Научный, научно-технический, инновационный и промышленный потенциалы стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования курсовой работы является потенциал инновационного развития Республики Беларусь и других ведущих стран СНГ.
Предметом – научный, научно-технический, инновационный и промышленный потенциал в системе государственного управления экономикой.
Цель данной курсовой работы – изучить развитие потенциалов Республики Беларусь и других ведущих стран СНГ и сделать предложения по формированию инновационной национальной экономики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Осветить понятие и структуру научного, научно-технического, инновационного и промышленного потенциалов государства;
Проанализировать состояние научного, научно-технического, инновационного и промышленного потенциалов ведущих стран СНГ;
Предложить пути инновационного развития стран СНГ.

Содержание

Введение
1. Потенциалы, их сущность и показатели.
1.1. Научный потенциал
1.2. Научно-технический потенциал
1.3. Инновационный потенциал
1.4. Промышленный потенциал
2. Состояние научного, научно-технического, инновационного и промышленного потенциалов стран СНГ (Беларусь, Россия, Украина, Казахстан).
3. Перспективы инновационного развития стран СНГ.
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач0.docx

— 144.43 Кб (Скачать файл)

Воплощение данной идеи должно проводиться комплексно, на основе системного подхода, базирующегося  на широко применяемых в решении  государственных крупномасштабных проблем программно-целевых методах.

Главная цель использования  программно-целевых методов в  развитии инновационного сотрудничества государств – участников СНГ –  это комплексное формирование необходимых  условий и предпосылок для  создания единого инновационного пространства Содружества.

Инструментом достижения указанной цели должна стать межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2015 года.

Реализация положений  межгосударственной программы будет  осуществляться через ряд пилотных межгосударственных программ, а именно:

социальная инновационная  программа под рабочим названием: «Малый город (поселок городского типа) Содружества Независимых Государств». Программа предполагает реализацию национальных приоритетов, федеральных (государственных) целевых программ государств – участников СНГ с  учетом бюджетного и внебюджетного  финансирования, а также средств  госкомпаний и бизнес-структур в  части выполнения программ их развития, органически увязанных с национальными  интересами государства;

освоение новых технологий и технических средств по снижению воздействия на природную среду  в свете выполнения государствами  Содружества международных договоров (Стокгольмская конференция, Монреальский и Киотский протоколы);

организационно-экономическая  инновационная программа с рабочим  названием: «Транснациональный супермаркет  инновационной продукции государств – участников СНГ». Главная цель программы – создание технологического коридора по вхождению товаропроизводителей инновационной продукции государств Содружества через «супермаркет СНГ» на мировые рынки товаров, услуг  и капитала. При этом основной механизм, способствующий этому, предусматривает  освоение стандарта менеджмента  качества ISO 9001:2000, глобальных инвестиционных стандартов FT146/SR02-1-10, GIPS и МСФО.

Большинство государств не имеют четко определенного стратегического  курса экономического развития. В  таких условиях разрабатываемые  стратегии инновационного развития существуют оторвано от реальной экономической  практики и могут быть представлены лишь в обобщенном виде. Как правило, принятые концепции носят рамочный характер, в них определяются лишь общие цели и задачи инновационного развития, которые позволяют ответить на вопрос что необходимо сделать  в направлении желаемого вектора  развития. Однако ответы на вопрос как  этого достичь, какими способами  и с помощью каких механизмов остаются за рамками принятых документов.

При реализации курса на инновационный путь развития, в государствах – участниках СНГ наблюдается  несколько упрощенный и односторонний  взгляд на содержание национальных инновационных  систем. Принимается за аксиому, что  главное — высокий темп создания и освоения новых технологий и  преобладание сложных, наукоемких производств, а важнейшими предпосылками создания инновационных экономик считается  наличие высокоразвитого научного комплекса и соответствующей  индустриальной базы. Именно на этом фокусируется внимание разрабатываемых программных  документов [16].

Сегодня можно привести немало примеров стран, которые не занимают лидирующих позиций в науке, но тем  не менее демонстрируют впечатляющие успехи инновационного развития. Нидерланды, Бельгия, Ирландия, Исландия, Финляндия, ряд других малых и средних  стран Европы, а также Корея, Тайвань, Таиланд, Малайзия имеют динамичные, все более интегрирующиеся в  мировую экономику хозяйственные  системы. Причем нередко они даже опережают по темпам и качеству развития признанных «научных гигантов».

