Оплата труда в бюджетном секторе экономики: особенности и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 03:50, магистерская работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ причин и необходимости модернизации системы оплаты труда в бюджетном секторе в России. Задачами работы являются: обоснование необходимости перехода от тарифной системы оплаты труда к НСОТ, определение преимуществ и недостатков новой системы оплаты труда, оценка результатов внедрения новой системы оплаты труда в регионах. А также к задачам относится проведение анализа дифференциации заработных плат работников двух категорий высококвалифицированных и неквалифицированных работников бюджетного и небюджетного секторов экономики на примере Центрального и Волго-Вятского экономических районов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В БЮДЖЕТНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ 4
1.1. Понятие и сущность заработной платы. 4
1.1.1. Основные системы оплаты труда, их эволюция. 7
1.2 Особенности заработной платы в бюджетном секторе российской экономики. 9
1.2.1. Бюджетный сектор экономики: динамика основных показателей. 9
1.2.2.Единая тарифная система. 15
1.2.3. Новая система оплаты труда (НСОТ) 20
ГЛАВА 2. РАЗРЫВ В ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТАХ В БЮДЖЕТНОМ И ЧАСТНОМ СЕКТОРАХ. 30
2.1. Тенденции, динамика и причины разрыва в заработках: обзор исследований. 30
2.2. Эмпирическая оценка разрыва в заработках для работников разной квалификации на примере отдельных регионов России 34
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ОПЛАТЫ ТРУДА В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ. 43
3.1. Особенности оплаты труда в сфере образования. 43
3.2. Необходимость сокращения численности работников бюджетной сферы. Кадровая политика в отношении уволенных сотрудников. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55

Вложенные файлы: 1 файл

рская работа_Владимирская Е.Н..doc

— 797.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.5. Разрыв в оплате труда для квалифицированных работников бюджетного и частного секторов Волго-Вятского экономического района.

 

 

стаж работы на предприятии

1

2

3

4

5

6

1

Среднее значение логарифма  реальной заработной платы для частного сектора

4,25

4,28

4,06

4,10

4,05

3,96

2

Среднее значение логарифма реальной заработной платы для бюджетного сектора

3,56

3,87

3,75

3,78

3,72

3,82

3

Абсолютное значение разрыва логарифма реальной заработной платы (2-1)

-0,69

-0,41

-0,31

-0,32

-0,33

-0,14


 

Согласно  полученным данным, в среднем оплата труда для квалифицированных работников выше в частном секторе по сравнению с бюджетным сектором.

Рисунок 2.1.  иллюстрирует снижение разрыва в оплате труда с увеличением стажа работы на предприятии.

Рисунок 2.1. Разрыв в оплате труда для квалифицированных сотрудников Волго-Вятского экономического района.

 

Разрыв  в заработных платах невелик, и не имеет ярко выраженной динамики. Незначительный разрыв можно объяснить спадом производства в рассматриваемый период, когда уровень развития региона был ниже среднего по России.28 Промышленность региона в эти годы, унаследовавшая от СССР ориентированность на реализацию государственных заказов, с трудом перестраивалась на систему рыночной экономики. Такая ситуация объясняет снижение среднего уровня заработных плат в промышленности и их приближение к уровню заработных плат в бюджетном секторе.

В таблице 2.6. представлена статистика для квалифицированных работников Центрального экономического района.

Таблица 2.6. Разрыв в оплате труда для квалифицированных работников бюджетного и частного секторов Центрального экономического района.

 

стаж работы на предприятии

1

2

3

4

5

6

1

Среднее значение логарифма  реальной заработной платы для частного сектора

3,88

3,88

3,84

3,80

3,99

3,83

2

Среднее значение логарифма  реальной заработной платы для бюджетного сектора

3,93

4,37

4,26

4,11

4,19

3,94

3

Абсолютное значение разрыва логарифма реальной заработной платы (2-1)

0,05

0,49

0,42

0,31

0,20

0,10


 

Согласно данным таблицы 2.6, оплата труда в бюджетном секторе для высококвалифицированных сотрудников в среднем выше, чем в частном секторе. Результат противоположен тому, что получен для Волго-Вятского экономического района.

