Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 20:23, курсовая работа
Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни и возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а самое главное – новых знаний. Важная роль в реализации этих задач отводится принципам и закономерностям организации сельскохозяйственного производства на предприятиях АПК. На их основе вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия и его подразделений.
Ведение…………………………………………………………………………….5
1.Теоретические основы развития предпринимательства в РФ……………......7
1.1 Сущность предпринимательства в современных условиях………………............................................................................................7
1.2 Открытое Акционерное Общество – организационно
-правовая форма предпринимательства………………………………………..11 1.3 Экономическая оценка предпринимательской деятельности…………….16
2 Анализ современного состояния производства продукции на
предприятие (на примере ОАО «Птицефабрика «Чамзинская»» Чамзиского района)……………………………………………………………..22
2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия………...22
2.2 Динамика производства и реализации продукции. Финансовые
результаты от продаж на предприятие………………………………………...29
2.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия………………………….39
3 Перспективы развития деятельности предприятия в области
растениеводства и животноводства…………………………………………….44
3.1 Планирование посевных площадей урожайности и валового сбора
зерна на перспективу …………………………………………………………...44
3.2 Планирование производства продукции животноводства………………..46
Заключение…………………………………………………………………….…54
Список использованных источников…………………………………………...57
Приложение
Анализ использования
Таблица 2.8 Анализ использования молока, ц
Показатели |
Предыдущий год (2008 год) |
Отчетный год (2009 год) |
Отклонение (+/-) | |
ц |
% | |||
Произведено |
9302 |
9302 |
- |
- |
Продано, всего |
8047 |
8062 |
+15 |
+0,18 |
Передано на корм скоту |
1255 |
1240 |
-15 |
-1,2 |
Данные таблицы показывают, что объем производства молока в отчетном году не увеличился по сравнению с предыдущим годом. Произошли существенные изменения в использовании молока. За анализируемый период было продано на 15 ц или на 0,18 % больше, чем в предыдущем году. Уменьшилось использование молока на производственые нужды на -15 ц или 1,2%. Каждое сельскохозяйственное предприятие может успешно выполнить план по производству продукции, если будет иметь достаточное количество продуктивных животных. Увеличивать стадо целесообразно только тогда, когда при полноценном кормлении полностью использованы потенциальные возможности роста продуктивности наличного поголовья.
Таблица 2.9 Факторный анализ выполнения плана реализации продукции за 2009 год
Вид продукции |
Объем производства продукции, т |
Уровень товарности,% |
Объем реализации, т |
Изменение объема продаж, т | |||||
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
общее |
В том числе за счет | ||
Объема производства |
Уровня товарности | ||||||||
Зерно
Молоко
КРС |
32180
6978
3927 |
38049
6644
3927 |
44,7
85,2
100,4 |
40,6
85,5 104,4 |
901,3
859,3
17,00 |
958,0
888,5
14,59 |
-103,7
-15,2
+0,63 |
+27,9
+9,3
+0,657 |
+73,95
+5,7
-0,129 |
Итого, тыс.р. |
43085 |
48620 |
103,2 |
84,1 |
1505,7 |
1858,8 |
-253,1 |
+63,3 |
-3992,9 |
По данным табл. 2.8 сделаем расчет способом абсолютных разниц:
∆VРП=(24500-24695)∙0,794=154
∆VРПут =(0,80-0,794)∙24500=147
Факторный анализ выполнения плана реализации
показывает, что план по реализации зерна
и молока не был выполнен на 118,9 т. По реализации КРС план остался неизменным.
Данные показатели говорят о том, что предприятие
не в полной мере использует свои производственные
возможности.
Далее проведем анализ резервов увеличения производства. Обобщение резервов увеличения объема реализации продукции производится по каждому ее виду в натуральном и в целом по хозяйству в стоимостном измерении. Предложения по использованию выявленных резервов должны разрабатываться в комплексе мероприятий по освоению резервов увеличения производства продукции. По таблице 2.10 видно, что увеличивая качество продукции и при недопущении потерь, перерасхода посевных материалов, можно увеличить продажи зерна на 99,4 т, молока на 67,5 т, сдачу КРС в живом или убойном весе на 10,5 т.
