Основные проблемы интеграции и перспективы развития интеграционных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Организация экономического сотрудничества (ОЭС/ЭКО) и др. На постсоветском пространстве, по мнению многих авторитетных экспертных сообществ, как на Западе, так; и в странах СНГ наибольшими объективными предпосылками для интеграции обладают страны центральноазиатского региона, включающие в себя Казахстан, Кыргызстан. Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В регионе имеются все предпосылки для развития интеграции - территориально, по своим природно-климатическим условиям и ресурсам, этническому составу населения и историческому развитию, хозяйственной структуре постсоветская Центральная Азия представляет собой единую природно-климатическую зону, единый историко-этнический тип расселения и проживания народов, единый экономический регион.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1.Теоретические основы экономической интеграции
1.1. Экономическая интеграция - одна из основных
тенденций современной мировой экономики………………………….4
1.2. Интернациональные процессы в современной мировой экономике…………………………………………………………………..16
1.3. Объективная необходимость интеграции стран Центральной Азии ……..………………………………………………………………………..19
Глава 2. Состояние интеграционных процессов.
2.1. Становление и этапы развития интеграционных
процессов………………………………….…………………………… …..30
2.2. Взаимная интеграция и геополитическая взаимосвязь Кыргызской Республики и стран Центральноазиатском регионе…………….……………..34
2.3. Модели интеграции для стран Центральной Азии………………………..43
2.4. Вступление Кыргызстана во Всемирную торговую организацию и в Таможенный Союз – основной путь интегрирования……………………….46
Глава 3.Основные проблемы интеграции и перспективы
развития интеграционных процессов.
3.1. Проблемы в развитии экономической интеграции стран …………………………………………….………………………………………….61
3.2. Основные направления и перспективы развития экономической интеграции …………………………………..………………………………….….76
Выводы и предложения…………………………………………………………….83
Список использованной литературы………………………………………..........96.

Вложенные файлы: 1 файл

Бауржан 20.06..doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

   Однако имеющиеся формы приграничного сотрудничества уже не в полной   мере   отвечают   реальным   потребностям экономики.   Поэтому внимание к приграничному сотрудничеству не случайно. Именно здесь пересекаются многие жизненно важные вопросы, решаются актуальные проблемы   межрегионального   развития,   укрепляются и   развиваются исторически сложившиеся всесторонние связи. Основой их решения могло бы стать создание на границе Центров приграничного сотрудничества совместных торговых площадок. У Казахстана подобный опыт имеется. На границе с КНР, существует Центр приграничного сотрудничества «Хоргос», который в ближайшие годы станет современным международным транспортно-торговым узлом. В составе Центра существует торгово-ярмарочная территория.

   Таким образом, приоритетные направления регионального сотрудничества государств-участников должны быть сконцентрированы на следующих направлениях экономического взаимодействия.

В области развития торгово-экономических связей региона необходима унификация действующего законодательства в валютно-финансовой, таможенной, налоговой сфере. Это могло бы подтолкнуть к активизаций торгово-экономичееких связей,   использованию возможностей приграничной торговли в регионе Власти должны в этом поддерживать хозяйствующие  связи, формируя соответствующие   правовые   и   экономические механизмы  на основе политической воли и политического доверия

    Необходимо отметить, что только торговля готовыми продуктами может перерасти в международное производственное кооперирование на  базе вынесения за рубеж отдельных операций производственного процесса и привести к развитию торговли отдельными деталями и компонентами, что стимулирует интеграцию национальных экономик. В современном  мире торговля деталями и компонентами растет ошелемляющими темпами, причем подавляющая часть этих торговых потоков лежит между развитыми

странами.   Понятно,   что   только   международная      специализация   и кооперация производства стран региона могут способствовать как: тесной интеграции    стран,    так    и    выпуску    региональными    партнерами конкурентоспособной, продукции на внешний рынок. Низкая доля готовых продуктов в товарообороте стран Центральной Азии не дает возможности.

