Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 16:31, дипломная работа
Целью настоящей дипломной работы является анализ исполнения местного бюджета как элемента финансовой системы общества, определения его роли в социально-экономическом развитии города Чернушка, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы бюджетного процесса и исполнение на местном уровне;
Провести анализ формирования исполнения бюджета муниципального образования;
Выявить проблемы организации исполнения бюджета на местном уровне и предложить пути по ее совершенствованию.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТА И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ 6
1.1 Экономическое содержание и значение местного бюджета, бюджетные права органов местного самоуправления 6
1.2 Доходы и расходы местных бюджетов 13
1.3 Исполнение бюджета на местном уровне 24
2 АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕРНУШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЗА 2006-2008 ГОДЫ 30
2.1 Экономический характер Чернушинского муниципального района 30
2.2 Анализ доходной части бюджета Управления образования Администрации Чернушинского муниципального района за 2006-2008 годы……………………………………………………………………………… 34
2.3 Анализ расходной части бюджета Управления образования Администрации Чернушинского муниципального района за 2006-2008 годы 41
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ 49
3.1 Экономический анализ исполнения бюджета Управления образования Администрации Чернушинского муниципального района 49
3.2 Пути совершенствования организации исполнения бюджета на местном уровне 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Анализ расходной части даст необходимую картину тех необходимых затрат, которые возникают в процессе выполнения муниципальными органами власти своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования поступивших в местный бюджет денежных средств по следующим направлениям:
Расходы на управление в 2006 году составили 6,7 процента, в 2007 году – 8,1 процента, в 2008 году – 8,6 процента. Важное значение приобретает стабилизация этих расходов в связи с необходимостью проведения жесткой экономии бюджетных средств и сокращение численности аппарата управления.
Бюджетное финансирование затрат на народное хозяйство в 2006 году составило 24,6 процента, в 2007 году – 20,6 процента, в 2008 году – 18,7 процента. Расходы на финансирование отраслей хозяйственного комплекса связаны в основном: с целевым финансированием сельского хозяйства со стороны государства в порядке возмещения разницы в ценах на отдельные виды продукции и материальных ресурсов, с целевым финансированием Предприятия по обеспечению топливом населения в виде разницы в ценах на топливо (дрова) населению. В целом расходы по жилищно-коммунальному хозяйству уменьшились на 5,9 процента в 2008 году по сравнению с 2006 годом.
Финансирование социально-культурных мероприятий в бюджете города за 2006 год составили 65,9 процента, 2007 год – 64,4 процента, за 2008 год – 71,4 процента. Данные представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Структура расходной части
бюджета
Статьи расходов |
Удельный вес в процентах | ||
2006 год |
2007 год |
2008 год | |
Управление |
6,7 |
8,1 |
8,6 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
24,6 |
20,6 |
18,7 |
Образование |
37,2 |
36,9 |
41,2 |
Культура, кинематография и СМИ |
5,3 |
5,5 |
6,1 |
Здравоохранение и спорт |
20,8 |
19,2 |
20,8 |
Продолжение таблицы 4 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
Социальная политика |
2,6 |
2,8 |
3,3 |
Прочие расходы |
2,7 |
6,9 |
1,3 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Выше отмечено, что основная доля расходов бюджета связана с социально-культурной инфраструктурой, поэтому эти затраты более детально проанализированы при рассмотрении структуры расходов на образование, здравоохранение, культуру и социальную политику. Приоритетными расходами по социальному комплексу являются расходы на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, медикаменты, продукты питания, трансферты населению. Детальное рассмотрение приоритетных статей по социальному комплексу в таблицах 5, 6, 7, 8.
Таблица 5 – Состав и динамика расходов
на финансирование народного образования
Затраты |
Удельный вес в процентах | ||
2006 год |
2007 год |
2008 год | |
Оплата труда |
52,3 |
48,0 |
52,6 |
Начисления на зарплату |
18,3 |
17,2 |
18,7 |
Питание |
2,7 |
3,2 |
3,3 |
Приобретение оборудования |
0,6 |
- |
0,3 |
Капитальный ремонт |
2,3 |
5,3 |
2,8 |
Хозяйственные, коммунальные, канцелярские и приобретение мягкого инвентаря, текущий ремонт |
18,0 |
23,7 |
19,4 |
Трансферты населению |
2,6 |
2,2 |
2,4 |
Прочие |
3,2 |
0,4 |
0,5 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Удельный вес расходов на образование в расходах бюджета занимает ведущее место среди всех затрат (41.2% от общей суммы). Из расчетных данных таблицы видно, что в структуре этих затрат преобладают текущие расходы, а именно, затраты, связанные с оплатой труда. Они достигают более половины всех расходов. Расходы на питание увеличились с 2,7 процентов до 3,3 процентов. Текущие хозяйственные расходы увеличились с 18,0 процента в 2006 году до 23,7 процентов в 2007 году и 19,4 в 2008 году. Основную долю в последних занимают возросшие затраты на коммунальные услуги, до 95 процентов от этих затрат. Обратим внимание на тот факт, что идет снижение расходов на выплату трансфертов населению, а также минимизации расходов, связанных с приобретением оборудования.
