Основные проблемы интеграции и перспективы развития интеграционных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Организация экономического сотрудничества (ОЭС/ЭКО) и др. На постсоветском пространстве, по мнению многих авторитетных экспертных сообществ, как на Западе, так; и в странах СНГ наибольшими объективными предпосылками для интеграции обладают страны центральноазиатского региона, включающие в себя Казахстан, Кыргызстан. Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В регионе имеются все предпосылки для развития интеграции - территориально, по своим природно-климатическим условиям и ресурсам, этническому составу населения и историческому развитию, хозяйственной структуре постсоветская Центральная Азия представляет собой единую природно-климатическую зону, единый историко-этнический тип расселения и проживания народов, единый экономический регион.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1.Теоретические основы экономической интеграции
1.1. Экономическая интеграция - одна из основных
тенденций современной мировой экономики………………………….4
1.2. Интернациональные процессы в современной мировой экономике…………………………………………………………………..16
1.3. Объективная необходимость интеграции стран Центральной Азии ……..………………………………………………………………………..19
Глава 2. Состояние интеграционных процессов.
2.1. Становление и этапы развития интеграционных
процессов………………………………….…………………………… …..30
2.2. Взаимная интеграция и геополитическая взаимосвязь Кыргызской Республики и стран Центральноазиатском регионе…………….……………..34
2.3. Модели интеграции для стран Центральной Азии………………………..43
2.4. Вступление Кыргызстана во Всемирную торговую организацию и в Таможенный Союз – основной путь интегрирования……………………….46
Глава 3.Основные проблемы интеграции и перспективы
развития интеграционных процессов.
3.1. Проблемы в развитии экономической интеграции стран …………………………………………….………………………………………….61
3.2. Основные направления и перспективы развития экономической интеграции …………………………………..………………………………….….76
Выводы и предложения…………………………………………………………….83
Список использованной литературы………………………………………..........96.

Вложенные файлы: 1 файл

Бауржан 20.06..doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

 

-  Экспорт — 1,8 млрд. долл. (в 2010г.) хлопок, электроэнергия, шерсть, мясо, табак, золото, ртуть, уран, сурьма, швейные изделия, обувь. (график 1.)

Основные покупатели экспорта—Швейцария 27,2 %, Россия 19,2%, Узбекистан 1.4,3 %, Казахстан -4%, Франция 6,7 %.. ,

-Импорт — 3,8 млрд. долл. (в 2009) нефть  и  газ, -машины и. оборудование, химикаты,продовольствие.  (графике 2.)

Основные поставщики импорта — Россия 36,6 %, Китай  17,9 %, Казахстан 9,2%, Германия 8,2%.

 

 

 

        График 1. Динамика  импорта Кыргызстана в страны СНГ.

 

      Импорт товаров увеличился с 1792,4 млн.долл.США в 2006 году до 3721,5 млн. долл.США в 2008 году. Среднегодовой номинальный темп рост импорта товаров за 2006-2008 годы составил 50,1%. В 2007 году номинальный темп роста импорта товаров составил 47,0%, в основном, за счет увеличения импорта нефтепродуктов – в 1,5 раза, автомобилей – на 12,8%, зерновых и продуктов из них – в 2,1 раза, медицинской и фармацевтической продукции – в 1,6 раза, газа природного – в 1,8 раза, электрических машин, аппаратов и приборов – в 1,5 раза. В 2008 году номинальный темп роста импорта товаров составил 41,2%, это связано с увеличением импорта нефтепродуктов – в 1,7 раза, автомобилей – в 5,1раза, зерновых и продуктов из них – в 1,6 раза, текстильной пряжи и тканей – в 3,2 раза, предметов одежды – в 16,3 раза.

Экспорт товаров увеличился с 906,0 млн.долл. США в 2006 году до 1854,0 млн.долл.США в 2008 году. Среднегодовой номинальный темп роста экспорта товаров за 2006–2008 годы составил 39,4%. Так, в 2007 году экспорт товаров в номинальном выражении увеличился на 47,6% за счет роста экспортных поставок нефтепродуктов – в 2,0 раза, овощей и фруктов - в 2,2 раза, золота - на 9,1%, цемента – в 1,9 раза, предметов одежды - в 1,7 раза, прокатного стекла – в 1,5 раза, электроэнергии – в 1,3 раза. В 2008 году экспорт товаров в номинальном выражении увеличился на 38,7%, что обусловлено ростом экспортных поставок золота - в 2,1 раза, нефтепродуктов – в 1,6 раза, овощей и фруктов – в 1,2 раза, предметов одежды – в 1,2 раза, цемента – в 1,2 раза, табака и табачных изделий – в 1,2 раза.

 Из представленных выше данных  можно сделать вывод; о том, что  во-первых, Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, и Таджикистан тесно взаимодействуют  друг с другом, являются друг  для друга важными торговыми партнерами. Во-вторых, Казахстан, в силу больших размеров, а также более высокого уровня своего экономического развития играет важную роль в экономике каждой  страны Центральной Азии.

