Существует множество
функций и задач, выполняемых государством
на рынке ценных бумаг.
В мировой практике
различают две модели регулирования рынка
ценных бумаг: первая модель сводится
к тому, что регулирование фондового рынка
является преимущественной функцией государственных
органов, вторая же модель предполагает
передачу максимально возможного объема
полномочий саморегулируемым организациям
(объединениям профессиональных участников
рынка ценных бумаг). В России существует
смешанная модель государственного регулирования
рынка ценных бумаг. Концепция развития
рынка ценных бумаг в Российской Федерации
выделяет важнейшие принципы
государственной политики на
рынке ценных бумаг. Государственное
регулирование российского рынка ценных
бумаг осуществляется по трем основным
направлениям.
1.2 Институты и методы государственного
регулирования рынка ценных бумаг в России
Регулированием РЦБ на
государственном уровне занимаются:
1. Высшие органы государственной
власти:
1.1 Государственная дума
(издает законы, регулирующие РЦБ);
1.2 Президент (издает указы);
1.3 Правительство (выпускает
постановления, обычно в развитие
указов президента).
2.Государственные органы
регулирования РЦБ министерского
уровня:
2.1 Министерство финансов РФ
(регистрирует выпуски ценных
бумагкорпораций, субъектов федерации
и органов местного самоуправления, лицензирует
фондовые биржи, инвестиционные компании
и фонды, осуществляет выпуск государственных
ценных бумаг и регулирует их обращение);
2.2 Центральный банк РФ (регистрирует
выпуски ценных бумаг кредитных
организаций, осуществляет операции
и регулирует порядок осуществления
кредитными организациями операций
на открытом РЦБ, устанавливает
и контролирует антимонопольные требования
к операциям на РЦБ и т. д.);
2.3 Государственный комитет
по антимонопольной политике
(устанавливает антимонопольные правила
и осуществляет контроль за их исполнением);
2.4 Госстрахнадзор (регулирует
особенности деятельности на рынке
ценных бумаг страховых компаний);
2.5 Федеральная служба по финансовым
рынкам России (ФСФР) (занимается лицензированием
деятельности реестродержателей и регулированием
их деятельности).
ФСФР России является федеральным
органом исполнительной власти
по проведению государственной политики
в области рынка ценных бумаг, контролю
за деятельностью профессиональных
участников рынка ценных
бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров
и вкладчиков.
ФСФР:
- разрабатывает основные направления
развития фондового рынка,
- координирует деятельность
государственных органов по
вопросам его регулирования,
- устанавливает требования к
проспектам эмиссии и операциям
с ценными бумагами,
- лицензирует различные виды
профессиональной деятельности на рынке.
Поскольку порядок на фондовом
рынке не может поддерживаться
силами лишь государственных органов,
особое значение в системе регулирования
рынка приобретают саморегулируемые организации
его профессиональных участников.
Именно саморегулируемым организациям
может быть передана часть полномочий
ФСФР России по лицензированию и контролю
за деятельностью участников рынка.
При этом передача полномочий по регулированию
рынка основана на принципе ответственности
за результаты. Так, саморегулируемые
организации, получившие полномочия
по лицензированию участников
рынка, отвечают за деятельностью
последних.
Согласно Федеральному закону
«О рынке ценных бумаг» от
22 апреля 1996г. ФСФР России по
согласованию с органами исполнительной
власти субъектов РФ образует
Региональные отделения Федерального
органа для обеспечения выполнения
установленных Российским законодательством
норм, правил и условий функционирования
рынка ценных бумаг,
практической реализации принимаемых
ФСФР России решений и контроля
за деятельностью эмитентов, профессиональных
участников рынка ценных
бумаг и их саморегулируемых
организаций.
На сегодняшний день государство
может осуществлять регулирование рынка
ценных бумаг двумя основными методами:
прямы и косвенным.
