Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 03:51, реферат
Одним из основных путей снижения кредитного риска является всесторонний и тщательный анализ кредитоспособности заемщика. Проведение такого анализа позволит предоставить руководству банка качественную информацию для принятия решения о выдаче кредита, в случае если финансовое состояние и репутация заемщика окажется удовлетворительным, или отказе в выдаче ссуды, когда результаты анализа отрицательные.
Таким образом, кредитные операции - самая доходная и рискованная статья банковского бизнеса и, на наш взгляд, обязательна и полезна для изучения.
1 Введение 3
2 Оценка кредитной политики банка 4
3 Рынок банковских услуг и уровень конкуренции 20
4 Организационно – экономическая характеристика ДО №145 28
5 Функционирования системы управления персоналом в коммерческом банке 42
6 Анализ механизма использования инвестиционного кредита 72
7 Заключение 81
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, формирование персонала коммерческого банка – это стратегическое направление, которое во многом обеспечивает стабильность и эффективность работы любого банка.
Рассмотрение всего комплекса вопросов, относящихся к системе оценки персонала банка, представляет собой сложный и довольно объёмный труд. Поэтому в настоящей работе в качестве объекта изучения рассмотрено несколько основных составляющих этого комплекса и системы управления Банка.
Помимо положительных моментов работы с персоналом, в ходе проведения исследования работы кадровой службы анализируемого банка как было описано выше, выявлено ряд недостатков в ее работе. Это отсутствие системы оценки персонала во время обучения, отсутствие системы карьерного роста, неэффективная система мотивации персонала и отсутствие оценки труда каждого работника.
В современных условиях, в коммерческом банке отношение вновь принятых на работу устанавливается одним из двух вариантов адаптации работника к новым условиям работы: испытательный срок или предварительная стажировка. Для высококвалифицированных специалистов может предусматриваться вступление в должность, без каких - либо предварительных условий.
Существующая система адаптации в Северо-Кавказском банке ориентирована только на специалистов и руководителей. Об адаптации низкоквалифицированного персонала (из-за большой численности) говорить не приходится. Рабочие проходят испытательный срок и оцениваются по результатам.
Человек, отобранный на должность, оформляется на работу в банк. С этого момента можно считать, что его процесс адаптации на предприятии начался. И здесь основная задача - помочь новому сотруднику как можно более быстро и безболезненно вступить в коллектив и начать выполнять свои функциональные обязанности максимально эффективно.
Необходимо отметить тот факт, что сам процесс адаптации вновь поступившего на работу человека включает в себя две составляющие:
В качестве основного фактора, который
определяет результативность профессионально-
Расширенная программа адаптации работников для исследуемого банка рассчитана на 1 год.
Первый этап - испытательный срок (3 месяца работы в компании). Основная задача управления по работе с персоналом на данном этапе - создать максимально комфортные условия вхождения нового сотрудника в компанию, а также в процессе самой адаптации оценить уровень его пригодности.
Процесс первичной адаптации, как правило, длится 90 дней. В этот период новичку особенно требуется непосредственная помощь со стороны наставника, специалистов службы персонала, а также линейных руководителей.
В первые три дня руководитель обязан проинформировать новичка о всех стандартах, принятых в компании, а также системе взаимодействия между подразделениями. Руководители отделов зачастую ограничиваются знакомством с постановкой задач и не информируют сотрудника об условиях работы. В результате в процессе работы у стажера возникает множество вопросов, ответы на которые отнимают время у руководителя. С целью экономии времени была разработана "Схема собеседования с сотрудником в момент выхода на работу". Сегодня руководителю отдела, куда приходит новый сотрудник, выдается данная схема, и время процедуры занимает не больше получаса.
В период адаптации за работой нового сотрудника наблюдает куратор, назначенный руководителем отдела, либо сам руководитель отдела, в котором работает стажер. Обучение сотрудников во время процесса адаптации проводится непосредственным наставником на месте. Для руководителей этот период дает возможность оценить умение человека не только приспособиться к новым условия работы, но и проявить самостоятельность в принятии решений для достижения поставленных задач. Если у сотрудника в процессе работы возникают вопросы, он имеет право обратиться с ними к руководителю, в службу персонала (некоторые вопросы решает директор по персоналу), к психологу.
Совместно с руководителем заполняется план прохождения испытательного срока. Результаты выполнения данного плана передаются в службу персонала банка в конце месяца, анализируются совместно с психологом предприятия, и затем делаются выводы по прохождению адаптации сотрудником. В конце первого месяца вносятся корректировки в план.
Такая практика обусловлена тем, что зачастую именно на этом этапе можно выявить, насколько удачно «приобретение». По прошествии 3-х месяцев руководитель предоставляет в службу персонала заключение о прохождении испытательного срока. Критериями эффективности адаптации являются:
Оценка результатов адаптации проводится по трем направлениям:
Уровень функциональных обязанностей оцениваются руководителем. Заключение руководителя включает в себя и пункт «Основная проявленная тенденция выполняемой деятельности». Он анализируется психологом, и на основе этого заключения делаются выводы по дальнейшему развитию работника.
