Особые экономические зоны России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 09:12, курсовая работа

Краткое описание

Формирование в России рыночной экономики предполагает активную вовлеченность страны в процесс международного разделения труда. На сегодняшний день положение России во внешней торговле товарами и услугами не столь благополучно, как могло бы быть. Снижение инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, преобладание в импортных поставках продовольствия и предметов потребления, усиление топливно-сырьевой направленности отечественного экспорта несут угрозу национальной безопасности страны и отрицательно сказываются на развитии многих отраслей отечественной экономики.

Содержание

Введение 3

1. Особые экономические зоны России 5

1.1. Особые экономические зоны, их задачи и виды 5

1.2. Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации 6

2. Типы ОЭЗ и их основные характеристики 8

2.1. Типы особых экономических зон и их характеристики 8

3. Основные проблемы ОЭЗ в России 13

4. Перспективы функционирования российских ОЭЗ 15

Список использованной литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

ОЭЗ_полн.docx

— 54.97 Кб (Скачать файл)

Технико-разрабатывающие  или технико-внедренческие зоны - это территориальные образования - анклавы, использующие национальные научные кадры и зарубежных специалистов, связанных в общую структуру  целей и задач НТП и пользующиеся единой системой налоговых и финансово-кредитных  льгот.

Эти образования пользуются широкой всесторонней поддержкой государства, включая прямые инвестиции из государственного бюджета на развитие инфраструктуры, налоговые льготы и налоговые  кредиты. Главная цель их создания и  функционирования: стимулировать инновационную  деятельность всех типов (от разработки до внедрения включительно) и повышать эффективность НТП в целом, а  не только отдельных направлений  науки и техники.

Среди технико-внедренческих  зон, действующих в России, наиболее широко представлены технологические (технопарки). Наиболее успешно функционируют "Зеленоград" и "Дубна".

В первой половине 90-х гг. большинство их этих технопарков  были созданы по решениям местных  органов власти. В последние годы этому вопросу стало уделяться  внимание и со стороны федеральных  властей. Так, в 1997 г. Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Министерство образования РФ совместно с государственными фондами технологического развития и содействия развитию малых предприятий  в научно-технической сфере приняли  программу "Активизация инновационной  деятельности в России".

Одним их важных направлений  деятельности программы стали создание и поддержка инновационных технологических  центров, способных выполнять функции  опорных точек роста инновационной  инфраструктуры. В 1997 г. в соответствии с этой программой было создано семь инновационных технологических  центров в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Казани. Однако, несмотря на расширяющееся  число создаваемых технопарков  в России, они не выполняют поставленные перед ними задачи. Эффективное функционирование технопарков в России сдерживается отсутствием финансовой поддержки  со стороны государства; федерального закона о технопарках; долгосрочной технологической политики, призванной разработать основные направления  развития отечественной науки и  технологии, а также определить место  технологических парков как инструмента  интеграции науки и производства в российской экономике.

Туристско-рекреационные  ОЭЗ.

Характеристика ОЭЗ туристско-рекреационного типа:

  • Создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации. (часть вторая.1 введена Федеральным законом от 03.06.2006 N 76-ФЗ);
  • Могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;
  • Туристско-рекреационных ОЭЗ могут включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования;
  • В туристско-рекреационных ОЭЗ допускается размещение объектов жилищного фонда;
  • Оказание туристических и оздоровительных услуг.

Под туристско-рекреационной  деятельностью понимается:

  1. деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан;
  2. туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

Новым явлением в российской практике создания функциональных зон  стали туристско-рекреационные и  эколого-экономические зоны. Эти  зоны специализируются на таких сферах предпринимательской деятельности, которые не разрушают и не загрязняют окружающую среду. К таким сферам относятся туризм, рекреация, валютно-финансовые операции, различного рода услуги (консалтинг, аудит, связь и телекоммуникации и др.), сфера образования, здравоохранения  и др.

В России первой эколого-экономической  зоной могла стать зона "Горный Алтай", созданная в 1991 г. в целях  формирования экспериментальной модели устойчивого развития в рамках общегосударственной  программы по охране окружающей среды. В эколого-экономической зоне "Горный Алтай" вводилась система ограничения  режимов природопользования и хозяйствования, устанавливались экологические  нормы и стандарты, отвечающие международным  требованиям. Однако практика зоны "Горный Алтай" показала, что в деятельности зоны были допущены крупные налоговые  нарушения. В итоге, просуществовав около трех лет, эта зона была ликвидирована.

Крупной эколого-экономической  зоной могут стать Кавказские минеральные воды в Ставропольском крае, которые специализируются на развитии туризма, рекреационной сферы  и создании экологически чистой курортной  зоны. В 1999 г. в Санкт-Петербурге принято  решение о создании туристско-рекреационных  зон, которые будут включать туристические  комплексы г. Пушкин, Петродворца  и Курортного района. Эти зоны получат  различные льготы, которые могут  привести к расширению туризма в  регионе, увеличению валютных поступлений  в местный бюджет.

Портовые ОЭЗ.

Целью создания портовых особых экономических зон на территории Российской Федерации является стимулирование развития портового хозяйства и  развитие портовых услуг, конкурентоспособных  по отношению к зарубежным аналогам.

Портовые особые экономические  зоны создаются на территориях существующих морских и речных портов, открытых для международного сообщения и  захода иностранных судов, территориях  аэропортов, открытых для приема и  отправки воздушных судов, выполняющих  международные перевозки, а также  на территориях, предназначенных в  установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Портовые особые экономические зоны не могут  включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки  пассажиров на суда, их высадки с  судов и для иного обслуживания пассажиров.

На момент создания портовой особой экономической зоны земельные  участки, образующие эту зону (в том  числе земельные участки, предоставленные  для размещения и использования  объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны) могут находиться во владении и (или) пользовании граждан или юридических лиц.

В связи с длительным периодом окупаемости портового хозяйства, высокой стоимостью основных фондов, используемых в портовом хозяйстве, и необходимостью неизменности правового  режима в течение длительного  периода времени для гарантии условий ведения предпринимательской  и инвестиционной деятельности в  условиях принятия норм, ухудшающих условия  ведения бизнеса.

Портовые ОЭЗ создаются на 49 лет.

Две Особые экономические  зоны: в Магаданской и Калининградской  областях.

Магаданская область находится  на крайнем Северо-востоке России и омывается водами Тихого океана и Охотского моря. Создание и функционирование Особой экономической зоны в Магаданской области закреплено Федеральным законом от 31.05.99г. № 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", законом Магаданской области от 29.06.99г. № 75-ОЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" и законом Магаданской области от 05.07.99г. № 80-ОЗ "Об изменении административно-территориального устройства Магаданской области".

Свободная экономическая зона в Магаданской области

Особенность статуса этой зоны заключается в действующих  на её территории льготах по налоговым  и таможенным платежам для участника  Особой экономической зоны. Для того чтобы воспользоваться этими  льготами, необходимо иметь регистрационное  свидетельство выданное Администрацией Особой экономической зоны.

В период с 2006 года до конца 2014 года участники Особой экономической  зоны в Магаданской области будут  освобождаться от уплаты налога на прибыль, причем, только в отношении  прибыли, инвестируемой в развитие производства и социальной сферы  на территории Магаданской области. Для того чтобы использование  налоговых льгот было правомерным, участники ОЭЗ должны вести отдельный  учёт операций, осуществляемых в пределах ОЭЗ и Магаданской области.

Информация о работе Особые экономические зоны России