Основные проблемы интеграции и перспективы развития интеграционных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Организация экономического сотрудничества (ОЭС/ЭКО) и др. На постсоветском пространстве, по мнению многих авторитетных экспертных сообществ, как на Западе, так; и в странах СНГ наибольшими объективными предпосылками для интеграции обладают страны центральноазиатского региона, включающие в себя Казахстан, Кыргызстан. Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В регионе имеются все предпосылки для развития интеграции - территориально, по своим природно-климатическим условиям и ресурсам, этническому составу населения и историческому развитию, хозяйственной структуре постсоветская Центральная Азия представляет собой единую природно-климатическую зону, единый историко-этнический тип расселения и проживания народов, единый экономический регион.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1.Теоретические основы экономической интеграции
1.1. Экономическая интеграция - одна из основных
тенденций современной мировой экономики………………………….4
1.2. Интернациональные процессы в современной мировой экономике…………………………………………………………………..16
1.3. Объективная необходимость интеграции стран Центральной Азии ……..………………………………………………………………………..19
Глава 2. Состояние интеграционных процессов.
2.1. Становление и этапы развития интеграционных
процессов………………………………….…………………………… …..30
2.2. Взаимная интеграция и геополитическая взаимосвязь Кыргызской Республики и стран Центральноазиатском регионе…………….……………..34
2.3. Модели интеграции для стран Центральной Азии………………………..43
2.4. Вступление Кыргызстана во Всемирную торговую организацию и в Таможенный Союз – основной путь интегрирования……………………….46
Глава 3.Основные проблемы интеграции и перспективы
развития интеграционных процессов.
3.1. Проблемы в развитии экономической интеграции стран …………………………………………….………………………………………….61
3.2. Основные направления и перспективы развития экономической интеграции …………………………………..………………………………….….76
Выводы и предложения…………………………………………………………….83
Список использованной литературы………………………………………..........96.

Вложенные файлы: 1 файл

Бауржан 20.06..doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

    Таким образом, целью дальнейшего развития интеграции является максимально эффективное использование совокупного потенциала, использование на рыночной основе преимуществ территориального разделения труда, межгосударственной торговли, специализации и  кооперировании производства, решение общерегиональных экологических проблем. Достижение долгосрочных выгод станет основной целью организации экономических отношений. Однако краткосрочные проблемы,  нередко противоречащие долгосрочным также должны найти решение. Пренебрежение ими приводит к болезненным процессам и чревато социальными последствиями. 

В качестве основных причин, препятствующих КР воспользоваться в полной мере благоприятными условиями выхода на внешние рынки, в том числе стран-членов ВТО, можно указать следующие: .

  • изолированность и географическая удаленность от открытых портов, мировых рынков и замкнутость КР внутри материка сильно осложняют экспорт и импорт товаров. Ввиду значительной удаленности от потенциально привлекательных рынков и стран-членов ВТО, недостаточно развитой транспортной инфраструктуры и высоких транспортных издержек товары поступают на эти рынки уже существенно подорожавшими или вовсе не поступают;
  • недостаточно высокое качество продукции;
  • здесь при наличии преимущества дешевой рабочей силы имеет место низкая конкурентоспособность отечественных товаров, как правило, производимых на предприятиях с затратными технологиями и устаревшим оборудованием,
  • существует проблема транзита через соседние и другие страны, не являющиеся пока членами ВТО;
  • либеральный формальный режим внешней торговли на практике сопровождается неформальными ограничениями, связанными с бюрократизмом и коррупцией, которая была и остается ( недостаточная институциональная и законодательная реформа, недостаточная независимость судов).

   С момента вступления Кыргызстана в ВТО внешнеторговый оборот страны увеличился во много раз. За годы участия Кыргызстана в ВТО расширилась география и изменилась структура внешнеторгового оборота и экспорта. Сегодня Кыргызстан торгует со странами-членами ВТО на основе режима наибольшего благоприятствования. А также открыв доступ к своим рынкам, Кыргызстан показал себя как транзитный хаб — в центре Центральной Азии, через который торговые потоки идут из Китая в Россию и другие страны СНГ.

