Мотивация персонала на базе KPI и грейдига

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:05, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является разработка программы совершенствования деятельности предприятия ООО «ДОНТЭК». Программа ориентирована на совершенствование системы мотивации персонала, в соответствии с методикой мотивации сотрудников на достижение целей на базе грейдинга и KPI.

Вложенные файлы: 1 файл

готовый диплом.docx

— 603.62 Кб (Скачать файл)

 

      Исследование конкуренции по модели М.Портера

1. Соперничество внутри  отрасли.

     Конкуренция  в сфере транспортно-экспедиционных услуг высока. Количество транспортно-экспедиционных компаний  достаточно велико и завоевать свою долю на рынке можно лишь, предлагая более выгодные условия сделок, чем конкуренты, или расширяя спектр оказываемых услуг, что не очень то и легко, т.к ставки зависят от цены на топливо, а в случае отсутствия личного транспорта, как в компании «ДОНТЭК», существует прямая зависимость еще и от перевозчиков.

2. Возможность появления  новых конкурентов внутри отрасли.

     Возможность  появления новых конкурентов  высока, т.к барьеры входа в отрасль- низкие. Тем более, новые фирмы привносят новые производственные мощности и желают их быстро загрузить, это провоцирует повышение конкурентной борьбы в отрасли. У новых конкурентов есть так же и проблемы: отсутствие опыта и клиентской базы, незнание рынка, более высокие издержки.

3. Услуги-заменители или  сходные услуги.

     Транспортно-экспедиционные  компании, предоставляющие услуги  воздушных, железнодорожных и водных  грузоперевозок могут составить  достаточно серьезную конкуренцию, перетягивая на свою сторону  крупных клиентов. Но в то же  время эти грузоперевозки имеют  большой тоннаж и достаточно  дорогостояще, что не устраивает средние и мелкие фирмы заказчики. Поэтому автомобильные грузоперевозки занимают свою нишу в отрасли.

4. Власть заказчиков.

     Заказчики  оказывают серьезное влияние  на величину ставок грузоперевозок, а значит и на величину прибыли  компании «ДОНТЭК». Компания «ДОНТЭК»  должна лавировать между интересами заказчика, средними ставками на рынке и приемлемыми для компании показателями прибыли.

5. Власть перевозчиков.

     Перевозчики, как и заказчики диктуют свои правила относительно ставок грузоперевозок. Т.к компания «ДОНТЭК» не имеет личного транспорта, она находится в прямой зависимости от цен, установленных перевозчиками на оказываемые услуги. Компания «ДОНТЭК» должна постоянно искать наиболее выгодное соотношение ставок заказчиков и перевозчиков для обеспечения собственной прибыли.

    

     Построение конкурентных профилей

     Конкурентный  анализ проводился с участием  независимых экспертов в количестве пяти человек по пятибалльной системе.

Таблица 16 - Конкурентные профили

КФУ

 

ООО      "ДОНТЭК"

ООО "РосТек"

ООО

ЛигаТранс

ООО

"ЕвроТранс"

 

Конкуренты

Наличие автопарка

0

3

0

2

Ставки

3

2

3

4

Имидж

2

3

3

4

Прибыльность

3

4

3

3

Доля рынка

3

4

3

3


 

 

Для наглядного отображения конкурентных профилей построен рисунок 9.

 

           Рисунок 9 -   Конкурентный профиль ООО «ДОНТЭК»

Анализируя таблицу 16 и график конкурентных профилей (рисунок 8), можно сделать вывод, что в сравнении с ООО "Лига-Транс", так же не имеющим собственного парка  машин, ООО «ДОНТЭК» имеет сходные показатели по части ставок, прибыльности и доле рынка. И в этих пунктах даже может побороться с более сильными конкурентами, имеющими свой автотранспорт. Но, что касается имиджа компании «ДОНТЭК», его оценка ниже чем у остальных участников исследования, что заставляет серьезно задуматься о положении фирмы на рынке данных услуг и о причинах низкого имиджа компании, который несомненно негативно влияет на приток новых надежных клиентов.

     

      Диаграмма Исикавы - Управление персоналом

      Для определения причин высокой текучести кадров была построена диаграмма Исикавы (рис. 10)

                    Рисунок 10 - Диаграмма Исикавы- Управление персоналом

Ранжированный список негативных факторов:

  1. Мотивация
  2. Квалификация
  3. Новые работники
  4. Социально-экономическое обеспечение
  5. Пригород
  6. Маленькая фирма
  7. Территориальное местоположение
  8. Уровень заработной платы пригорода
  9. Транспорт до места работы
  10. Высокий уровень стресса
  11. Поиск новых клиентов
  12. Задержки по взаиморасчетам

       Анализируя  диаграмму, можно сделать вывод, что на высокую текучесть кадров  в большей степени оказывают  влияние два фактора - мотивация  и квалификация сотрудников. Их удельный вес по 0,3 из 1.

