Особенности и перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является исследование особенностей развития человеческого капитала в Республике Беларусь.
Исходя из цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
– раскрыть сущность категории «человеческий капитал», методы его оценки и дать характеристику состояния в разрезе его составляющих;
– проанализировать тенденции развития человеческого капитала в Республике Беларусь;
– сформулировать рекомендации и предложения по развитию и использованию человеческого капитала в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………...……................5
Теоретические аспекты исследования человеческого капитала
1.1 Сущность и содержание категории «человеческий капитал»......................6
1.2 Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала......9
1.3 Структура человеческого капитала, факторы его развития и
показатели оценки..............................................................................................12
Особенности и перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь
2.1 Состояние и тенденции развития человеческого капитала в
Республике Беларусь............................................................................................18
2.2 Перспективы развития человеческого капитала в
Республике Беларусь............................................................................................25
2.3 Человеческий капитал и его влияние на уровень
социально-экономического развития...................................................................29
Заключение………………………………………………………..........…………...32
Список использованных источников………………………………..........…….....34

Вложенные файлы: 1 файл

157-Makro-Chelovechesky_kapital_ponyatie_i_rol_v.docx

— 283.15 Кб (Скачать файл)

В постиндустриальной экономике в отличие от индустриальной, где возникновение и развитие ключевых отраслей обязано в большей мере не теоретическим знаниям, а гениальным умельцам, источником различных нововведений выступают наука и образование. Причем ведущим становится именно научный прогресс, наука как источник новых знаний, открытий, изобретений, а, следовательно, и инноваций. На определенном этапе синтеза науки и образования происходит резкое ускорение темпов обновления процессов и явлений повседневной жизнедеятельности человека и общества. Стремительные кардинальные изменения в производстве и потреблении выражаются в бесконечном разнообразии образцов товаров, видов услуг, типов техники и т.д.

Человек в условиях «новой экономики» становится центром экономической системы, занимая активную позицию во всем воспроизводственном процессе. Человеческий фактор превращается в ведущую производительную силу общественного развития: именно он способствует совершенствованию и оптимальному использованию всех других факторов производства, без него остальные компоненты хозяйственной системы функционировать не в состоянии. Одновременно происходят существенные трансформации и в самом человеческом факторе. Общество становится не только все более заинтересованным, но и зависимым от уровня развития человеческого потенциала, без которого немыслимо дальнейшее эффективное функционирование передовых отраслей. Именно интеллектуальные способности человека, его образованность, возможность генерировать новые знания, творчество и инициатива в наибольшей степени востребуются обществом. Это придает особое значение проблемам сохранения, накопления и эффективного использования человеческого капитала, выступающего в качестве ключевого и решающего стратегического ресурса развития экономики и общества в целом [7, с.6].

В результате многочисленных исследований влияния человеческого капитала на национальное богатство было установлено, что в ХХ веке накопление человеческого капитала опережало темпы накопления физического капитала. В частности, по расчетам Э. Денисона, прирост ВВП на душу населения в США после второй мировой войны был на 15-30% обусловлен инвестициями в образование - одной из основных составляющих человеческого капитала.

Уровень накопленного человеческого капитала оказывает большое влияние на экономику в Республике Беларусь. Сегодняшние затраты на школу, образование, науку, культуру, здравоохранение принесут в перспективе самые высокие результаты и окупятся выше, чем затраты на развитие материального производства. В целом, имеющийся в стране базисный капитал вполне достаточен для эффективного функционирования национальной экономики. Оптимальное взаимодействие природного и человеческого капитала позволяет не только создавать востребованную рынком продукцию, но и удерживать работников в рамках национального рынка труда, препятствуя их эмиграционному оттоку на другие сегменты мирового рынка труда. Более того, полное использование всех компонентов природного капитала, осуществляемое в контексте инновационного пути развития обеспечивает дополнительные рабочие места, которые могут занимать и иностранцы. В результате возникают реальные возможности иммиграционного притока в страну высококвалифицированных специалистов [6, с.117].

Геоэкономически Республики Беларусь обладает рядом важных конкурентных преимуществ как традиционного, так и нового, современного типа. К числу традиционных преимуществ можно отнести сельское хозяйство, имеющее огромный потенциал, железнодорожный транспорт, связывающий между собой не только отдаленные районы страны, но и Европу с Азией, а также относительную дешевизну рабочей силы. К числу новых конкурентных преимуществ можно отнести научно-технический и творческий потенциал, интеллект, научные и образовательные школы, а также новые развивающиеся партнерские отношения с зарубежными странами [4, с.61].