Положительным аспектом членства Кыргызстана в ВТО было только то, что мы первые из стран бывшего Советского Союза вступили во Всемирную Торговую Организацию. И на международной арене это улучшило имидж республики. Однако отрицательных моментов намного больше. Поторопившись с ВТО, мы упустили развитие приоритетных отраслей экономики. Избрав либеральный курс и продавая китайские товары, мы просто потеряли аграрный, производственный и другие сектора. На сегодняшний день, своего рода спасением экономики, станет вступление в Таможенный союз. Такое сотрудничество позволит в ускоренном темпе возродить экономику, развивая энергетическую, туристическую и другие прибыльные отрасли

        Внешнеэкономическая концепция стран. Центральной Азии должна  быть направлена на реализацию стратегии укрепления национального суверенитета и независимого развития при одновременном углублении взаимовыгодного экономического сотрудничества путем формирования сети совместных предприятий и общего рынка. При это  необходимо учитывать характерное для стран региона несовпадение интересов и низкий уровень надежности и обязательности партнеров. В целях недопущения

односторонних   преимуществ следует   ставить   и  решать   конкретные; прагматические задачи, не взваливая на себя груз чрезмерных обязательств.       Реализация этой цели должна способствовать достижению общих стратегических   целей   участников   интеграционного   процесса,   которые включают: достижение высоких и устойчивых темпов развития на основе: структурно-технологического преобразования производства, последовательное   улучшение   условий   и   качества   жизни населения обеспечение реального  экономического  суверенитета, экономической и экологической безопасности. В основу объединения должны быть положены принципы равноправия, взаимовыгоднее,    децентрализации    и   дерегулирования,   свободной-конкуренции.

  Решение, которое впоследствии отразится на жизни каждого кыргызстанца, было принято правительством страны без предварительных парламентских и общественных обсуждений. Однако, все перспективы, кажущиеся радужными на первый взгляд, могут не оказаться таковыми.

Анализ последствий вступления Кыргызстана в Таможенный Союз. 

    Свое решение о присоединении к ТС власти Кыргызстана объясняют тем, что таким образом у страны есть возможность увеличить объемы производства в сфере промышленности и сельского хозяйства, расширить рынки сбыта, а также создать новые рабочие места и привлечь поток инвестиций. Однако, далеко не все светлые перспективы оказываются таковыми на самом деле. 

Таким образом, видно, что внедрение подобных мер характеризует продукцию российского производства как менее конкурентоспособную, по сравнению с зарубежными товарами-аналогами. 

Внедрение протекционизма в любых его проявлениях наносит ущерб благосостоянию жителей страны, потому как происходит ограничение свободной торговли, и, как следствие - возрастает цена на товары и услуги. Присоединение к ТС в значительной мере повлияет как на экономику страны в целом, так и на уровень жизни отдельно взятого гражданина.

При вступление в ТС Кыргызстан ожидает ряд негативных последствий: 

  1. На данный момент в Кыргызстане действует ставка таможенного тарифа, составляющая 5,1%, в то время как в ТС она равна 10,6%. Получается, что средний таможенный тариф Кыргызстана меньше Единого таможенного тарифа более, чем в два раза. После повышения таможенных пошлин неизбежно повышение цен на все импортные товары. Фонд «Проект Будущего» провел исследования, согласно результатам которых, цена импортных товаров возрастет от 10% до 100%. Повысится и растаможка автомобилей – в зависимости от объема двигателя за нее придется заплатить в 2-4 раза больше, чем прежде. Раскручивание инфляционной спирали вследствие повышения цен на товары может довести до гиперинфляции. В результате этого уровень благосостояния населения снизится, а бедность, наоборот, возрастет. Также вырастут в цене и продукты питания, например, фрукты и овощи, привозимые из Узбекистана, Турции, Китая и других стран. Таким образом, будет подорвана продовольственная безопасность страны. 

 

2. Из-за повышения  цен, импортное сырье будет завозиться  в меньших объемах. А это, в  свою очередь, приведет к снижению конкурентоспособности кыргызстанской продукции, в первую очередь – швейной отрасли. 