       Вследствие  низкой мотивации квалифицированные  сотрудники вынуждены увольняться, фирма теряет специалистов. На  их место приходят новые работники, зачастую не обладающие нужной  квалификацией. Отсутствие квалификации  и опыта работы в свою очередь подталкивает новых работников к увольнению, так как не все способны в краткие сроки обучиться специфике работы. А низкая заработная плата, являющаяся третьим существенным фактором с удельным весом 0,2, влияющим на текучесть кадров, не дает новым сотрудникам стимула для интенсивного обучения работе.

     Предприятию  стоит незамедлительно пересмотреть  свой подход к  мотивации по крайней мере опытных сотрудников, приносящих реальную экономическую пользу фирме, и тем самым остановить их отток, а не тратить время на обучение новых сотрудников, большая часть из которых все равно в последствии уходит, так и не принеся выгоды предприятию.

      Территориальное  местоположение и высокий уровень  стресса на работе – эти  два фактора имеют меньший  удельный вес - по 0,1 из 1. Но, все же  указываются, как немаловажные причины  для увольнения. Специфика работы  предполагает частые конфликтные  ситуации с заказчиками и перевозчиками  по поводу взаиморасчетов, и далеко  не все, особенно новые сотрудники, в состоянии выдерживать постоянные  стрессовые ситуации. И если предприятие не может по каким- то причинам избегать конфликтных ситуаций в работе, то у  сотрудников, которые могут работать в подобных условиях, должна быть достойная материальная мотивация.

     Что касается территориальной удаленности фирмы от большого города, этот фактор изменить невозможно, его можно только нивелировать с помощью все тех же материальных  поощрений и установления в коллективе хорошего микроклимата и сплоченных партнерских и дружеских отношений.

 

     SWOT-анализ

     SWOT-анализ позволяет, во первых, выявить и структурировать сильные и слабые внутренние стороны фирмы, а так же потенциальные возможности и угрозы, существующие во внешней среде, и, во-вторых, установить связи между ними.

Таблица 17 - SWOT-анализ развития компании ООО «ДОНТЭК»

Преимущества (сильные стороны)

 

Недостатки (слабые стороны)

- восьмилетний опыт работы  на рынке транспортно-экспедиционных  услуг: знание особенностей рынка и наработанная база клиентов;

- наличие нескольких постоянных  крупных заказчиков;

- наличие нескольких высококвалифицированных менеджеров по отгрузкам;

- хорошая техническая  оснащенность менеджеров по отгрузкам;

- наличие коммерческого  отдела, нацеленного на поиск клиентов и налаживание партнерских отношений с ними;

- возможность проверки  надежности партнеров с помощью платной программы Контур-Фокус, что позволяет снизить риски в работе;

- наличие представителя  компании в г.С-Петербург, что облегчает налаживание новых контактов в данном регионе.

 

- отсутствие достаточного  количества постоянных перевозчиков грузов;

- отсутствие личного парка  машин и свободных средств  на его приобретение;

- отсутствие тренингов  и обучающей базы для сотрудников;

- высокая текучесть кадров  вследствие низкой окладной части  зарплаты и слабой мотивационной базы;

- ориентированность перевозок  только на конкретный регион;

- отсутствие рекламы услуг  компании в СМИ;

- линейная система управления;

- ограниченность свободных  денежных средств для финансирования важных для фирмы проектов (реклама, тренинги).

         Возможности

 

                    Угрозы 

- расширение числа представителей  компании в других регионах с целью поиска новых клиентов;

- выход на новые направления  грузоперевозок (другие регионы);

- расширение номенклатуры  перевозимых грузов (продукты питания  и опасные грузы);

- возможность взять в  лизинг грузовой автомобиль с привлечением заемных средств, что позволит  самим быть перевозчиком;

- усовершенствование системы  мотивации персонала с целью  прекратить отток профессиональных кадров.

 

 

- нестабильная экономика  и увеличение цен на топливо;

- негативные изменения  в налоговом законодательстве;

- нестабильность курса  иностранной валюты;

- наличие крупных конкурентов  со своим парком машин;

- низкие барьеры входа  на рынок, что порождает большое количество конкурентов;

- преступность, как со  стороны перевозчиков (кража груза), так и со стороны заказчиков (неоплата перевозчикам);

- задержки исполнения  обязательств, как со стороны  заказчиков, так и со стороны  перевозчиков, что наносит урон деловому имени компании и негативно отражается на прибыли;

- низкий уровень надежности  новых партнеров;

- в будущем - со вступлением  в ВТО - иностранные компании-перевозчики, которые будут поглощать маленькие фирмы-перевозчики и монополизируют рынок.


