Особенности розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Основным элементом рыночного хозяйства является товарное обращение, осуществляемое посредством торговли. Именно торговля решает одну из главных задач общественного производства - удовлетворение потребностей населения. С началом реформ 90-х годов Россия осуществляет процессы формирования механизмов и инфраструктуры рыночной экономики, которые затронули и сферу торговли. Характер деятельности торгового предприятия приобрел форму предпринимательского бизнеса, основанного на использовании различных видов организационных структур торговых предприятий. В настоящее время изменились и условия функционирования торгового предприятия как основного звена рыночной экономики, и связь с другими субъектами рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Основные тенденции розничной торговли в развитии рынка потребительских товаров
1.1 Сущность, функции и понятие розничной торговли
1.2 Понятие, сущность, роль и значение рынка потребительских товаров
1.3 Типы розничных предприятий на потребительском рынке
2. Розничная торговля потребительскими товарами в Свердловской области и в Екатеринбурге
2.1 Состояние розничного товарооборота в Свердловской области и в Екатеринбурге
2.2 Структура розничного товарооборота в Свердловской области и в Екатеринбурге
3. Розничная торговля и розничные цены на потребительском рынке России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 

1. Основные тенденции  розничной торговли в развитии  рынка потребительских товаров 

1.1 Сущность, функции  и понятие розничной торговли 

1.2 Понятие, сущность, роль и значение рынка потребительских  товаров 

1.3 Типы розничных  предприятий на потребительском рынке 

2. Розничная  торговля потребительскими товарами  в Свердловской области и в  Екатеринбурге 

2.1 Состояние  розничного товарооборота в Свердловской  области и в Екатеринбурге 

2.2 Структура  розничного товарооборота в Свердловской  области и в Екатеринбурге 

3. Розничная  торговля и розничные цены  на потребительском рынке России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

ВВЕДЕНИЕ 

Основным элементом  рыночного хозяйства является товарное обращение, осуществляемое посредством  торговли. Именно торговля решает одну из главных задач общественного производства - удовлетворение потребностей населения. С началом реформ 90-х годов Россия осуществляет процессы формирования механизмов и инфраструктуры рыночной экономики, которые затронули и сферу торговли. Характер деятельности торгового предприятия приобрел форму предпринимательского бизнеса, основанного на использовании различных видов организационных структур торговых предприятий. В настоящее время изменились и условия функционирования торгового предприятия как основного звена рыночной экономики, и связь с другими субъектами рынка. 

В общем объеме потребляемых населением материальных благ ведущее место занимают продовольственные  и непродовольственные товары, которые  и являются основным объектам розничной торговли. Следовательно, увеличение объема розничного товарооборота свидетельствует о повышении материального благосостояния населения. Степень удовлетворения потребностей покупателей во многом зависит от развития розничного товарооборота. Товарная структура розничного товарооборота характеризует материальный уровень жизни населения определенного региона и страны в целом. 

Розничная торговля - пожалуй, единственная отрасль в  экономике любой страны, развитие которой имеет огромное значение для каждого субъекта современного общества. Одновременно, состояние этой отрасли является индикатором состояния экономики всей страны. Роль торговли в экономике страны трудно переоценить. В структуре формирования ВВП на ее долю приходится 22% (против 5% в дореформенный период). По размеру налоговых поступлений в консолидированный бюджет торговля занимает III, а в федеральный бюджет - II место среди основных отраслей экономики. В торговой отрасли задействовано более миллиона хозяйствующих субъектов, численность работников составляет порядка 5 млн. человек. На долю государственного сектора в обороте розничной торговли приходится менее 3% и несколько больше в обороте общественного питания - 8%. Отрасль сохраняет лидирующее положение в сфере малого бизнеса, как по числу предприятий, так и по численности занятых в ней работников (свыше 400 тыс. субъектов малого бизнеса). 

По общепринятому  правилу основа успеха в розничной  торговле заключается в предложении  нужных товаров по нужной цене в  нужном месте, в нужное время и  в нужном количестве. 

Таким образом, предметом исследования данной курсовой работы являются вопросы анализа  розничной торговли в развитии рынка  потребительских товаров. В соответствии с вышеизложенным, выбор данной темы является актуальным в плане анализа  розничной торговли, по которому можно судить, в какой степени удовлетворен покупательский спрос и т.д.  

1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ  РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РАЗВИТИИ  РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ 

1.1 Сущность, функции  и понятие розничной торговли 

Розничная торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования. Это наиболее распространенное определение понятия розничной торговли, содержащиеся в нормативно - правовых документах. 