 

3. В настоящее  время ввоз большей части китайской  продукции происходит по упрощенной схеме растаможки , которая составляет 28 центов за 1 кг. После вступления КР в ТС ее стоимость возрастет до 4 евро за кг. Таким образом, заниматься реэкоспортом китайских товаров станет невыгодно, и без работы останутся порядка 500 тысяч человек или 20% трудоспособных граждан страны. Не стоит забывать, что 85% товаров, реализуемых на крупных рынках «Дордой» и «Карасуу» - китайского происхождения. Согласно статистике Всемирного Банка, в 2008 году общий товарооборот этих двух рынков составил 3,5 миллиардов долларов или 68% ВВП. В случае невступления КР в ТС, реэкспорт будет продолжаться в Таджикистан и Узбекистан по большей части через рынок Карасуу. В южных регионах республики торговля – надежный источник получения прибыли. Вступление в ТС оставит этих людей без работы, что обострит социальную напряженность.

  4. Доходы, полученные в ТС от взимания таможенных пошлин распределены среди стран-участниц следующим образом: Казахстан 7,0%, Беларусь 5,3%, Россия 87,7%. Размер пропорции Кыргызстана пока под вопросом. Но, несомненно, пропорция КР будет меньше, чем у Беларуси. 

  5. Бюджеты стран-участниц Таможенного союза формируются, по большей части, благодаря налоговым и таможенным поступлениям от экспорта. В Кыргызстане же бюджет формируется поступлениями от импорта. Таким образом, экономика Кыргызстана импортоориентированная, в противовес экспортоориентированным экономикам стран ТС. 

  6. В Таможенном союзе принято решение создавать наднациональные органы. Первый из них – Комиссия таможенного союза. Решения в Комиссии будут приниматься большинством голосов, которые распределены следующим образом: Россия - 57%; Казахстан, Беларусь – по 21,5%. При такой расстановке, Кыргызстан теряет свою независимость в определении внешнеэкономической политики.  

  7. Не смотря на увеличение взаимного товарооборота между странами ТС, и, прежде всего, с Россией, по сравнению с КНР произошло его сокращение. Согласно статистическим данным Китая, объем экспорта китайских товаров, поступающих в нашу страну, составляет порядка 10 миллиардов долларов. Эти данные указывают на то, что место основного торгового партнера Кыргызстана занимает Китай. 

    8. Согласованная ставка налога на добавленную стоимость в ТС равна 17%, тогда как в Кыргызстане она составляет 12%. Следовательно, цены на импортные товары взлетят не только из-за повышения таможенных ставок, но и из-за увеличения НДС с 12% до 17%. Кроме того, существует еще один дополнительный факт роста цен – это отмена действия таможенного оформления по упрощенной схеме – 28 центов за кг. Таким образом, получается, что расходы по таможенной очистке всех товаров, ввозимых на сегодняшний день в Кыргызстан по указанной ставке, возрастут в несколько раз, при условии оплаты таможенных пошлин и НДС. Это спровоцирует рост инфляции, обесценивание денег, с также сокращение диапазона доступных товаров. Потребителей вынудят приобретать продукцию стран ТС, которая в сравнении с зарубежной имеет более низкое качество.

   9. Тот факт, что Кыргызстан является членом Всемирной торговой организации – ВТО, является серьезной проблемой для присоединения республики к ТС. В рамках участия в данной организации Кыргызстан взял на себя обязательство не повышать действующие тарифы таможенных пошлин по отношению к третьим странам, а это неприемлемо для остальных членов ТС. В том случае, если Кыргызстан в одностороннем порядке повысит таможенные пошлины до уровня ТС, придется решать вопрос с компенсацией потерь странам ВТО, а их размер может составить несколько сотен миллионов долларов. 

             При вступлении Кыргызстана наблюдаются  возможные выгоды:

  1. Ввиду расширения рынков сбыта отечественной продукции, возникнет стимул роста отечественного производства. Но эта возможная перспектива довольно сомнительна, так как между странами ТС и КР уже создана зона свободной торговли, которая предусматривает нулевую ставку на товары. А значит, не стоит ожидать заметных изменений в области производства. Не стоит закрывать глаза и на то
  2. обстоятельство, что большая часть кыргызстанской продукции неконкурентноспсобна.

