Особенности розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Основным элементом рыночного хозяйства является товарное обращение, осуществляемое посредством торговли. Именно торговля решает одну из главных задач общественного производства - удовлетворение потребностей населения. С началом реформ 90-х годов Россия осуществляет процессы формирования механизмов и инфраструктуры рыночной экономики, которые затронули и сферу торговли. Характер деятельности торгового предприятия приобрел форму предпринимательского бизнеса, основанного на использовании различных видов организационных структур торговых предприятий. В настоящее время изменились и условия функционирования торгового предприятия как основного звена рыночной экономики, и связь с другими субъектами рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Основные тенденции розничной торговли в развитии рынка потребительских товаров
1.1 Сущность, функции и понятие розничной торговли
1.2 Понятие, сущность, роль и значение рынка потребительских товаров
1.3 Типы розничных предприятий на потребительском рынке
2. Розничная торговля потребительскими товарами в Свердловской области и в Екатеринбурге
2.1 Состояние розничного товарооборота в Свердловской области и в Екатеринбурге
2.2 Структура розничного товарооборота в Свердловской области и в Екатеринбурге
3. Розничная торговля и розничные цены на потребительском рынке России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 7 Динамика розничных цен по отдельным продуктам  питания в январе-марте т.г. выглядит следующим образом (март 2008г. в % к декабрю 2007г.) 

  

отечественные 

импортные  

Продукты питания -- всего 

124,4 

123,9  

в том числе: хлеб 

106,5 

...  

крупа 

111,5 

...  

макароны, вермишель 

101,9 

103,9  

мясопродукты 

127,5 

117,6  

рыбопродукты 

121,3 

113,7  

жиры 

113,5 

112,4  

молокопродукты 

128,4 

139,6  

сахар 

106,0 

106,0  

кондитерские  изделия 

121,4 

118,3  

яйца 

97,2 

...  
 
 

Больше остальных  вполне естественно подорожали мясопродукты и в еще большей степени -- молокопродукты. И если в период с сентября по декабрь прошлого года подорожание молокопродуктов происходило в первую очередь за счет масла животного, то в первом квартале нынешнего по темпам подорожания «лидировали» сыры (в % к предыдущему месяцу): 

Таблица 8 

январь 

февраль 

март  

отечест. 

импортн. 

отечест. 

импортн. 

отечест. 

импортн.  

масло животное 

107 

111 

100 

103 

101 

104  

сыры сычужн.твердые 

136 

140 

107 

114 

103 

107  

сыры плавленые 

128 

132 

111 

104 

106 

105  
 
 

В результате, в  течение первого квартала отечественное  масло животное подорожало в среднем на 8%, импортное -- на 19%, сыры сычужные твердые соответственно на 50% и 70%, плавленые -- на 50% и 44%. 

Заметное подорожание  кондитерских изделий произошло  в основном за счет шоколадных конфет и шоколада -- в течение квартала они подорожали в среднем почти на четверть -- сказалось сокращение импортных закупок и подорожание сырья. 

По наблюдаемым  товарным группам цены за первый квартал  т.г. (март 2008г. в процентах к декабрю 2007г.) изменились следующим образом: 

Таблица 9 

  

отечественные 

импортные  

Ткани, одежда и  обувь всего 

113 

113,4  

в т.ч.    

ткани 

115,6 

111,3  

верхняя одежда 

112,6 

112,5  

верхний трикотаж 

115,3 

114,2  

бельевой трикотаж 

116,3 

113,6  

чулочно-носочные изделия 

116,2 

114,6  

обувь 

109,5 

115,0   
 
 

Подорожание выше среднего таких групп товаров, как  чулочно-носочные изделия, бельевой и  верхний трикотаж объясняется тем, что хотя сейчас платежеспособный спрос  ограничен, тем не менее, он вынужденно предъявляется на товары первой необходимости. Кроме того, после традиционного спада покупательской активности в январе, в последующие месяцы спрос на одежду и обувь несколько оживляется вследствие его сезонного переключения на весенне-летний ассортимент. 

