Модель малой открытой экономики и ее основные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение особенности денежно-кредитной политики в открытой экономике Республики Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- изучить модель малой открытой экономики и ее основные черты;
- рассмотреть денежно-кредитную политику в условиях фиксированного курса;
- проанализировать денежно-кредитную политику Республики Беларусь и ее взаимодействие с другими макроэкономические показателями.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_ДКП_откр_эконом_86.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Необходимо отдельно остановиться на кредитовании в иностранной валюте. Оно сохраняется достаточно интенсивным и повышает уровень кредитного риска. Помимо этого, необходимость погашения валютных кредитов при недостаточности собственных источников поступления иностранной валюты у предприятий приводит впоследствии к существенному росту спроса на иностранную валюту, что усиливает давление на внутренний валютный рынок и оказывает дополнительное воздействие на инфляционные процессы.

Банкам необходимо усилить требования к предоставлению кредитов с учетом эффективности кредитуемых проектов (контрактов), в том числе за счет оптимизации предоставления кредитов в иностранной валюте субъектам хозяйствования.

При наличии у банков избыточной валютной ликвидности целесообразно осуществлять инвестирование средств в иностранной валюте в валютные государственные долговые облигации. Привлекательные условия для банков в этой области созданы.

Отдельно необходимо отметить сохранение интенсивного роста потребительского кредитования физических лиц. Так, за десять месяцев 2013 г. кредиты банков физическим лицам на потребительские цели в национальной валюте выросли на 40,7%, в том числе в сентябре - на 5,7%, в октябре - на 4,4%. Такое интенсивное потребительское кредитование, особенно в условиях высоких девальвационных ожиданий, имеет прямое влияние на валютный рынок, рост импорта. Так, потребительский импорт вырос за девять месяцев текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года почти на 30%.

Таким образом, основными итогами реализации денежно-кредитной политики за десять месяцев 2013 г. стали замедление инфляционных процессов в экономике и относительная стабильность обменного курса белорусского рубля, процентные ставки в экономике поддерживались на положительном уровне в реальном выражении. Снижение золотовалютных резервов обусловлено преимущественно полным и своевременным исполнением обязательств страны перед внешними кредиторами.

Вместе с тем в экономике и денежно-кредитной сфере сохраняются риски для макроэкономической сбалансированности. Ухудшение ситуации во внешней торговле, недостаточный уровень валютной выручки предприятий и рост девальвационных ожиданий населения способствуют росту спроса на валюту со стороны субъектов хозяйствования и населения, что оказывает дополнительное давление на обменный курс и золотовалютные резервы. Поэтому смягчение денежно-кредитной политики в настоящее время видится преждевременным.

Поддержание макроэкономической стабильности до конца текущего года и в последующие годы является ключевым фактором устойчивого экономического развития страны.

Основной целью денежно-кредитной политики Республики Беларусь является содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы. Предусматривается повысить роль банковского сектора как эффективного механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики. Предполагается обеспечить укрепление финансовой устойчивости банковской системы, расширение ресурсной базы банков и повышение ее качества, приближение принципов и практики банковского надзора к международным стандартам.

Для поддержки приоритетных отраслей и производств государство будет использовать экономические методы, включая средства бюджетов для льготирования процентных ставок, налоговые льготы, бюджетные ссуды и гарантии. Намечается обеспечить развитие финансово-кредитной системы страны за счет привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, более полного использования возможностей свободных экономических зон. Особое внимание будет уделяться созданию условий гарантирования вкладов населения в банках. Оно будет обеспечиваться за счет соответствующей законодательно-нормативной базы, повышения роли в этом централизованных фондов банков и создания фондов гарантирования вкладов.

Денежное предложение в национальной валюте будет формироваться в объемах, достаточных для обеспечения экономики расчетно-платежными средствами и адекватных намечаемым по годам темпам роста реального ВВП и цен. Важнейшие инструменты денежно-кредитной политики (обязательные резервы, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, депозитные операции, процентная политика) будут формироваться на уровнях и в пропорциях, обеспечивающих поддержание целевых параметров инфляции и курса доллара. Ужесточение денежно-кредитной политики будет главным фактором обеспечения последовательного снижения темпов инфляции.

Политика обменного курса белорусского рубля будет ориентирована на снижение инфляции, пополнение официальных валютных резервов страны.

При формировании валютного курса белорусского рубля будут учитываться условия внешней торговли, и прежде всего колебания мировых цен на товары, изменение кросс-курсов валют стран, являющихся ее основными экономическими партнерами .

В заключении данной главы можно сделать следующие выводы. В социально-экономическом развитии Беларуси наблюдалось множество переломных этапов и кризисных явлений. С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Проводимая за последние годы в Республики Беларусь умеренно жесткая денежно-кредитная политика показала наличие тесной взаимосвязи ее с достижением макроэкономических показателей. Так, в том числе под воздействием денежно- кредитной политики произошло значительное снижение инфляции, поддержание стабильного курса белорусского рубля, стабильный экономический рост, пополнение золотовалютных резервов Национального банка.

В настоящее время, основной целью денежно-кредитной политики Республики Беларусь является содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы.

 

 

 

Заключение

 

 

С развитием государства изменяется экономическая политика и весь механизм государственного регулирования. Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Весьма существенную роль в совершенствовании как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования, играет кредитно-денежная политика.