    Беспошлинный импорт ГСМ из России. Угроза, состоящая в введении экспортных пошлин на ГСМ со стороны России

в случае невступления КР в ТС – преувеличена. Однако, при возникновении такой угрозы, власти КР могут напомнить России,

что следуя договоренностям

ЕврАзЭС и СНГ, предусмотрена свободная беспошлинная торговля товарами. Также следует отметить и тот факт,

что КР - стратегический партнер и дружественная страна России. Более того, введение пошлин спровоцирует негативное отношение кыргызстанцев к правительству

России, которые имеют низкую покупательскую способность. Более того, рост цен на ГСМ может диверсифицировать поставки ГСМ,

что крайне невыгодно для российской стороны. Для дополнительного снижения стоимости ГСМ в КР, правительство республики может ликвидировать уплату акцизного и других налогов поставщиками нефтепродуктов. Такие меры позволят снизить стоимость одного литра бензина на 4 сома. 

   3. Кыргызстан станет привлекателен для потока инвестиций на размещение производств на территории страны. Однако, нет серьезных причин ожидать роста прямых иностранных инвестиций из стран ТС при вступлении в него. Для привлечения прямых иностранных инвестиций, прежде всего, необходимо создать благоприятные условия для инвесторов, а также гарантировать права частной собственности, а это не имеет прямого отношения к вступлению страны в ТС. 

    4. При вступлении в ТС для трудовых мигрантов будут созданы более благоприятные условия работы и пребывания на территории стран-участниц. Однако, о трудовых мигрантах стоит заботиться путем улучшения мер последовательной правительственной политики по защите их законных прав за рубежом.

    От вступления Кыргызстана  в ВТО и ТС можно сделать следующие выводы: 

      1. Присоединение к ТС спровоцирует существенный рост инфляции и потерю двух крупнейших торговых рынков, а также снизит конкурентоспособность швейной и других отраслей. Также есть риск потери независимости во внешнеэкономической политике. 

    2. 16 декабря 2011 года произошло официальное принятие России в ВТО. Казахстан и Беларусь также стремятся стать членами

организации, и вероятно, это произойдет в 2012 году. Таким образом, решение о присоединении к ТС вырисовывается в еще более сомнительным свете. При условии реализации последовательной политики правительства, Кыргызстан в состоянии не только

 восстановить, но  и приумножить объемы своего экспорта и реэкспорта. 

    3. Кыргызстанские власти не используют все доступные возможности и преимущества членства в ВТО и ЕврАзЭС.

  4. Для сохранения конкурентоспособности реэкспортируемых товаров, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин до нулевого тарифа, а также устранить нетарифные и административные препятствия. Реализация таких мер приведет к росту объемов торговли, а также к снижению стоимости импортных товаров для кыргызстанцев. Потери бюджета вследствие введения нулевых ставок таможенных пошлин будут компенсированы увеличивающимися налоговыми поступлениями от увеличения объемов товарооборота. Весьма важным результатом вышеуказанных мер станет практически полная ликвидация коррупции в таможенных ведомствах – при нулевых ставках таможенных пошлин, а также отсутствии административных барьеров необходимость дачи взяток отсутствует.  

    5. Вступление Кыргызстана в ТС означает отсутствие перспективы превращения республики в крупный региональный центр торговли как, например, ОАЭ, Сингапур или Гонконг. Также вступление в ТС выступает ограничителем экономического и инновационного развития Кыргызстана.

     6. После изучения возможных выгод для Кыргызстана вследствие вступления республики в ТС, выясняется отсутствие их обоснованности.


 

           СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Договор о создании Единого экономического пространства между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан//Сборник основных документов Межгосударственного Совета Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики. Узбекистан и Республики Таджикистан. - Б., 1998.

2. Программа        экономической   интеграции   между   Республикой' Казахстан,   Кыргызской Республикой и Республикой     Узбекистан на 1995 -2000г

3.Решение о создании экономического союза// www;adviser.fcg.: W  Энциклопедия Кыргызского права (ЭКП)

4.  Назарбаев Н.А. Послание Президента РК народу Казахстана. Стратегия вхождения Казахстана  - в число 50-ти наиболее, конкурентоспособных стран мира. - Астана, 1-марта, 2006г.

