Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:49, курсовая работа
Цель курсовой работы: анализ действующей системы организации торгово-технологического процесса и разработать рекомендация по ее совершенствованию. состоит в том, чтобы выработать наиболее полные и качественные методы обеспечения населения товарами и торговыми услугами, а также разработать новые подходы к торгово-технологическому процессу магазина.
Задачами курсовой работы являются следующие:
- определить сущность и содержание торгово-технологического процесса в розничной торговой сети;
- проанализировать организационно-экономическую характеристику магазина «Шубинский»;
- оценить организацию торгово-технологического процесса магазина;
Введение
1. Сущность содержание и принципы организации торгово-технологического процесса в магазине
2. Организационно-экономическая характеристика магазина
3. Оценка организации торгово-технологического процесса в магазине
4. Эффективность организации и технологии работы магазина
5. Направление совершенствования организации торгово-технологического процесса в магазине
Заключение
Список использованной литературы
При размещении
товаров в торговом зале их стремятся
подбирать по принципу комплексного
потребления, взаимозаменяемости или
по назначению. Это дает возможность
покупателям совершать
Если размещение однородных товаров в одном месте создает неудобство при отборе, задерживает покупательский поток, то их располагают в нескольких местах торгового зала.
Товары с высокой оборачиваемостью располагают ближе к источникам пополнения.
Важную роль в совершенствовании организации процесса продажи товаров играет правильный выбор последовательности размещения товаров в торговом зале. Каждая товарная группа получает свое определенное место, что позволяет постоянным покупателям магазина легко ориентироваться в торговом зале.
При закреплении за товарными группами постоянных зон размещения учитываются следующие требования: зона товарных групп, подготавливаемых к продаже непосредственно в магазине, примыкает к тем помещениям, в которых осуществляется подготовка этих товаров; для товарных групп, требующих длительного ознакомления с ними покупателей, выделяют зону в глубине торгового зала, где нет основных покупательских потоков; крупногабаритные и тяжелые товары располагают в зоне около контрольно-кассового узла; товары, требующие частого пополнения, размещают вблизи кладовых помещений; выложенные товары обеспечивают свободный проход и доступ к ним покупателей.
Товары дорогостоящие и в мелкой упаковке располагают вблизи рабочего места контролера-кассира на специальных горках, в передвижных тележках или контейнерах.
При распределении товаров на площади торгового зала важно и то, что создаются условия для его хорошего обзора, как покупателями, так и работниками магазина.
Для размещения товаров в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование, торговое холодильное оборудование. Очень важно рационально расположить товары на торговом оборудовании, то есть эффективно использовать площадь выкладки и емкость торгового оборудования.
Пополнение торгового зала
Выставочный запас товаров предназначен для показа покупателям. Он размещается в витринах, на специальных стендах, на верхних полках пристенного оборудования.
Рабочий запас товаров служит для непосредственной продажи. Его размещают на полках пристенных витрин.
Резервный запас товаров предназначен для пополнения рабочего и замены выставочного запасов товаров. Он, как правило, хранится в подсобных помещениях магазина и частично – в торговом зале.
При выкладке товаров на торговом оборудовании учитывают следующие основные принципы: однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость; применяют простейшие приемы выкладки товаров (прямую укладку, навалом и т.д.); декоративную выкладку товаров используют только с рекламной целью; полки горок и другие элементы для выкладки товаров не переполняют товарами; выкладка товаров в торговом зале очень насыщенна.
В торговом зале
магазина «Шубинский» используется
комбинированная система
При выкладке товаров в упаковке отдельные образцы оставляют без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель мог ознакомиться с ними.
Товары выкладываются этикетками к покупателям с четко обозначенной ценой. Ценники прикрепляют к товарам или помещают вместе с образцами товаров на полках пристенных горок, витринах.
Гастрономические
изделия выкладывают в
Фасованные сыры, масло животное, маргарин и жиры выкладывают стопками или в несколько рядов по массе фасовки, видам, цене.
Пакеты с молоком и другими молочными продуктами, творог выставляют на холодильных прилавках рядами.
Мороженую рыбу
выкладывают в
Кондитерские изделия размещают по видам: шоколадные конфеты, карамель разная, шоколад в плитках, фигурный; зефир, пастила, мармелад, печенье, пряники, варенье, торты.
При продаже кондитерских изделий эти изделия размещают на рабочих местах в наприлавочных витринах и пристенных шкафах.
В наприлавочных витринах шоколадные конфеты, карамель разную, печенье, пастилу, мармелад и т.п. выкладывают в вазах. Карамель без завертки выставляют в стеклянных ларцах, бочатах, вазах с крышками. Коробки с кондитерскими изделиями выставляют на переднем плане в наклонном положении. Рядом с закрытой коробкой ставят такую же открытую.
Шоколад в плитках выкладывают в виде звездочек, винтов и т.д. Скоропортящиеся изделия (торты, пирожные) размещают в холодильных шкафах и охлаждаемых витринах.
В пристенных шкафах
с открытыми застекленными
Хлеб размещают на полках пристенных шкафов и островных горок по виду муки: отдельно ржаной, ржано-пшеничный и пшеничный. Хлеб выкладывают рядами так, чтобы он не деформировался: формовой – на боковую или нижнюю корку; подовой – на ребро с уклоном нижней корки к боковой стенке полки. Остывший формовой хлеб укладывают в три-четыре, неостывший – в один-два, подовой – в один или два ряда. Хлебобулочные изделия (батоны, булки, сайки, халы) кладут на полки пристенных шкафов и островных горок на нижнюю корку в один-два ряда.
