Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 13:10, курсовая работа
Организация экономического сотрудничества (ОЭС/ЭКО) и др. На постсоветском пространстве, по мнению многих авторитетных экспертных сообществ, как на Западе, так; и в странах СНГ наибольшими объективными предпосылками для интеграции обладают страны центральноазиатского региона, включающие в себя Казахстан, Кыргызстан. Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В регионе имеются все предпосылки для развития интеграции - территориально, по своим природно-климатическим условиям и ресурсам, этническому составу населения и историческому развитию, хозяйственной структуре постсоветская Центральная Азия представляет собой единую природно-климатическую зону, единый историко-этнический тип расселения и проживания народов, единый экономический регион.
Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1.Теоретические основы экономической интеграции
1.1. Экономическая интеграция - одна из основных
тенденций современной мировой экономики………………………….4
1.2. Интернациональные процессы в современной мировой экономике…………………………………………………………………..16
1.3. Объективная необходимость интеграции стран Центральной Азии ……..………………………………………………………………………..19
Глава 2. Состояние интеграционных процессов.
2.1. Становление и этапы развития интеграционных
процессов………………………………….…………………………… …..30
2.2. Взаимная интеграция и геополитическая взаимосвязь Кыргызской Республики и стран Центральноазиатском регионе…………….……………..34
2.3. Модели интеграции для стран Центральной Азии………………………..43
2.4. Вступление Кыргызстана во Всемирную торговую организацию и в Таможенный Союз – основной путь интегрирования……………………….46
Глава 3.Основные проблемы интеграции и перспективы
развития интеграционных процессов.
3.1. Проблемы в развитии экономической интеграции стран …………………………………………….………………………………………….61
3.2. Основные направления и перспективы развития экономической интеграции …………………………………..………………………………….….76
Выводы и предложения…………………………………………………………….83
Список использованной литературы………………………………………..........96.
Большое внимание вопросам размера страны, участвующей в интеграционной группировке уделялось в исследованиях, в работах были продемонстрированы влияние сравнительных внутренних и международных цен, обеспечивающих общее равновесие и равновесие международного платежного баланса. По - результатам этих исследований были сделаны выводы о том, что малая экономика будет получать относительно более крупные выигрыши от интеграции с крупным блоком, чем крупная экономика от интеграции с небольшим блоком. То есть, если страна присоединится к блоку, относительные цены которого не изменятся в результате ее присоединения, то блок повысит своё благосостояние; если же блок не может увеличить поставку товаров в присоединившуюся страну при существующих ценах; то будет наблюдаться сокращение благосостояния интеграционной группировки. Второе поколение моделей интеграции появилось.
В рамках, так называемых новых теорий внешней торговли, которые в отличие от неоклассической модели предполагают существование дифференцированных (по качеству и физическим характеристикам) товаров, несовершенной конкуренции и экономии от масштаба производства. Эти предпосылки могут рассматриваться в различных комбинациях, поэтому существует большое количество моделей в рамках данного – направления.
На основе теорий второго поколения можно сделать следующие выводы:
1. Наличие большого количества стран, входящих в блок, повышает возможность ликвидации неэффективных производителей за счет внутренней конкуренции;
2. Конкурирующий, но не дополняющий характер, взаимодействия экономик облегчает: специализацию в производстве развития торговли.
В качестве третьей группы теорий можно рассматривать работы, исследующие (часто также в контексте так называемых новых теорий внешней торговли) «динамические эффекты» от интеграции, под которыми понимаются «изменения в темпах роста, вследствие расширения рынка и сопутствующего увеличения производительных ресурсов, потенциально существенных из-за их кумулятивного характера». Возникновение этих эффектов обуславливается инновациями, ростом производительности и процессами накопления. Даже если немедленный выигрыш велик, незначительное изменение темпов; экономического роста с течением времени приведет к значительно более существенным результатам. Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что экономическая интеграция является одной из основных тенденций современной мировой экономики. Интеграция представляет; собой процесс экономического сближения и взаимодействия стран на региональном уровне формирование крупных - региональных4 интеграционных структур, развивающихся в направлении создания - относительно самостоятельных центров мирового хозяйства. Интеграция — это неизбежное явление в истории человечества, заключающееся в том, что мир в результате обмена товарами и продуктами, информацией, знаниями и культурными ценностями становится более взаимосвязанным. За последние десятилетия темпы этой глобальной интеграции стали гораздо, более высокими и впечатляющими благодаря
беспрецедентным достижениям в таких сферах, как технологии, средства связи, наука, транспорт и промышленность.
1.2. Интеграционные процессы в современной мировой экономике.
Co второй половины 20-века государства - начали переходить от индивидуального обеспечения своих экономических интересов к поиску коллективных его форм - формированию экономических группировок: В апреле 1957 - года было создано Европейское экономическое сообщество, в ноябре I960
4Ливёнцева Н.Н. Международная экономическая интеграция. 2006.с.33.
- года Европейская зона
рынок (9-октября 1961-года), Региональное сотрудничество в цепях развития (Иран, Пакистан, Турция — июль 1964-го да), Арабский общий рынок
(август 1964ггода) и др.
К концу XX столетия в мире возникло несколько десятков интеграционных экономических, группировок: зон свободной торговли, таможенных союзов, валютных и экономических союзов. Судьбы этих альянсов интеграционной направленности сложились по-разному.
Первые успешно продвигались к этой цели, тогда как вторые десятилетиями прозябали в латентном состоянии или даже перестали существовать. Абсолютное большинство из них не могут реализовать преимущества международной экономической интеграции из-за недостаточно высокой степени развития экономических и политических отношений, примитивности и структурной не дифференцированности национальных хозяйств, незрелости рыночных и финансовых структур.
Однако в 80-х годах прошлого столетия поднялась новая; волна экономической интеграции: зоны свободной торговли, таможенные союзы, общие рынки стали возникать один за другим в различных частях земного шара. В настоящее время в мире существует несколько прогрессирующих интеграционных объединений в развитых странах - Европейский союз (ЕС) и "Североамериканская ассоциация свободной - торговли (НАФТА), в развивающихся - Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), Ассоциация государств Юго-Востбчной Азии (АСЕАН)5 Благодаря этим реально и эффективно функционирующим интеграционным группировкам можно - предполагать; что в - ближайшем
5.Шишков Ю. Регионализация и глобализация мировой экономики: альтернатива или взаимодополнение. и МО. - 8. 2008. - С. 3
будущем мирохозяйственные связи будут представлять собой совокупность макроэкономических группировок.
использующих в различных сочетаниях видов и форм преимущества экономической интеграции. Развитие международной экономической интеграции целесообразно рассматривать на примере Европейского Союза как наиболее зрелой группировки прошедшей все этапы развития интеграции. К окончанию второй - мировой войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции; федералистский и конфедеративный5. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной использующих в различных сочетаниях видов и форм преимущества экономической интеграции.
Развитие международной экономической интеграции целесообразно рассматривать на примере Европейского Союза как наиболее зрелой группировки прошедшей все этапы развития интеграции.
Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы, т.е. к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого - гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций.
Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Роберта Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского - объединения угля и стали (ЕОУС).
Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение, общей политики в области сельского хозяйства.
1.3. Объективная необходимость интеграции стран
Центральной Азии.
Проблемы развития возникших после распада
СССР новых независимых государств с самого
момента их образования привлекают внимание
политологов, экономистов, востоковедов
из разных стран мира. В последнее время
особый интерес вызывают пять республик
Центральной Азии, в силу их важного геополитического
положения и огромных запасов стратегического
сырья, людских ресурсов. Причем интерес
к региону усилился не только в странах,
традиционно влияющих на центральноазиатские
проблемы, как США, Россия, Китай, Иран,
Турция и Пакистан, но и в ряде стран Европы.
Территория региона равна 4 млн. кв. км
(18% территории СНГ), чрезвычайно богата
природными ресурсами. Так, в частности,
20%:угля, 18% газа, 33% золота, 26% растительного
масла, 92% хлопка, добываемого и производимого
в бывшем СССР, приходилось на центральноазиатский
регион. В настоящее время в Центральной
Азии проживает свыше 50 млн. человек, что
равно примерно 19% населения СНГ. B целом
регион можно охарактеризовать как обширный:
не имеющий выхода к морю регион Азии.
Ее сухопутные коммуникации замкнуты
на Россию - воздушные малоразвиты. Несмотря
на некоторую неопределенность его границ,
выделяются общие характеристики данного
региона в частности, Центральная Азия
- исторически - всегда ассоциировалась
с населяющими её просторы кочевыми народами
и Великим Шелковым путем. Центральная
Азия всегда выступала как место, где сходились
люди, товары и идеи с разных концов Евразийского
континента — Европы, Ближнего Востока,
Южной и Восточной Азии.
В последние годы на территории были обнаружены, в дополнение к уже разведанным ранее, стратегические сырьевые запасы, реализация которых дала бы мощный импульс развитию, и естественно привлекает повышенное внимание промышленно развитых стран. По масштабам уже разведанных запасов природное богатство, в частности энергоносители, можно сравнить разве что с Персидским заливом. Многие специалисты на основании конкретных данных фактов расчетов предсказывают, что Центральная Азия станет достойной и полноценной альтернативой Персидскому заливу уже в первой половине 21веке.
