Таким образом, в отличие от России, в
США не выгодно не платить налоги или от
них укрываться. У нас же выгодней заплатить
штраф, чем платить налог.
Во Франции тоже есть свои отличия от
России. В налоговом кодексе Франции существуют
таблицы, позволяющие рассчитать предполагаемый
доход налогоплательщика в зависимости
от его образа жизни. Например, если гражданин
имеет дом определенной кадастровой стоимости,
то его доход примерно определяется как
пятикратная сумма годовой арендной платы
при сдаче дома в наем. При наличии домашнего
работника считается, что доход плательщика
составляет не менее 30 тыс. франков в год;
при покупке нового автомобиля доход примерно
равен 75% от стоимости автомобиля и т.д.
Если налогоплательщик имеет и дом, и работника,
и автомобиль, соответствующие суммы складываются.
Таким образом, налоговые органы сами
устанавливают примерную сумму дохода
лица в том случае, если гражданин не подал
декларацию. В России контроль над расходами
физических лиц не осуществляется.
Подводя
итог, можно сказать, что общим для развитых
налоговых зарубежных систем, за исключением
России, является, то, что им присущ жесткий
налоговый контроль. Широко развиты услуги
консультирующих служб и информационные
технологии в области налогообложения,
что позволяет снизить нагрузку с налогоплательщиков,
связанную с уплатой налогов и сборов.
В России, налоговые органы практически
не имеют рычагов воздействий на налогоплательщиков,
что приводит к появлению большого количества
лиц уклоняющихся от своих обязанностей.
Но есть и общий момент, это развитие учебно-информационных
центров, стало больше выпускаться литературы
в области налогообложения, развиваются
информационные технологии, что дает положительную
динамику развития налоговой системы
России.
2.3.Сравнительная
характеристика налоговых систем России
и развитых зарубежных стран
В мировой налоговой практике
в качестве показателя налоговой нагрузки
на макроуровне служит отношение суммы
всех взысканных с налогоплательщиков
налогов, вне зависимости от того, в бюджет
какого уровня или в какой внебюджетный
фонд они поступают, к объему полученного
валового внутреннего продукта (ВВП).
Во - первых, большинство экономически
развитых стран мира к настоящему времени
практически достигли максимально возможного
уровня перераспределения через налоговую
систему ВВП и национального дохода. Поэтому
обеспечение дальнейшего роста поступлений
доходов в бюджеты этих стран возможно
в основном за счет изменения структуры
налоговых изъятий и обеспечения на этой
основе прямой зависимости роста налогов
от роста ВВП.
Во - вторых, напрашивается вывод
о том, что налоговое бремя для российских
налогоплательщиков не столь велико, как
это постоянно трактуется в экономической
литературе. Действительно, уровень налогового
изъятия в России в последние годы не превышал
32% ВВП.
Между тем, те положения, которые
абсолютно ясны и понятны для других стран,
в отношении российской налоговой системы
и ее нагрузки на налогоплательщиков должны
рассматриваться через призму чрезвычайных
особенностей развития российской экономики
на современном этапе.
Тенденция к экономическому
объединению, расширение международных
хозяйственных связей, стремление избежать
двойного налогообложения способствуют
этому процессу. В то же время в каждой
стране есть особенности, которые иногда
можно перенимать, а иногда полезно просто
знать, порой с целью избежать уже выявленных
другими ошибок.
Эффективная налоговая система
должна выполнять ряд функций, а именно:
1) формирование фискально-доходной
части государственного бюджета;
2) производственно-стимулирующая
функция;
3) социальная.
Фискальная функция присуща
всем налогам, без выполнения этой функции
система налогообложения теряет всякий
смысл. При формировании эффективной фискальной системы необходимо
выполнение таких условий, как относительная
простота расчетов и легкость сбора налогов,
сохранение стабильности, система препятствий
на путях уклонения от выплаты тех или
иных налогов. Налоговые системы зарубежных
развитых стран указанную функцию выполняют
достаточно успешно.
Социальная функция в самом
общем виде направлена на соблюдение при
налогообложении принципов социальной
справедливости.
Производственно-стимулирующая
функция требует от налоговой системы
функционирования таким образом, чтобы
как минимум не подрывать стимулы к производственной
или, шире, к экономической деятельности,
а в лучшем случае усиливать эти стимулы.
Для сравнения эффективности налоговых
систем зарубежных стран исходя из выполнения
ими данной функции были проанализированы
налоги на корпорации в каждой из выбранных
стран.
Современные ставки налога
на прибыль в большинстве развитых странах
колеблются от 30 до 40 %. Однако, необходимо
учитывать и льготы по налогу, которые
весьма различаются по странам и оказывают
существенное влияние на сумму налога.
Налоговая система США предусматривает
хотя и весьма сложные, но четко регламентированные
процедуры оценки облагаемых доходов.
