Мировая экономика - НТП и его роль в развитии мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе НТП приобретает все более комплексный, системный характер. Это выражается, прежде всего в том, что НТП охватывает сейчас все отрасли экономики, включая сферу обслуживания, проникает во все элементы общественного производства: материально-техническую базу, процесс организации производства, процесс подготовки кадров и организацию управления. В количественном отношении комплексность проявляется и в массовом внедрении научно-технических достижений.
НТП позволяет решить такие задачи: во-первых, именно НТП является главным средством повышения производительности труда, снижение затрат на производство, увеличение выпуска продукции и повышения ее качества. Во-вторых, в результате НТП создаются новые эффективные машины, материалы, технологические процессы, которые улучшают условия труда и снижают трудоемкость изготовления продукции. В-третьих, НТП оказывает сильное воздействие на организацию производства, стимулирует рост концентрации производства, ускоряет развитие его специализации и кооперирования.

Содержание

Введение 3
1 НТП как фактор развития мировой экономики 5
1.1 Сущность и тенденции развития НТП 5
1.2 Инновационная политика, ее сущность и роль 14
2 Опыт инновационного развития экономики зарубежных стран 18
2.1 Инновационное развитие стран Европейского союза 18
2.2 Инновационное развитие стран с переходной экономикой 23
3 Инновационное развитие экономики РБ 30
Заключение 43
Список использованных источников 45

Вложенные файлы: 1 файл

2354 - Мировая экономика - НТП и его роль в развитии мировой экономики.doc

— 842.50 Кб (Скачать файл)

Единственным разумным способом, придающим отечественной инновационной деятельности новый импульс, является включение инновационных продуктов в сети трансфера технологий и выход на крупные проекты, которые приобретают в современном обществе разные формы. Приоритетными для России технологическими направлениями (критические инновации) являются: разработка в области топлива и энергетики, экологии и рационального природо- и недропользования, космические технологии, информационо- и телекоммуникационные технологии, а также технологические достижения в сфере вооружения.

3 Инновационное развитие экономики РБ

 

 

Основными целями государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются:

  • обеспечение социального и экономического развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;
  • совершенствование научного, научно-технического и инновационного потенциала как важнейших факторов социально-экономического прогресса.

На современном этапе научно-техническая политика направлена на максимальное приближение исследований и разработок к потребностям белорусской экономики, а каждый проект и задание программы - на разработку новой продукции или технологии для конкретного предприятия или отрасли. Научно-техническая политика сориентирована на решение главной задачи - подъем экономики, базирующейся во всем мире на использовании новейших технологий. В связи с этим центр внимания государственной экономической политики сосредоточен на инновациях как факторе роста и совершенствования технологической структуры производственной сферы. Высокая инновационная активность необходима как условие обеспечения конкурентоспособности экономики, что требует больших финансовых вложений в науку и инновации, введение налоговых и кредитных льгот даже в ущерб другим государственным нуждам. Важную роль сыграет использование новых форм взаимодействия науки и производства, и это должно найти отражение в государственных инновационных программах [2, c. 80].

Главная задача инновационной политики - стимулирование инновационных процессов, реализуемых через систему целей и усилий, признаваемых и поддерживаемых государством, закрепленных законодательно и ориентированных на развитие и государственную поддержку науки, наукоемких технологий и мероприятий, обеспечивающих инновационные процессы в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.

Определяющая роль в целенаправленном развитии научной и инновационной деятельности принадлежит государству. Государственное регулирование инновационной деятельности рассматривается в развитых странах (США, Япония, Великобритания, Франция и др.) как важнейший инструмент развития экономики, как ключевой фактор обеспечения долгосрочной национальной конкурентоспособности и устойчивого повышения благосостояния населения. В Республике Беларусь в последние годы также делается акцент на усиление инновационного пути развития экономики - укрепление научно-технического потенциала с расширением процессов передачи новых знаний от науки к производству, ориентацию на заключительные стадии инновационного процесса, создание национальной инновационной инфраструктуры и необходимых стартовых условий для быстрого развертывания инновационных процессов.