Таким образом, благодаря своему,
геополитическому положению
1) исторические предпосылки. В
период расцвета Великого
2) социально-культурные предпосылки; общность истории, традиций, культуры, языка: преимущественно тюркоязычного полинационального населения в Центральной Азии не может не содействовать региональной интеграции.
Все нации и народности, проживающие в регионе «Центральная Азия» испокон веков имеют историческую и культурную общность. Кроме таджиков, говорящих на фарси, остальные здешние народы - узбеки, каракалпаки, казахи, кыргызы, туркмены - говорят на тюркских языках, их история переплетается в единый неразрывный узел.
Более того, все страны 74 года находились в Составе СССР, что способствовало еще более тесному взаимопроникновению - их интересов, способствовало созданию и развитию прочных уз родственных и дружеских связей. Географическая близость стран способствовала распространению практики взаимных браков особенно в приграничных районах. Таким образом, кыргызы, казахи, узбеки, таджики кроме всего прочего тесно переплетены родственными связями; что способствует еще более тесному социальному сближению населения региона. Плюс ко всему, страны Центральной Азии имеют сходный уровень Асоциально-экономического развития (за исключением; Таджикистана), что по общему правилу благоприятно для развития интеграции К сожалению, в настоящее время усилились проблемы- с поддержкой взаимосвязи жителей приграничных районов. В этих районах, где условную границу между странами составляет, к примеру, просто река, по той и этой стороне реки проживают люди связанные, родственными, дружественными связями. И зачастую для того чтобы сходить в гости по ту сторону границы иди просто перейти реку требуется пройти целое испытание. Жители приграничных районов особенно граничащих.
3) Политические предпосылки. Необходимость объединения усилий стран региона диктуется взаимозависимостью политических интересов стран Центральной Азии.
Распад СССР поставили перед вновь возникшими суверенными государствами ряд острых и сложных проблем, связанных с определением своего места в изменившейся геополитической и экономической структурах мирового сообщества. Из опыта развития других интеграционных группировок следует, что на развитие интеграционных процессов, кроме экономических, оказывают большое; политические интересы. Центральная Азия является перекрестком мировых путей, обладает значительными природными ресурсами. Потенциально сильный и исторически нестабильный регион, где скрещиваются интересы многих стран мира, не может остаться вне пределов внимания многих государств. И попытка создать какое-либо объединения в Центральной Азии во Многом зависит от совпадения интересов самих центральноазиатских государств с интересами других стран мира - особенно южных соседей. Так, по мнению политологов, объединение в Центральной Азии означало бы скоординированную политику, которая, возможно не соответствовала бы кланам этих соседей. Например; Пакистан уделяет много - внимания созданию единой энергосистемы с Таджикистаном и не заинтересован в том; чтобы Таджикистан состоял в тесной взаимосвязи со странами центральноазиатского региона. Туркменистан склонен к проектам, связанным с газопроводом через Афганистан в Пакистан, а также строительством железной дороги. Его сближение с Ираном, не заинтересованным в возникновении дееспособной конструкции, уменьшает вероятность присоединения Туркменистана к центральноазиатскому союзу. По большому счету, Центральную Азию никто не хочет видеть сильной. Следует отметить, что с точки зрения безопасности I Центральная Азия по-настоящему важна лишь для России. Но западные страны, особенно США, не заинтересованы в усилении присутствия России в этом. Таким образом, в настоящее время лидерство в Центральной Азии оспаривают различные государства мира, среди которых особо следует выделить США, Китай, Россию, EC и страны Среднего Востока (Иран, Пакистан, Турция). Учитывая, что борьба интересов внешних игроков в нашем является фактором потенциальной дестабилизации ситуации в Центральной Азии, угрожающим суверенитету и независимости наших республик, противостояние этой угрозе является общим делом всех центральноазиатских стран. При этом потребность в общих действиях детерминируется как недостатком собственных сил каждой из стран региона по ее преодолению, так и очевидностью повышения эффективности защиты интересов стран в результате аккумуляции их потенциалов. Разрушение прежней системы охраны границ в рамках СССР привело к тому, что Центральная Азия стала ощущать на себе близость к тем, где производятся наркотики - «золотой полумесяц» (стык границ Афганистана Ирана Пакистана). В этих условиях республики Центральной Азии начали вынужденно превращаться в территорию наркотранзита. В результате - по северному маршруту, пролегающему через страны Центральной Азии - в страны Западной Европы, к настоящему времени перебрасывается; 65% т наркотиков, незаконно производимых в Афганистане. Этому способствует и то тяжелое положение, в котором оказалось население стран региона с началом здесь широкомасштабных реформ.
Информация о работе Основные проблемы интеграции и перспективы развития интеграционных процессов