 Каждая отдельно взятая страна  центральнразиатского региона в настоящее время не в состоянии производить готовую конкурентоспособную продукцию на внешний рынок. Вследствие этого считаем необходимым развитие интеграции стран в сфере создания научно-технологического пространства. Необходима производственная кооперация с целью выпуска конкурентоспособной продукции высокой степени готовности. Диверсификация промышленности, устранение диспропорций, связанных с высокой долей отраслей сырьевой направленности, является важнейшей задачей всех государств региона. Эти проблемы наиболее успешно решаются в Узбекистане, создавая возможности для привлечения предприятий других стран в поставках сырья, материалов комплектующих, в частности, для автомобилестроения.

В агропромышленном комплексе в целях центральноазиатской кооперации: объективно создание общего аграрного  рынка: агропромышленный комплекс занимает особое место в экономике  стран Центральной Азии, который в решающей степени определяет благополучие общества, развитие других отраслей - экономики, продовольственную безопасность стран. Наличие огромных сельскохозяйственных ресурсов предоставляет возможность странам Центральноазиатского региона обеспечивать продовольствием не только своих жителей, но и стать ведущим поставщиком качественной сельскохозяйственной продукции на региональные и мировые товарные рынки. В силу ряда объективных и субъективных причин в настоящее время в Кыргызской  Республике очень низкие уровень и объемы переработки сельхозпродукции. В связи с этим странам целесообразно кооперироваться в создание перерабатывающих предприятий с новыми технологиями. Формы интеграции агропромышленного производства могут включать в себя совместные предприятия по производству муки, мяса, растительного масла,    молочных    продуктов,  и    т. д,    формирование,   совместных территориальных зон по выращиванию кукурузы, сои, табака, хлопка и  других сельхозкультур.                                

  Однако все это возможно лишь при условии выработки и проведении согласованной аграрной и продовольственной политики, координации действий на внешних рынках.

   Хотя экономическое сотрудничество является основой интеграции стран центральноазиатского региона, в ряд важнейших входит и задача укрепления региональной безопасности. Тем более, что успешное экономическое развитие региона возможно лишь после обеспечений безопасности в регионе. Борьба с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом оружия и наркотиков выступает в качестве, приоритета истребует объединения усилий. Сторонами в 2002 году b рамках ЦАС был подписан договор о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной  организованной преступностью и иными угрозами, в соответствии с которым стороны обязались сотрудничать в области борьбы с терроризмом и укрепления региональной безопасности. Также на сегодняшний день актуальна проблема демаркации и делимитации границ между  странами  региона, из-за не решенности которой по границам постоянно происходят  конфликты, погибают люди.

Важным ресурсом региона  является вода. Кыргызстан и Таджикистан контролируют верховья двух важнейших рек в регионе - Амударьи и Сырдарьи; Узбекистан, Туркменистан и Казахстан контролируют их нижние течения и обладают обширными запасами энергоносителей, что является ключевым элементом в общем регулировании  водных ресурсов в бассейне.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

   Реки, водные ресурсы в целом объединяют все пять стран центральноазиатского региона. Изменение лимитов водопотребления даже внутри одного государства неизбежно задевает интересы других государств. Таким образом, сама природа создала предпосылки для реализации единой, общерегиональной стратегии экологического и экономического сотрудничества.

    Кыргызстан нуждается в угле, нефти и газе для отопления, выработки электроэнергии и промышленных нужд. Казахстан располагает нефтью и углем и испытывает нехватку перерабатывающих мощностей, Узбекистан располагает газом в экспортных объемах. Казахстан нуждается в газе, в то время как Узбекистану нужны рынки сбыта газа. Одним из основных преимуществ экономического союза государств Центральной Азии является возможность полного самообеспечения региона  энергетическими и минерально-сырьевыми ресурсами и расширения экспортного потенциала этих стран. Без согласованной сырьевой политики привлекательные, но требующие больших капитальных Затрат, проекты могут оказаться не столь выгодными с точки зрения долгосрочной  перспективы.

