Механизм установления равновесия. Равновесие, цена и ее функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 15:41, контрольная работа

Краткое описание

Купля и продажа товаров по ценам, приемлемым и для продавцов и для покупателей, имеют место только на основе соглашения между ними, в результате торга. Подобный торг проявляется на свободном рынке в виде взаимодействия спроса и предложения, формирующего рыночную цену. Равенство спроса и предложения на определенный товар в определенное время устанавливает рыночное равновесие. Соответственно равновесная цена – это цена, при которой по каждому данному товару нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате равновесия спроса и предложения, как денежный эквивалент строго определенного количества товара. Основными двигателями уравновешивания спроса и предложения являются устойчивые покупательские вкусы, конкуренция. Любой избыток товара, доставленный на рынок, теснит цену товара вниз к точке равновесия, а дефицит вверх. При изменении спроса или предложения устанавливается другой уровень равновесной цены.

Содержание

Тест 3
Механизм установления равновесия. Равновесие, цена и ее функции. 4
Несовершенная конкуренция: сущность и формы. Виды монополий. 8
Список литературы. 14

Вложенные файлы: 1 файл

для сайта.docx

— 67.84 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

 

  1. Тест                                                                                                                   3  
  2. Механизм установления равновесия. Равновесие, цена и ее функции. 4
  3. Несовершенная конкуренция: сущность и формы. Виды монополий. 8
  4. Список литературы.                                                                                        14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Механизм установления равновесия. Равновесие, цена и ее функции.

 

Купля и продажа товаров по ценам, приемлемым и для продавцов и для покупателей, имеют место только на основе соглашения между ними, в результате торга. Подобный торг проявляется на свободном рынке в виде взаимодействия спроса и предложения, формирующего рыночную цену. Равенство спроса и предложения на определенный товар в определенное время устанавливает рыночное равновесие. Соответственно равновесная цена – это цена, при которой по каждому данному товару нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате равновесия спроса и предложения, как денежный эквивалент строго определенного количества товара. Основными двигателями уравновешивания спроса и предложения являются устойчивые покупательские вкусы, конкуренция. Любой избыток товара, доставленный на рынок, теснит цену товара вниз к точке равновесия, а дефицит вверх. При изменении спроса или предложения устанавливается другой уровень равновесной цены.

На рисунке 2.1 видны все три ситуации, которые возможны на рынке:

 

Рис. 2.1. Ситуации, возможные на рынке

рыночное равновесие (оно достигается при цене Р* и объеме покупок Q*);

  1. избыток товаров (затоваривание), возникающий при рыночной цене выше равновесной цены Р1.
  2. дефицит (недостаток) товаров, возникающий при рыночной цене ниже равновесной цены Р2.

С каждым разом процесс рыночного согласования интересов продавцов и покупателей приводит к формированию объемов продаж и цен, все более близких к равновесному состоянию. На рис.1. ему соответствует точка пересечения кривых спроса и предложения с координатами (Q*, Р*).

К сожалению, эту точку так легко обнаружить лишь в учебнике. В жизни параметры рыночного равновесия приходится нащупывать методом проб и ошибок. Но если процесс формирования рыночных цен протекает без помех, то состояние равновесия будет, в конце концов, рынком достигнуто.

Основные положения теории рыночного равновесия заключаются в следующем:

- при определенном уровне развития  техники стоимость определяется  в точке между предельной общественной  полезностью определенного количества  товаров и предельными общественными  издержками производства этого  количества. Для каждого покупателя  существует верхняя граница величины  спроса на определенный товар, начиная с которой достигается  рубеж насыщения желаний, потребностей. После определенного уровня дальнейшее  увеличение количества приобретаемых  товаров приносит все меньше  радости, удовольствия или, как говорят  экономисты, - полезности. Предельная  полезность – некоторая полезность, которая непосредственно связана  с потреблением каждой дополнительной  единицей блага, полностью удовлетворяющего  его потребность. Предельные издержки – это прирост издержек предприятия, связанный с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, определяемый отношением прироста переменных затрат к вызванному ими приросту произведенной продукции.

- на предельную общественную полезность  оказывают влияние, как определенное  количество всех других продуктов, так и возможности использования  ресурсов, альтернативных используемым в рассматриваемом производстве.

- отсутствие цены равновесия на  одном рынке, даже при сбалансированности  спроса и предложения, вызывает  неравновесие на других рынках.

Основные принципы построения модели рыночного равновесия заключается в следующем:

- основным регулятором в теории  рыночного равновесия является  структура цен равновесия 

- совокупная сумма спроса в  народном хозяйстве по стоимости  всегда равна совокупной сумме  предложения

- продавец услуги или товара, получая  за их реализацию деньги, покупает  на них другие товары и услуги

- предложение порождает собственный  спрос, и они автоматически уравновешиваются.

