Основы экономики на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 17:19, реферат

Краткое описание

Как свидетельствует практика, в современных экономических условиях выживают только те предприятия, которые могут быстро и адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды, что возможно лишь при развитой системе планирования на предприятии. Планирование становится основой всей деятельности предприятия, так как без планирования трудно обеспечить согласованность в работе, контроль бизнес-процессов, определение потребности

Вложенные файлы: 1 файл

Основы экономики на предприятии.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

            Основы планирования на предприятии.

1.Процесс планирования  на предприятии.

1.1.Этапы планирования.

     Как свидетельствует  практика, в современных экономических  условиях выживают только те  предприятия, которые могут быстро  и адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды, что возможно лишь при развитой системе планирования на предприятии. Планирование становится основой всей деятельности предприятия, так как без планирования трудно обеспечить согласованность в работе, контроль бизнес-процессов, определение потребности в ресурсах, а также стимулирование работников предприятия.

    До недавнего  времени предприятие рассматривалось  как закрытая система. Это привело  к ошибочному мнению о том,  что эффективность работы определяется  только рациональной организацией производства, снижением издержек, повышением производительности труда, при этом цели и задачи деятельности предприятия считались достаточно стабильными в течение длительного периода.

   На самом деле  предприятие – это открытая  система, предпосылки успешного функционирования которой необходимо искать не на самом предприятии, а за его пределами. При этом внутренняя рациональность управления и использования ресурсов отходит на второй план, в силу чего в современном экономическом процессе возросла роль планирования.

   Планирование  на предприятии представляет  собой процесс организации системы  мероприятий и формирования показателей  производственно-хозяйственной деятельности  предприятия в целом и его  структурных подразделений.

   Планирование как экономическую категорию можно рассматривать с управленческой и общеэкономической позиций.

   В общем виде  с управленческой позиции планирование  – это центральная функция  управления, а с общеэкономической  позиции планирование представляет собой процесс составления плана развития предприятия , поэтому под планированием следует понимать специфическую форму общественной практики, являющуюся одной из приоритетных функций управления, состоящей в подготовке разных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов, программ и планов, в обосновании их оптимальности, обеспечении возможности и проверки их выполнения.

   

 

 Процесс планирования  на предприятии можно представить  как выполнение следующих этапов.

Этап 1. Организационная диагностика проблем функционирования предприятия.

Этап 2. Постановка целей развития предприятия (отдельных функциональных подразделений).

Этап 3. Детализация целей развития предприятия (отдельных функциональных подразделений) до уровня конкретных задач.

Этап 4. Разработка путей и средств достижения конкретных задач.

Этап 5. Поиск альтернативных и выбор оптимальных решений.

Этап 6. Прогнозирование результатов работы предприятия с учетом намеченных мероприятий.

Этап 7. Оценка эффективности намеченных мероприятий.

Этап 8. Принятие планового решения относительно перспектив работы предприятия.

Этап 9. Контроль достижения поставленных целей посредством сопоставления запланированных показателей с фактически полученными.

   Процесс планирования непрерывный, поскольку с момента начала реализации планового решения необходима корректировка целей развития предприятия, и процесс планирования начинается с первого этапа.

 

                              1.2. Принципы планирования.

   Одним из основных  элементов планирования на предприятии  являются принципы планирования, которые определяют его характер и содержание.             А. Файоль определил четыре основных принципа планирования: единство, непрерывность, гибкость и точность. И. Ансофф обосновал еще один ключевой принцип планирования – принцип участия. Кроме того, выделяют принципы самостоятельности и эффективности.

   Кратко охарактеризуем  эти принципы планирования:

  1. единство – предприятие представляет собой сложную многоуровневую социально-экономическую систему, состоящую из ряда подсистем, в каждой из которых осуществляется функция планирования, т.е. планирование должно быть системным;
  2. непрерывность – процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках жизненных циклов программ и проектов, разработанные планы должны постоянно корректироваться;
  3. гибкость – направленность и предварительные параметры планов должны меняться при возникновении непредвиденных обстоятельств, поэтому необходимо предусматривать финансовые резервы;
  4. точность – планы должны составляться с максимальной точностью, т.е. должны быть детальными  и конкретными;
  5. участие – каждый работник предприятия становится участником процесса плановой деятельности, независимо от  должности и выполняемой им  функции, в результате чего каждый работник уясняет себе цели и задачи деятельности предприятия в целом и отдельных его подразделений;
  6. самостоятельность – по вертикали происходит интеграция и дифференциация плановых заданий, по горизонтали – координация планов подразделений предприятия;
  7. эффективность – затраты на планирование не должны превышать эффект от него, т.е. планы должны конкретизироваться и детализироваться настолько, насколько это необходимо для определения уровня доходности продукции.

    Реализация  перечисленных принципов позволяет  планировать производственный процесс в соответствии с потребностями покупателей и производителей, существенно сократить трудозатраты, материальные издержки, количество запасов и объемы незавершенного производства.

