Особенности розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Основным элементом рыночного хозяйства является товарное обращение, осуществляемое посредством торговли. Именно торговля решает одну из главных задач общественного производства - удовлетворение потребностей населения. С началом реформ 90-х годов Россия осуществляет процессы формирования механизмов и инфраструктуры рыночной экономики, которые затронули и сферу торговли. Характер деятельности торгового предприятия приобрел форму предпринимательского бизнеса, основанного на использовании различных видов организационных структур торговых предприятий. В настоящее время изменились и условия функционирования торгового предприятия как основного звена рыночной экономики, и связь с другими субъектами рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Основные тенденции розничной торговли в развитии рынка потребительских товаров
1.1 Сущность, функции и понятие розничной торговли
1.2 Понятие, сущность, роль и значение рынка потребительских товаров
1.3 Типы розничных предприятий на потребительском рынке
2. Розничная торговля потребительскими товарами в Свердловской области и в Екатеринбурге
2.1 Состояние розничного товарооборота в Свердловской области и в Екатеринбурге
2.2 Структура розничного товарооборота в Свердловской области и в Екатеринбурге
3. Розничная торговля и розничные цены на потребительском рынке России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

Активизация торговой деятельности способствует эффективному использованию ресурсов хозяйственных субъектов, росту их дохода, развитию конкурентной среды, повышению качества товаров, расширению, обновлению и развитию ассортимента услуг. Сбалансированная торговля позволяет более полно сочетать меру труда и меру потребления со свободой выбора товара согласно индивидуальным вкусам и наклонностям человека. 

Результаты торговой деятельности отражают такие рыночные индикаторы, как степень сбалансированности платежеспособного спроса населения  и товарного предложения; соответствие ассортимента и качества товаров, предлагаемых потребителям, спросу покупателей; среднедушевое потребление потребительских товаров и его тенденции; структурные изменения на потребительском рынке; насыщенность рынка потребительскими товарами отечественного и зарубежного производства; степень монополизации производства товаров в отечественной промышленности; соответствие цены товара его качеству и полезности. 

Таким образом, в общем смысле торговля потребительскими товарами - это происходящий во времени  и пространстве процесс товарно-денежного обмена, организованный в определенной последовательности, отражающий совокупность экономических отношений по поводу обмена продуктами труда и удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах и способствующий развитию национального хозяйства. 

Вопросы определения  сущности торговли, ее роли и функций  в товарном обращении, развитии производства, рыночных отношениях, обслуживании населения  имеют не только принципиальное теоретическое, но и весьма важное практическое значение. От того, как они будут разработаны теоретически, зависят конкретные меры по управлению товарным обращением в стране, рынком потребительских товаров и торговлей, эффективность которых, в конечном счете, сказывается на полном и качественном удовлетворении платежеспособного спроса и потребностей населения. 

Вопросы о сущности, функциях и роли торговли на потребительском  рынке непосредственно связаны  между собой, и их не только невозможно противопоставить, но и четко разграничить. Под функцией понимается «обязанность», «назначение», «круг деятельности», «роль». Например, в соответствии с идеологией социалистического общества принято было считать, что основной функцией торговли являются «наиболее полное удовлетворение потребностей населения и возмещение общественно необходимых затрат на производство товаров» Торговля в развитом социалистическом обществе / Под ред. Фесенко Ф.Д. М.: Экономика, 1997.. Функции торговли вытекают из ее задач, которые динамичны, изменчивы как во времени, так и в пространстве. С развитием производства, конкуренции на рынке товаров задачи торговли видоизменяются, усложняются, наполняются новым содержанием. В соответствии с этим происходят изменения и в функциях торговли. 

По нашему мнению, торговля потребительскими товарами в  соответствии с ее сущностью выполняет  две основные функции: а) экономическую - реализация стоимости (смена форм стоимости) и б) социальную - реализация потребительной стоимости товара (доведение  товара до потребителя товаров и услуг) и удовлетворение потребительского спроса. Следует рассмотреть их содержание. 