Создание региональных и субрегиональных электроэнергетических рынков стоит на повестке дня во многих регионах мира. Решение этой задачи требует   значительного   объема   инвестиций   и   сложной   работы   по   гармонизации национальной регулятивной базы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Выводы и предложения.

        Главными вопросами, на решение которых будут направлены усилия центральноазиатских стран в предстоящий период являются разработка и принятие принципов вододеления и управления водно-энергетическими ресурсами региона, определение механизмов долевого участия государств в возмещении  затрат   по   эксплуатации   и   техническому, - обслуживанию водохозяйственных    сооружений    межгосударственного    использования, формирование единого рынка электроэнергии и проведение единой ценовой политики на все виды энергоресурсов, поставляемых друг - другу.

   1. Сегодня же    для     государств    Центральной    Азии характерна структурная несбалансированность    распределения    водных    ресурсов.    Поэтому   Кыргызстан   и   Таджикистан      предлагают     придерживаться принципа,    провозглашенного Дублинской    конференцией «Бесплатность»     же     водных     ресурсов   приводит - к  их  нещадной эксплуатации.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 2.  Несмотря на принятые во время  саммитов глав  государств Центральной Азии решения «о взаимовыгодном и  эффективном использовании региональных водных и энергетических ресурсов», проблемы оплаты и взаиморасчетов остаются неразрешенными. Принятые решения игнорируются самими президентами стран Центральной Азии. Взаиморасчет за использование водно-энергетических ресурсов осуществляется на основе бартерной системы, где Узбекистан и Казахстан оплачивают часть своей доли газом и углем. Однако ежегодный энергетический кризис в самый пик зимних холодов в Кыргызстане    и Таджикистане    свидетельствует   о    неэффективности бартерной системы. Нынешнее состояние водообеспечения и  совместного использования трансграничных водных ресурсов является  одним из тормозящих факторов развития государств - региона Вода,  некогда исторически объединявшая народы Центральной Азии, превращается в оружие для решения внешнеполитических задач.                                                                                                                                                                                                                                                           3. Перед   главами   всех   государств   Центральной Азии стоит очень сложная задача.   На   взгляд   специалистов   энергетики  и сельского хозяйства,   она   вполне выполнима.   Это      создание   нового   единого экономического  механизма пользования  природными  ресурсами, И  не только   в   водопользовании; содержание   и   эксплуатация   как  каскадов водохранилищ   и   других гидротехнических   сооружений,   так   и   газонефтедобывающих   мощностей должно служить  в общих интересах. Для обеспечения     устойчивости     использования     водных  ресурсов    в центральноазиатском регионе и повышения эффективности их управления государства        региона     в  перспективе  на,    основе   накопленного международного  опыта по делению трансграничных водных ресурсов и    с учетом исторического  опыта  региона  должны создать Водную Конфедерацию.

  4. Такая      организационная    структура    позволяет консолидировать взаимодействие государственных и негосударственных структур, имеющих непосредственное  отношение  к  водной  проблеме региона; Конфедерация - это форма государственного  устройства, которой государства,   образующие   конфедерацию,  полностью-сохраняют - свою независимость,  имеют  собственные  органы  государственной  власти  и управления. Специально    объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях (в нашем примере в, целях урегулирования водной проблемы региона). В то же время государства  участники Конфедерации сохраняют свои органы государственной власти. 

Исполнительные органы конфедерации предполагают Коллегиальное (равнопредставительное  для всех стран-членов;), единоличное

руководство,  поэтому должности президента или премьер-министра не предусмотрены.

    5. Конфедерация    должна    иметь    механизм    взаимной ответственности  исполнения договоров  между  странами-участницами  именно такого, кстати, не хватает главам государств Центральной Азии.

