Особенности бюджета Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности бюджета Республики Беларусь и предложить направления по оптимизации.
Задачи:
• – изучить теоретические особенности государственного бюджета;
• – провести анализ расходов государственного бюджета в Республике Беларусь на 2012 г;
• – проанализировать развитие бюджетной системы в Республике Беларусь в перспективе;
• – разработать рекомендации по оптимизации бюджета в Беларуси.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
1. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ БЮДЖЕТ…...
1.1Понятие и функции бюджета …………………………………………..
1.2 Особенности построения бюджетной системы Республики Беларусь………………………………………………………………………
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…..
2.1 Консолидированный бюджет Республики Беларусь: республиканский и местные бюджеты……………………………………...
2.2. Структура бюджета по доходам и расходам………………………...
2.3 Характеристика бюджета Республики Беларусь по состоянию на 20.10.2012 г…………………………………………………………………….
ГЛАВА 3 ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..………………......
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

бюдж система.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

  1. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ БЮДЖЕТ…...

 1.1Понятие и функции бюджета …………………………………………..

1.2 Особенности построения бюджетной системы Республики Беларусь………………………………………………………………………

 ГЛАВА 2 СТРУКТУРА БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…..

 2.1 Консолидированный бюджет  Республики  Беларусь: республиканский и местные бюджеты……………………………………...

2.2. Структура  бюджета по доходам и расходам………………………...

2.3 Характеристика бюджета Республики Беларусь по состоянию на  20.10.2012 г…………………………………………………………………….

ГЛАВА 3 ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..………………......

ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………….

 

3

5

5

 

8

12

 

12

14

 

20

 

26

36

39

41

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Ведущее место в бюджетном устройстве каждой страны принадлежит центральному или государственному бюджету, который образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т. д.

Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней  политики. Поэтому он рассматривается как основной финансовый план страны, централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений. Совокупность входящих в госбюджет организационных структур образует бюджетную систему.

В Республике Беларусь можно наблюдать следующую систему: общий консолидированный бюджет делится на республиканский и местные бюджеты. Каждый из видов бюджетов имеет свою роль в бюджетной системе Республике Беларусь. Часть налогов идет в республиканский бюджет, а часть в местные, причем из республиканского бюджета финансируются местные с целью уравнивания экономического состояния различных регионов.

В настоящее  время в условиях нестабильной макроэкономической среды Беларусь испытывает давление на бюджет, которое связано с необходимостью одновременно бороться с серьезными дисбалансами и углублять структурные реформы. Необходимо скорейшее реформирование бюджетного сектора и незамедлительная макроэкономическая корректировка, учитывая опасно низкий уровень резервов и быстрое ослабление обменного курса.

Эмпирической базой данного исследования послужили данные о состоянии и перспективах развития бюджетной системы в Республике Беларусь, в частности, итоги расходов государственного бюджета за январь – сентябрь 2012 года. 

Методологической базой  исследования послужили труды Афанасьева М.П. Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А., Тетериной Л.М., Мультан Г.К.

Цель работы: изучить особенности бюджета Республики Беларусь и предложить направления по оптимизации.

Задачи:

  • – изучить теоретические особенности государственного бюджета;
  • – провести анализ расходов государственного бюджета в Республике Беларусь на 2012 г;
  • – проанализировать развитие бюджетной системы в Республике Беларусь в перспективе;
  • – разработать рекомендации по оптимизации бюджета в Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ БЮДЖЕТ

1.1Понятие  и функции бюджета

 

Бюджет (от франц. «бужетт» – кожаная сумка, мешок) – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации или домохозяйств и составляется на определенный период времени [2, с. 65]. В системе государственных финансов основное место занимает бюджет, который используется правительством для перераспределения национального дохода, а также регулирования и стимулирования экономических процессов.

