Национальный банк Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью деятельности Национального банка Кыргызской Республики является достижение и поддержание стабильности цен, посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики.
Основной задачей, способствующей достижению цели деятельности банка, является поддержание покупательной способности национальной валюты, обеспечение безопасности и надежности банковской и платежной системы республики (статья 3 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики").

Содержание

Введение

1. Национальный банк Кыргызской Республики
Цели, задачи и функции Национального банка
Организационная структура Национального банка

Общие положения
Отдел методологии и анализа платежных систем
Отдел банковских платежных карт
Отдел крупных платежей и мониторинга
Отдел розничных и регулярных платежей
1.3 Платежная система Кыргызской Республики
Клиринговая система платежей
Гроссовая система
Перспективы развития платежной системы
2. Расчетно-сберегательная Компания
Миссия Компании
Ресурсная база
Пассивные операции
Активные операции
Индексация
2.1 Отдел по формированию консолидированного баланса
2.2 Перспективные направления развития
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Национальный банк Кыргызской Республики.doc

— 668.00 Кб (Скачать файл)

Клиринговая система платежей представляет собой многосторонний метод проведения межбанковских платежей на основе взаимозачета. В течение клирингового периода документы накапливаются, затем на основании разницы между входящими и исходящими платежами определяется чистая позиция коммерческих банков. По завершении клиринговой сессии чистые позиции передаются в гроссовую систему расчетов для проведения окончательного расчета по корреспондентским счетам участников клиринга, открытых в НБКР.

Работа над созданием клиринговой системы в КР началась в 1994 году. Специального отдела по управлению платежных систем не существовало, и проводили ее специалисты Управления информационных систем.

На основании рекомендации Международного Валютного фонда, а также в соответствии с трехлетним планом развития банковской системы в Кыргызстане специалистами отдела перспективного проектирования Управления информационных систем были подготовлены необходимые материалы для организации клиринговой системы платежей.

В 1994 - 1995 годах в целях уменьшения потребности в фондах и упрощения процесса обмена платежными документами Национальный банк Кыргызской Республики провел целенаправленную работу по созданию кардинально новой платежной и расчетной системы: клиринговой системы взаиморасчетов как наиболее приемлемой в условиях развивающейся рыночной экономики и отвечающей географическим и экономическим особенностям нашей республики.

В 1995 году Специалисты Национального банка разработали программное обеспечение с необходимым контролем над управлением межбанковским расчетным риском и совместно с коммерческими банками выработали соответствующие нормативные документы о порядке проведения платежей по клирингу.

С сентября 1995 года Национальный банк провел поэтапное внедрение клиринговой системы на бумажной основе во всех областях республики.

С 22 августа 2003 года в промышленную эксплуатацию принята межбанковская автоматизированная клиринговая система с использованием электронных документов.

На сегодняшний день участниками клиринговой системы являются 21 КБ с их филиалами и НБКР. В настоящее время осуществляется подключение Центрального Казначейства к клиринговой системе.

 До 2003 года существовало 5 региональных  клиринговых центров. После того, как клиринговая система перешла  на централизованную обработку  документов, региональные клиринговые  центры были упразднены.

Сроки прохождения платежей.

В соответствии со ст. 3 Закона КР «О Национальном банке» «Основной задачей, способствующей достижению цели (или подчиненной основной цели) деятельности Банка Кыргызстана, являются поддержание покупательской способности национальной валюты, обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной системы республики.

     Эффективность системы во многом определяется сроками прохождения платежей.

На основании постановления Правительства Кыргызской Республики и Национального банка от 11 марта 2004 года № 144/1/6  сроки прохождения платежей в национальной валюте Кыргызской Республики составляют:

  • между банками в пределах Кыргызской Республики - не более одного банковского дня;
  • между клиентами банков в пределах Кыргызской Республики  - не более двух банковских дней;
  • для платежей с использованием пластиковых карт и платежей путем взноса наличных денежных средств для дальнейшего перевода – не более двух банковских дней.

Клиринговая система:

- Обработка пакетов документов не зависит от остатка на корреспондентском счете

- Значительные финансовые риски

- Расчет осуществляется  по окончании клиринговой сессии 

Используемые инструменты:

- Электронные платежные поручения

Безопасность:

■ Выделенные каналы связи с головными банками

■ Шифрование каналов

■ Использование электронной  цифровой подписи (далее ЭЦП)

Форматы сообщений:

Форматы основаны на форматах системы SWIFT.