Недооценка последствий потерь человеческого капитала способна надолго законсервировать экономическое отставание Беларуси от высокоразвитых стран. Перенос центра тяжести в экономической стратегии на природный и физический капитал ради решения текущих задач в долгосрочный перспективе может привести в тупик. Перспективы и успешные возможности становления новой экономики Беларуси необходимо связывать с  сохранением и развитием качественного человеческого капитала, созданием условий для формирования сопряженных с ним секторов. В этом видится шанс становления новой экономики Беларуси в ХХI веке.  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

  1. Человеческий капитал становится главным ресурсом современной экономики. Человек взаимодействует с ее объектами, в качестве которых выступают знания, информация, высокие технологии как важнейшие ресурсы кардинально нового производства.
  2. Инвестиции в человеческий капитал многократно эффективнее вложений в любой другой фактор производства. При низком уровне человеческого капитала инвестиции в высокотехнологичные отрасли не эффективны, долгосрочные инвестиции в человеческий капитал являются самыми перспективными с точки зрения капиталоотдачи.
  3. Человеческий капитал воплощен в человеке и в отрыве от него функционировать не может, поэтому состояние здоровья, физиологические возможности людей являются основой этого вида капитала. За последние годы в Республике Беларусь определился ряд неблагоприятных демографических тенденций: снижение рождаемости, рост смертности и, как следствие - сокращение общей численности населения.  Современная демографическая ситуация характеризуется процессом естественной убыли населения, представляющей потенциальную угрозу устойчивому развитию государства и национальной безопасности в результате снижения динамики накопленного человеческого капитала. Чтобы переломить эти тенденции необходимо в первую очередь повышение уровня и качества жизни населения. Важными являются инвестиции, связанные с охраной здоровья человека, которые будут способствовать сокращению заболеваемости и смертности населения, продлению трудоспособной жизни человека, а следовательно, и времени функционирования человеческого капитала.
  4. Образование следует рассматривать как базовый капиталообразующий фактор  для всех компонентов человеческого капитала. Высокий уровень грамотности и образования жителей Беларуси свидетельствует об их достаточно широких возможностях по освоению современных технологий, включая высокие, информационные и нанотехнологии. Богатый образовательно-квалификационный потенциал белорусских людей, проводимые в настоящее время реформы в сферах высшего, среднего специального, профессионально-технического и общего среднего образования позволяет говорить о возвышении интеллектуальной составляющей человеческого капитала.
  5. Важнейшими характеристиками совокупного человеческого капитала являются численность его носителей, эффективность использования которых во многом определяет возможности устойчивого развития страны. Накапливая опыт, повышая свою квалификацию, работники тем самым увеличивают свой человеческий капитал, и как следствие совокупный человеческий капитал страны. Поэтому обеспечение оптимальной и рациональной занятости, как показателя эффективного использования человеческого капитала, является на сегодняшний день приоритетным.

6. Сегодняшние затраты на школу, образование, науку, культуру, здравоохранение принесут в перспективе самые высокие результаты и окупятся выше, чем затраты на развитие материального производства. Таким образом, в Республике Беларусь целесообразно повышение наукоемкости ВВП, увеличение государственных расходов на НИОКР, реструктуризация бюджетного финансирования науки, стимулирование инновационной деятельности путем снижения налогового бремени предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность, необходима интеграция в научно-технической и инновационной сферах, а также повышение оплаты труда работников науки и увеличение расходов на образование. Для Республики Беларусь необходим подход, который предполагает ориентацию научно-технической и инновационной политики на технологический прорыв, масштабное распространение современных технологий и повышение на этой основе конкурентоспособности продукции. А это невозможно без государственной поддержки: формирования государственных научных, научно-технических и инновационных программ, обеспечивающих осуществление выбранных приоритетов; ресурсного обеспечения путем целевого выделения средств; создания венчурных и инновационных фондов.