Второй этап - 3-6 месяцев работы в компании. Эти три месяца уходят на проявление себя в деятельности, зарабатывание первоначального авторитета. Проведенные исследования дали возможность понять, что основной мотив в этот период (полгода, 1-6 месяцев) обусловлен потребностью проявить свои знания, умения, несмотря на возникающие трудности. Поэтому на данном этапе приоритетная задача службы персонала банка – поддержать уровень активности, целеустремленности работника и развивать его потенциал.
Третий этап - 6-12 месяцев работы в компании. Цель этого этапа – создание стабильной команды (специалистов и рабочих). По мнению автора, именно на этом этапе отсеиваются непрофессионалы. Работникам, наиболее ярко проявившим себя в достижении общих целей компании, показавшим конкретные успехи за этот период и готовым к дальнейшему развитию, необходимо предоставить условия, отвечающие их мотивационно-потребностной сфере и системе ценностей. Здесь очень важно создать адекватную компенсационную систему стимулирования и удовлетворить основные мотивационные тенденции персонала.
Материальное стимулирование один из экономических методов управления персоналом. В общей сложности стимулирование влияет на фактическую структуру ценностных ориентации и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала. Процесс стимулирования неотъемлемо связан с процессом мотивации. Стимулирование должно соответствовать потребностям и интересам работника, то есть механизм стимулирования должен быть адекватен механизму мотивации работника. Для наиболее эффективного стимулирования работников, важно отчетливо представить, что мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.
Существует множество типов мотивации в зависимости от целей исследования. В данном случае рассматриваются ориентации работников на повышение профессионального уровня. Следовательно, весь персонал можно разделить на три группы.
I тип - сотрудники, ориентированные преимущественно на постоянное повышение своего профессионального уровня и совершенствование техники работы.
II тип - сотрудники, ориентированные на периодическое совершенствование своего профессионального мастерства.
III тип - работники не ориентированные на улучшение своих профессиональных качеств.
В Северо-Кавказском банке Сбербанка России процент соотношения работников к данным типам мотивации определялось методом опроса. Из общего количества сотрудников было опрошено 100% человек. Данные опроса приведены в таблице 1.
Мнение респондентов |
Типы мотивации | ||
I |
II |
III | |
Выразили желание постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень. |
26% |
||
Можно совершенствовать свои профессиональные качества методом квалификации, обучение не чаще 1 раза в 2-3 года. |
66% |
||
Не считаем необходимым повышать свою квалификацию |
8% |
Проблема недостаточного уровня профессионализма персонала определяется индивидуальным отношением работника к развитию своих профессиональных знаний и качеств. В данном случае работники слабо заинтересованы в процессах обучения.
Для того чтобы работники максимально были заинтересованы в профессиональном развитии необходимо стимулирование данного процесса. Как таковые, стимулы, порождающие мотивы к профессиональному развитию существуют (карьера, признание и т.д.), но они существуют далеко не для всех работников банка.
Исходя из этого, было введено, в рассматриваемом банке материальное стимулирование профессионализма работников, основывающееся на премиальных выплатах. Размер премий и соответствие их профессионализму сотрудников можно определить по следующим расчетам.
Во-первых, необходимо рассмотреть индивидуальный рейтинг отдельного работника, который как интегральный показатель должен отражать: образовательный уровень работника, уровень профессиональных знаний и навыков, умение воплощать в конкретные дела свои знания и опыт, умение работников добиваться эффективности в своей профессиональной деятельности, стремление к профессиональному развитию.
Во-вторых, исходя из данного подхода, переменную часть оплаты труда отдельного работника можно определить по нижеследующей формуле:
где Пi – переменная часть (прибыль) заработка i – го работника;
ПП – суммарная переменная часть фонда оплаты труда работников банка;
Ki – рейтинг i – го работника;
- общее количество работников.
В свою очередь рейтинг i-го работника рассчитывается по формуле:
Кi = K1i+K2i+…+Kji-(m-1)
где K1i, K2i…, Kji – численные значения принятых частных показателей рейтинга i-го работника банка за определенный отчетный период;
m – количество принятых в банке частных показателей.
В качестве частных показателей рейтинга можно принять следующие:
Максимальные и минимальные значения частных показателей рейтинга принимаются один раз в год на планируемый период Советом банка.
Минимальное значение целесообразно иметь равным 1,0. Интервал между минимальным и максимальным значениями, для простоты расчетов, целесообразно разделить на три равных интервала, а значения каждой точки оценить по шкале:
Таким образом, если мы имеем максимальное значение каждого показателя 1,15, то оценки отражают следующее:
В качестве примера приведем расчет переменной части заработка 2-х работников банка. Таблица 2. (Расчет рейтинга работников Банка).
Таблица 2 - Расчет рейтинга работников Банка
Частные показатели рейтинга |
Работники банка | |
1-й |
2-й | |
Образовательный уровень |
1,00 |
1,15 |
Уровень профессиональных знаний, умений, навыков |
1,05 |
1,15 |
Положительные результаты ревизии |
1,05 |
1,10 |
Эффективность труда |
1,00 |
1,15 |
Высокая культура общения |
1,00 |
1,10 |
Стремление к профессиональному развитию |
1,05 |
1,10 |
Переменная часть |
1,15 |
1,75 |