Основные проблемы интеграции и перспективы развития интеграционных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Организация экономического сотрудничества (ОЭС/ЭКО) и др. На постсоветском пространстве, по мнению многих авторитетных экспертных сообществ, как на Западе, так; и в странах СНГ наибольшими объективными предпосылками для интеграции обладают страны центральноазиатского региона, включающие в себя Казахстан, Кыргызстан. Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В регионе имеются все предпосылки для развития интеграции - территориально, по своим природно-климатическим условиям и ресурсам, этническому составу населения и историческому развитию, хозяйственной структуре постсоветская Центральная Азия представляет собой единую природно-климатическую зону, единый историко-этнический тип расселения и проживания народов, единый экономический регион.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1.Теоретические основы экономической интеграции
1.1. Экономическая интеграция - одна из основных
тенденций современной мировой экономики………………………….4
1.2. Интернациональные процессы в современной мировой экономике…………………………………………………………………..16
1.3. Объективная необходимость интеграции стран Центральной Азии ……..………………………………………………………………………..19
Глава 2. Состояние интеграционных процессов.
2.1. Становление и этапы развития интеграционных
процессов………………………………….…………………………… …..30
2.2. Взаимная интеграция и геополитическая взаимосвязь Кыргызской Республики и стран Центральноазиатском регионе…………….……………..34
2.3. Модели интеграции для стран Центральной Азии………………………..43
2.4. Вступление Кыргызстана во Всемирную торговую организацию и в Таможенный Союз – основной путь интегрирования……………………….46
Глава 3.Основные проблемы интеграции и перспективы
развития интеграционных процессов.
3.1. Проблемы в развитии экономической интеграции стран …………………………………………….………………………………………….61
3.2. Основные направления и перспективы развития экономической интеграции …………………………………..………………………………….….76
Выводы и предложения…………………………………………………………….83
Список использованной литературы………………………………………..........96.

Вложенные файлы: 1 файл

Бауржан 20.06..doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

Сложные таможенные процедуры, начисление баснословных пошлин придирки и вымогательство чиновников отбивает охоту иметь дело с дальними   партнерами.   Сетуют   предприниматели на  бюрократический беспредел. Чтобы вывезти товар, фирме необходимо представить два десятка  наименований справок. Вплоть до копий учредительных документов и устава предприятия, организации. А на таможнях неоправданно затягивают процесс  оформления бумаг. Например, 65 долларов стоит в Узбекистане социальное, страхование транспортного средства из СНГ, Кыргызстане, и в Таджикистане. Если и удается торговцам преодолеть все барьеры, предприниматель накладывает донесенные им в пути расходы в цену товара. Страдает в итоге потребитель. Теряет от разгула контрабанды и казна трех стран. Водная проблема        это    тема, затрагивающая   интересы национальной безопасности и влияющая на весь процесс государственного строительства в странах Центральной Азии.

 Суть проблемы заключается  в том, что центральноазиатские государства расположены в зоне, в которой без орошения возделывать сельскохозяйственные культуры и  получать устойчивые урожаи невозможно. Основной   источник   воды   в   регионе        потоки   Сырдарьи и Амударьи, формирующиеся в горах Памира и Тянь-Шаня. Сырдарья течет из Кыргызстана через Таджикистан в Узбекистан (через густонаселённую  Ферганскую долину)   и   Казахстан,   Амударья  -   из   Таджикистана - в  Туркмению  и  Узбекистан.  