Долгие годы в экономической литературе велись споры по поводу того, какую из названных  функций торговли считать главной. В конце 50-х - начале 60-х годов превалировала точка зрения, согласно которой предпочтение отдавалось функции торговли по реализации стоимости (в сравнении с функциями торговли по реализации потребительной стоимости). В более позднее время (в конце 70-х годов) учеными-экономистами торговли поддерживалась такая же точка зрения. 

На необходимость  разрешения таких споров указывают, например, А.И. Левин и А.П. Яркий. Они отмечают: «Эта, кажущаяся на первый взгляд, суть - теоретическая  проблема в действительности при  более глубоком анализе имеет непосредственный выход на практику. Дело в том, что в зависимости от того, как она будет решена, какая из двух названных функций будет признана главной, должна строиться и практика оценки деятельности хозяйствующих объектов, т.е. сама система...» Левин А.И., Яркий А.П. Экономика потребления: вопросы теории, потребления, прогнозирования. М.: Наука, 1984. С. 14,16.. 

Имеет место  смешение понятий «задачи торговли потребительскими товарами» и «ее  функции». Поскольку основной задачей  торговли потребительскими товарами является удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, то основной функцией торговли, по мнению ряда авторов, выступает реализация потребительной стоимости, или доведение товаров до покупателей и удовлетворение их запросов. 

На мой взгляд, подобные споры не совсем правомерны. Товар - это единство блага и стоимости. В товаре отражаются обе эти стороны. Они взаимообусловлены и проявляют  себя полностью в рыночных условиях. Стоимость товара может быть реализована  при условии реализации потребительной стоимости - блага, которое заложено в товаре. Если эти условия не соблюдены, то продукт труда не может быть реализован. Поэтому функции торговли потребительскими товарами являются связанными друг с другом, неразрывными, взаимозависимыми. 

1.3 Типы розничных  предприятий на потребительском  рынке 
 

Магазины можно  так же классифицировать по типам. Тип  предприятий розничной торговли - это предприятия определенного  вида, классифицированное по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей. Экономика предприятий торговли и общественного питания: Учеб. пособие/Рук, авт. кол: Т. И. Николаева: Науч. ред. Н. Р. Егорова - Екатеринбург: Из-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007г. 

При определении  типа предприятия учитываются следующие  основные признаки: 

- Ассортимент  реализуемых товаров; 

- Размер торговой  площади; 

- Применение  методов продажи;  

- Месторасположение. 

К дополнительным признакам относятся: 

- Наличие световой  вывески или вывески с подсветкой; 

- Применение  фирменных буклетов и упаковочных материалов; 

- Наличие у  обслуживающего персонала форменной  одежды с эмблемой предприятия; 

- Использование  декоративных элементов в оформлении  витрин;  

- Применение  современного выставочного оборудования, изготовленного в едином стиле. 

Наиболее распространенными  типами розничных торговых предприятий  в настоящее время являются следующие: 

- универсам (супермаркет)- магазин, реализующий продовольственные  товары частого спроса преимущественно  методом самообслуживания, торговой  площадью от 400 м2. 

- гастроном - магазин с индивидуальным обслуживанием  покупателей через прилавок, реализующий  продовольственные товары универсального  ассортимента (с преобладанием гастрономии), торговой площадью от 400 м2. 

- магазин «Продукты» (минимаркет) - предприятия розничной торговли, реализующие продовольственные товары узкого ассортимента (в основном - хлеб, кондитерские товары, гастрономию, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки) о индивидуальным обслуживанием через прилавок торговой площадью от 18 м2. 

- универмаг - магазин, имеющий торговую площадь  при размещении в городах от 3500 м2 (в сельской местности - от 650 м2) предлагающий универсальный  ассортимент непродовольственных  товаров и использующий различные  методы торгового обслуживание  покупателей (самообслуживание, по образцам, по каталогам, через прилавок и др.) 

- универмаг «Детский  мир» - предприятие розничной торговли, осуществляющее реализацию непродовольственных  товаров универсального ассортимента  для детей и применяющий различные  методы торгового обслуживания покупателей, с торговой площадью от 2500 м2. 