Поэтому дело не только в  том, имеет ли страна высокоразвитую науку, многоотраслевую промышленность и образованное население, а еще  и в том, в какой мере ее хозяйственной  системе присуща «инновационная мотивация», способность динамичного  отклика на возникающие потребности  рынков. Экономика может быть названа  инновационной, если во всех ее секторах присутствуют динамизм, готовность к  конкуренции, поиску и освоению новых  рынков.

Важным недостатком при  формировании модели инновационного развития экономики в государствах - участниках СНГ является также копирование  опыта промышленно развитых стран, без учета национальных особенностей и степени завершенности рыночных реформ. В результате многие принимаемые  меры по формированию национальных инновационных  систем не приносят желаемого результата. Так, необходимым атрибутом инновационного развития на Западе является венчурное  финансирование и создание венчурных  фирм. Однако в государствах - участниках СНГ пока не созданы предпосылки  для распространения такого опыта. В условиях неразвитости финансовой системы, отсутствия соответствующих  организационных и правовых механизмов попытка создать венчурный бизнес наталкивается на непреодолимые  препятствия.

В условиях глобализации и  конкуренции многие страны СНГ нуждаются  в разработке и реализации системных  программ по выбору приоритетов инновационного развития экономики и достижения конкурентоспособности страны в  целом. Такая постановка задачи предопределяет необходимость модернизации существующей практики подготовки специалистов и  научных кадров, способных в современных  условиях уметь разработать и  внедрить в практику адаптированные программы инновационного развития отраслей, уметь вести системные  научные исследования и на этой основе реализовать образовательные программы  для развития человеческого капитала; как компетентный специалист с развитой индивидуальностью уметь показать толерантность в деле защиты национальных интересов своей страны и владеть  при этом эффективными методами командного стиля работы и профессионализмом; рационально использовать и совершенствовать свои знания, осваивать новые технологии, обеспечивая тем самым свои конкурентные преимущества как личности и в  итоге стать реальным участником в процессе интеграции образования, науки, производства, инновационного развития своей и других стран СНГ.

С учетом изложенных выше требований необходимо уточнить место и роль вузов с позиции их превращения  в своеобразные «лаборатории» по разработке, апробации и внедрению  новых идей и технологий в различных  сферах экономики. Именно в указанной  «лаборатории» под руководством высококвалифицированных ученых часть  представителей студенческого корпуса  становится будущими учеными-исследователями, а другая — реальными участниками  преобразований и инновационного развития организаций, отраслей и страны в  целом. В лице потенциальных участников преобразований на уровне реального  сектора экономики рассматривается  та часть студенческого корпуса, которая в ходе освоения программы  обучения в вузе приобретает такие  важные навыки, как умение внедрять и совершенствовать технико-технологические  параметры современного производства, обеспечить инновационную активность организации, осознать неизбежность инвестиций в человеческий капитал и на перспективные  научно-исследовательские и опытно-конструкторские  разработки, определить приоритеты при  обосновании уровня интеграции образования, науки и производства, владеть  современными знаниями в области  охраны интеллектуальной собственности, осознавать и выявлять национальные приоритеты в необходимости инвестиций на подготовку и переподготовку кадров не только в стране, но и за ее пределами.

Если указанные задачи рассматривать во взаимосвязи и  взаимодополнении, то под интегрирующей  моделью подготовки научных кадров высшей квалификации для инновационного развития стран СНГ предлагается подразумевать разработку и реализацию взаимокоординированных образовательных  программ формирования у будущих  специалистов и научных кадров новой  формации, умеющих проявить способность  вести научные исследования, выдвигать  новые идеи, осуществлять внедрение  совместных проектов в реальном секторе  экономики, обеспечивая тем самым  конкурентоспособность выпускника вуза и создавая при этом базовые  условия для развития человеческого  капитала и экономического процветания  страны в целом.

Для достижения интегрирующих  моделей подготовки научных кадров для инновационного развития стран  СНГ следует решать следующие  задачи.

1. В зависимости от  направлений подготовки кадров  и переориентации научных исследований, разработать обобщенную концептуальную  модель развития каждой отрасли  народного хозяйства как подсистемы  экономического потенциала конкретно  взятой страны СНГ.

2. С учетом потребности  министерств, ведомств, компаний, корпораций  и других хозяйствующих субъектов,  заинтересованных в развитии  и достижении конкурентоспособности  стран СНГ создать информационную, периодически обновляемую базу  данных с указанием перспективных  научных исследований и технико-технологических  разработок для их массового  внедрения.