   Поэтому   Кыргызстан   и   Таджикистан   фактически   контролируют водные ресурсы, которые требуются для других государств Центральной  Азии. Кыргызстан и Таджикистан рассматривают воду как стратегический товар, поскольку они бедны другими ресурсами и  используют воду для  производства     электроэнергии     для   собственных     нужд.    - Богатые энергоресурсами страны - Туркмения, Узбекистан, Казахстан —находятся в водной зависимости от Таджикистана и Кыргызстана, которые формируют график спуска воды  вниз.  В СССР существовала схема взаимообмена энергетическими ресурсами (нефтью, газом, углем, мазутом, электроэнергией), согласно которой в зимнее время в Кыргызстан и Таджикистан поставлялись туркмено-узбекский газ, казахстанский уголь, российский мазут, другие виды топлива в объемах, достаточных для выработки электроэнергии на тепловых электростанциях  этих республик,  а также для  отопления населенных пунктов.   В   свою   очередь,   Кыргызстан   и  Таджикистан   значительно сокращали выработку электроэнергии на своих гидроэлектростанциях и ставили водохранилища в режим накопления воды. В летний же период накопленный    запас    спускался   для   орошения    полей    Узбекистана, Туркменистана и Казахстана.

Другой причиной обострения данной проблемы является очень высокий износ технических средств по наблюдению, контролю и распределению водных ресурсов в межгосударственных и особо крупных водных объектах, который покрыть Кыргызстан и Таджикистан не в состоянии, особенно при нынешнем кризисном состоянии своей экономики. С      1998   г.   существует   соглашение -   между Кыргызстаном Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном по использованию водно-энергетических    ресурсов, согласно которой Узбекистан    и Казахстан должны регулярно покупать ежегодно вырабатываемую электроэнергию в  период    летних попусков    воды    с    Токтогульского    водохранилища. Казахстан   и   Узбекистан   должны   в  течение  6 месяцев покупать  у Кыргызстана 2,2 млрд. кВт/ч электроэнергии - по 1,1  цента: В период вегетации   Кыргызстан   вынужден   выпускать от 6  до- 7   кмЗ воды, вырабатывая   4,9   млрд.   кВт/ч   электроэнергий 27  млрд.   кВт/ч для собственных нужд и 2,2 млрд. кВт/ч на продажу.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Однако  Узбекистан  уже  7-  год  не  покупает  электроэнергию — таким образом, он фактически вышел из этого  соглашения, Казахстан  тоже регулярно не покупает электроэнергию. К этому добавляется проблема разбалансированности цена газа и электроэнергию. Цена на узбекскую и казахскую электроэнергию составляет  на счетчиках потребителя 3,5 цента. Поэтому Кыргызстан   хотел  бы     продавать свою электроэнергию не менее чем за-2 цента.   В   1996   г. правительство   Кыргызской   Республики   сделало уступку Казахстану  решили  продавать электроэнергию  по     1 центу (раньше она стоила 3 цента).    В    ответ    казахстанцы    обещали    Кыргызстану    поставлять карагандинский уголь на    Бишкекскую ТЭЦ по цене $16 за тонну с доставкой. Потом они от этого отказались, а кыргызские цены остались  на прежнем уровне.

Аналогичные проблемы существуют и в Таджикистане. Такие страны,  как Казахстан, Узбекистан и Туркменистан имеют возможность развивать свою   экономику   за   счет   сельского   хозяйства   и   освоения   богатых  минеральных   ресурсов   -   газа,   нефти   и   угля  Таджикистану,   у которого на душу населения приходится меньше всего земли - 0,11га, из них 0,08 га - орошаемой, 93% территории занимают горы   и где нет в достаточном   количестве   разведанных   углеводородных  ресурсов не существует другой альтернативны, кроме развития гидроэнергетики.  Еще один немаловажный аспект, который вынуждает; Таджикистан развивать  свою гидроэнергетику обусловлен тем, что в стране, где сосредоточено почти   60%   водных   ресурсов   региона,   при; сегодняшней экономике переходного периода 70% ее населения получает зимой электроэнергию всего  несколько  часов  в  сутки,  более  того  ситуация vв этот период усугубляется еще и тем, что в республике практически нет газа

Парадокс заключается в том, что Таджикистан в зимний период, чтобы сохранить воду для соседей в орошаемый период частично останавливает работу гидросооружений и в то же время покупает электричество у Узбекистана по двойной цене. То есть таджикская сторона работает себе в убыток, поскольку, отдавая воду, предоставляет Узбекистану энергию (электроэнергию) в объеме. в 1,5 раза больше, чем получает от нее за счет поставок газа.