Несмотря на ограниченный спрос, верхняя одежда дорожает постоянно: в январе-марте т.г. цены на и отечественную и на импортную увеличивались на 4% в среднем за месяц. При этом ситуация на рынке одежды непростая: с одной стороны, наблюдается сокращение объема импорта и снижение его доли в товарном предложении. Так, в целом за 2008г. официальный импорт трикотажной и текстильной одежды уменьшился на 30% по сравнению 2007 г. С другой стороны, сокращение объемов отечественного производства, рост цен на сырье. 

В течение первого  квартала 2008г. темпы роста средних розничных цен на товары культурно-бытового и хозяйственного назначения имели отчетливую тенденцию к замедлению. Но это произошло уже после того, как в период с сентября по декабрь 1998г. они резко выросли (в % к предыдущему месяцу):

Таблица 10 

Декабрь2008г. к  сентябрю 2008г. 

январь 

февраль 

март 

март 2008г. к декабрю 2007г.  

отечественные 

154 

105 

104 

103 

112  

импортные 

197 

108 

104 

103 

115  
 
 

По-прежнему импортные  культбытхозтовары дорожают быстрее  по сравнению с отечественными, хотя разница в темпах уже не столь велика. Однако продолжает сказываться сильнейшая зависимость российского рынка культбытхозтоваров от импорта. У отечественных производителей этих товаров, как и у остальных, после августовского кризиса также появился шанс хотя бы частично вернуть утраченные позиции. Некоторые производители этим шансом пытаются воспользоваться. Во всяком случае чувствуется некоторое оживление в производстве ряда потребительских товаров длительного пользования. Так, в январе 2008г. производство электроутюгов в годовой оценке (по сравнению с январем 2007г.) выросло почти на 10%, часов -- на 26%, электрочайников -- на 42%, электромиксеров -- на 75%. И в то же время производство фотоаппаратов и кухонных комбайнов составляет лишь порядка 52% к январю прошлого года, а магнитофонов и телевизоров -- и вовсе лишь 24%, многих других культбытхозтоваров -- порядка 70%. К тому же по потребительским свойствам и по качеству многие наши товары по-прежнему значительно уступают импортным аналогам. Поэтому предпочтения населения в большинстве случаев все еще на стороне импорта. А это значит, что наши производители не получают полной поддержки со стороны потребительского спроса. Впрочем, в первую очередь развитие спроса сдерживает недостаток денег у населения: реальные располагаемые денежные доходы в январе т.г. в годовой оценке сократились на 30,8%, в месячной (по сравнению с декабрем 2008г.) -- на 35,4%.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

С началом реформ 90-х годов Россия осуществляет процессы формирования механизмов и инфраструктуры рыночной экономики. Кардинально изменяется деятельность всех отраслей экономики, а также сферы услуг и товарного обращения. Конечным звеном экономической активности субъектов рынка является торговля, поскольку посредством торговли обеспечивается эффективное удовлетворение потребностей покупателей. Средства удовлетворения этих потребностей являются объектами рыночных отношений. Процессу движения товара от производителя к потребителю свойственно материальное и экономическое содержание. Товарное обращение осуществляется торговлей посредством купли-продажи. Торговля - это форма товарного обращения, совокупность специфических хозяйственных и технологических операций, обеспечивающих при посредстве денег. Розничная торговля - это торговля товарами народного потребления, как правило, за наличный расчет, через розничную торговую сеть для удовлетворения личных потребностей населения. В розничной торговле происходит завершение процесса обращения, т.к. товары переходят в собственность потребителя, выпадая из сферы обращения, потребляются или образуют потребительский фонд. Одним из основных показателей хозяйственной деятельности розничного торгового предприятия является товарооборот. Розничный товарооборот - это количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные средства. Розничный товарооборот отражает состояние национальной экономики, эффективность производства и управления процессом товародвижения, степень развитости рынка и его конъюнктуры. Товарооборот является основой для определения потребности во всех видах ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и вместе с тем занимает соподчиненное положение по отношению к прибыли. Максимизация прибыли - основная цель деятельности любого торгового предприятия. Ее достижение невозможно без определения оптимального объема товарооборота, обеспечивающего достижение наибольшей прибыли. 