Существенные льготы и пониженные ставки
для корпораций и граждан, имеющих небольшие
доходы или осуществляющих строительство
и обновление оборудования, определяют
гораздо большие возможности выбора при
расчете облагаемого дохода. Прогрессивный
характер налогообложения, дискретность
налоговых отчислений, универсальность
обложения, наличие большого количества
целевых льгот, скидок, исключений - все
это, а также более низкие ставки прямых
и косвенных налогов, создают в США намного
более благоприятный налоговый климат
для предпринимательства и домохозяйств,
чем в других развитых странах.
Налоговая система Великобритании,
являясь довольно сложной, определяет
более льготные условия налогообложения
по сравнению с большинством других европейских
стран за счет значительно более низких
обязательных социальных налогов при
стимулировании добровольных взносов
и сбережений и несколько более низких
ставок подоходных налогов с корпораций
и физических лиц.
Францию среди развитых стран
отличает высокая доля налоговых поступлений
в валовом внутреннем продукте и взносов
в фонды социального назначения. Налоговая
система Франции является жесткой по отношению
к физическим лицам и семьям, имеющим высокие
душевые доходы, но применение значительных
вычетов из базы индивидуального подоходного
налога приводит к снижению его вплоть
до нуля для бедных слоев населения.
Для предприятий малого бизнеса
установлены одни из самых высоких налогов
и обязательных отчислений. В целом, можно
заключить, что налоговая система Франции
по сравнению с налоговыми системами США
и Великобритании является более жесткой
по отношению к корпорациям и личным доходам
граждан.
Налоговая система Японии обладает
исключительной гибкостью и высокой адаптивностью,
чутко реагируя на все заметные изменения
как в экономической, так и в социальной
сферах. Современная налоговая система
Японии отличается умеренным уровнем
налогового бремени. В Японии у предприятий
изымается около 50% прибыли. Негативное
влияние такой фискальной направленности
налогообложения прибыли здесь компенсируется
проведением активной промышленной политики
государства.
Швеция и Норвегия считаются
странами с самыми высокими налоговыми
ставками.
В целом поиски оптимального
сочетания фискальной и производственно-стимулирующей
функций в налоге на прибыль привели к
достаточно умеренному его значению в
общих налоговых поступлениях, особенно
по сравнению с такими налогами как индивидуальный
подоходный налог и косвенные налоги на
потребление.
Наиболее эффективны в рассматриваемом
аспекте, на наш взгляд, налоговые системы
США и Великобритании. Несмотря на определенные
различия в системах налогообложения
этих стран, умеренные ставки налога на
прибыль корпораций и весомые льготы обеспечивают
благоприятные условия для развития бизнеса.
В таких странах, как Германия,
Франция ставки налога на прибыль корпораций
колеблются в пределах 25% - 40%, а значение
налоговых льгот не столь велико. В основном
они используются для стимулирования
создания новых предприятий, стимулирования
инвестиций, связанных с внедрением техники
и технологии экологического типа, с экономией
в потреблении энергии, воды, а также для
ускорения развития экономически отсталых
регионов.
Таким образом, модернизация
налоговой системы Российской Федерации
должна быть ориентирована на выделение
наиболее эффективных элементов из налоговых
систем рассмотренных стран. Однако с
точки зрения одновременного учета требований
оптимального бюджетного федерализма
следует ориентироваться на построение
налоговых систем в США и Канаде. Кроме
того, с точки зрения создания стабильной
налоговой системы России следует использовать
опыт Германии, где налоговая система
"инкорпорирована" в Основной закон
- Конституцию.
Глава III Проблема
уклонения от налогообложения. Применение
опыта зарубежных стран для РФ
3.1. Некоторые схемы уклонения
от налогообложения в РФ.
Президентом Российской Федерации
определено, что государственная налоговая
политика должна формироваться исходя
из необходимости стимулирования позитивных
структурных изменений в экономике, последовательного
снижения совокупной налоговой нагрузки,
качественного улучшения налогового администрирования.
Проводимое государством все
последние годы облегчение налогового
бремени путем снижения налоговых ставок,
отмены отдельных налогов и снятия неоправданных
ограничений создает оптимальные условия
для ведения бизнеса и исполнения налоговых
обязательств.
Качественное налоговое администрирование
является одним из условий эффективного
функционирования налоговой системы и
экономики государства.
Позитивное развитие основных
составляющих налоговой политики государства,
которыми являются снижение совокупной
налоговой нагрузки и улучшение налогового
администрирования, неразрывно связано
с налоговым контролем, целью которого
является обеспечение своевременного
и полного поступления налогов и других
обязательных платежей в бюджет, в том
числе за счет достижения высокого уровня
налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.
Использование в хозяйственной
деятельности фирм-"однодневок" является
одним из самых распространенных способов
получения необоснованной налоговой выгоды.