  Таким образом, проблема ресурсо обеспечения стран Центральной Азии - комплексная, охватывающая водопотребление, электроэнергетику. И газоснабжение. Она показывает высокую степень интеграции экономик

стран Центральной Азии и Казахстана, которая завязана на проблему снабжения водой. Несмотря на существующие договоренности и инициативы Правительств центральноазиатского региона по созданию межгосударственных учреждений по управлению, учету и распределению водных ресурсов, эти организации еще не готовы реально разрешать  возможные конфликты.

Отсутствует единая и согласованная политика ведения сельского  хозяйства.        Каждое    государство    старается    увеличить орошаемые площади,   старается   прихватить   пока   свободные   водные  ресурсы. За последний 5 лет площадь орошаемых земель в Центральной Азии увеличилась на 7%. Это очень большая цифра, если сравнить ее со свободными водными ресурсами.     

Для регулирования водного и энергетического обмена  на основе   рамочного соглашения 1998-1999 гг. заключаются ежегодные соглашения   о поставках водных ресурсов Таджикистаном и Кыргызстаном странам низовий с последующими перетоками электроэнергии и других ресурсов. Эти соглашения, как правило, полностью не выполняются. Страны низовий получают воду сполна, но когда касается вопроса возврата электроэнергии, угля, мазута и других ресурсов, то, во-первых, в договоренном  объеме они  не  поступают,  а во-вторых,  наблюдается диспаритет     цен на электроэнергию.   В   этих   условиях   происходит вынужденная   сработка   водохранилищ стран  верховий,   чтобы покрыть образующийся дефицит  электроэнергии,   а   это,   в   свою   очередь, влияет   на стабильность водоподачи в поливной сезон и, особенно, в маловодные годы. Несколько раз конфликт Ташкента и Бишкека едва не переходил в плоскость     силовых  решений. Узбекистан развернул рядомТоктогульской ГЭС (в непосредственной близости от узбеко-кыргызской границы подразделение ВДВ и провел ряд учений по захвату «хорошо охраняемого объекта» с использованием бронетехники и вертолетов. Кыргызстан, в свою очередь, через «утечки» в СМИ указала, что в случае взрыва плотины, водный поток «сметет с лица земли Ферганскую и Зерафшанскую долины» Узбекистана.

Таким  образом,  на  пути  интеграции  центральноазиатских стран                                                     существуют проблемы, которые препятствуют  ее углублению. Однако само                                                       отсутствие интеграции ведет за собой еще ряд проблем, которые негативно                                                      сказываются, прежде всего, на развитии экономики данных стран.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Первая проблема связана с тем, что, будучи в составе СССР все                                                     страны центральноазитского региона были связаны производственными,                                                       кооперационными, торговыми связями.   С развалом СССР мы потеряли эти                                                      связи, однако наладить в полной мере новые так и не сумели. К сожалению,                                                      произвести оценку выгод от наличия таких связей или потерь от: их                                                     отсутствия пока невозможно, учитывая трудности с получением данных - и                                                           несовершенство    методов,    используемых для получения таких оценок,                                                Кроме   того,   оценка   того,   что   не   имело  места,   всегда является

затруднительной.  Мы же рассмотрим  примеры конкретных предприятий,                                                             пострадавших от нарушений торговых и производственных связей Данные                                                            примеры указывают на значительные выгоды, которые страны Центральной                                                  