Данный вид  деятельности имеет договорный характер, и его юридическая основа закреплена Гражданским кодексом Российской Федерации. 

Согласно ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи  продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, (поштучно или в небольших количествах в пределах групповой тары), обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Покупатель свою очередь обязан принять товар и оплатить его по цене, объявленной продавцом. Щур. Д. Л., Труханович Л. В. Основы торговли. Розничная торговля. Настольная книга руководителя, главбуха и юриста. - М: Из-во «Дело и Сервис», 1999 г. 

Основное назначение торговли состоит в организации  рынка, ориентация на потребителя - заказчика  товара. В розничной торговле не посредственно осуществляется процесс  продажи товаров, товар окончательно покидает сферу обращения, переходя в сферу потребления. Торговля как специфический вид деятельности, обслуживающий процессы купли-продажи на всем пути продвижения товара в большей степени проявляет себя в розничной торговли. 

Розничная торговля определяет характер и специфику  потребления, его структуру. Только в процессе и в результате реализации, окончательно подтверждается соответствие произведенных и поступивших в розничную сеть товаров потребностям потребителя, определяется степень полезности товаров. 

Деятельность  розничной торговли максимально приближено к потребителям, что способствует сокращению затрат времени населения и рациональному использованию свободного времени покупателем. Особую роль розничной торговли в рыночных в оказании дополнительных, сопутствующих торговой деятельности, услуг поставщиками и покупателям в связи с осуществлением ими актов купли-продажи товаров, К числу услуг относятся такие, как предоставление информации поставщикам о структурных изменениях в спросе на товары, о качестве и ценах на продукцию конкурентов, о предоставлении кредитов, о бытовых услугах и т. д. 

Деятельность  розничной торговли тесно связано  со сферой услуг. Без предоставления комплекса услуг торговая деятельность в чистом виде осуществляться не может. 

Торговля способствует рационализации потребления товаров и услуг, увеличению свободного времени общества за счет сокращения издержек потребления (издержки потребления представляют собой совокупность затрат и труда для удовлетворения личных потребностей: покупка товаров, ведение домашнего хозяйства.) Николаева Т. И., Егорова Н. Р. Потребительский рынок и торговля: проблемы развития и регулирования. Екатеринбург: Из-во УрГЭУ, 1998 г. 

Вопросы о сущности, функциях и роли торговли на потребительском  рынке непосредственно связаны  между собой, и их не только невозможно противопоставить, но и четко разграничить, под функцией понимается «обязанность», «назначение», «круг деятельности», «роль». 

Функции торговли вытекают из ее задач, которые динамичны, изменчивы как во времени, так  и в пространстве. С развитием производства, конкуренции на рынке товаров задачи торговли видоизменяются, усложняются, наполняются новым содержанием. В соответствии с этим происходят изменения и в функциях торговли. 

Торговля потребительскими товарами в соответствии с ее сущностью выполняют две основные функции: 

Экономическую - реализация стоимости (смена форм стоимости); 

Социальную - реализация потребительной стоимости товара (доведение  товаров до потребителя товаров  и услуг) и удовлетворение потребительского спроса. 

Стоимость товара может быть реализовано при условии реализации потребительной стоимости -- блага, которое заложено в товаре. Если эти условия не соблюдены, то продукт труда не может быть реализован. Поэтому функции торговли являются связанными друг с другом, неразрывными, взаимозависимыми. 

По мере насыщения  рынка потребительских товаров  содержание функции торговли будет  совершенствоваться, наполнятся новым  содержанием. В защиту такой позиции  следует выдвинуть ряд тезисов. 

Во-первых, современный  этап развития рыночных отношений уже характеризуется возвратом функций из сферы производства в сферу торговли. Этот процесс в условиях самостоятельности хозяйственных субъектов формируется неоднозначно. Каждое производственное предприятие-изготовитель, чтобы получить большую выгоду от реализации продукции, самостоятельно выбирает потребителя, исходя из наиболее приемлемых для себя условий. В результате сложилась многовариантная структура логической системы товародвижения на рынке потребительских товаров. 

На ряду с  крупными промышленными предприятиями (не обладающими гибкостью и маневренностью) создаются небольшие хозяйственные единицы, обладающие большой мобильностью, способностью к быстрой переориентации в след за изменением рыночной ситуации. Именно такие предприятия будут занимать основное место в рыночном хозяйстве. Расширение круга гибких (менее крупных) хозяйствующих единиц, вызванное экономической свободой (свободой на предпринимательство на потребительском рынке), создание конкурентной среды обостряет проблему сбыта товарной продукции и емкость рынка. 