Повышение эффективности использования человеческого капитала связано с изменением в государственных масштабах стратегии и тактики инновационного развития Беларуси, суть которого состоит в разработке механизмов развертывания новых технологических укладов производства и перестройки научно-технической сферы. В сфере науки – это повышение ее финансирования и одновременно – оптимизация отраслевой структуры для концентрации усилий на прорывных направлениях новых технологических решений. В сфере образования – перестройка внутренней структуры этой сферы в пользу увеличения удельного веса, главным образом среднего специального, высшего и поствысшего образования. В сфере  здравоохранения – это ускоренная реализация государственных специальных программ, нацеленных на повышение уровня и качества жизни, выполнение государственных обязательств в плане обеспечения населения медицинскими услугами и лекарственными препаратами. Действия, предпринимаемые в этих направлениях, имеют стратегической целью создание нормальной по мировым стандартам системы научной деятельности, а также систем образования и здравоохранения как основных предпосылок формирования и эффективного использования человеческого капитала как ключевого ресурса современной экономики.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Becker, П. Human Capital: Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. N.Y., 1964. - 312 p.
  2. Schultz, T. W. Human Capital, Policy Issues and Research Opportunities // Human Resources. Fifteen Anniversary Colloquium: In 2 v. N.Y., 1975. - V 1. - 243 p.
  3. Аширова, Г.Т. Современные проблемы оценки человеческого капитала / Г.Т. Аширова // Вопросы статистики. - 2003. - №3. - С. 26-31.
  4. Базылев, Н.И. «Новая экономика», человеческий капитал и миграция рабочей силы: Монография / Н.И. Базылев, Н.Л. Грибанова. - Мн.: УП «Технопринт», 2005. - 126с.
  5. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория: Учеб. для студентов, обучающихся по экономическим специальностям / В.З. Баликоев, 10-е изд, испр. Москва: Омега – Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007. - 732с.
  6. Бондарь, А.В. Мировой рынок труда в условиях глобализации и особенности развития его белорусского сегмента: Монография / А.В. Бондарь. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 155с.
  7. Бондарь, А.В. Человеческий капитал - стратегический ресурс «новой экономики» / А. В. Бондарь, И. В. Корнеевец, Н. А. Яхницкая // Белорусский экономический журнал. - 2007. - N 2. - С. 56-69.
  8. Бондарь, А.В. Образовательные услуги в контексте становления «новой экономики»  / А.В. Бондарь, И.А. Сучкова  // Вестник БГЭУ. - 2007. - №5. - С.5-10.
  9. Добрынин, А.И., Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования / А.Т. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова. - Спб.: Наука, 1999. - 386с.
  10. Доклад о человеческом развитии 2011: Устойчивое развитие и равенство возможностей: Лучшее будущее для всех / Пер. с англ., ПРООН. - М., Издательство Весь мир, 2011. – 188с.
  11. Долан, Э. Рынок: микроэкономическая модель / Э. Долан, Дж. Линдсей. - Спб, 1992. - 596 с.
  12. Мазин, А.Л. Экономика труда: Учеб. пособие для студентов вузов / А.Л. Мазин. - 2-е изд., перераб и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 575с.
  13. Радьков, А.М. Образование – сила и главный ресурс прогресса / А.М. Радьков // Экономика Беларуси: итоги, тенденции, прогнозы. – 2006. - №2 (7). - С.20-23.
  14. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2012 // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Мн., 2012. – 715с.
  15. Сэй, Ж.Б. Трактат по политической экономии / Ж.Б. Сэй. - М.: Дело, 2000. - 232 с.
  16. Удовенко, И. М. Человеческий капитал как фактор конкурентоспособности экономики / И.М. Удовенко // Белорусская экономика: Анализ, прогноз, регулирование. - 2003. - №8. - С.8-12.
  17. Удовенко, И.М. Человеческий капитал как основной источник экономического роста Беларуси в ХХI веке / И.М. Удовенко // Белорусская экономика: Анализ, прогноз, регулирование. - 2005. - №5. - С.13-19.
  18. Человеческий капитал в контексте макроэкономической стабилизации и конкурентоспособности национальной (малой открытой) экономики / А.В. Бондарь, М.А. Бондарь, И.В. Корневец, Л.Н. Маркусенко; Под ред. А.В. Бондаря. Мн.: Ред. газ. «Настаун. Газ.», 2006. - 336с.
  19. Численность и естественный прирост населения: Годовые данные // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа:

 http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/population.php. – Дата доступа: 19.11.2012.

  1. Шепетюк, В.В. Личность ученого как фактор инновационного развития общества / В.В. Шепетюк // Проблемы управления. 2007. №3. С.130-132.
  2. Экономика и общество Беларуси: диспропорции и перспективы развития / Национальный отчет о человеческом развитии 2004-2005. - Мн.: "Альтиора – Живые краски". 2005. - 95с.

 


 



Информация о работе Особенности и перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь