Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:43, реферат
Для того чтобы понять процессы, характеризующие нашу сегодняшнюю действительность и постараться её улучшить, необходимо ответить на основные вопросы, касающиеся кризиса, такие как: «В чём сущность и причины глобального кризиса?», «Какие меры уже предприняты, и что необходимо сделать для преодоления последствий кризиса?» ну и, конечно же «Какие уроки для себя можно извлечь?» и «Что нас ожидает в будущем?». Ответы на эти и другие, интересующие нас вопросы, мы постараемся дать в этой работе.
Введение…………………………………………………………………….1
1.Сущность и причины мирового финансово-экономического кризиса………………………………………………………………………2
2.Динамика развития мирового финансово-экономического кризиса и её отличительные особенности…………………………………………..12
3.Воздействие мирового финансово-экономического кризиса на экономику России. Антикризисные меры, предпринятые Правительством РФ. Их сильные и слабые стороны…………………...25
4.Тенденции выхода России из сложившейся экономической ситуации…………………………………………………………………....42
Заключение………………………………………………………………...50
Литература, интернет-ресурсы …………………………………………..53
Введение
«Глобальный мировой
финансово-экономический
Сегодня мы живём в изменившихся экономических условиях, и эта новая реальность представляется нам очень важной. Необходимо понять особенности этих сегодняшних реалий.
Совершенно очевидно, что предъявляются новые требования к нашей деятельности. И оттого насколько серьёзно и детально мы отнесёмся к анализу, осмыслению кризиса зависит «статус», с которым мы выйдем из него.
Для того чтобы понять процессы, характеризующие нашу сегодняшнюю действительность и постараться её улучшить, необходимо ответить на основные вопросы, касающиеся кризиса, такие как: «В чём сущность и причины глобального кризиса?», «Какие меры уже предприняты, и что необходимо сделать для преодоления последствий кризиса?» ну и, конечно же «Какие уроки для себя можно извлечь?» и «Что нас ожидает в будущем?». Ответы на эти и другие, интересующие нас вопросы, мы постараемся дать в этой работе.
«Кризис – растение многолетнее и очень живучее»
Дмитрий Медведев
Для того чтобы понять сущность мирового финансово-экономического кризиса и увидеть его влияние на нашу страну, необходимо сначала рассмотреть причины, вызвавшие этот кризис. 28 января 2009 года Председатель Правительства В.В. Путин, выступая на Международном экономическом форуме в Давосе, сказал: «Не поговорив о причинах, которые привели мировую экономику к сегодняшнему состоянию, мы не сможем выработать правильных рецептов лечения этой болезни. Разобраться объективно в глубинных причинах случившегося и постараться заглянуть в будущее – наша задача».
Правильнее уделить внимание каждой причине в отдельности, так как все они в совокупности привели к сложившейся ситуации - кризис был порожден сочетанием сразу нескольких факторов.
Началом нынешнего мирового финансового кризиса принято считать кризис в системе ипотечного кредитования в США. Как сказал Министр финансов РФ А. Кудрин: «Проблемы на рынке ипотечного кредитования в США явились «спусковым крючком», приведшим в действие кризисный механизм». Снижение цен на недвижимость в США в 2007 году повлекло потерю ликвидности ипотечных облигаций, обеспеченных долгами заёмщиков с неблагонадёжной кредитной историей, и рост числа невозвратов ипотечных кредитов на строительство и приобретение жилья. В итоге все вложения в ценные бумаги, обеспеченные недвижимостью, оказались убыточными, т. е. обвалился рынок акций и других ценных бумаг ипотечных компаний, а также фондов и банков. Само это явление получило название «ипотечного кризиса». Затем кризис ипотеки в США распространился и на банковскую систему и на фондовый рынок, и приобрел общемировой характер. Так и начался один из самых больших по масштабам и тяжёлых по последствиям финансово-экономический кризис…
В основе глобального кризиса лежат фундаментальные причины, включая макроэкономические, микроэкономические и институциональные. Ведущей макроэкономической причиной оказался избыток ликвидности в экономике США, что, в свою очередь, определялось многими факторами, включая:
— общее снижение доверия к странам с развивающимся рынком после кризиса 1997—1998 гг.;
— инвестирование в американские ценные бумаги странами, накапливающими валютные резервы (Китай) и нефтяные фонды (страны Персидского залива);
— политику низких процентных ставок, которую проводила ФРС в 2001—2003 гг., пытаясь предотвратить циклический спад экономики США.
Под влиянием избыточной ликвидности активизировался процесс формирования рыночных пузырей — искаженной, завышенной оценки различных видов активов. В отдельные периоды такие пузыри формировались на рынках недвижимости, акций и сырьевых товаров, что стало важной составной частью кризисного механизма. Согласно данным межстрановых исследований, охватывавших длительные временные периоды, кредитная экспансия является одним из типичных условий финансовых кризисов. Таким образом, риски развития кризиса в результате ослабления денежно-кредитной политики, реализовавшиеся в 2007—2008 гг., — не исключение, а общее правило.
На этом фоне способствовали наступлению кризиса и микроэкономические факторы — развитие новых финансовых инструментов (прежде всего структурированных производных облигаций). Считалось, что они позволяют снизить риски, распределяя их среди инвесторов и обеспечивая правильную оценку. На самом деле использование производных инструментов фактически привело к маскировке рисков, связанных с низким качеством субстандартных ипотечных кредитов, и к их непрозрачному распределению среди широкого круга инвесторов. Наконец, в числе институциональных причин отметим недостаточный уровень оценки рисков, как регуляторами, так и рейтинговыми агентствами.
Одной из причин обвального кризиса мировой экономики многие аналитики считают перепроизводство основной мировой валюты - доллара США.
С 1971 г., когда была отменена привязка доллара к золотому содержанию, обеспечивающемуся золотым запасом США, доллары стали печататься в неограниченных количествах. Покупательная способность доллара обеспечивалась не только ВВП США, но и ВВП стран всего мира. Те государства, экономики которых стали обеспечивать силу доллара, никогда не имели и не имеют контроля над объемом эмиссии доллара. Таким правом обладает только ФРС США, созданная в 1907 году. Федеральная Резервная система США (иными словами Центральный Банк США).
Таким образом, ФРС окончательно получила право выпускать в обращение доллары, определять объем, сроки выпуска и т.д. С 1971 года по 2008 год объем долларовой массы в мире вырос в десятки раз, превзойдя во много раз реальный объем товарной массы в мире. Такое положение дел было исключительно выгодно, в первую очередь, владельцам ФРС как частной организации, во вторую очередь - самим США как государству. Какие же выгоды они должны были извлечь?
К числу выгод США относится возможность вообще с 1944 года, а особенно с 1971 года, т.е. в течение 37 последних лет жить не по средствам, т.е. в значительной мере за счет остального мира.
Так ВВП США составляет 20% от мирового ВВП. А потребляют США - 40% от ежегодно производимого в мире. Вопрос: если кто-то производит 20%, а потребляет 40%, то ведь за это кто-то должен платить?
Действительно платит, и этот кто-то - остальной мир, который отдает Америке свои товары в обмен на необеспеченные бумажки. При этом происходит огромное перераспределение мировых богатств в пользу США…
Непоследнюю роль в развитии нынешнего кризиса сыграла асимметрия информации. Структура производных финансовых инструментов стала столь сложной и непрозрачной, что оценить реальную стоимость портфелей финансовых компаний оказалось практически невозможным. Поскольку кредитный рынок больше не мог эффективно выявлять потенциально неплатежеспособных заемщиков, он впал в паралич. Развитие ситуации в финансовой сфере серьезно повлияло и на реальный сектор экономики.
Одной из причин финансово-экономического кризиса в стране является наличие теневого сектора экономики, и как следствие этого явления – коррупция. Теневой сектор может представляться в любом из трёх видов:
экономика самообеспечения, серые схемы, подпольная экономика.
Теневой сектор есть питательная среда коррупции (от лат. corrumpere — «растлевать»), что называется, по определению - только там образуются большие и сверх большие по объёму финансовые ресурсы, необлагаемые налогами. Согласно российскому законодательству, такого рода растление, как коррупция, есть злоупотребление служебным положением и полномочиями вопреки интересам общества и государства в целях получения денег, ценностей, услуг или имущества для себя лично или в интересах юридического лица.
Российский Госкомстат впервые начал учитывать долю теневого сектора в 1993-м году. Сейчас называются цифры в 40% (из неофициальных источников до 60%) от ВВП. Если же всё-таки принять, что в России сейчас 40% экономики «в тени», то она стоит на 6-м месте после таких мировых передовиков, как Нигерия (74%), Египет (69%), Грузия (68%), Украина (57%), Молдавия и Белоруссия (обе по 50% от ВВП). В странах северной Европы и Скандинавии показатели соотношения «теневой экономики» к ВВП колеблются в диапазоне до 10-18%, в средиземноморских странах, типа Португалии и Италии, «теневые услуги» во всех секторах экономики уже возрастают до 20-25% от ВВП. Греция уводит в тень 40% всей производимой продукции и услуг, Италия - 30%. В Эстонии, Латвии, Литве, Румынии, Болгарии, Сербии теневая экономическая составляющая колеблется от 36 до 39% от ВВП этих стран, Европейские страны: Британия, Германия и Франция, стоят примерно посередине между Скандинавами и средиземноморцами: Британия - 8-10%, Франция - 16% и Германия - 14%.
Достоверно
оценить размеры теневой
Ну, а какое же отношение теневой сектор и коррупция имеют к кризису? Да самое что ни на есть прямое! Теневые и коррупционные доходы изымаются из нормально работающей экономики, не поддаются учёту и государственному регулированию. В итоге они уводятся вообще из страны, оседая в оффшорах и на секретных счетах. Россия, одна из многих стран, которая сильно пострадала от кризиса. В немалой степени это и связано с существованием в России преступного мира и лжепредпринимательства, основанных на продажности чиновников и правоохранителей всех рангов. А их продажность, в свою очередь, стимулирует преступность и многочисленные нарушения в сфере экономики и финансов.
Самое страшное во всём этом то, что мздоимство и вседозволенность, чиновничье попустительство теневому бизнесу и, наоборот, административные барьеры препятствуют развитию той же инновационной экономики, развращают, растлевают, да и попросту, мешают развитию нашей страны и в итоге делают её неконкурентоспособной, что приводит страну к бессилию противостояния финансовым кризисам.
Принято считать, что ещё одной из причин мирового финансового кризиса является глобальный протекционизм. С целью изучения этого процесса в конце 2008 г. была создана неправительственная организации Global Trade Alert (GTA). Четвертый доклад этой организации, представленный в феврале 2010 г., посвящен тому, насколько сократилась дискриминация торговых партнеров с момента начала выздоровления мировой экономики (им, ссылаясь на заявления МВФ, обозначается конец 2009 г.). Главный вывод, который сделали авторы доклада: "Несмотря на стабилизацию мировой экономики, мировые правительства продолжают закрывать границы, а число новых протекционистских мер продолжает расти". Авторы исследования отмечают: за весь период с момента встречи министров финансов G20 в ноябре 2008 г., страны "двадцатки" ответственны за 2/3 дискриминационных мер, которые принесли прямой ущерб коммерческим интересам торговых партнеров. С момента начала выздоровления мировой экономики на G20 приходится уже четыре из каждых пяти протекционистских мер. В предыдущем докладе, опубликованном в середине декабря 2009 г., GTA насчитала 305 дискриминационных мер. За месяц их число увеличилось до 367, при этом мер, направленных на либерализацию торговли, всего 18. Еще 198 мер объявлены и ожидают своего одобрения. "На сегодняшний день против каждого из десяти государств, имеющих наибольшую долю в мировой торговле, было применено более 100 протекционистских мер",— отмечается в исследовании.
Как считают в GTA, самой
пострадавшей от протекционизма, и
в то же время наиболее протекционистской
страной, является Россия. Москва занимает
второе место (после ЕС-27 — 123 меры) по
количеству дискриминационных мер,
которых в GTA насчитали 42. "Россия
имеет сомнительное преимущество увеличения
торговых барьеров в отношении 40% всех
категорий своей продукции",— считают
авторы исследования.
Это мнение подтверждают и
эксперты Российского Центра экономических
исследований Института глобализации
и социальных движений (ИГСО). Аналитики
отмечают, что Россию все чаще называют
одним из мировых лидеров по применению
протекционистских мер, однако при этом
развитие кризиса в РФ происходит быстрее,
чем во многих других странах.
В конце 2009 г. они пришли к такому выводу, что протекционистская политика российских властей является недостаточно эффективной в качестве антикризисной меры. По их оценке, причина низкой эффективности заградительных таможенных мер состоит в их сочетании с курсом на сокращение реальных доходов населения, базисных потребителей в экономике.
Эксперты обращают внимание, что в интересах поддержки отечественных производителей правительство России в 2009 году подняло импортные пошлины на целый ряд товаров. Однако крах промышленных отраслей это не остановило, констатируют эксперты ИГСО.
«Причиной низкой эффективности защитных таможенных мер является быстро ослабевающий внутренний спрос. Правительство всё чаще защищает отечественных производителей от внешних конкурентов, но при этом совершенно не заботится о поддержании потребителей», – констатирует директор ИГСО Борис Кагарлицкий. Он обращает внимание, что в стране начинается новая волна сокращений, зарплаты бюджетников в 2010 году не планируется увеличить, а пенсии возрастут незначительно. Инфляция продолжит пожирать реальные доходы населения. Все это обернется новым сжатием российского рынка, несмотря на растущий протекционизм.
Эксперты полагают, что протекционистская политика в России не является системной. В большой степени ее определяют лоббистские возможности компаний, а не стремление властей поддержать и расширить внутренний рынок страны. «Существует противоречие между интересами сырьевых экспортеров и работающими на внутренний сбыт предприятиями. В интересах первых государство девальвировало рубль и стремится сохранить низкий уровень оплаты труда. Вторых стараются успокоить протекционистскими уступками, при этом, уничтожая их рынок сбыта», – отмечает руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. По его словам, государство сокращает свою инвестиционную активность (в 2010 году кап.вложения уменьшатся на 4 млрд. $), в то время как в сегодняшней сложной экономической ситуации для оживления экономики ее требуется наращивать.
Информация о работе Мировой финансово-экономический кризис и его влияние на экономику России