Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:33, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что с каждым годом увеличивается количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Их высокая латентность, недостаточная научная разработанность и одновременно высокая практичность, а также низкая раскрываемость приводят к тому, что не все лица, совершившие такие правонарушения, несут ответственность. Неисполнение установленной конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги и сборы представляют большую опасность для бюджета страны граждан и угрожает экономической безопасности государств, наносит колоссальный ущерб.
Иные служащие организации-
Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части статьи 33 УК РФ и соответствующей части статьи 199 УК РФ.
В тех случаях, когда лицо в целях уклонения от уплаты налогов и (или) сборов осуществляет подделку официальных документов организации, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также штампов, печатей, бланков, содеянное им при наличии к тому оснований влечет уголовную ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных статьей 198 или статьей 199 и статьей 327 УК РФ.
При расчете размера налога и (или) сбора, образованного в результате
уклонения от их уплаты, суды должны принимать во внимание только те налоги, сборы, налоговые ставки и их размеры, которые были установлены законодательством для конкретного налогового периода.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума № 64, моментом окончания преступления, предусмотренного статьей 198 или статьей 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством.
Таким образом, уклонение от уплаты налогов нарушает нормальный ход социального воспроизводства, препятствует общественному развитию в целом. Неуплата налогов значительно сокращает доходную часть бюджета и возможности государства в решении социально-экономических вопросов, финансировании здравоохранения, образования, науки, правоохранительной системы. Кроме того, уклонение от уплаты налогов свидетельствует о нарушении социальных связей между различными социальными группами и государством.
Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате налогов в соответствующий бюджет. При этом налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном законодателем для уплаты налога непосредственным плательщиком. Об этом сказано в пункте 4 статьи 24 Налогового кодекса РФ.
Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации и физические лица, которые являются источником выплаты доходов налогоплательщику. Лицо получает статус налогового агента только для исполнения конкретных обязанностей по исчислению и уплате налога. При этом в разных налоговых отношениях одно и то же лицо может выступать как в роли налогового агента, так и налогоплательщика и плательщика сборов [13, с. 186].
Налоговыми агентами признаются также российские организации, выплачивающие доходы иностранным организациям от источников в Российской Федерации, на которых в соответствии со ст. 310 части второй НК возлагается обязанность исчислить и удержать налог с таких доходов при каждой их выплате. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, в то время как их обязанности носят несколько иной характер.
Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за
допущенные налоговым агентом
ошибки и нарушения при исполнении
последним своих обязанностей, в
том числе при исчислении им, удержании
у налогоплательщика или
Рис. 2. Виды налогов, уплачиваемых налоговыми агентами.
Источник: схема составлена автором по материалам Налогового кодекса Российской Федерации.
|
Согласно п. 2 статьи 226 НК РФ, НДФЛ уплачивается в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога. Налоговым агентам предписано перечислять суммы налога сразу после того, как наличные средства на выплату дохода были получены в банке и перечислены на счета получателей. Делать это нужно день в день. Но все же в некоторых случаях допустима задержка продолжительностью не более суток [2, с. 25]. |
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности (п.5 статьи 226 НК РФ). Следует отметить, что взимание других налогов, а также сборов в настоящее время осуществляется без использования налоговых агентов в механизме налогообложения [2, с. 25].
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей налоговые агенты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Причем помимо налоговой ответственности налоговый агент может нести и уголовную ответственность.
Неисполнение обязанностей налогового агента — преступление, предусмотренное статьей 199.1 УК РФ (таблица 3), заключающееся в неисполнении в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном или особо крупном размерах.
Таблица 3
Неисполнение обязанностей налогового агента
Вид деяние |
Меры наказания |
199.1 ч.1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по
|
|
Продолжение таблицы 3 | |
исчислению, удержанию или перечислению налогов и сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере |
от одного года до двух лет; |
| |
| |
| |
Под крупным размером понимается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей | |
199.1 ч.2 То же деяние, совершенное в особо крупном размере |
|
| |
| |
Под особо крупным размером понимается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей. |
Источник: таблица составлена автором по материалам статьи 199.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
В случае если в нарушение обязанностей налогового агента не исчислена, не удержана или не перечислена сумма налога, не соответствующая этим суммовым и долевым критериям, то имеет место не преступление, предусмотренное ст. 199.1 УК РФ, а невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, т.е.налоговое
правонарушение, за которое предусмотрена ответственность по статье 123
Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно примечанию к статье, если лицо совершило преступление впервые, то оно освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 17 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 64 г. «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», субъектом преступления, предусмотренного статьей 199.1 УК РФ, может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера).
Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. В силу этого неисполнение налоговым агентом обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию и перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не связанное с личными интересами, состава преступления,
предусмотренного статьей 199.1 УК РФ, не образует и в тех случаях, когда
такие действия были совершены им в крупном или особо крупном размере.
Если действия налогового агента, нарушающие налоговое законодательство по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.
В том случае, когда лицо в личных интересах не исполняет обязанности налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и одновременно уклоняется от уплаты налогов с физического лица или организации в крупном или особо крупном размере, содеянное им при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьей 199.1 УК РФ и соответственно статьей 198 УК РФ или статьей 199 УК РФ.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом РФ - допускается возложение уголовной ответственности за предусмотренное в ней преступление только при условии доказанности умысла виновного и направленности содеянного на избежание взыскания недоимки по налогам и (или) сборам.
Согласно Постановлению Пленума Верховного суда № 64, преступление, является оконченным с момента неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством, в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.
В соответствии с примечанием к статье 199 Уголовного Кодекса Российской Федерации, лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 199.1, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Следует отметить, что процесс выявления, раскрытия и расследования преступлений, связанных с неисполнением налоговым агентом своих обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов в бюджетную систему государства, требует совершенствования, что представляется особенно актуальным в условиях глобального экономического кризиса.
Результаты такой работы могут снять имеющиеся проблемы в правоприменении, устранят правовые неточности диспозиции ст. 199.1 УК РФ, не позволят избегать ответственности лицам, пренебрегающим конституционной обязанностью платить законно установленные налоги и