Прямое регулирование состоит
в разработке норм и правил и контроля
за их выполнением. На сегодняшний
момент имеется около 1000
законодательных и нормативных
документов, регулирующих различные
стороны деятельности участников
рынка ценных бумаг. Основными законодательными
актами, которыми регулируется российский
рынок ценных бумаг, являются:
- Гражданский кодекс РФ, части
I и II (1995 –1996годы);
- Закон «О банках и банковской
деятельности» (1990г.)
- Закон «О центральном банке
Российской Федерации» (1995г.)
- Закон «О товарных биржах и
биржевой торговле» (1992год)
- Закон «О валютном регулировании
и валютном контроле» (1992год)
- Закон «О государственном
внутреннем долге Российской
Федерации» (1992год) Закон «Об акционерных обществах»
(1996год)
- Закон «О рынке ценных бумаг»
(1996год)
- Указы Президента по развитию
рынка ценных бумаг и т. д.
Однако существующие
документы зачастую не дополняют,
а противоречат и даже взаимоисключают
друг друга. Именно поэтому
одним из основных требований
Указа Президента РФ №1008 от 1 июля 1996 года
стало «обеспечение единства и непротиворечивости
государственного регулирования
рынка ценных бумаг через механизм
обязательного согласования …»[1] нормативных
правовых актов исполнительной власти
с ФСФР России.
На настоящий момент документом,
определяющим направление деятельности
по регулированию рынка ценных
бумаг, является Концепция.
Согласно ей, национальные интересы
России определяют основные цели
государственной политики на рынке ценных
бумаг. К их числу относятся:
- создание и обеспечение
эффективного функционирования
механизмов привлечения инвестиций в
частный сектор российской экономики,
и, прежде всего, в приватизированные предприятия;
- финансирование дефицита федерального
бюджета на основе связанных
с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов;
- создание надежных механизмов
и финансовых инструментов инвестирования
средств населения;
- предотвращение социальных взрывов и конфликтов, которые
могут возникнуть в результате проведения операций
на рынке ценных бумаг, путем
защиты прав участников рынка
ценных бумаг, и в первую
очередь прав инвесторов;
- создание в России цивилизованного
рынка ценных бумаг и его интеграция в
мировой финансовый рынок, обеспечение
самостоятельного места российского рынка в системе
международных рынков капиталов;
- борьба с суррогатами ценных
бумаг и с мошенничеством,
пресечение незаконной деятельности на
рынке ценных бумаг.
Кроме этого государство осуществляет
и косвенное, или экономическое
правление РЦБ через систему налогообложения,
денежную политику, государственные капиталы
и государственную собственность и ресурсы.
В настоящий момент преобладающим
является косвенное регулирование РЦБ,
а именно:
- контроль за денежной массой в обращении и объемом предоставленных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;
- изменения в налогообложении
и сроках амортизационных отчислений;
- гарантии правительства
(по депозитам, кредитам, займам частного
- сектора и др.);
- внешнеэкономическая (операции с иностранной
валютой, золотом,
- мероприятия по стимулированию
экспорта, валютные ограничения и т. д. и внешнеполитическая деятельность (развитие или свертывание политических контактов,
отражающиеся на внешней
торговле и экономических связях,
военные действия и пр.).
Таким образом, структура органов
государственного регулирования
российского рынка ценных бумаг (РЦБ)
в настоящее время еще не сложилась.
Регулированием РЦБ на государственном
уровне занимаются:
1. Высшие органы государственной
власти:
1.1 Государственная дума;
- Президент;
1.3 Правительство.
2.Государственные органы
регулирования РЦБ министерского
уровня:
2.1 Министерство финансов;
2.2 Центральный банк
РФ;
2.3 Государственный
комитет по антимонопольной
политике;
2.4 Госстрахнадзор;
2.5 ФСФР России.
Государственное регулирование
российского рынка ценных бумаг может
осуществляться прямым и косвенным методами.