В курсовой работе были рассмотрены основные цели государства в области экономики, которые обеспечивают устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной частью этой политики является кредитная политика государства. Вырабатывая и реализуя кредитную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк.

Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной системе негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

К инструментам денежно-кредитной политики относятся, в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений.

Подводя итог, необходимо еще раз напомнить, что денежно-кредитная политика является неотъемлемой частью всей экономической политики государства, и поэтому ее нецелесообразно применять обособленно от остальной экономической программы правительства. Т.е. следует отметить, что хоть Национальный Банк должен быть независим от правительства, их действия должны быть согласованы.

Одним из направлений координации денежно-кредитной политики ведущих стран может стать применение согласованных стандартов денежно-кредитной политики, определяющих процедуры применения методов и инструментов проведения этой политики. При достижении высокого уровня согласованности денежно-кредитной политики возможно использование принципиально новых инструментов этой политики, в частности, процедуры установления спреда между ставкой рефинансирования и ставкой по депозитам коммерческих банков в центральном банке.

Динамика денежно-кредитной политики сопровождается расширением методов и инструментов, направленных на сглаживание цикличности развития экономики, экономический рост, устойчивость финансового рынка, ценовую стабильность. Усиливаются роль и значение денежно-кредитной политики в экономической политике развитых стран.

Путем грамотного управления денежно-кредитной политикой можно регулировать важнейшие экономические и социальные процессы в Республике Беларусь. В этой связи предстоит активизировать направление банковских кредитных ресурсов на обслуживание реального сектора экономики посредством использования дифференцированных норм резервирования, льготного налогообложения прибыли, страхования рисков, формирование соответствующей системы ответственности и гарантий.

Проведенный анализ денежно-кредитной сферы во взаимосвязи с экономическим и социальным развитием Республики Беларусь показывает, что Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивается выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Необходимо добавить, что наряду с достижением основных целей денежно-кредитной политики ее инструментами в настоящее время решаются важные народнохозяйственные задачи: расширение участия банковской системы в кредитовании реального сектора экономики, увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования.

Отметим, что проведение денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение предсказуемой, плавной динамики обменного курса белорусского рубля, формирование цивилизованных принципов функционирования валютного рынка, развитие и укрепление банковской способствует достижению позитивных тенденций в развитии реального сектора экономики и росте реальных доходов населения.

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2014 год предполагают сохранение стратегической направленности денежно-кредитной политики, которая будет содействовать достижению прогнозируемых социально-экономических показателей посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе через развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1. Алымов, Ю. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе / Ю. Алымов // Банковский вестник. – 2012. – № 22. – С. 17-19.

2. Бобровская, Ж. В. Практические аспекты валютной политики Республики Беларусь в условиях становления экономики инновационного типа. / Ж. Б. Бобровская // Экономика и управление. – 2012. – № 3. – С. 3-9.

3. Динамика денежной массы в Республике Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/MonetaryStat/BroadMoney/. – Дата доступа: 16.02.2014 г.

4. Емельянова, И. Открытая экономика: цивилизованный путь развития Беларуси / И. И. Емельянова // Наука и инновации. – 2005. – № 11. – С.66-69

5. Итоги выполнения  Основных направлений денежно-кредитной  политики Республики Беларусь  за 2012 год и задачи банковской  системы по их реализации в 2013 году. Доклад Председателя Правления  Национального банка Республики  Беларусь Н.А. Ермаковой на расширенном заседании Правления. // Банковский вестник. – 2013. – № 2. – С.3-7.

6. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за январь - октябрь 2013 г. и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации. Доклад члена Правления, начальника Главного управления монетарной политики и экономического анализа Национального банка А.Л. Калечина на расширенном заседании Правления. // Банковский вестник.  – 2013. – № 24. – С.3-8.

7. Крупенков, Е. Я. Главный капитал банка / Е. Крупенков // Банковский вестник. – 2013. – № 21. – С. 64-71.

8. Кузьмич, Н.П. Современная банковская система Республики Беларусь: создание, развитие, оценки / Н.П.Кузьмич // Банковский вестник. – 2013. – № 1. – С.56-65.

9. Макроэкономика: учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / [Т. С. Алексеенко и др.]; под редакцией Л. П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – 374 c.

10. Матовников, М.Ю. К вопросу об инструментах денежно-кредитной политики / М.Ю. Матовников // Деньги и кредит. – 2012. – № 1. – С.32-34.

11. Миксюк, А. Ю. Влияние денежно-кредитной политики на платежный баланс и макроэкономические показатели: теоретическая модель / А. Ю. Миксюк // Белорусский экономический журнал. –2012. –№ 2. – С. 86-95.

12. Мясникович, М. В. Макроэкономическая политика Республики Беларусь: теория и практика : курс лекций / М. В. Мясникович ; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2012. – 175 с.

13. Нормативы обязательных резервов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/ReserveRequirements/?menu=stat. – Дата доступа: 16.02.2014 г.

14. Полоник, С.С. Классификация социально-экономических систем. Разработка принципа "малой страны с открытой экономикой" / С.С.Полоник, В.В.Полоник // Новая экономика. – 2013. – № 2. – С. 25-33.

15. Петрвская, Л.М. Конъюнктура открытой экономики: теоретические и эмпирические взаимосвязи / Л.М.Петровская, Р.Д.Осипов, А.О.Данильченко. - Минск : Республиканский институт высшей школы, 2006. – 119 с.

Информация о работе Модель малой открытой экономики и ее основные черты