Широкому применению и внедрению результатов научно-исследовательских работ ряд деструктивных факторов. Следует согласиться с мнением Л.Н. Нехорошевой о том, что среди наиболее важных деструктивных факторов выделяются такие, как недостаточный объем знаний об инновациях у субъектов хозяйствования, практически полное отсутствие кооперационных связей и специализации между научной сферой республики и промышленными предприятиями, отсутствие релевантного подхода кадрового обеспечения научной сферы и промышленных предприятий, неразвитость общереспубликанских институтов стимулирования инновационно-активных предприятий. Исследование проблем, препятствующих эффективному использованию инноваций, было проведено в работе Н.И. Богдан [5], что дает возможность оценить влияние факторов на инновационную политику в Беларуси (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1 — Факторы, препятствующие формированию и использованию инноваций

 

Факторы

Число организаций, оценивших факторы

Доля основных и значительных факторов, %

Основные

Значительные

Незначительные

 

Экономические

Нехватка собственных денежных средств

1146

436

153

91,2

Недостаток финансовой поддержки со стороны государства

449

694

316

78,3

Низкий платежеспособный спрос на новые продукты

244

632

529

62,3

Высокая стоимость нововведений

459

776

284

81,3

Экономический риск

259

687

468

66,9

Длительные сроки окупаемости инноваций

229

705

479

66,1

Производственные

Низкий инновационный потенциал организации

319

479

605

56,9

Нехватка квалифицированного персонала

85

371

855

34,8

Недостаток информации о новых технологиях

67

420

867

36,0

Отсутствие сведений о рынках сбыта

80

438

822

38,6

Невосприимчивость организаций к нововведениям

60

184

878

21,7

Слабая возможность для кооперирования с другими организациями, предприятиями и научными учреждениями

71

305

762

33,0


 

В качестве негативных факторов, противодействующих активизации использования инноваций на отечественных предприятиях, следует отметить недостаточно активную реализацию совместных проектов, в том числе с Россией, низкую долю приобретения прав на патенты и лицензии по сравнению с закупкой оборудования. Среди партнеров преобладают научные организации и вузы, потребители продукции. Оценка структуры технологического обмена показала, что среди отраслей, внедряющих новые технологии, лидируют машиностроение и металлообработка, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная сферы промышленности. Катализатором развития интеллектуального капитала в республике является высокотехнологичный сектор. Динамика основных показателей деятельности организаций, выполняющих научные исследования и разработки, за 2006-2011 годы приведены в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2 — Деятельность организаций, выполняющих научные исследования и разработки

 

Показатели

2006

2007

2008

2009

2010

2011

 

Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, единиц

338

340

329

446

468

501

Списочная численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, тыс.чел.

30,5

31,3

31,5

33,5

31,7

31,2

Затраты на научные исследования и разработки, млрд. руб.

602,8

1039,8

1084,7

1049,6

1140,6

2081,9

ВВП, млрд. руб.

79267

97165

129791

136790

164476

274282

Доля затрат в ВВП, %

0,760

1,070

0,836

0,767

0,693

0,759

Объем продукции, млрд. руб.

833,7

1017,1

1252,5

1163,9

1860,9

3672,3

Доля продукции в ВВП, %

1,052

1,047

0,965

0,851

1,131

1,339


 

Таким образом, по итогам 2011 года число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, составило 501 единиц, что выше показателя 2010 года на 33 единицы. Списочная численность работников, выполнявших научные разработки, в 2011 году составила 31,2 тыс. человек, что на 0,5 тыс. меньше, чем в 2010 году. Затраты на научные исследования и разработки в 2011 году составили 2081,9 млрд. руб. или 0,759% ВВП, значительно увеличившись по итогам года. Объем инновационной продукции в 2011 году составил 3672,3 млрд. руб. или 1,339% ВВП. Динамика показателей инновационной деятельности организаций республики представлена в таблице 3.3.

 

Таблица 3.3 — Инновационная деятельность организаций в 2006-2011 гг.