Таблица 2.10 Резервы увеличения объема продаж продукции
Вид продукции |
Резерв увеличе-нияпро-изводства, т |
Возможный уровень товар-ности, % |
Резерв увеличения объема реализации продукции, т |
Повышение качества продукции, т |
Недопущение перерасхода,т |
Недопу-щение потерь при хранении,т |
Всего резервов, т |
Зерно Молоко КРС |
127,86 61,76 11,01 |
71 100 100 |
94,44 60,76 10,00 |
3,0 6,0 6,0 |
3,69 7,40 1,74 |
- - - |
99,4 67,0 11,5 |
Анализ производства
и реализации продукции
Таблица 2.11 Анализ состава и динамики общей суммы прибыли на предприятии
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 | |||
тыс.р. |
доля, % |
тыс.р. |
доля, % |
тыс.р. |
доля, % | |
Прибыль от реализации продукции, услуг |
450985 |
100 |
476526 |
100,00 |
524936 |
100 |
Коммерческие расходы |
33551 |
12,53 |
34206 |
12,53 |
36793 |
6,87 |
Прибыль от продаж |
73620 |
87,47 |
81429 |
87,47 |
55017 |
93,13 |
Проценты к уплате |
14431 |
47,90 |
19235 |
45,24 |
24445 |
16,45 |
Прибыль до налогообложения Иные платежи из прибыли Чистая прибыль (убыток) |
144791
784
144007 |
100
0,37
99,63 |
157267
4184
153083 |
100
1.3
98,70 |
86434
2530
83904 |
100
0,3
99,70 |
Анализ состава и динамики получения общей суммы прибыли показывает, что величина чистой прибыли за 3 года изменилась и по отношению 2008 года к 2009 году прибыль увеличилась на 48410 тыс.руб и за все 3 года увеличение прибыли происходило в основном за счет реализации продукции работ и услуг. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции VPП; ее структуры Удi, себестоимости Сi, и уровня среднереализационных цен Дi. Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить, используя данные табл. 2.11. Прибыль от реализации продукции в отчетном году увеличилась на 3824 тыс. р., или на 24 %, но в эту прибыль входят дотации со стороны государства почти в пропорциональном количестве, поэтому сумма прибыли в базисном году изменилась незначительно. От того как продается продукция, какой на нее спрос на рынке, зависит и объем производства. Если сравнить базовую и условную сумму прибыли, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при базовом уровне цен и себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции: ∆Пvрп∙уд = 115635-81429=34206 тыс. р.
Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо базовую прибыль умножить на процент изменения объема реализации продукции (360891/343814 • 100 - 100 = +4%) и результат разделить на 100:
Таблица 2.12 Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. р.
Показатель |
Базовая величина |
Базовая величина, пересчит.на фактический объем продаж отчетного периода |
Фактическая величина в отчетном периоде |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений из выручки (В) Полная себестоимость реализованной продукции (3) Прибыль от реализации продукции (П) |
450985
343814
81429 |
476526
360891
115635 |
524936
433126
55017 |
Затем можно определить влияние структурного фактора (из первого результата нужно вычесть второй):
∆Пуд =77-138=-61 тыс. р.
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнением фактической суммы затрат с базовой, пересчитанной на фактический объем продаж в отчетном периоде:
∆Пс= -(433126-343814) = 89312 тыс. р.
Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию находят сопоставлением фактической выручки отчетного периода с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при базовом уровне цен:
∆Пц= 524936-450985 = 73951 тыс. р. Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя базовую величину каждого фактора фактической.
Таблица 2.13 Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Показатель |
Условия расчета |
Порядок расчета |
Сумма прибыли, тыс. р. | |||
|
объем реализации |
структура товарной продукции |
цена |
себестоимость |
|
|
По Пусл.1 Пусл.2 Пусл.3 П1 |
t0 t1 t1 t1 t1 |
t0 t0 t1 t1 t1 |
t0 t0 t0 t1 t1 |
t0 t0 t0 t0 t1 |
В0-30 П0∙Iрп Вусл-Зусл В1-Зусл В1-З1 |
450985 206543 115635 164045 176545 |
Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы увеличиться на 4,69 % и составить 138 тыс. руб. Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат:
∑(VРПi0-Цi0)-∑(VPПi1-Ci0) = 476526-360891=115635 тыс. р.
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
∑(VPПi1∙Цi1)-∑VPПi1∙Ci0) = 524936-360891=164045 тыс. р.
По данным табл.2.13 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора:
1.объема реализации продукции:
∆Пvпр= 206543-450985=244442
2. структуры товарной продукции:
∆Пстр.= 115635-206543=-90908
3.средних цен реализации:
∆Пц= 164045-115635=48410
4.себестоимости реализованной продукции:
∆Пс =176545-164045=12500
Итого: -27440
Результаты расчетов показывают, что сумма прибыли в общем уменьшилась на 27440 тыс. руб. за счет увеличения себестоимости продукции и структуры товарной продукции.
Таблица 2.14. Расчет влияния структуры товарной продукции на сумму прибыли от ее реализации
Вид продук-ции |
Объем реализации при базовой себестоимо-сти, тыс.р. |
Структура товарной продукции, % |
Базовый уровень рентабельности, % | |||||
2007 |
2008 |
2009 |
2007 |
2008 |
2009 |
(+,-) | ||
Зерно Молоко КРС Прочие |
65080 75119 25246 7 |
7321 105941 20147 123 |
30373 89809 32764 52 |
19,2 37,5 54,7 0,1 |
17,5 32,7 48,8 1,0 |
19,3 35,0 45,4 0,4 |
+0,1 -2,5 -0,4 +0,3 |
32,5 40,5 15,2 16,4 |
Итого |
165452 |
133532 |
152998 |
100 |
100 |
100 |
- |
35,0 |