3. В зависимости от  перспективных планов инновационного  развития каждой из отраслей  экономики разработать и внедрить  в учебных планах, государственных  образовательных стандартах, квалификационных  характеристиках и других документах  системы высшего и последипломного  образования перечень дисциплин,  обязательных для изучения студентами, аспирантами, магистрантами различных  направлений и специальностей.

4. Для создания эффективной  модели взаимодействия секторов  по проведению фундаментальных  и прикладных исследований вузов  с «потенциальными заказчиками»  и научно-исследовательскими институтами  в рамках каждой страны СНГ  разработать тематический веб-сайт  под названием «Научные исследования, работы, проблемы и условия их  выполнения, область и сфера их  использования».

5. С учетом программных  целей инновационного развития  отраслей разработать механизмы  вовлечения научной молодежи, корпуса  ученых вузов и других секторов, направленных на решение перспективных  научных проблем, а также тематических  научных исследований, проводимых  кафедрами, факультетами вузов  и проблемными лабораториями  академических и других НИИ. 

6. Предусмотреть организацию  совместных отраслевых научных  лабораторий с участием научного  потенциала НИИ, вузов и потенциальных  потребителей научных разработок.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение работы сделаем  следующие выводы.

Научный и научно-технический  потенциал является частью системного экономического потенциала и поэтому  находится в определённом пропорциональном соотношении с производственным потенциалом национальной экономики. Данное соотношение находится в  зависимости от согласованности  по количественным и качественным параметрам 2-х важнейших фаз в общественном воспроизводстве – предпроизводственной и производственной.

Научный и научно-технический  потенциал является относительно самостоятельным  образованием в экономическом потенциале страны, так как он развивается  с учетом спроса и мировых рынков на результаты научной и научно-технической  деятельности.

Сегодня белорусская наука  выдвигает крупные инновационные  идеи, вытекающие из принципиально  новых знаний. Использование полученных новых знаний в реальном секторе  экономики невозможно без наличия  эффективной экспертной системы  оценки результатов исследований и  разработок.

Решение этих задач определено стратегией инновационного развития Республики Беларусь, предложенной Президентом  Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Глава государства  отметил необходимость внедрения  эффективной формы организации  исследований на базе создаваемых научно-практических центров и развития инновационной  инфраструктуры. Главной целью преобразований является создание системы институтов, необходимых для дальнейшего  развития рыночной экономики.

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы подтверждена необходимость перехода страны на инновационный путь развития, курса на построение инновационной  экономики - экономики, основанной на знаниях. Главным и наиболее эффективным, как показывает мировой и отечественный  опыт, механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная  система (НИС) как современная институциональная  модель генерации, распространения  и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.

Ключевым моментом стимулирования инновационной деятельности и выпуска  наукоемкой продукции белорусскими предприятиями является охрана интеллектуальной собственности, поскольку позволяет  получить доходы от инвестиций в НИОКР  и реализации наукоемкой продукции. Мировой опыт свидетельствует о  том, что успешную деятельность в  сфере наукоемкого бизнеса эффективно осуществляют лишь те компании, чьи  права на пользование и распоряжение собственностью, в первую очередь  интеллектуальной, законодательно защищены исключительными правами. Только в  том случае, когда компания имеет  портфель прав в виде патентов, ноу-хау  и т. д., позволяющих контролировать сектор товарного рынка, она в  состоянии эффективно на нем конкурировать. Анализ деятельности отечественных  и западных высокотехнологичных  компаний показывает, что между ними существует отличие, заключающееся  в том, что для отечественных  предприятий рост расходов на НИОКР, не защищенных исключительными правами, идет быстрее, чем рост стоимости  нематериальных активов, в то время  как для западной высокотехнологичной  компании наблюдается обратная зависимость. Такие компании стремятся, прежде всего, сформировать область исключительных прав, которую можно эффективно использовать для создания рынков наукоемкой продукции  и управления ими, и только после  этого инвестируют денежные средства в реализацию конкретных НИОКР.

Благодаря инвестициям в  науку и инновации возможно существенное улучшение экономических показателей  организаций, рост производительности труда, повышение конкурентоспособности  производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Информация о работе Научный, научно-технический, инновационный и промышленный потенциалы стран СНГ