 

2.2. Устойчивое рыночное равновесие

 

Рыночное равновесие называют устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния в действие вступают рыночные силы, восстанавливающие его. В противном случае равновесие неустойчиво.

На рисунке 2.2. представлена ситуация, когда цена повысилась с P0 до P1. В результате на рынке образуется избыток в размере Q2 - Q1. Существует два взгляда на дальнейшие события: Л. Вальраса и А. Маршалла.

Согласно Л. Вальрасу, избыток вызывает конкуренцию между продавцами. Поэтому для того чтобы привлечь покупателей продавцы начинают снижать цену. При снижении цены объем спроса будет расти, а объем предложения сокращаться до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие. В случае отклонения цены вниз от своего равновесного значения спрос будет превышать предложение. В таком случае конкурировать за дефицитный товар начнут покупатели. Они станут предлагать продавцам более высокую цену, что позволит увеличить предложение. Так будет продолжаться до возвращения цены к равновесному уровню P0. Следовательно, по Вальрасу комбинация P0,Q0 представляет устойчивое рыночное равновесие.

Рис. 2.2. Восстановление равновесия

 

По мнению А. Маршалл, если цена возрастет до P1, то объем спроса сократится до Q1. Такое количество продукции предприниматели согласны предложить по цене P2. Поскольку цена спроса (P1) превышает цену предложения (P2), фирмы получат прибыль, что стимулирует расширение производства и рост предложения. Когда объем предложения достигнет Q0, тогда цена спроса сравняется с ценой предложения, прибыль исчезнет и объем производства стабилизируется. В случае превышения равновесного объема предложения цена спроса окажется ниже цены предложения. В такой ситуации предприниматели понесут убытки, что приведет к сокращению производства до равновесного безубыточного объема. Следовательно, и по Маршаллу точка пересечения кривых спроса и предложения на рисунке представляет устойчивое рыночное равновесие.

По версии Л. Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка - продавцы. Согласно А. Маршаллу, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

Однако два рассмотренных варианта диагностики устойчивости рыночного равновесия приводят к одинаковому результату только в случаях положительного наклона кривой предложения и отрицательного кривой спроса. Когда положения этих кривых не соответствуют «нормальным», оценки устойчивости равновесных состояний рынка по Вальрасу и Маршаллу не совпадают.

Итак, взаимодействие спроса и предложения ведет к формированию рыночной цены, удовлетворяющей и продавцов, и покупателей.

Рыночная цена отражает ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы, как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.

Рыночное равновесие может быть устойчивым и неустойчивым. Устойчивым называют равновесие, когда при отклонении от равновесного состояния в действие вступают рыночные силы, восстанавливающие его.

Цена – это многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия.

Цена – это также сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Известны два основных источника информации по ценам. Первым является наблюдение за изменениями цен тарифов на потребительском рынке. Вторым важным источником информации являются бюджетные обследования как одна из форм выборочного статистического исследования доходов, расходов и потребления населения. На основании этих источников рассчитывается индекс потребительских цен (ИПЦ) (который иногда называют индексом стоимости жизни) по фиксированному набору основных потребительских товаров и услуг.

Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

-индикатор, отражающий политику и конъюнктуру  рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень  конкурентности на рынке и т. д.);

-маркетинговый  регулятор рынка, с помощью которого  осуществляется воздействие на  спрос и предложение, структуру  и емкость рынка, покупательную  способность, оборачиваемость товарных  запасов и т. д. В качестве регулятора  цены позволяют ограничивать  потребление ресурсов и являются  мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет различные функции. Цена:

- это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги.

- важный показатель конъюнктуры  рынка, фактор уровня, структуры  и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства.

- инструмент образования прибыли  и управления эффективностью, фактор  налогообложения.

- это главная составляющая инфляционных  процессов, средство влияния на  инвестиционную политику (повышение  цен часто ведет к росту  привлекательности инвестиций).

- мощный фактор уровня жизни  населения, влияющий на рынок  труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных  социальных групп.

- это орудие конкурентной борьбы.

 

1.2 Функции цены

Еще один способ проникновения в суть цен состоит в изучении их функций, характеризующих роль, которую цены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего, имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа.

Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.

С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.

Благодаря соизмерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета. Одно дело, когда фиксируется наличие в имущественном комплексе предприятия 5 станков, и другое дело, когда учет свидетельствует о наличии 5 станков с ценой каждого 3 миллиона денежных единиц на общую сумму 15 миллионов денежных единиц. Учетная функция цены позволяет также учитывать затраты на производство продукции.

Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике цены – это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике такие функции насильственно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане – регулирования экономики.

Информация о работе Механизм установления равновесия. Равновесие, цена и ее функции