Управление ликвидностью и рисками

Установление лимита чистой дебетовой позиции для участников клиринговой системы.

Операционный день клиринга.

Работа - круглосуточная.

Прием файлов ЭПД - до 13:00

Закрытие дня       -       в 15:00

Профилактика и подготовка отчетов - 15:00 - 15:15

Открытие нового дня - 15:15.

Гроссовая система

Гроссовая система расчётов - система, в которой расчеты между участниками 
происходят индивидуально по каждому платежному документу согласно правилам и 
процедурам системы и непосредственно отражаются на счетах участников, открытых в Национальном банке. 

Гроссовая система расчетов обеспечивает проведение расчетов по заключенным сделкам на финансовых рынках, а также расчетов по крупным и срочным платежам коммерческих банков путем перевода средств по корреспондентским счетам участников, открытым в Национальном банке. В гроссовой системе расчетов обрабатываются кредитовые переводы, за исключением расчетов по закрытию сальдо счета Центрального Казначейства, которые инициируются банками-агентами Центрального Казначейства и могут являться дебетовыми, и расчетов по чистым позициям клиринговой системы платежей. В гроссовой системе расчетов Кыргызской Республики осуществляется около 72% платежей от общего объема платежей и 7% от общего количества платежей в межбанковской системе расчетов (в среднем около 200 платежей в день).

Гроссовая система межбанковских расчетов Кыргызской Республики на основе бумажных платежных документов разработана и внедрена в НБКР в конце 1996 года и представляет собой систему, в которой перевод средств по корреспондентским счетам коммерческих банков, открытых в Национальном банке, производится по каждому отдельному платежу по мере их поступления. Посредством межбанковской гроссовой системы Кыргызской Республики производится обработка и оплата межбанковских кредитовых платежных документов (платежных поручений и других инструментов, устанавливаемых Национальным банком, а также итоговых чистых позиций, определенных в межбанковской клиринговой системе.

Межбанковская гроссовая система предназначена для проведения ограниченного количества платежей, по которым требуется немедленное проведение окончательного расчета.

Целью межбанковской гроссовой системы является повышение надежности платежной системы за счет оперативного и окончательного проведения расчетов по счетам банков - участников и сокращение сроков проведения платежей.

С 27 февраля 2003 года в промышленную эксплуатацию принята автоматизированная система гроссовых расчетов (АСГР) с использованием электронных документов.

Задачами межбанковской гроссовой системы являются:

• обеспечение надежного и эффективного проведения расчетов между всеми участниками      

    межбанковской гроссовой системы.

• ограничение финансовых рисков при проведении платежей;

• обеспечение безопасности при проведении платежей;

• удовлетворение потребностей участников межбанковской гроссовой системы по вопросам проведения платежей.

Участники   гроссовой   системы:   21   КБ,   НБКР,   Центральное   Казначейство   и Межгосударственный Банк.

Сроки прохождения платежей - несколько минут.

Принципы расчетов по АСГР:

  • Расчет по каждому платежу;
  • Прием документов только в пределах кредитового остатка;
  • Риски неоплаты практически минимизированы.
  • Оплата осуществляется немедленно после получения платежа

Технология работы АСГР:

Полностью автоматизированный процесс обработки ЭПД

Используются форматы на основе форматов SWIFT

Возможность участника отслеживать свою ликвидность

Получение подтверждений и выписок по запросам и автоматически

Используемые инструменты:

Электронные и бумажные платежные поручения

Безопасность:

Выделенные каналы связи

Шифрование каналов

Использование ЭЦП

 Управление ликвидностью

Установление лимита чистой дебетовой позиции для участников клиринговой системы.

Операционный день гросса:

Открытие дня                                  10:00

Обработка платежей                       10:00-16:00

Прекращение приема платежей    16:00 (по закрытию сальдо ЦК в 16:30)

Закрытие дня                                   17:00

 

 Динамика объема платежей  по клиринговой  и гроссовой  системам.

               

Период

01.01.01

01.01.02

01.01.03

01.01.04

01.01.05

   

Значения

     31,4  

     36,5  

     40,9  

     55,4  

71

   

 

 

 

Динамика объема и  к о л и ч е с т в а платежей по клиринговой  и гроссовой системам.