Таблица 6 – Состав и динамика расходов на финансирование здравоохранения
Затраты |
Удельный вес в процентах | ||
2006 год |
2007 год |
2008 год | |
Оплата труда |
43,2 |
43,7 |
48,9 |
Начисления на зарплату |
15,5 |
16,6 |
16,8 |
Приобретение медикаментов |
3,1 |
3,5 |
3,6 |
Питание |
2,3 |
1,9 |
1,7 |
Хозяйственные, коммунальные, канцелярские и приобретение мягкого инвентаря, текущий ремонт |
14,8 |
24,6 |
19,2 |
Приобретение оборудования |
1,2 |
0,1 |
0,3 |
Трансферты населению |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
Капитальный ремонт |
- |
- |
- |
Прочие |
19,7 |
9,3 |
9,2 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
По удельному весу затраты на здравоохранение стоят на втором месте в бюджете 20,8 процента всех затрат. Следует заметить, что финансирование этой отрасли протекает весьма напряженно. Основная их часть идет на покрытие текущих затрат. Это затраты по оплате труда – 48,9 процента, приобретение медикаментов – 3,6 процента, питание – 1,7 процента и текущие хозяйственные расходы – 19,2 процента. Мало выделяется средств на покупку медицинского оборудования (0,1 – 0,3 процента).
Таблица 7 – Состав и динамика расходов на финансирование культуры В %
Затраты |
Удельный вес в процентах | |||
2006 год |
2007 год |
2008 год | ||
Оплата труда |
48,7 |
49,5 |
53,0 | |
Начисления на зарплату |
17,2 |
17,4 |
18,7 | |
Хозяйственные и канцелярские, приобретение мягкого инвентаря и текущий ремонт |
27,8 |
4,8 |
1,4 | |
Приобретение оборудования |
1,0 |
0,4 |
1,2 | |
Капитальный ремонт |
2,4 |
1,8 |
3,7 | |
Прочие расходы |
2,9 |
26,1 |
22,0 | |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Финансирование культуры, ввиду ограниченности финансовых ресурсов, практически ведется по “остаточному” принципу. Удельный вес этих затрат составляет – 6,1 процента от всех бюджетных расходов. Бюджеты учреждений культуры – это бюджеты с минимальными текущими расходами, без которых просто невозможно их функционирование.
Таблица
8 – Состав и динамика расходов на финансирование
социальной политики
Затраты |
Удельный вес в процентах | ||
2006 год |
2007 год |
2008 год | |
Оплата труда |
54,7 |
54,9 |
60,1 |
Начисления на зарплату |
19,5 |
21,1 |
19,9 |
Приобретение медикаментов |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
Продукты |
2,9 |
2,7 |
2,2 |
Приобретение оборудования |
2,3 |
1,0 |
- |
Капитальный ремонт |
11,5 |
8,7 |
6,7 |
Трансферты населению |
3,0 |
2,8 |
4,0 |
Прочие |
5,9 |
8,7 |
7,0 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Также как и бюджеты учреждений культуры, бюджеты учреждений социальной политики – это в основном бюджеты минимальных текущих расходов. В 2006 году по сравнению с 2007-2008 годом в этих бюджетах была статья капитальных вложений.
Исполнение расходов городского бюджета в 2006 году составило 99,5 процента, в 2007 году – 99,0 процентов, в 2008 году – 99,3 процента. Графически это показано на рисунке 4.
Рисунок 4 – Исполнение расходов бюджета за 2006-2008 годы
Исполнение бюджета по отраслям приведено в таблице 9.
Таблица 9 – Исполнение бюджета по расходам В тыс. руб., %
Статьи
|
2006 |
2007 |
2008 | ||||||
План |
Исполнено |
Процент исполнения |
План |
Исполнено |
Процент исполнения |
План |
Исполнено |
Процент исполнения | |
Управление |
14497,8 |
14497,8 |
100,0 |
16878,7 |
16338,6 |
96,8 |
17275,6 |
17241,0 |
99,8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
53014,3 |
53014,3 |
100,0 |
41891,8 |
41514,8 |
99,1 |
38568,7 |
37257,4 |
96,6 |
Образование |
80062,3 |
80062,3 |
100,0 |
75039,2 |
74288,8 |
99,0 |
82159,3 |
82077,1 |
99,9 |
Здравоохранение и спорт |
45873,6 |
44864,4 |
97,8 |
38638,0 |
38638,0 |
100,0 |
41380,9 |
41380,9 |
100,0 |
Культура, кинематография и СМИ |
11468,4 |
11468,4 |
100,0 |
11184,7 |
11061,7 |
98,9 |
12253,6 |
12192,3 |
99,5 |
Социальная политика |
5626,0 |
5626,0 |
100,0 |
5694,1 |
5642,8 |
99,1 |
6629,0 |
6648,9 |
100,3 |
Прочие расходы |
5842,3 |
5842,3 |
100,0 |
14031,7 |
13933,5 |
99,3 |
2611,4 |
2601,0 |
99,6 |
Всего |
216384,7 |
215375,5 |
99,5 |
203358,2 |
201418,2 |
99,0 |
200878,5 |
199398,6 |
99,3 |