Таким образом, страны Центральной Азии обладают, с одной стороны, сходными природными ресурсами, а с другой стороны, ресурсами отличающимися, и, дополняют друг друга. И, конечно же, здравый смысл подсказывает, что по сходным ресурсам можно кооперироваться, создавать совместные предприятия и определять единую экономическую политику по их освоению, использованию и экспорту. И интеграция для всех стран необходима и жизненно важна.

 

  

 

            График 2. Динамика экспорта Кыргыстана  в сраны СНГ.

    2.2. Взаимная интеграция и геополитическая взаимосвязь

          Кыргызской   Республики и стран Центральной Азии.   

          Первая попытка развития регионального сотрудничества между центрально азиатскими странами была предпринята еще во времена существования Советского Союза. Тогда еще в 1990-году в городе Алма-Аты руководителями республик Средней Азии и Казахстана, было принято решение о создании механизмов интегрирования национальных экономик в рамках Союза. Тогда же было республиками Средней Азии и Казахстана было подписано Соглашение об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Наряду с этим было решено создать межреспубликанский Консультативный совет по выработке единых подходов в решении общих народнохозяйственных проблем. Под воздействием этих факторов 14 августа 1991-года на встрече в Ташкенте было подписано Соглашение об организации межреспубликанского Консультативного Совета республик Средней Азии и Казахстана. Однако из-за распада Советского Союза эта инициатива не была реализована. Далее 23 апреля 1992-года в Бишкеке был подписан протокол совещания глав правительств Средней Азии и Казахстана, где были предложены проекты документов по координации мер политики в сфере структурной перестройки экономик республик, включая создание межгосударственного: Инвестиционного фонда.

Инвестиционного банка. В течение двух последующих лет было определено, что интеграция не должна охватывать только отдельные отрасли, комплексы и предприятия, этот процесс объективно  должен был носить более масштабный характер, связывая решение экономических проблем в едином ключе. 29-июля 1993-года было подписано Алматинское казахско - узбекское Соглашение  о мерах углубления экономической интеграции на 1994-2000 годы, которое было направлено на совершенствование экономического сотрудничества, стабилизацию отраслей промышленности и сельского  хозяйства, рациональное использование сырьевых, материальных и трпливно - энергетических ресурсов развитие научно - технического потенциала этих стран. В январе 1994-года в Ташкенте президентами Казахстана и Узбекистана был подписан Договор о создании единого экономического пространства (ЕЭП) между этими государствами, в котором определялись основные направления сотрудничества. 16 января 1994, года к нему присоединилась Кыргызская Республика9.

Именно это, по мнению ряда экспертов, и стало началом процесса центральноазиатской интеграции: Участие третьей страны привело к тому, что 30 апреля 1994-года в г.Чолпон - Ата был подписан Договор о создании Единого экономического пространства между Республикой Узбекистан Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой.10

Это соглашение, обязывает подписавшиеся стороны предпринять различные меры, направленные на  поощрение экономической интеграции, включая создание зоны свободной торговли для товаров и услуг, единого рынка капитала и труда, взаимное принятие согласованной политики по

9 Мирзаджанов Ш. Центральная Азия: основные направления усиления интеграционных процессов//Мировая экономика и, международные отношения ,Ns\2,1997.-C130. 

10 Договор о создании Единого экономического пространства между Республикой Казахстан,КыргызскойРеспубликойиРеспубликойУзбекистан,республики Таджикистанкистан//Сборник основных документов Межгосударственного Совета.

бюджетным, ценовым, таможенным и валютным вопросам.

Соглашение предусматривало отмену таможенных пошлин, постепенное  уменьшение других импортных сборов и ограничений, упрощение таможенных мер, гармонизацию таможенного законодательства, устранение тарифных и нетарифных барьеров в движении: товаров, пассажиров и груза.

Возникновение ЦАС в Г994-году носило во многом объективный характер, будучи обусловленным значимыми причинами политического, экономического, социального и культурного характера. Особую роль в этом сыграли факторы взаимного притяжения государств региона после первых, окончившихся неудачей попыток быстро интегрироваться в мировые экономические структуры. Это сделало очевидным необходимость проведения скоординированной и согласованной политики на мировых рынках труда, товаров и услуг. Не менее важным оказался фактор ресурсной несбалансированности, характерный для большинства участников этого объединения11. Созданный ими многосторонний союз приобрел стратегический характер, обуславливая возможность эффективного долгосрочного развития и выживания для некоторых из них.12

- ЦАС можно рассматривать как один из этапов последовательного сближения стран Центральной Азии. ЦАС является на сегодняшний день единственным союзом, который создавался непосредственно самими государствами Центральной Азии.