Во-вторых, трансформация  экономических условий, связанная  с развитием рыночных отношений, предопределила новый характер хозяйственных  взаимоотношений между хозяйственными субъектами в сфере потребительского рынка. 

Торговля и вспомогательной, зависящей от производства сферы деятельности становится не только независимой, но и определяющей экономический климат в сфере обращения, что проявляется в усилении зависимости производства от торговли. 

В-третьих, рыночные реформы повысило престиж торговли как формы общественного разделения труда. Масштабы торговой и торгово-посреднической деятельности увеличились, а сама торговля получила повсеместное распространение. Возможности торговли и грающей важную роль в хозяйственном комплексе страны заметно расширились. 

В-четвертых, доминирующую роль в торговли играет потребитель. В связи с этим наметились существенные сдвиги в отношениях между производственными  предприятиями и коммерческими  структурами, занятыми только продажей товаров потребителями и изучающими его требования. 

В результате торговля становится ключевым механизмом регулирования  торговых потоков, формирования и стабилизации потребительского рынка. Торговля способствует оборачиваемости капитала и получению  прибыли. 

Осуществляя смену форм стоимости, выполняя функцию продвижения продукта труда от производителя к потребителю, торговля осуществляет смену форм стоимости и способствует осуществлению кругооборота ресурсов. Торговля освобождает производителя от необходимости вступать в хозяйственные отношения предприятия с многочисленными потребителями. При этом возмещаются общественно необходимые затраты и получается прибавочный продукт. 

В-пятых, торговля имеет дело с номенклатурой товаров, ассортимент которых постоянно  расширяется, изменяется адекватно изменениям хозяйственной и рыночной конъюнктуры. 

Закономерно, что  чем богаче общество, тем сложнее  производителю и продавцу учитывать  индивидуальные запросы покупателей. Это создает дополнительные трудности  по сбыту товаров, усложняет работу посредникам и т. д. Поэтому не производственного характера будут расширяться. Все это в дальнейшем будит усложнять работу торговых структур, усилит их зависимость от денежных доходов населения и развития потребностей. 

В-шестых, распределительные  процессы, происходящие при обмене денежных знаков населения на товары, оказывают непосредственное влияние на распределение национального дохода, фонда потребления и накопления, получение чистого дохода, денежное обращение. 

Торговля способствует интеграции капитала и межгосударственный кооперации. По мере развития рыночных отношений эти процессы будут расширяться. 

Она создает  условия для того, чтобы материальные блага, произведенные в массовом порядке множеством предприятий, рассредоточенные по обширной территории, стали доступны потребителям в таком количестве и качестве, в таком месте и в такое время, которые наиболее приемлемы и удобны для потребителей. Это увеличивает и полезность продукции. В таком качестве она выступает, прежде всего, как сектор экономики, обеспечивающий развитие экономики и улучшение качества жизни потребителей. 

Благодаря торговле денежные доходы производителей становятся более регулярными и не зависимыми от задержек в сбыте продукции  потребителям. Поэтому важным фактором воспроизводственного процесса является скорость движения товаров к конечному потребителю. Торговля способствует оптимизации пропорций в производстве, ориентирует его на удовлетворение нужды потребителей. 

В-седьмых, реализуя потребительную стоимость, торговля удовлетворяет потребности населения в товарах и услугах, выполняет производственные и непроизводственные операции. Соотношение этих операций зависит от множества факторов (вида товаров, места его нахождения, средств и путей продвижения, степени готовности товара к продаже, степени известности товара потребителю, наличия его в продаже, условий хранения, спроса населения и др.) Реализация стоимости связана с осуществлением денежных и расчетных операции при продаже товаров, оказании услуг потребителю, сервисном обслуживании. Превышение предложения товаров над спросом вынуждает торговлю больше вниманию уделять изучению опроса, рекламе товара, формированию ассортимента, непосредственному обслуживанию покупателей, развитию сервисных услуг и пр. Поэтому с развитием рыночных отношений доля операций, связанных с реализацией стоимости непроизводственного характера, увеличивается. Производственные операции, связанные с хранением товаров, фасовкой, упаковкой, будут перемещается из сферы торговли в сферу производства. 

Информация о работе Особенности розничной торговли