция превратилась в постоянно действующую составляющую мирового хозяйства. Почти все страны мира участвуют в международном обмене трудовыми ресурсами в качестве импортеров и экспортеров рабочей силы. Согласно официальным данным Мирового банка, в 1960 г. в мире насчитывалось около 3,2 млн. трудящихся-мигрантов, к началу 1995 г. – более 35 млн., в 2010 г. – более 200 млн. А если учесть членов их семей, рабочих-фронтальеров (ежедневно пересекающих границу), нелегальных мигрантов, общую численность можно считать в 4-5 раз больше [2, с. 294].

При этом около 60% международных мигрантов – выходцы из развивающихся стран и примерно 2/3 из них выезжают в промышленно развитые страны. Вместе с тем появляются новые центры притяжения иностранных рабочих, возрастает перелив рабочей силы между самими развивающимися странами, идет перемещение из более развитых стран в менее развитые (чего не наблюдалось ранее) [5, с. 223].

Основными центрами притяжения мигрантов из других стран являются следующие страны и регионы.

1) Первый центр притяжения  мигрантов сложился в Западной  Европе. Основную часть иммигрантов  принимают такие страны, как Германия, Франция, Англия, а также страны  Бенилюкса, Швеция и Швейцария [15, с. 104]. Развитые западноевропейские страны притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР, арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, бывших африканских колоний западноевропейских государств. В рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами ЕС и унификацию трудового законодательства. Общее количество мигрантов в странах Западной Европы оцениваются аналитиками ООН в более чем 23 млн. человек [17, с. 214].

Германия наиболее привлекательна для рабочей силы из стран Восточной Европы, так как имеет относительно благоприятную экономическую конъюнктуру, сравнительно либеральное иммиграционное законодательство, а также устоявшиеся механизмы привлечения иностранцев на внутренний рынок труда, сложившиеся в последние десятилетия. В настоящее время в ФРГ проживает приблизительно 5 млн. иностранцев, что составляет около 7% численности населения страны [23].

Во Франции насчитывается свыше 4 млн. иммигрантов, т.е. около 7% населения страны. Законодательные акты довольно жестко регламентируют пребывание иммигрантов во Франции. Однако до 10 тыс. человек в год все же принимают на работу по просьбе фирм, организаций, предприятий, а также муниципалитетов. Подпольные иммигранты составляют львиную долю рабочей силы “теневой” экономики, годовой оборот которой оценивается во Франции приблизительно в 250 млрд. франков в год, что сопоставимо с оборотом такой отрасли, как сельское хозяйство [24].

За последнее время в странах Европы изменилась структура занятости рабочих-иммигрантов. Произошло значительное снижение занятости иностранцев в сталелитейной промышленности, металлообработке, автомобилестроении. В то же время доля иностранных рабочих возросла в сфере услуг. За последние 10 лет число иммигрантов, работавших в торговле, увеличилось на 50 %. Немецкие гиганты IBM Deutschland, Digital Eguipment и  Simens-Nixdorf  с начала 90-х годов все активнее привлекают для работы высококвалифицированных специалистов по компьютерным технологиям из России, Восточной Европы, Индии [7, с. 59].

Сокращение численности и старение населения, изменение пропорций между его трудоспособной и нетрудоспособной частями характерны для многих развитых стран. Ожидается, что в ближайшие 50 лет население ЕС уменьшится примерно на 12%. Каждый шестой житель ЕС старше 65 лет, в возрастной группе 65-69 лет лишь 10% продолжают работать. В результате сокращается численность экономически активного населения. В настоящее время иммиграция обеспечивает в развитых странах свыше половины демографического прироста, в том числе в Европе – около 90%. В 2005 году было подсчитано, что в ближайшие 25 лет для сохранения пропорции между работающими и иждивенцами Европейскому союзу потребуется 159 млн. иммигрантов, иначе ему придется поступиться высоким уровнем и качеством жизни. Однако Европа по-прежнему настроена остановить демографическое наступление Азии и Африки. Прием иммигрантов – дорогостоящая операция. Их надо обеспечить жильем, оказывать социальную поддержку. Возникает опасение появления безработицы среди европейцев [25].

2) Второй центр современной  иммиграции рабочей силы находится  в Северной Америке, а именно  в США и Канаде. Трудовые ресурсы  этого региона исторически сложились  в значительной мере за счет  иммигрантов. Послевоенная иммиграция  в США состояла из нескольких  этапов. Первый представлял мощный  европейский поток, когда в США  из стран Западной Европы въехали 6,6 млн. человек. Второй начался в 1965 г., когда был принят закон, создавший благоприятные условия  для выходцев из Азии и Латинской  Америки. С 1993 г. ведет свой отсчет  третий этап, когда отдается предпочтение  эмигрантам из Европы [15, с. 123].

В настоящее время около 7% населения США являются иммигрантами. Неравномерно распределение иммигрантов по стране – в семи штатах 75% общей численности иммигрантов (на первых местах – Калифорния, Нью-Йорк, Техас, Флорида), что в основном обусловлено двумя факторами: возможностью найти работу и местом, где уже поселились друзья или члены семьи [23].

В качестве важного канала для пополнения человеческих ресурсов в научно-технической сфере рассматривается прием иностранных студентов. В развитых странах сейчас обучаются 1,3 млн. студентов, примерно треть из них приходится на долю США [10, с. 571].

Информация о работе Международная трудовая миграция: состояние и тенденции развития