   Существенным толчком для  развития интеграции должен был; стать Межгосударственный совет ЦАС, в структуру которого вошли    такие

24 апреля 1995 г. в городе Бишкек  главами трех государств - членов 

интеграционной группировки была утверждена Программа экономической интеграции государств-участников  и  одобрены  в качестве

первоочередных определенные  инвестиционные проекты.  В Программе предусматривалась реализация мероприятий по комплексному развитию таких

11 М.М., Алышбаева А.    Экономическая    теория, Учебное пособие для экономических специальностей. - Б., 1999. С. 681-682

12 Джекшенкулова А.Д. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. - М. 2000. -С. 66-70. 126- 29

 

отраслей экономики страны как транспорт и связь, легкая промышленность, геологический комплекс, машиностроительный, металлургический, топливно-энергетический комплексы, химическая промышленность, промышленность  строительных материалов, агропромышленный комплекс и Далее, 26 июня 1998 года в г. Бишкек состоялось заседание глав правительств ЦАС, в котором приняло участие руководство Таджикистана. Тем самым юридически оформилось расширение состава группировки с «тройки» до «четверки». С этого момента официально вступило в действие новое название интеграционного объединения - Центрально-Азиатское экономическое Сообщество (ЦАЭС) Одним из важных этапов развития интеграции явилось преобразование ЦАЭС на организацию Центральноазиатского союза. В конце декабря 2001 г. на очередной встрече глав государств было принято Заявление, согласно которому Центрально-Азиатское Экономическое Сообщество преобразовано в организацию — Центрально-Азиатское Сотрудничество (ЦАС). Данное решение было принято в целях дальнейшего продвижения и диверсификации

политического диалога, совершенствования форм и механизмов региональной экономической интеграции, углубления.

Программа экономической интеграции между Республикой Казахстан, Кыргыской  Республикой и Республикой Узбекистан на 1995 – 2000гг.

взаимопонимания по вопросам формирования единого пространства безопасности, выработки совместных действий: по поддержанию мира и стабильности в регионе, активизации многопланового сотрудничества в области политических, торгово-экономических, научно-технических и культурно-гуманитарных  отношений.

    28 февраля 2002 года в городе Алматы было окончательно закреплено решение о создании Организации центральноазитаского сотрудничества (ОЦАС). Также в ходе данной встречи глав стран были упразднены рабочие органы организации и заменены на Комитет национальных координаторов, в котором из каждой страны приглашался один представитель.

По итогам саммита глав ОЦАС прошедшем в июле 2003-года, было принято решение о ликвидации Центральноазиатского Банка сотрудничества и развития из-за невыполнения им возложенных на, него функций.

18 октября 2004 года в состав ОЦАС  официально вступает Российская  Федерация, в связи с чем ОЦАС  на сравнительное короткий период (с октября 2004 года по октябрь 2005 года) становится наиболее крупным интеграционным объединением в пределах СНГ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        С момента образования ОЦАС, до 6-октября 2005 года, особый акцент в формировании внутренней политики был сделан  на усиление политического и экономического сотрудничества, выработку единой позиции государств-участников в международных организациях по актуальным вопросам международной политики, привлечение Международных доноров к решению жизненно важных проблем развития региона. Несмотря на принятие множества документов  о дальнейшей интеграции стран Центральной Азии и Достижение  некоторых успехов, в целом, анализ итогов деятельности ОЦАС показывает, что для него характерными были те же проблемы, что и ранее.

   Таким образом, с октября 2005 года ОЦАС прекратил свое существование, став частью ЕврАзЭС. Формальным предлогом стало совпадение целей, решаемых этими организациями. Фактическим же поводом послужила нежизнеспособность ОЦАС.

  Интеграция Центральноазиатских стран, несмотря на все имеющиеся предпосылки и на то, что ей порочили светлое будущее, продвинулась не дальше СНГ и по тем же самым причинам. Здесь нельзя не согласиться с мнением известного исследователя Ю.В.Шишкова: «Не  достигшие экономической и политической зрелости страны не в состоянии реально интегрироваться, как бы не стремились к этому их руководители, какие бы соглашения они не заключали,  какие бы межгосударственные организации с этой  целью не создавали».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Так, в экономической политике Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана по прежнему предпринимаются попытки сокращения импорта, наращивания экспорта увеличения торговли со странами дальнего  - зарубежья, т. е несмотря на то, что названные четыре  государства  решили интегрироваться, они продолжают проводить политику самообеспеченности. В первую очередь это относится энергоносителям и продовольствию.  Кыргызстан и Узбекистан сократили посевы Технических культур, увеличили посевы зерновых. Казахстан начал вкладывать средства в развитие собственной энергетической отрасли. Препятствием для интеграции была и несогласованность экспортной политики, что приводило к неоправданной конкуренции государств участников по ряду групп экспортной продукции на рынках третьих стран. Тормозили интеграционный процесс разно скоростное реформирование - экономик, односторонние решения, ущемляющие интересы партнеров. Казахстана  конце 1990-х годов односторонне проводил тарифное и нетарифное регулирование торговли  внутри ЦАС. Кыргызстан в качестве «ограничительно - запретительной» меры использовал водно-энергетические    ресурсы   и   т,  д.                                               

Информация о работе Основные проблемы интеграции и перспективы развития интеграционных процессов