Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:33, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что с каждым годом увеличивается количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Их высокая латентность, недостаточная научная разработанность и одновременно высокая практичность, а также низкая раскрываемость приводят к тому, что не все лица, совершившие такие правонарушения, несут ответственность. Неисполнение установленной конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги и сборы представляют большую опасность для бюджета страны граждан и угрожает экономической безопасности государств, наносит колоссальный ущерб.
Введение
Взаимоотношения, возникающие между гражданином и государством вследствие обязанности граждан платить налоги, имеют большое значение. Именно налоги выступают в качестве одного из основных факторов экономического роста. От эффективности налогообложения во многом зависит успех государственных реформ, их социальная направленность, уровень жизни и благосостояния населения страны.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что с каждым годом увеличивается количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Их высокая латентность, недостаточная научная разработанность и одновременно высокая практичность, а также низкая раскрываемость приводят к тому, что не все лица, совершившие такие правонарушения, несут ответственность. Неисполнение установленной конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги и сборы представляют большую опасность для бюджета страны граждан и угрожает экономической безопасности государств, наносит колоссальный ущерб.
Целью данной работы является исследование налоговых преступлений, связанных с неисполнением обязанности по уплате налогов и сборов, их объектного и субъектного состава и присущие им особенности, и меры ответственности за их совершение, а также проведение анализа судебной практики по вопросам налогообложения
Поставленная цель
решается посредством
средств или имущества, подлежащих взысканию;
Предмет исследования: налоговые преступления, связанные с неисполнением обязанности по уплате налогов и сборов и меры ответственности за данные действия.
Объект исследования: общественные отношения в сфере нарушения порядка уплаты налогов и сборов.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы (в количестве девятнадцати наименований) и семи приложений.
В первой главе
рассмотрены общие понятия о
преступлениях,
Курсовая работа написана
с использованием учебников,
Глава 1. Теоретические аспекты преступлений, непосредственно связанных с неисполнением обязанности по уплате налогов и сборов
В современных условиях налоги
являются главным источником
бюджетных доходов. Постоянное
увеличение расходов, вызванное
различными объективными
Масштабы налоговой преступности в России сегодня представляют собой реальную угрозу экономической безопасности государства. Это обусловливается все возрастающим проникновением в сферу налогообложения организованной преступности и коррупции, увеличивающимся влиянием криминальных элементов на деятельность коммерческих банков, внешнюю экономику, кредитно-финансовых учреждений и других структур, занимающих ключевые позиции в экономике страны [1, с. 89].
Если дополнить определение
Рис.
1. Система налоговых
Источник: схема составлена автором по материалам статей 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
За нарушение законодательства о налогах и сборах устанавливается не только уголовная ответственность, но и налоговая ответственность предусмотренная Налоговым Кодексом РФ, а также административная ответственность за правонарушения в сфере налогообложения (предусмотренная КоАП РФ главой 15). Поэтому вполне естественно возникает вопрос о соотношении указанных разновидностей нарушений законодательства о налогах и сборах между собой [7, с. 74].
Налоговым правонарушением в соответствии со ст. 106 НК РФ признается
виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента, и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. В соответствии со ст 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, можно сказать, то налоговые и административные правонарушения, как и преступления, также представляют собой виновно совершаемые противоправные деяния (действия или бездействия), за которые законом устанавливается ответственность. При этом, данные правонарушения также совершаются в противоречие с нормами законодательства о налогах и сборах. Виды налоговых правонарушений предусмотрены в ст. 116, 129.1, 132, 135.1 НК РФ. Виды административных правонарушений, совершаемых в сфере налогообложения предусмотрены ст. 15.3 - 15.11 КоАП РФ; кроме того, предусматривается ответственность за ряд правонарушений, совершаемых в смежных с налогообложением областях, в частности, связанных с выпуском и продажей подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки, с нарушениями при банкротстве, с нарушением сроков уплаты таможенных платежей, и других случаях (осуществление кассовых операций, нарушение применения контрольно-кассовой техники и т.д.) [13, с. 74].