 

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

 

Число организаций, осуществляющих технологические инновации, единиц

380

371

289

324

443

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации

17,8

17,6

5,6

15,4

22,7

Затраты на технологические инновации, млрд. руб.

2785,6

2947,6

2728,7

2793,3

8763,7


 

Итак, в 2011 году в республике функционировало 443 инновационно активных предприятий или 5,6% общего объема, что на 117 единиц больше, чем в 2010 году. При этом затраты на технологические инновации в 2011 году составили 8763,7 млрд. руб., что более чем в 3 раза выше уровня 2010 года. Во многом рост затрат на инновации обусловлено воздействием мирового финансового кризиса и обесценением белорусского рубля.

Очевидно, что незначительная доля высоких технологий и недоиспользование инноваций в производстве продукции не соответствует научному потенциалу нашей страны и негативно влияет на инновационную активность национальной экономики в целом.

Основные проблемы, препятствующие эффективному использованию инноваций республики, — неполная интеграция в глобальную экономику, отсутствие развитой системы международного трансфера, недостаточная адаптация к новым тенденциям на мировом рынке наукоемкой продукции. Это приводит к снижению эффективности развития интеллектуального капитала предприятий Беларуси, отсутствию мультипликативного эффекта от него в традиционных отраслях национальной экономики. Все эти проблемы мешают решению важнейшей задачи — увеличению экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью [9, c. 57].

Причина, замедляющая формирование и эффективное использование инноваций в деятельности белорусских предприятий, — ориентация на внутренний рынок как наиболее комфортную среду для расширения их хозяйственной деятельности. Отечественные производители слабо продвигают свои товары в страны дальнего зарубежья, не рассматривают инновации как инструмент для решения этой задачи. В то же время наиболее эффективной стратегией в «новой экономике» является создание ниш для новых видов продукции, то есть инновации становятся основным инструментом в конкурентной борьбе. Так, в странах ЕС каждая вторая организация стремится к освоению новых рынков.

Отрицательными факторами являются низкий уровень инновационной культуры, отсутствие доступа к информации об инновационных изменениях. Так, руководители белорусских предприятий не рассматривают инновации как результат инновационной активности, в ряде случаев не знают состояния рынка научно-технической продукции, тенденции их изменения, потенциальный спрос, особенности новых моделей продвижения инноваций и т.д., так как у них отсутствуют объективные сведения, характеризующие этот спектр проблем [13, c. 2].

В целях более полной оценки состояния инноваций целесообразно использовать методологию Европейского инновационного табло (EIS 2008-2010). Показатели объединены в три группы: первая характеризует базовые условия, которые дают инновациям возможность осуществляться (людские ресурсы, финансирование, открытость, уровень и привлекательность научной сферы), вторая показывает активность фирм, и, наконец, третья демонстрирует, насколько эффективно базовые условия и деятельность фирм влияют на экономику в целом. Использование широкого спектра индикаторов позволяет более детально охарактеризовать состояние интеллектуального капитала в республике.

Важнейшим показателем, отражающим уровень использования инноваций, является рост инновационной активности (доля предприятий, осуществляющих инновационные затраты). По данным Community Innovation Survey (CIS-2008) средний уровень инновационной активности предприятий всех размеров (крупных, средних, малых) в ЕС -27 составляет 51,6%. Наиболее высокий уровень инновационной активности в Германии - 79,9%, наиболее низкий в Латвии - 24,3%. В Беларуси в течение последних лет наблюдается стагнация инновационной деятельности, о чем свидетельствует таблица 11. За последние годы уровень инновационной активности в промышленности составлял около 20 %.

Проведенная в 2009 г. оценка показала, что совокупная инновационная активность предприятий промышленности Беларуси (включая малый бизнес) составила 5,7%. Таким образом, по данному показателю Беларусь отстает от европейских стран практически на порядок. Однако этот показатель отражает лишь вершину айсберга, он нуждается в детализации по оценке инновационных ресурсов, имеющихся в стране, процессам их использования и полученным результатам.

Информация о работе Мировая экономика - НТП и его роль в развитии мировой экономики