Налоговые преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что с каждым годом увеличивается количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Их высокая латентность, недостаточная научная разработанность и одновременно высокая практичность, а также низкая раскрываемость приводят к тому, что не все лица, совершившие такие правонарушения, несут ответственность. Неисполнение установленной конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги и сборы представляют большую опасность для бюджета страны граждан и угрожает экономической безопасности государств, наносит колоссальный ущерб.

Вложенные файлы: 1 файл

KR_raspechatat.docx

— 262.18 Кб (Скачать файл)

Рис.5. Число выявленных лиц, совершивших преступление

Источник: диаграмма составлена автором по данным ГИАЦ МВД России [16].

     В числе внесенных законом № 383-ФЗ поправок можно отметить следующее:

  • поводом для возбуждение уголовного дела о налоговых преступлениях служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. При этом обязательным условием является наличие вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
  • уголовные дела о налоговых преступлениях с 1 января 2011г. были переданы в подследственность Следственного комитета РФ.
  • примерно в шесть раз повышены размеры сумм неуплаченных налогов и сборов, которые образуют преступность деяния.

     Законом № 383-ФЗ созданы все  правовые предпосылки для безнаказанного  уклонения от уплаты налогов.  Предполагалось, что подобные меры  будут стимулировать развитие  бизнеса в стране, однако отказ  от принципа неотвратимости наказания  может привести к противоположному  эффекту.

     Что касается ХМАО – Югры, то можно отметить следующую тенденцию:

в 2008 году подразделениями  органов внутренних дел по расследованию  налоговых преступлений выявлено139 налоговых преступлений, удельный вес  которых в общем массиве преступлений составил 5,1 %; в 2009 году – 151 налоговое  преступление, в 2010 – 88, а за 2011 год  данные не представлены.

     Если рассматривать количество возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям, непосредственно связанным с неисполнением обязанности по уплате налогов и сборов, то их еще меньше (рис. 6). По сравнению с 2009 годом удельный вес возбужденных уголовных дел увеличился в 1,5 раза (в 2009 году возбуждено 9 уголовных дел или 6% из 151 рассмотренного материала). Также в 2010 году было отказано в возбуждении уголовных дел по 126 материалам или 82,9 % от рассмотренных. Однако при очень большом количестве отказов налоговыми органами округа обжаловано только 19 решений об отказе в возбуждении уголовного дела, что составляет 15,3 %.

 

 

Рис.6. Количество возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям, связанным с неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов, в 2010 году в ХМАО - Югре

Источник: диаграмма составлена автором по материалам, предоставленным ИФНС России по г. Сургуту ХМАО  – Югры.

     Причиной столь малого количества возбужденных уголовных дел в ХМАО - Югре  и в целом по РФ является, на наш взгляд, то, что уже заранее не допускается направление материалов в органы внутренних дел заведомо не содержащих признаков преступления, с истекшим сроком давности привлечения к уголовной ответственности, в том числе по лицам, уплатившим суммы задолженности и предоставившим уточненные декларации.

     17 сентября 2011 года Президент  РФ Дмитрий Медведев внес в  Госдуму проект закона «О внесении изменений в статьи 140 и 241 УПК РФ», предусматривающий внесение в УПК РФ изменений, согласно которым единственным поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях будут материалы проверки налоговых органов. Исходя из статистики выявленных преступлений в 2010-2011 годах очевидно, что налоговыми органами раскрыто очень мало преступлений. И это связано не с тем, что они не умеют выявлять их, а исключительно с тем, что для них задача противодействия налоговой преступности является сопутствующей. Налоговики не наделены правом проведения оперативно-розыскной деятельности, по результатам которой в основном и выявляются преступления, в том числе и сложные преступные схемы уклонения от уплаты налогов. Поэтому полная передача налоговым органам функции выявления налоговых преступлений при сохранении прежнего объема их полномочий этих органов и параметров проведения налоговых проверок может привести к сокращению числа выявляемых преступлений в рассматриваемой области еще на 92%.

     На наш взгляд, на  сегодняшний день в российском  законодательстве существует множество пробелов и проблем, которые необходимо решить. Срок исковой давности привлечения к ответственности составляет 3 года. Это слишком короткий период для того, чтобы обратиться в суд с иском. Поэтому необходимо продлить срок исковой давности как минимум до 6-ти лет. Установлены слишком высокие пороги недоимки, при которой возникает уголовная ответственность. Следовательно, необходимо снизить размер порога, чтобы не дать налогоплательщикам уйти от уплаты налогов безнаказанными. Лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от ответственности. Поэтому следует отменить данное дополнение к статьям 198 и 199.1 постольку, поскольку  совершив преступление один раз и оставаясь безнаказанным, данное лицо совершит его снова. Но при этом смягчить меру привлечения к ответственности. Становится очевидным, что если такие меры будут приняты, то, соответственно, недобросовестные налогоплательщики несколько раз подумают: совершить преступление или нет.

     Вполне обоснованным представляется опасение, что отказ от обеспечения принципа неотвратимости наказания в налоговой области приведет к ее тотальной криминализации, дальнейшему укоренению в правосознании налогоплательщиков деформированных представлений о правомерности и допустимости уклонения от уплаты налогов. В результате дальнейшее ослабление правоохранительной и контрольной функции государства в области налогообложения, в совокупности с тенденцией к повышению налоговой нагрузки и деформированием правосознания налогоплательщиков приведут к еще большему уводу капитала «в тень». Это, в свою очередь, может негативно повлиять не только на пополняемость бюджета и возможность реализации государством социальной функции, но и

на экономику  страны в целом [15].

     Исходя из главы 2, следует вывод, что механизм привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления ослаб. Что-то осталось для видимости, а что-то вообще не работает. Снижение количества раскрываемых налоговых преступлений - главный результат действия Федерального закона № 383-ФЗ от 29 декабря 2009 года, в соответствии с которым в 6 раз были подняты пороги крупного и особо крупного размера сумм уклонения, введен специальный случай освобождения от уголовной ответственности, разорвана единая правоохранительная цепочка – от выявления налогового преступления до его расследования и направления в суд. Пусть даже косвенное наделение контролирующих органов функциями по решению вопроса об осуществлении или неосуществлении уголовного преследования есть мощнейший коррупциогенный фактор и явный выход за пределы полномочий таких органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы по работе:

  1. Под налоговыми преступлениями, непосредственно связанными с неисполнение обязанности по уплате налогов и (или) сборов понимают виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания (статьями 194, 198, 199, 199.1 и 199.2) и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.
  2. Ответственность по статьям 198 и 199 УК РФ наступает по факту умышленной неуплаты налогов в определенном размере независимо от того, каким способом произошло это уклонение. Уклонение от уплаты налогов нарушает нормальный ход социального воспроизводства, препятствует общественному развитию в целом, свидетельствует о нарушении социальных связей между различными социальными группами и государством.
  3. Одну из основных категорий лиц, содействующих уплате налогов, образуют налоговые агенты. Уголовная ответственность предусмотрена лишь за неисполнение обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов (сборов). Следует учитывать, что уголовно наказуемо неисполнение любой из этих трех обязанностей налогового агента, приведенных в диспозиции статьи 199.1.
  4. Общественная опасность сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание, заключается в том, что оно посягает на установленный порядок налогообложения и препятствует нормальной деятельности налоговых органов по взысканию недоимок по налогам и сборам. Преступное поведение направлено не на уклонение от уплаты налогов (сборов) или на неисполнение обязанностей по их удержанию и перечислению, а им<span class="List_002

Информация о работе Налоговые преступления