Такую особенность Центрального экономического района можно объяснить двумя обстоятельствами. Во-первых, это особенная структура занятости жителей Московской области, численность которой превалирует в рассматриваемой группе: многие работники трудятся в Москве, в т.ч. в бюджетных учреждениях, федеральных и муниципальных органах власти, заработные платы в которых достаточно высоки. Во-вторых, занятость во внебюджетном секторе областей, входящих в Центральный регион, как правило, низкооплачиваемая – здесь доминируют сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность, не представлены добывающие отрасли, в которых заработная плата выше всего в экономике.

На  рисунке 2.2. проиллюстрирован разрыв в оплате труда квалифицированных работников.

Рисунок 2.2. Разрыв в оплате труда  для квалифицированных сотрудников  Центрального экономического района.

 

По  мере накопления стажа сотрудником, разрыв в оплате труда уменьшается, как и в Волго-Вятском районе. Система оплаты труда работников бюджетного сектора в Центральном экономическом районе обеспечивала гарантированные высокие заработки, несмотря на ограничение со стороны Единой тарифной сетки.

Перейдем  к исследованию характера разрыва  заработных плат для неквалифицированных  работников частного и бюджетного секторов Волго-Вятского и Центрального экономических районов.

 

 

 

Таблица 2.7. Разрыв в оплате труда для неквалифицированных работников бюджетного и частного секторов Волго-Вятского экономического района.

 

стаж работы на предприятии

1

2

3

4

5

6

1

Среднее значение логарифма  реальной заработной платы для частного сектора

3,64

3,8

3,83

3,85

3,79

3,87

2

Среднее значение логарифма  реальной заработной платы для бюджетного сектора

3,38

3,46

3,62

3,66

3,65

3,60

3

Абсолютное значение разрыва логарифма реальной заработной платы (2-1)

-0,26

-0,34

-0,21

-0,19

-0,14

-0,27


 

Для Волго-Вятского экономического района отмечается превышение средних заработков в частном секторе над заработками в бюджетном секторе. Величина разрыва выше, чем для высококвалифицированных сотрудников, несмотря на аналогичный характер дифференциации оплаты труда. Такое положение объясняется слабой политической силой профсоюзов в период с 1994 по 2000 гг., деятельность которых должна быть направлена на выравнивание заработных плат работников схожей квалификации и уровня образования.

 

 

Рисунок 2.3. Разрыв в оплате труда для неквалифицированных работников бюджетного и частного секторов Волго-Вятского экономического района.

 

Рисунок 2.3. иллюстрирует сходные величины разрыва  в заработной плате неквалифицированных работников бюджетного и частного секторов, разделенных по параметру стаж работы на предприятии.

 

Характер  разрыва в заработных платах для неквалифицированных работников в Центральном экономическом районе также отрицательный: наблюдается превышение оплаты труда работников частного сектора над бюджетным сектором.

Таблица 2.8. Разрыв в оплате труда для неквалифицированных работников бюджетного и частного секторов Центрального экономического района.

 

 

стаж работы на предприятии

1

2

3

4

5

6

1

Среднее значение логарифма  реальной заработной платы для частного сектора

3,99

4,02

3,99

3,95

4,20

4,30

2

Среднее значение логарифма реальной заработной платы для бюджетного сектора

3,47

3,53

3,45

3,13

3,29

3,35

3

Абсолютное значение разрыва логарифма реальной заработной платы

-0,51

-0,49

-0,54

-0,81

-0,91

-0,95


 

На рисунке 2.4. наглядно проиллюстрирован факт того, что с ростом параметра стаж, разрыв в заработных платах увеличивается.

 

Рисунок 2.4. Разрыв в оплате труда для неквалифицированных работников бюджетного и частного секторов Центрального экономического района.

 

Известно, что, несмотря на распад СССР, сотрудники предприятий придерживались идеологии  накопления стажа работы на одном  предприятии, которое должно было обеспечить их в будущем социальными гарантиями и привилегиями. Таким образом, степень  разрыва в заработных платах по параметру стажа работы можно считать адекватной оценкой наблюдаемых результатов.