Прямое регулирование состоит в разработке
норм и правил и контроля за их выполнением.
Косвенное, или экономическое управление
РЦБ реализуется через систему
налогообложения, денежную
политику, государственные капиталы и
государственную собственность и ресурсы.
- Саморегулируемые организации
российского рынка ценных бумаг
Система регулирования на рынке
ценных бумаг включает в себя, наряду с
государственными органами, еще и саморегулируемые
организации (СРО). В соответствии
со ст. 48 ФЗ «О рынке ценных бумаг» саморегулируемой
организацией профессиональных участников
рынка ценных бумаг именуется добровольное
объединение профессиональных участников
рынка ценных бумаг, действующее в соответствии
с Законом «О рынке ценных бумаг» и функционирующее
на принципах некоммерческой организации.
Саморегулируемая организация
учреждается профессиональными участниками
рынка ценных бумаг для обеспечения условий
их деятельности, соблюдения стандартов
профессиональной этики на рынке ценных
бумаг, защиты интересов владельцев ценных
бумаг и иных клиентов профессиональных
участников рынка ценных бумаг, являющихся
членами саморегулируемой организации,
установления правил и стандартов проведения
операций с ценными бумагами, обеспечивающих
эффективную деятельность на рынке ценных
бумаг.
Порядок осуществления деятельности
и правовое положение саморегулируемых
организаций профессиональных участников
рынка ценных бумаг определен также в
Положении (далее по тексту Положение)
о саморегулируемых организациях профессиональных
участников рынка ценных бумаг, утвержденном
постановлением Федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг от 1 июля 1997 года
N 24, где говорится, что “саморегулируемой
организацией профессиональных участников
рынка ценных бумаг является основанная
на членстве некоммерческая организация,
созданная профессиональными участниками
рынка ценных бумаг”, которая признается
ФСФР России.
Организация, учрежденная не
менее чем десятью профессиональными
участниками рынка ценных бумаг, приобретает
статус саморегулируемой организации
на основании разрешения, выданного федеральным
органом исполнительной власти по рынку
ценных бумаг.
В случае если число членов
саморегулируемой организации стало менее
десяти, ФСФР приостанавливает действие
выданной ей лицензии на срок до трех месяцев.
Если по истечении указанного срока количество
членов саморегулируемой организации
не приведено в соответствие с требованиями
в отношении количества членов, ФСФР России
аннулирует выданную ей лицензию.
Объединяются в саморегулируемые
организации профессиональные участники
рынка ценных бумаг. Вступить в саморегулируемую
организацию вправе юридические лица,
в том числе кредитные организации, а также
предприниматели без образования юридического
лица, которые осуществляют следующие
виды деятельности:
- брокерская деятельность;
- дилерская деятельность;
- деятельность по управлению
ценными бумагами;
- деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг);
- депозитарная деятельность;
- деятельность по ведению реестра
владельцев ценных бумаг;
- деятельность по организации
торговли на рынке ценных бумаг.
Саморегулируемая организация
является некоммерческим образованием,
поэтому все доходы саморегулируемой
организации используются исключительно
для выполнения уставных задач и не распределяются
среди ее членов.
Выделяют следующие основные
признаки саморегулируемой организации:
- добровольное объединение;
- членство - профессиональные
участники рынка ценных бумаг;
- функции и саморегулирование,
установление формальных правил поведения
участников организации на рынке;
- отношения с государством - государство передает
саморегулируемой организации часть своих функций.
По российским правовым нормам
саморегулируемые организации могут принимать
форму:
- ассоциации;
- профессиональных союзов;
- профессиональных общественных
организаций.
Саморегулируемые организации
выполняют определенные функции:
* нормотворческая
функция: реализуется через принятие
внутренних нормативных актов, согласованных
с ФСФР России, регулирующих порядок осуществления
профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг и проведения операций с
ценными бумагами, а также через участие
в законотворческой деятельности;