Выкладка бакалейных товаров: сахара, соли, муки, крупы, макаронных изделий – проводится на полках пристенных витрин по наименованиям, сортам и отвеса. Такие товары, как сахар, отдельные виды круп, макаронные изделия, требуют частого пополнения, поэтому их размещают вблизи входов в подсобные помещения, и выкладывают рядами и стопками – этикетками к покупателям.
При размещении товаров соблюдают правила товарного соседства. Например, чай и кофе легко воспринимают посторонние запахи; специи и пряности выделяют запах, поэтому их изолируют от других товаров.
При продаже сахара, муки, крупы и бобовых, макаронных изделий и других товаров продавцами образцы товаров выставляют в прилавочных и пристенных витринах. Эти товары в фабричной упаковке укладывают рядами и колонками на полках пристенных шкафов.
Рабочий запас товаров размещают в отсеках, имеющихся в нижней части пристенных шкафов, фасованные товары – на средних полках.
Продажа товаров
– завершающая стадия торгово-технологического
процесса в магазине. Операции, выполняемые
на этой стадии, являются наиболее ответственными,
так как они связаны с
Пришедший в магазин покупатель встречает приветливое отношение со стороны торгового персонала. При этом благоприятное впечатление оставляют опрятный внешний вид работников магазина, порядок и чистота в торговом зале.
На выполнение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, упаковкой затрачивается много времени. На качество их выполнения, а следовательно и на уровень обслуживания покупателей существенно влияет квалификация торгового персонала, а также организация и обслуживание рабочего места продавца. В связи с этим, эти операции выполняют достаточно опытные торговые работники, рабочее место которых оборудовано необходимым для этого торгово-технологическим оборудованием. Например, при нарезке колбасных изделий используют слайсер.
Выдача покупки покупателям завершает процесс обслуживания покупателей и осуществляется на рабочем месте продавцам после уплаты наличных денег за приобретенный товар.
Контролер-кассир выдает покупателям чек, напечатанный торгово-кассовым терминалом. На выдаваемом покупателям чеке отражаются следующие реквизиты: наименование организации; идентификационный номер организации-налогоплательщика; заводской номер торгово-кассового терминала; порядковый номер чека; дата и время покупки; стоимость покупки.
Чеки погашаются одновременно с выдачей товара путем надрыва в установленном месте.
Важным направлением повышения культур торговли и экономии времени населения является расширение торговых услуг. Они положительно влияют на удовлетворение спроса населения, способствуют увеличению оборота розничной торговли магазина, нагрузки на единицу торговой площади, повышению культуры торговли, экономят время покупателя.
По степени значимости дополнительные торговые услуги, оказываемые в магазине «Шубинский», классифицируется на основные и вспомогательные.
Основные услуги
непосредственно связаны с
Вспомогательные
услуги направлены на культурно-бытовое
обслуживание покупателей, например: при
магазине организован кафетерий; для
удобства покупателей в магазине
установлен банкомат; вблизи магазина
расположена автомобильная
Предоставляемые покупателям торговые услуги могут быть платными и бесплатными.
К бесплатным услугам относятся: организация покупательских конференций, выставок-продаж новых товаров, выездная торговля в места проведения сельскохозяйственных работ, различные консультации в магазине. Затраты на оказание таких видов услуг несет торговое предприятие.
Некоторые торговые услуги являются платными. Они предоставляются покупателям по утвержденным в установленном порядке прейскурантам.
Платными являются услуги, связанные организацией торговли по предварительным заказам (комплектация и продажа подарочных наборов по заказам покупателей).
При организации дополнительных торговых услуг учитывают, что виды применяемых услуг зависят от конкретных условий работы магазина «Шубинский», его месторасположения, размера, структуры ассортимента реализуемых товаров.
Одной из важных
услуг, предоставляемых в магазине,
является организация зон обслуживания
инвалидов, ветеранов Великой
Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине «Шубинский» обеспечивает экономическую эффективность торгового предприятия, создает максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина.
Вопрос 2 нуждается в доработке.
В данном вопросе необходимо:
- отразить организационное построение магазина в виде схемы:
- привести штат работников;
- указать
конкурентов и конкурентное
- провести SWOT- анализ.
3. Оценка организации торгово-технологического процесса в магазине.
Торгово-оперативная деятельность магазина складывается из взаимосвязанных процессов, основные из которых - изучение и формирование покупательского спроса, закупка и завоз товаров в магазин, приемка, хранение и предпродажная подготовка товаров, продажа и представление торговых услуг покупателям , ведение финансовых операций.
Специфика торгово-технологического процесса, осуществляемого в магазинах от фирм-производителей (промышленных предприятий), состоит в некоторых смещениях акцентов с одних традиционных операций на другие, присущие только фирменным магазинам. В частности, в соответствии с основными задачами, выполняемыми фирменной торговлей, первостепенная роль принадлежит операциям связанным с изучением и формированием покупательского спроса, рекламой новых видов товаров , обеспечением высокой культуры торговли.