 

Наше исследование за период с 1994 по 2000 гг. позволяет сделать следующие выводы:

  1. Заработные платы для неквалифицированной группы работников в бюджетном секторе ниже, чем для работников аналогичной квалификации в частном секторе. Этот разрыв увеличивается по мере накопления стажа работы на предприятии. Такой разрыв свидетельствует о слабой политической силе профсоюзов, деятельность которых должна способствовать установлению равной оплаты труда за равный труд в бюджетном и частном секторах экономики.
  2. Оплата труда высококвалифицированных работников Волго-Вятского экономического района выше в частном секторе по сравнению с работниками бюджетного сектора экономики. 
  3. Заработные платы для высококвалифицированных работников Центрального экономического района в среднем выше для занятых в бюджетном секторе. Различия в результатах (2) и (3) могут объясняться разной отраслевой структурой занятости работников двух регионов.
  4. Разрыв в заработках между квалифицированными работниками бюджетного и небюджетного сектора сокращается по мере накопления трудового стажа.

 

Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза подтвердилась в части превышения заработной платы неквалифицированных работников  в частном секторе по сравнению с бюджетным сектором.  Однако устойчивого превышения разрыва заработков в частном секторе над бюджетным в период с 1994 по 2000 гг. для обеих групп работников не наблюдалось. Полученные данные разнятся по регионам и объясняются экономическими особенностями каждого из них.

На  основании данных результатов следует сделать вывод, что государственная политика поддержки бюджетного сектора должна быть дифференцированной. Она должна быть направлена на группу неквалифицированных работников, а также высококвалифицированных работников в тех регионах, где оплата труда в значительной степени отстает от заработной платы частного сектора.

Внедрение НСОТ позволяет уменьшить разрыв в оплате труда для данных категорий работников бюджетного и частного секторов.

 

Глава 3. Политика оплаты труда в бюджетной сфере.

3.1. Особенности  оплаты труда в сфере образования.

С введением  НСОТ, одной из целей государственной политики оплаты труда работников бюджетных учреждений становится повышение качества труда.

Бюджетная политика в части увеличения оплаты труда работников бюджетного сектора  базируется на дополнительном 30%-ом федеральном  финансировании, а также расширении финансовых возможностей бюджетов области и муниципалитета. С переходом на отраслевую систему оплаты труда, отличную от ЕТС, бюджетная стратегия государства в части оплаты труда направлена на достижение достойной оплаты труда в соответствии с качественными характеристиками деятельности сотрудника.

Рассмотрим  особенности государственной политики оплаты труда на примере сферы образования.

По данным «Доклада Минобрнауки России о результатах и основных направлениях деятельности на 2008-2010 годы», доля расходов бюджетов всех уровней на образование росла на протяжении периода с 2001 по 2007 год.

В таблице 3.1 представлены данные о расходах федерального бюджета на образование с 2001 по 2010 гг. в номинальном выражении и в % от ВВП.

Таблица 3.1. Доля расходов федерального бюджета Российской Федерации  
на образование по отношению к валовому внутреннему продукту 
(млрд. руб.)

Показатели

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2005 г. 

2006 г. 
(отчет)

2007 г. 
(отчет)

2008 г. 
(отчет)

2009 г.

(прогн)

2010 г.

(прогн)

Валовой внутренний продукт (ВВП)

8943.6

10831

13243

21620

26781

32938

41540

41800

47410

Расходы федерального бюджета на образование

 

 

Раздел

Образование

в % от ВВП

 

 

 

 

48.8

0.5

 

 

 

 

80.1

0.74

 

 

 

 

99.7

0.75

 

 

 

 

162.1

0.75

 

 

 

 

211.98

0.79

 

 

 

 

287.08

0.9

 

 

 

 

307.2

0.83

 

 

 

 

313.6

0.75

 

 

 

 

339.9

0,72

Информация о работе Оплата труда в бюджетном секторе экономики: особенности и тенденции