Концептуально суть схемы сводится к включению
в цепочку хозяйственных связей лиц, не
исполняющих свои налоговые обязательства.
Можно выделить два основных направления
получения необоснованной налоговой выгоды
с использованием фирм-"однодневок":
1. Использование фирм-"однодневок"
для создания фиктивных расходов и получения
вычетов по косвенным налогам без соответствующего
движения товара (работ, услуг). В данном
случае организация (желающая получить
необоснованную налоговую выгоду) заключает
хозяйственные договоры с лицом, не исполняющим
свои налоговые обязательства, причем
деятельность фирмы-"однодневки",
как правило, прямо или косвенно подконтрольна
получателю необоснованной налоговой
выгоды, перечисляет ему определенную
договором сумму (в том числе сумму косвенных
налогов). Со стороны контрагента условия
договора фактически не исполняются, представляются
только необходимые первичные документы,
подтверждающие совершение операций.
То есть соблюдаются формальные требования
к документальному подтверждению произведенных
расходов и принятию к вычету сумм косвенных
налогов.
2. Использование фирм-"однодневок"
с целью увеличения добавленной стоимости
товара, уменьшения налоговой нагрузки
на производственные подразделения. Данная
схема построения хозяйственных связей
характерна при реализации товаров, имеющих
низкую себестоимость. Производитель
(импортер) реализует продукцию по цене,
близкой к себестоимости, лицу, не исполняющему
свои налоговые обязательства. Далее фирма-"однодневка"
реализует тот же товар с существенной
наценкой лицу, осуществляющему сбыт конечным
потребителям. В рассматриваемой ситуации
основная налоговая нагрузка приходится
на фирму-"однодневку", в то время
как производитель и конечный продавец
имеют минимальную налоговую нагрузку.
В описанном случае получателем
необоснованной налоговой выгоды может
выступать, в зависимости от фактически
сложившихся экономических условий, как
производитель, так и конечный продавец.
Применение схем получения
необоснованной налоговой выгоды оказывает
негативный эффект как на объемы бюджетных
поступлений, так и имеет ряд других социально
негативных последствий. Сложившаяся
практика реализации недвижимого имущества
и используемые схемы перехода права собственности
направлены, с одной стороны, на получение
необоснованной налоговой выгоды, с другой,
- на ущемление прав потребителей - физических
лиц, покупателей недвижимого имущества.
Одна из самых распространенных
схем реализации недвижимости выглядит
следующим образом: лица, желающие приобрести
квартиру, обращаются в агентство недвижимости,
заключают договор инвестирования на
строительство жилья. Расчеты по договору
осуществляются векселями, приобретенными
у зависимых от агентства недвижимости
организаций, или заключаются договоры
инвестирования с зависимыми по отношению
к агентству недвижимости обществами,
а оплата осуществляется векселями агентства
недвижимости. Вексельные расчеты, в данном
случае, не обусловлены разумным экономическим
смыслом, покупатели квартир, обращаясь
в агентство недвижимости, изначально
не имеют намерений приобретать какие-либо
ценные бумаги, их приобретение связано
исключительно с расчетами за квартиры
и навязано агентством недвижимости. То
обстоятельство, что налоговые обязательства
взаимозависимых по отношению к агентству
недвижимости лиц исполняются не в полном
объеме (чаще всего эти организации являются
фирмами-"однодневками"), позволяет
группе в целом незаконно минимизировать
свои налоговые обязательства.
Использование приведенной
схемы резко повышает риск неполучения
имущества.
Приведенная выше схема получения
налоговой выгоды при операциях с недвижимостью
не является единственной, с которой связаны
повышенные налоговые риски. Весьма распространена
схема с обязательным страхованием инвестиционных
рисков. В данном случае стоимость квартиры
делится на две части, первая - стоимость
инвестиционного взноса, вторая - сумма
страховой премии. Лицо, желающее приобрести
квартиру, принуждается застраховать
инвестиционные риски. При этом страхуется
риск третьих лиц - риск агентства недвижимости.
Наступление страхового случая в такой
ситуации изначально невозможно. Инвестиционная
составляющая в договорах на приобретение
квартир, как правило, близка к себестоимости
квартиры, а экономически необоснованная
страховая премия не включается в базу
по налогу на прибыль агентства недвижимости,
то есть агентство недвижимости занижает
стоимость квартир для целей налогообложения
на сумму страховой премии. Организации,
осуществляющие страхование, имеют ряд
признаков недобросовестности, что в системной
взаимосвязи с порядком реализации квартир
позволяет сделать вывод о том, что деятельность
страховой организации ведется в интересах
агентства недвижимости. Для потребителей
негативный эффект от применения подобной
схемы проявляется при расторжении инвестиционного
договора, в этом случае возмещение суммы
страховой премии практически невозможно.