- Торговый дом  - предприятие розничное торговли, реализующий товарные комплексы  предметов туалета и гардероба  для женщин и мужчин (одежда, обувь,  ткани, галантерея, парфюмерия), использующие различные методы торгового обслуживания, торговой площадью от 1000 м2 

- магазин «Промтовары» - предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные  товары узкого ассортимента, основные  из которых швейные и трикотажные  изделия, обувь, галантерея, парфюмерия, торговой площадью от 18 м2. 

Распространенными типами специализированных и комбинированных  магазинов являются: 

- Продовольственные  магазины: «Хлеб», «Кондитерский», «Овощи -фрукты», «Мясо», «Рыба», «Диетические  продукты», «Минеральные воды» и т.д. Технология розничной торговли: Учебник для начального профессионального образования по профессии «Продавец, контролер-кассир» -3-е изд., перераб. и доп. - М; 2008 г. 

- Непродовольственные  магазины: «Одежда», «Обувь», «Хозяйственные  товары», «Мебель», «Культтовары», «Электротовары», «Ткани», «Игрушки», «Товары для детей», «Товары для женщин», «Товары для мужчин», «вое для дома», «Товары для спорта и туризма» и т.д. 

- Магазины прочей  товарной специализации: «Природа»,  «Семена», «Зоомагазин», «Книги» и т. д. 

В сельской местности  получили распространение магазины «Товары повседневного спроса», в которых покупатели могут приобрести все необходимое на каждый день, продовольственные товары, а так  же непродовольственные товары повседневного  и частого спроса. Такие магазины имеют торговую площадь от 100 м2. 

Типы торговых предприятий постоянно изменяются и совершенствуются под влиянием процессов, происходящих в экономике  страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов. 

Так, широкое распространение за рубежом и в крупных городах России получили гипермаркеты. Они представляют собой магазины с самообслуживанием с очень большой торговой площадью (не менее 5000 м2). В них предоставлено до нескольких тысяч наименований, как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Высокая оборачиваемость товаров гипермаркитах делает их доступными по цене. 

Кроме того, в  зарубежной торговле существует развитая сеть магазинов дискаунтов, основная задача которых - продажа товаров  по более низким ценам. 

2. РОЗНИЧНАЯ  ТОРГОВЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ТОВАРАМИ  В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И В  ЕКАТЕРИНБУРГЕ 

2.1 Состояние  розничного товарооборота в Свердловской  области 

и в Екатеринбурге 

Торговля является одной из ведущих отраслей народного  хозяйства. В новых экономических условиях в данной отрасли происходят значительные перемены: совершенствуется система управления, изменяется организация бухгалтерского учета, повышается уровень подготовки бухгалтеров в системе высших учебных заведений. Розничная торговля представляет собой одно из звеньев сферы товарного обращения. Это звено замыкает процесс движения товаров из сферы производства в сферу личного потребления. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия.

Согласно п.1 статьи 492 Гражданского кодекса РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Вместе с тем, согласно постановлению Госкомстата РФ от 19.01.2000 № 4 «Об утверждении инструкции по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения» (в редакции постановления Госкомстата РФ от 07.12.2000 № 123) оборот розничной торговли представляет собой стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков. 

По данным Свердловского  областного комитета государственной  статистики за 2008 год оборот розничной  торговли по Свердловской области составил, 28385,9 млн. рублей, что в товарной массе  на 10,6 % больше, чем за 2007 год. Наблюдается  рост объемов продажи товаров и продуктов питания на вещевых и смешанных рынках, их доля в насыщении рынка товарами составила 31,5 % (за 2007 год - 26,6 %). Оборот розничной торговли продовольственными товарами составил за 2008 год 15385,2 млн. рублей, что в товарной массе на 15,4 % больше чем в 2007 году. Удельный вес продовольственных товаров в общем обороте розничной торговли в 2008 году составил 54,2 %. Оборот розничной торговли непродовольственными товарами за 2008 год составил 13000,7 млн. рублей, он также возрос по сравнению с 2007 годом на 6,4 %, доля его в обороте розничной торговли составила 45,8 %. 

На 1 января 2003 года объем товарных запасов в организациях розничной торговли по Свердловской области составил 262,0 млн. рублей, что  может обеспечить бесперебойную работу торговых предприятий в течение 37 дней. 

Информация о работе Особенности розничной торговли