   Для стабильной конфедерации важна согласованная между странами таможенная   политика,   единые   таможенные   тарифы,   шире   -   единое  таможенное  пространство.  Тем  не  менее,  единая  система налогов  в конфедерации  отсутствует,  а  общие  финансы  образуются  из  взносов государств-участников.

      6. В конфедерациях не предусматривается общее гражданство, однако для граждан стран-участниц устанавливается упрощенный режим перемещения на всей территории конфедерации, нивелируются различия в правовом статусе - по сравнению с правовым статусом граждан третьих стран, может широко развиваться система двойного гражданства на основе двусторонних договоров. Основой образования Конфедерации должен - стать Договор между ее членами, в котором должны быть четко изложены цели и принципы деятельности Конфедераций. В рамках данной организации должны быть созданы специальные органы, в которую должны войти в равных частях из каждой страны специалисты, имеющие отношения к; данной проблеме (энергетики, экологи, политологи, экономисты и т.д.). Кроме того, в качестве «независимых арбитров» представляется целесообразным; приглашение представителей третьих стран. В сложившейся ситуаций ясно, что таким «арбитром» может стать российская сторона, которой, не совсем чужды проблемы, касающиеся стран центральноазиатского региона, и которую несомненно волнуют последствия водного кризиса; которые могут последовать, если своевременно не принять необходимые меры.

         Данными     органами должны быть разработаны четкие принципы разделения единых водных ресурсов. В мировой  практике существует    принципа  разделения     единых     водных     ресурсов:     исторический, демографический, социально-экономический   и   «захватнический».   Более подходящим для Центральной Азии, соответствующим, и менталитету, и накопленному историческому   опыту   принципом; вододеления является  исторический и демографический. Должна быть определена доля каждого государств, рассчитанная в зависимости от    количества населения, а также той ролью, которую государство играет в формировании водных ресурсов. Без такого шага  решение водной проблемы невозможно, ибо беззаконие; всегда приводит к насилию и самовольному использованию ограниченных ресурсов.

      7. Для реализации указанных мер необходимо, - прежде всего, упорядочить нормативную базу, регулирующую использование, воды внутри страны, а также совместное использование воды с соседними странами. Сегодня существует большое количество нормативных актов, которые дублируют друг друга, частично или полностью не Выполняются и т.д, которые необходимо аннулировать Решения в Конфедерации должны приниматься единогласно или квалифицированным большинством голосов. Для вступления в силу таких решений необходима их ратификация государствами-членами. На базе Конфедерации должен быть также создан специальный орган, определяющий сельскохозяйственную политику всего региона. Такая организация должна опираться на рыночные - механизмы  это даст возможность существенно сократить водопользование В настоящее время; как известно, не разработаны и не введены в действие нормативы :по предельному расходованию воды на производство сельскохозяйственной продукции. Эти действия становятся все более актуальными в связи с ростом населения в регионе, происходящих процессов по восстановлению.

Афганистана, с которым у стран Центральной Азии пока не имеется соглашения о межгосударственном вододелении,

      Безусловно, необходимо также ускорение  развивать освоение эффективных технологий использования возобновляемых источников энергии. Производство электроэнергии из возобновляемых источников, например, ветра и солнца, или за счет использования микро гидро электростанций  может иногда быть самым дешевым способом обеспечения электричеством сельского населения. Однако надежный и гарантированным источником городов, крупных населенных пунктов на сегодня все же остается уголь.

      Проблемы, возникающие в регионе цивилизованным путем, смогут перейти на более высокую ступень интеграции. Повторим   ещё   раз   надежной   гарантией   успешного   решения обострившейся водно-энергетической проблемы в Центральной Азии и многих других проблем, появившихся в результате распада СССР, может  быть только региональная экономическая интеграция. В противном случае положение дел будет ухудшаться, а мировой финансово-экономический кризис лишь ускорит этот процесс. И так будет до тех пор, пока региональная  экономическая   интеграция    не   станет   главным    смыслом   политики центральноазиатских стран.

Информация о работе Основные проблемы интеграции и перспективы развития интеграционных процессов