Учебники и периодическая литература:

5  .Агафонов Г. Сотрудничество азиатских стран крепнет //Азия и

Африка сегодня. - 2004.- №4

6.Акенеев    Ж.А.    Основные    направления  развития    экономики.

Кыргызстана на ближайшие годы//Вопросы экономики. №2, 2008. -

С.37-43 13.Актуальные вопросы применения механизма биржевой торговли для решения водно-энергетических проблем стран Центральной Азии

//Аналитический доклад Института  развития фондового рынка. - М.,2009                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 7. Александрова М. Приграничная торговля с Китаем затихает перед Щ |

новым подъемом//Российская газета (Спецвыпуск «Китай»). - №5016    (192) от13октября2009г

8. З.Алексеенко Н.В., Алексеенко А.Н. Население: Казахстана за 10:0 лет

(1897-1997 гг.)-Усть-Каменогорск, 1999.-С. 120-121

9. Андреещев Р. Экономическая интеграция Стран Центральной Азии:

ожидания и реалии //Азия и Африка сегодня. - 2007.-№6

10. Астапов К. Формирование единого экономического пространства

стран СНГ //Мировая экономика и международные отношения. 2005.-№1. 11.Аттокурова Н.С. Вопросы внешнеторговой стратегии КР//Вопросы     

экономики №2, 2008. С.63-74  

12. Аттокурова Н.С. Современные внешнеэкономические связи. - Б., 2004.

13. Аттокурова    Н.С.    Организация  внешнеэкономических  связей:

Учебник-Б.,2008.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 14.Аттокурова Н.С. Проблемы развития внешнеэкономических связей

Кыргызской Республики в современных условиях - Б., 2007.  

15.Афганистан и безопасность Центральной Азии.; Вып. 4/Под ред.

А.А.Князева -Б.,2010,-159с.

16.Бандурин В.В., Рачич Б., Чатич М. Глобализация мировой экономики

    И Россия.- Москва, 1999.

17.Баум Л.И. Казахстан как стратегический экономический партнер для:

Кыргызстана    //Аналитика.    Центральная    Азия:    Кыргызстан.-

20.07.2007                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 18.Бахтияр    Бакас  Уулу    - Сельскохозяйственная    торговля   в

Кыргызстане// Экономические стратегии. - №4. 2008.

19. Мирзаджанов  Ш.   Центральная  Азия:   Основные

направления     усиления     интеграционных     процессов//Мировая

экономика и международные отношения,№12, 1997.,

20.Безбородова О. ШОС: альянс нового образца //Слово Кыргызстана. -

2007.-12июня                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         21.Безбородова О. ШОС счет в пользу Кыргызстана //Слово    Кыргызстана. - 2006.- 16 июня 29.Бёндырева С.К. Образовательное пространство России проблемы   интеграции. - М.: Вуз и школа, 2004  

22.Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебное; пособие. - М., 1999. 31      23.Ботобаева Г. Стратегия Европейского союза-в Центральной Азии

     //Реформа.- 2004. - № 4.

24.Булатов А.С. Мировая экономика: Учебник для-ВУЗов. - М., -2000. 25.Вельяминов Г. М.. Международное экономическое право и процесс,

Учебник.-М. 2004.-

26.Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии в свете глобальной трансформации мировой системы  международных отношений/Под ред. А.А.Князева, А.А.Мигранян. - Б., 2009. -350 с.

27.Внешнеэкономический толковый словарь/Под ред. И. Фаминского,

  28.Глобализация экономики, региональная интеграция, Влиянияе этих процессов на положение трудящихся государств-участников СНГ :    

Труды международной научно-практической конференции. Москва,

7-8 февраля 2002г. - М: Профиздат, 2001 37.Годин  Ю.  Россия  и  СНГ:  геополитические  вызовы //Мировая; экономика и международные отношения. 2009. №4.

29.Государства  Центральной  Азии  в  эпоху  глобализаций поиски

Информация о работе Основные проблемы интеграции и перспективы развития интеграционных процессов