Азии  могли бы иметь от более    эффективной интеграции  в мировую                                                            экономику друг с другом.     В начале 1990-х гг., после крушения плановой экономики и распада       единой     советской     экономической     системы,  многие   предприятия     закрылись.     Например,  молочный  завод  в  Ак-Суте  в Кыргызстане,      приватизированный   в   1994   г.,   —  теперь здесь работают 230 человек, занятых производством масла, сыра и сухого молока. Экспорт в Казахстан   прекратился в 2000 г., когда Казахстан ввел  200-процентную импортную    пошлину. За исключением мелкомасштабной чел- ночной, торговли, экспорте возобновился даже в 2001 г, после отмены пошлин. Причина – 16 процентный   налог   на  добавленную   стоимость   и другие налоги, которые вместе прибавляют 22 -  23%   к   стоимости   молочной  продукции  при пересечении   границы   любые   задержки   на границе. также   серьезно сказываются   на   качестве   свежего   молока.   Присутствие   челночных торговцев,    ввозящих    продукцию   Ак-Сутского завода   в   Казахстан, показывает, что молочный завод имеет сравнительное преимущество по продукции,    однако    законная    торговля    оказывается    невыгодной. Поскольку цены серьезно искажаются и высокие приграничные затраты работают против Ак-Сутского завода, крупномасштабного официального экспорта в Казахстан не происходит.

Токмакский стекольный завод в Кыргызстане представляет собой более     разительный  пример     косвенных     негативных     последствий,    вызываемых отсутствием регионального сотрудничества Построенный в   начале 1970-х гг. стекольный    завод    был    одним    из    крупнейших  производителей листового стекла в Советском Союзе.  В    1990-е  гг, превратившись   в   акционерную компанию, он с трудом адаптировался к  рыночным и управленческим потребностям новой экономической системы,  однако роковым ударом явился случившийся в 1999.г, торговый спор  с: Узбекистаном,    который    привел к    прекращению    поставок  газа   в Кыргызстан. Поскольку   производство  стекла  непрерывный процесс, отключение энергии привело к тому, что затвердевшая масса стекла забила печи разрушила оборудование. Завод был объявлен банкротом, и его 1 233рабочих были уволены. В сентябре 2000г, немецкая компайия «Steinert Industries GmbH», имеющая нефтяные и газовые интересы в Узбекистане, купила Токмакский завод за 2,25 млн. долл. США. Завод был восстановлен   и вновь-открыт в июне 2002   г. Узбекские   связи   компании: «Steinert» помогают  обеспечивать поставки газа, и: под новым руководством стекло стало экспортироваться на рынки Центральной Азии и России. Завод стал самым крупным налогоплательщиком в Кыргызстане. Однако нарушение

производства вызвало значительные расходы. Восстановление печи после  аварии   обошлось   в   1,5   млн.   долларов. В 2000 г. на заводе никто не работал. В 2001 г. работала только примерно треть всех сотрудников, и государство не получало никаких налогов. Убытки от закрытия этого предприятия составили, по некоторым оценкам, около 2,5 млн. долларов.

   В 1980-е гг. дыни, курага и изюм продавались в Якутске, Ленинграде, Москве и других городах Советского Союза. Однако самый большой рынок был в соседнем Узбекистане. Но этот рынок исчез в 1992 г., когда Узбекистан закрыл границы в целях борьбы с угрозой терроризма.

Потеря этих доходов нанесла тяжелейший удар 28 500 жителям. Они подчеркивают тот факт, что цена на молоко или лук более важна для бедных потребителей, чем для богатых. Рабочие,  потерявшие работу - на стекольном заводе, зарабатывали в среднем менее 30 долл. США в месяц. Они были бедны, когда имели работу, но их положение стало  еще хуже,

  Вторая проблема, которая также связана с отсутствием или малой  степенью интеграции стран Центральной Азии - это проблема роста  нерегулируемой трудовой миграции населения между странами данного

региона

   В   первой   половине   девяностых   годов   начался   большой   отток

населения люди эмигрировали добровольно,  по причинам этнической

Информация о работе Основные проблемы интеграции и перспективы развития интеграционных процессов