   Объектами планирования на предприятии являются функции, которые оно выполняет в процессе работы. Согласно специфике своей деятельности предприятия выполняют разные функции, которые в общем виде можно представить следующим образом:

  1. исследование и разработка новых продуктов и услуг;
  2. маркетинг, обеспечивающий надежный прогноз спроса и объемов реализации товаров и услуг;
  3. формирование и использование всех видов ресурсов;
  4. производство, в процессе которого исходные ресурсы превращаются в готовую продукцию;
  5. реализация (сбыт) продукции и услуг;
  6. совершенствование управления.

   Поскольку планирование  на предприятии – это не  только бизнес-процесс, но и  процесс управления, к объектам  планирования относятся все функциональные  процессы, в том числе производственные  и управленческие, которые выполняются  в конкретных подразделениях.

   Что касается  структурных подразделений предприятия, то здесь к объектам планирования относятся:

  1. отделы;
  2. группы;
  3. исполнители.

 

   Предметом планирования на предприятии являются ресурсы, поскольку принятие решений о развитии предприятия всегда связано с использованием ресурсов, причем учитываются не только имеющиеся, но и все необходимые ресурсы.

   Целью планирования ресурсов выступает прежде всего их оптимизация Чаще всего речь идет о следующих видах ресурсов:

  1. трудовых (персонал предприятия);
  2. материальных;
  3. финансовых;
  4. информационных.

   Специалисты наряду  с перечисленными видами ресурсов  предприятия выделяют временной  ресурс и предпринимательский  талант, который представляет собой  вид людских ресурсов, представленный  деятельностью пол координации и комбинированию всех других ресурсов. Предпринимательский талант проявляется в умении максимально рационально осуществлять производственную и коммерческую деятельность, основанную на новаторстве, ответственности и склонности к обоснованному риску.

 

         1.3. Планирование как функция управления предприятием.

   Планирование можно рассматривать  и как функцию управления предприятием. Управление предприятием представляет  собой целенаправленное, упорядочивающее  воздействие команды управления, согласующее и объединяющее работников для совместной трудовой деятельности.

 Существует множество подходов  к определению сущности управления  предприятием. Некоторые из них  приведены в табл. 1.1.

                                                                                                          

 

 

 

 

 

                                                                                                       Таблица 1.1.

         Подходы к определению сущности  управления предприятием.

  Ракурс оценки

                              Характеристика

Управление как искусство

   Способность эффективно  применять накопленный опыт. Базируется  на том, что предприятие –  сложная социально-экономическая  система, на функционирование  которой воздействуют многочисленные  факторы внешней и внутренней среды.

Управление как наука

  Имеет свой предмет  изучения, специфические проблемы  и подходы к их решению. Научную основу составляет накопленная сумма знаний об управлений, представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов, форм и методов управлений.

Управление как функция

Реализуется посредством  ряда управленческих действий, получивших название функций управления.

Управление как процесс

Отражает стремление теоретиков и практиков управления интегрировать все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку, разорванную в результате частого применения функционального дохода, при котором каждая функция управления рассматривается самостоятельно, вне связи с другими.

Управление как персонал, управляющий предприятием

Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, которые формируют предприятия и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

Управление как руководящие  органы предприятия

Управление часто идентифицируют с органами (аппаратом) управления. Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его структурном составе, характере связей между звеньями и элементами структуры управления, степени централизации и децентрализации распределения функций и др.


 

 

Мы рассматриваем далее  управление с точки зрения его  функций: организации, стимулирования (мотивации), координации (регулирования) и контроля.

 

 

 

   Планирование – основа для принятия решений, связанных с управлением предприятием, и представляет собой управленческую деятельность; определение целей и задач управления предприятием, разработку путей реализации представленных планов для достижения поставленных целей, иными словами – разработка стратегии развития предприятия, а также расчет объема необходимых ресурсов и их распределение.

   Планирование как функция управления взаимосвязано с другими его функциями:

  1. организацией;
  2. стимулированием (мотивацией);
  3. координацией (регулированием);
  4. контролем.

   Организация как  функция управления представляет собой деятельность, направленную на создание или развитие структуры хозяйственной системы. Основные задачи  - формирование организационной структуры управления предприятием и его обеспечение необходимыми ресурсами для эффективной работы. В зависимости от объекта следует различать организацию производства, трудовой деятельности и управления. Организация управления включает разделение на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ. Зачастую для реализации разработанного плана или стратегии развития требуется полная реорганизация предприятия, т.е. в структуре вводятся новые звенья управления, которые должны обеспечивать выполнение отдельных программ и проектов. Еще одна задача – создание условий для формирования организационной культуры предприятия, характеризующейся высокой чувствительностью к любым изменениям на предприятии и за его пределами.

   Стимулирование (мотивация) – деятельность, имеющая целью

Активизировать персонал предприятия на основе повышения  творческого потенциала личности и  коллектива и побудить к эффективной  работе для достижения поставленных целей. Процесс стимулирования (мотивации) включает:

  1. установление неудовлетворенных потребностей;
  2. формулировку целей для удовлетворения этих потребностей;
  3. определение конкретных действий для достижения поставленных целей.

   Мотивация достигается  комплексным применением методов  морального и материального стимулирования, обогащением самого содержания труда и созданием условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Информация о работе Основы экономики на предприятии