                   
 

01.01.01

01.01.02

01.01.03

01.01.04

01.01.05

       

Объем

     31,4  

36,49

40,86

55,44

71,00

       

Количество

      200  

192,54

214,16

477,32

552,00

       

 

 

 

Перспективы развития системы

В настоящее время проблема преобладания использования наличных денежных средств в экономике Кыргызской Республики является достаточно серьезной. Объем наличных денежных средств в обращении по отношению к депозитам в коммерческих банках очень высок (четыре к одному), что является признаком слаборазвитого банковского сектора, низкого уровня прозрачности и контроля за средствами налогоплательщиков и проведением бюджетных платежей.

Население Кыргызской Республики составляет 5 млн. человек, из них почти третья часть проживает в городах. Оплата регулярных платежей за жилищно-коммунальные услуги, тепло и электроэнергию, за услуги связи осуществляется по стихийно сложившимся внутрикорпоративным платежным системам в организациях, предоставляющих регулярные услуги (Кыргызгаз, Кыргызтелеком, Кыргызэнергосбыт и т.д.).

Платежи в бюджет республики в настоящее время составляют большую часть потока межбанковских безналичных платежей и достигают 50 % от их общего количества. При этом существуют проблемы неплатежей и взаимозачётов, низкой инвестиционной активности. Выплаты заработной платы, пенсий, пособий и поступления в бюджет осуществляются, как правило, наличными денежными средствами, что связано с высокими финансовыми и временными затратами в целом для государства. Рынок регулярных платежей и выплат остается не охваченным единой платежной системой в республике.

В связи с этим принято совместное постановление Правительства КР и Национального Банка № 916  от  31.12.2002 “Об утверждении Государственной программы мероприятий на 2003-2005 годы по внедрению системы безналичных платежей и по созданию инфраструктуры, способной обеспечить эффективное проведение платежей в Кыргызской Республике”

Цель и задачи Государственной программы.

Целью Государственной программы является создание в Кыргызской Республике эффективной системы безналичных расчетов и инфраструктуры, способной обеспечить проведение розничных и регулярных платежей через банковские счета.

Основные задачи Государственной программы:

  1. Обеспечение условий для эффективного планирования доходной и расходной частей бюджета республики за счет обеспечения прозрачности движения финансовых потоков, повышения контроля за системой бюджетных платежей и своевременного поступления налоговых и других денежных средств в бюджет через счета в коммерческих банках. Усиление контроля за оборачиваемостью денежных средств, уменьшение теневого оборота наличных.
  2. Создание механизмов, обеспечивающих своевременную и полную уплату страховых взносов  предприятиями-плательщиками. Сокращение расходов на выплату пенсий и пособий по социальному страхованию. Решение проблем, связанных с разрывами по времени поступления и расходования социальных средств.
  3. Создание механизмов и обеспечение условий в центре и регионах для своевременной выплаты заработной платы, пенсий, стипендий, государственных пособий и т.д. Оптимизация процесса сбора регулярных платежей по оплате жилищно-коммунальных услуг. Повышение уровня социального обслуживания населения за счет управления процессом предоставления льгот и пособий при проведении безналичных платежей через счета в коммерческих банках.
  4. Снижение доли наличных расчетов в Кыргызской Республике путем создания условий/механизмов для перехода к безналичным расчетам в торговых и сервисных точках, жилищно-коммунальном хозяйстве, в сфере бытового обслуживания и в системе обеспечения социальной защиты населения. Эффективная обработка платежей, идентификация потоков платежей путем использования единых кодов и классификаторов, снижение рисков и обеспечение безопасности и надежности при проведении платежей и расчетов.
  5. Создание условий для развития предпринимательства в реальном секторе путем расширения инфраструктуры по безналичным расчетам и использования платежных карт в национальной валюте при проведении бюджетных, розничных и регулярных платежей населения. Создание единого «платежного» пространства в банковской системе по обслуживанию населения, торгово-сервисных предприятий, независимо от территориальной принадлежности.
  6. Расширение спектра услуг по проведению платежей и расчетов, предоставляемых коммерческими банками и развитие филиальной сети в условиях конкурентной среды. Увеличение депозитной базы за счет увеличения количества счетов и привлечения денежных средств населения и аккумулирование значительных объемов финансовых средств для инвестирования в реальный сектор экономики.
  7. Развитие условий для проведения безналичных расчетов по ценным бумагам и организация торговых площадок, соответствующих международным стандартам и необходимых для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику республики.

Информация о работе Национальный банк Кыргызской Республики