Соответственно, уголовная ответственность предусматривается в УК РФ, налоговая ответственность в НК РФ и административная - в КоАП РФ. Традиционным критерием для отграничения преступления от иных правонарушений называется его большая, по сравнению с любым другим правонарушением, общественная опасность деяния. Общественная опасность налогового и административного правонарушения менее значительна. Но к сожалению, данный критерий на является достаточным, он не объясняет соотношения налоговых преступлений с налоговыми правонарушениями организаций.
Таким образом, отдельные нормы НК РФ и КоАП РФ устанавливают ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) налогоплательщиком (налоговым агентом, иным обязанным лицом или их представителем) обязанностей, непосредственно не связанных с уплатой (перечислением) налога (сбора) в бюджет. Следовательно, налоговая и административная ответственность наступает в таких случаях независимо от того, привели ли соответствующие нарушения к неуплате (неперечислению) налога или нет [4, с. 18].
Налоговые преступления, в отличие от налоговых проступков, не просто наносят ущерб и вред бюджетной системе государства, а вообще создают угрозу ее существования. Налоговые преступления, как и любые другие, слагаются из системы взаимосвязанных поступков людей. В силу всеобщности отражения эти поступки не проходят бесследно. Они вызывают определенные последствия в виде так называемых «следовых картин» преступления. «Следовые картины» налоговых преступлений в зависимости от степени их выраженности подразделяются на два вида: явные (очевидные) и неявные, когда контраст между следом и общим фоном правомерной деятельности минимален.
Явные и неявные следы, как правило, имеют многозначный характер. Их многозначность обусловлена опять-таки закономерностями отражательного процесса. Отражаются не только свойства неплательщиков налогов и их преступных действий, но и другие, не представляющие интереса для расследования налоговых преступлений. Так возникает понятие признака преступления, который показывает отношение между предметами, явлениями. Он указывает на то определенное значение свойства следообразующего объекта, которое придается ему субъектом расследования. Признак - категория субъективная, оценочная. Он является той первичной информацией, с помощью которой объективные свойства, стороны предметов и явлений, отображающие налоговое преступление, используются для расследования и доказывания [13, с. 326].
Среди явных следов-признаков налоговых преступлений выделяются следующие:
а) полное несоответствие реальной хозяйственной операции ее документальному отражению;
б) несоответствие записей в первичных и отчетных документах;
в) несоответствие записей в отчетных документах;
г) наличие материальных подлогов в документах, имеющих отношение к расчету величины дохода (прибыли) и суммы налога.
К числу неявных признаков налоговых преступлений относятся:
а) несоблюдение правил ведения учета и отчетности;
б) нарушение правил ведения кассовых операций;
в) нарушение правил списания товарно-материальных ценностей;
г) нарушение правил документооборота;
д) нарушение технологической дисциплины [13, с. 326].
Уголовная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах как вид юридической ответственности характеризуется следующими признаками: она основана на государственном принуждении и представляет конкретную форму реализации санкций, установленных соответствующими статьями УК РФ; наступает за совершение виновного противоправного деяния, содержащего признаки налогового преступления; субъектами ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах могут быть исключительно физические лица; для правонарушителя уголовная ответственность выражается в определенных отрицательных последствиях личного или имущественного характера; реализуется в уголовно-процессуальной форме [13, с. 327].
Кроме того, в отличие от иных видов ответственности за нарушения налогового законодательства для уголовной ответственности основанием является преступление, существенно отличающееся своей опасностью для общественных отношений; уголовная ответственность наступает исключительно в судебном порядке; юридические лица не являются ее субъектами; уголовные наказания более суровы и влекут за собой судимость; основные ее стороны регламентированы УК РФ и УПК РФ.
Исходя из вышесказанного следует сделать вывод, что стремление налогоплательщиков уклоняться от налогообложения и уплаты налогов и обязательных платежей государство противопоставляет, кроме прочих, по возможности адекватные формы и методы правовой защиты, включая установленные уголовной ответственности за общественно-опасные нарушения налогового законодательства. Имеют место безответственность, равнодушие, а также равнодушное отношение к преступникам, что в большой степени способствует росту и развитию преступлений в сфере налогообложения [9, с. 93]. Как отмечается в литературе, «в настоящее время нормы российского уголовного законодательства, устанавливающие ответственность за совершение налоговых преступлений, имеют во многом бланкетный характер – они опираются на нормативные предписания других отраслей законодательства, прежде всего налогового права».