Государственный бюджет является исторической категорией, появившейся с возникновением государства и развитием товарно-денежных отношений, он задействован в разных эпохах для обеспечения выполнения общегосударственных функций. Поэтому сущность бюджета как экономической категории не меняется в зависимости от смены общественных формаций, но на его содержание и роль влияют объективные и субъективные факторы. Среди объективных первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, социальные особенности и др. К субъективным факторам относятся тип государства, политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической науки и др. Бюджеты разных стран имеют схожую структуру доходов (их формирование по большей части за счет налогов) и расходов, несмотря на любые национальные и другие особенности.

В Законе РБ "О  бюджетной системе РБ и государственных  внебюджетных фондах" № 2347-XII от 4.03.1993 "государственный бюджет" определен как "основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов)". В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. При рассмотрении нашего госбюджета часто используется понятие консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно- территориальных единиц.

Бюджетная политика государства в сжатом выражении - это выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета. Данная триада направлена на активное регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения [5, с. 22].

Бюджет – основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития страны или соответствующих регионов. С помощью расходов бюджета власть может сосредотачивать финансы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями.

Бюджетные отношения  зарождаются задолго до непосредственного  перераспределения стоимости общественного  продукта, а именно — одновременно с формированием финансовых отношений и в их составе, главным образом на стадии обособления чистого дохода в целом и той его части, которая принимает форму налогов и обязательных платежей в бюджет. Эти отношения реализуются в последующем при перераспределении чистого дохода, сопровождая движение реальных денежных потоков, направляемых в бюджетный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Ведущее место в бюджетном устройстве каждой страны принадлежит центральному или государственному бюджету, который образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т. д.

Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений каналов расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. В процессе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр. Государственные доходы – исчисленные в денежной форме доходы государства за счет взимания налогов, пошлин, платежей, оплаты услуг государственного аппарата, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной помощи. Государственные расходы – денежные затраты государства, состоящие из закупок товаров и услуг и трансфертов. Дефицитом бюджета – называется превышение расходов над доходами, то есть это недостаточность средств, ресурсов по сравнению с запланированным или необходимым уровнем. Государственный долг – это задолженность государства внешним и внутренним кредиторам. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Расходы государственного бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Содержание и структура бюджетной системы зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных факторов выделяют преобладающую форму собственности, порядок распределения валового продукта, природные, экономические, социальные и национальные особенности страны. Среди субъективных факторов – политика правительства, приоритеты развития, внешняя экономическая ситуация, государственное устройство.

Бюджет современного государства – сложный, многоплановый  инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально–экономических интересов различных групп и партий. Это компромисс между собственниками и работающими по найму, по вопросам налогообложения, доходов и заработной плате, по поводу расходов на социальные цели [6, с. 95].

С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов. Через него в зависимости от специфики государства перераспределяется от 20 до 60% национального дохода. Как экономический документ этот бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

В качестве критериев  эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:

  • - уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
  • - уровень выполнения бюджетных обязательств;
  • - величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
  • - объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
  • - величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
  • - динамику валового внутреннего продукта;
  • - уровень безработицы;
  • - степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете [2, с. 21].

Анализ бюджетной  политики, являющейся одним из основных направлений экономической политики, требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета.

Через бюджетную  систему реализуются функции  бюджета: распределительная и контрольная.

Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.

Контрольная функция  проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и  использования денежных средств  в различных структурных звеньях  экономики. Осуществляют ее налоговые  инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный (Национальный) банк и другие органы.

 

1.2 Особенности построения бюджетной системы Республики Беларусь

 

Будучи экономической  формой существования реальных, объективных  распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. К числу ее особенностей относятся следующие:

- государственный  бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

- с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода, реже - национального  богатства между отраслями народного  хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

- пропорции  бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

- область бюджетного  распределения занимает центральное  место в составе государственных  финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями [3, с. 243].

Вся бюджетная  система Республики Беларусь построена  с учетом принципа единства, принципа самостоятельности, а также она включает принципы полноты, реальности, гласности, адресности и др.

Информация о работе Особенности бюджета Республики Беларусь