 

 

Таблица 18 - Матрица возможностей для ООО «ДОНТЭК»

 

Сильное влияние

Умеренное влияние

Малое влияние

Высокая

вероятность

расширение числа представителей компании в других регионах с целью поиска новых клиентов;

выход на новые направления грузоперевозок (другие регионы);

усовершенствование системы мотивации персонала с целью прекратить отток профессиональных кадров;

   

Средняя

вероятность

возможность взять в лизинг грузовой автомобиль с привлечением заемных средств, что позволит  самим быть       перевозчиком

 

расширение номенклатуры перевозимых грузов (продукты питания и опасные грузы)

 

Низкая

вероятность

     

          Как мы видим, практически все возможности компании имеют для нее большое значение, и их надо обязательно использовать.  Но возможность «взять в лизинг грузовой автомобиль» требует очень тщательного анализа. Осуществление этой возможности несет  положительный эффект (можно в какой- то мере снизить затраты на сторонних перевозчиков, а так же  перейти из разряда посредников в разряд фирм-перевозчиков). Но эта возможность может увеличить затраты фирмы( на оплату кредита, т.к. фирма не располагает собственными средствами на покупку и обслуживание авто)

 

Таблица 19 - Матрица угроз для ООО «ДОНТЭК»

 

Сильное влияние

Умеренное влияние

Малое влияние

Высокая

вероятность

низкие барьеры входа на рынок, что порождает большое количество конкурентов;

преступность, как со стороны перевозчиков (кража груза), так и со стороны заказчиков (неоплата перевозчикам);

нестабильность курса иностранной валюты, что осложняет расчет ставок; нестабильная экономика и увеличение цен на топливо;

задержки исполнения обязательств, как со стороны заказчиков, так и со стороны перевозчиков, что наносит урон деловому имени компании и негативно отражается на прибыли;

наличие крупных конкурентов со своим парком машин;

низкий уровень надежности новых партнеров

 

 

Средняя

вероятность

 

негативные изменения в налоговом законодательстве

 

Низкая

вероятность

в будущем - со вступлением в ВТО - иностранные компании-перевозчики, которые будут поглощать маленькие фирмы-перевозчики и монополизируют рынок.

   

   

 Как мы видим, угроз для компании ООО «ДОНТЭК» существенно больше, чем возможностей, и многие из этих угроз представляют серьезную опасность для ведения бизнеса. На стабильность экономической ситуации повлиять никак не возможно, поэтому, единственное, что остается делать фирме, это стараться минимизировать угрозы со стороны партнеров по бизнесу, то есть более тщательно проверять надежность клиентов.

     Сравнивая  сильные стороны и возможности ООО «ДОНТЭК», можно сделать вывод, что компания имеет неплохой потенциал для развития, если использует все предоставляющиеся возможности, опираясь на свои сильные стороны. Нужно обязательно развивать контакты  в других регионах с целью расширить поле деятельности, благо для этого в компании имеются специалисты. Главное - стимулировать этих людей с помощью грамотно выстроенной системы мотивации. Переход Компании в статус перевозчика требует более детального анализа с целью определить экономическую целесообразность данного шага.

      Сравнивая  слабые стороны и возможности, мы видим, что у фирмы назрели  серьезные внутренние преобразования, направленные в первую очередь  на сохранение в штате профессиональных сотрудников, которые приносят реальную прибыль компании. И, возможно, есть смысл временно сократить штат, и не набирать новичков. А высвободившиеся средства направить на стимулирование и тренинги зарекомендовавших себя работников. Очевидно, что фирме не хватает свободных средств для решения насущных проблем. Возможно, есть смысл задуматься о привлечении заемных средств на льготных условиях. Возможно, при грамотном вложении этих средств в расширение представительств и рекламы, фирма получит в будущем неплохие выгоды.

         Сравнивая сильные стороны и  угрозы, можно сказать, что экономическая  ситуация в стране сейчас очень нестабильна, что очень негативно отражается на любом бизнесе, особенно если это мелкая компания, коей является ООО «ДОНТЭК». И повлиять на эту ситуацию компания, к сожалению,  никак не может. Конкуренция так же очень высока, как со стороны крупных фирм-перевозчиков, так и со стороны мелких фирм- посредников. Единственный путь- это поиск надежных партнеров и работа с ними, чтобы минимизировать финансовые потери.

         Сравнивая слабые стороны и  угрозы, можно выделить несколько  основных проблем, которые ограничивают развитие компании ООО «ДОНТЭК». Первая проблема - нестабильная экономическая ситуация в стране, которая негативно влияет на ведение бизнеса. Вторая проблема – огромное количество крупных и мелких конкурентов из-за низких барьеров входа на рынок. Третья проблема – большое количество неблагонадежных заказчиков и перевозчиков, из-за которых компания несет моральные и материальные убытки. Четвертая проблема - неправильная политика руководства компании в вопросе управления персоналом. Отсутствие в компании адекватной системы мотивации персонала на достижение целей.

Информация о работе Мотивация персонала на базе KPI и грейдига