Розничный товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние, как на производство, так и на потребление. От степени выполнения плана товарооборота зависит выполнение кассового плана Государственного Банка РФ. 

Розничный товарооборот по своему составу не является однородным. В его состав входит сумма продажи товара населению через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, а так же продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть розничного товарооборота непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами населения.  

В динамике розничного товарооборота находят отражение  систематический рост производства, с одной стороны, непрерывный  подъём, благосостояние культуры населения - с другой. Он оказывает также большое влияние на все количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций. От объёма и структуры товарооборота зависят также такие показатели, как доходы, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий и др. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов товарооборота, изыскании резервов по его увеличению, улучшению обслуживания населения имеет систематический контроль и тщательный анализ этих планов. 

К задачам анализа  розничного товарооборота относятся: контроль за выполнением плана розничного товарооборота по общему объёму и  по товарным группам; оценка выполнения плана по предприятиям и организациям, входящим в данную систему; изучение ритмичности выполнения плана розничного товарооборота как в целом по системе, так и по организациям и предприятиям; изучение динамики розничного товарооборота за ряд лет; выявление изменений, происшедших в объёме и структуре товарооборота, товарных запасов и поступлении товаров; определение степени охвата покупательных фондов населения, обслуживаемого данной торговой организации или предприятием; вскрытие и изучение причин, способствующих выполнению или, наоборот, тормозящих выполнение плана товарооборота; изучение качества обслуживания населения; выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота и улучшению обслуживания населения. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Гражданский  кодекс Российской Федерации.  М.: Кодекс 1995. 4.1. 

2. О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации: Закон  РФ от 12.05.95 г. // Экономика и жизнь. 1995. № 25 (июнь). 

3. О защите  прав потребителей: Закон РФ // Ведомости  съездов народных депутатов РФ  и Верховного Совета РФ. 1992 №  15. 

4. О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках: Закон РФ // Финансовая газета 1995. №23. 

5. О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ: Указ Президента РФ // Экономика и жизнь. 1994. № 2. 

6. О коммерциализации  деятельности предприятий торговли  в РСФСР // Ведомости съездов  народных депутатов РСФСР и  Верховного Совета РСФСР. 1991. № 48. 

7. О свободе  торговли: Указ Президента РФ // Ведомости  съездов народных депутатов РФ  и Верховного Совета РФ. 1992. №6. 

8. О мерах  по государственному регулированию  торговли и улучшению торгового  обслуживания населения: Постановление РФ от 12.08.94 г. // Экономика и жизнь. 1994. № 35. 

9. ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения.  М.: Изд-во стандартов, 1999. 

10. Аванесов Ю.А.  Организация торговли. М.: Экономика, 1994. 

11. Барчук И.Д.  Технология торговых процессов. М.: Экономика, 1979. 

12. Бланк И.А.  Управление торговым предприятием. М.: Тандем, 1998. 

13. Брагт Л.А.  и др. Торговое дело: экономика  и организация. М.: ИНФРА-М, 1997. 

14. Бурмистров  В.Г. Организация торговли непродовольственными  товарами. М.: Экономика, 1988. 

15. Виноградский  Н.Д. Научная организация труда  в торговле. М.: Экономика, 1975. 

16. Гончаров П.Г.  и др. Организация торговли продовольственными  товарами. М.: Экономика, 1989. 

17. Дарбинян М.М.  Торговля: совершенствование в планировании  и хозяйствовании. М.: Экономика, 1991. 

18. Дарбинян М.М.  Торговля и производство: хозяйственные  связи. М.: Экономика, 1984. 

19. Дарбинян ММ. Коммерческая работа и изучение  спроса в торговле. М.: Экономика, 1971. 

20. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация,  технология и проектирование торговых предприятий. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995. 

Информация о работе Особенности розничной торговли