Оценка кредитоспособности предприятия и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 16:00, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы обуславливается тем, что на определенных этапах производственного процесса почти все предприятия испытывают недостаток средств для осуществления тех или иных хозяйственных операций. В такой ситуации предприятия должны обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, однако на практике такая задача оказывается для предприятий зачастую непосильной. Причина кроется в том, что предприятия в основной своей массе не соответствуют критериям кредитоспособности. Кредитоспособным является предприятие, имеющее предпосылки для получения заемных средств и способное своевременно возвратить взятые средства за счет прибыли и других финансовых ресурсов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………............
6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие кредитоспособности и её роль в управлении финансами предприятия .......................................................................................................

9
1.2. Факторы, влияющие на кредитоспособность предприятия ……………
1.3. Методические подходы к анализу кредитоспособности предприятия...
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ООО «ПРАКТИК»
13
19
2.1. Организационно экономическая характеристика предприятия……….
2.2. Анализ финансового состояния предприятия …………………………..
2.3. Оценка кредитоспособности предприятия ……………………………...
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ООО «ПРАКТИК»
3.1. Мероприятия по улучшению кредитоспособности предприятия ……..
3.2. Оценка эффективности мероприятий по повышению кредитоспособности…………………………………………………………...
3.3. Прогноз кредитоспособности ООО «Практик»………………………....
33
43

50

61


71

77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………….……………………….………………
80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ...……………

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 513.91 Кб (Скачать файл)

На втором этапе рассчитав представленные выше показатели необходимо представить  их в виде баллов (таблица 1.4) [20, c. 12].

Таблица 1.4

Соответствие  значений коэффициентов баллам

Рассчитываемый коэффициент

Полученное значение

 коэффициента

Балльная оценка

Коэффициент мгновенной

 ликвидности

>0,2

9

0,1 – 0,2

6

0 – 0,1

3

< 0

0

Коэффициент текущей ликвидности

> 0,5

9

0,1 – 0,5

6

< 0,1

3

Коэффициент общей ликвидности

> 2

9

1 – 2

6

< 1

3

Коэффициент маневренности 

собственных средств

> 0,5

9

0,1 – 0,5

6

0 – 0,1

3

< 0,1

0

Коэффициент финансовой

 независимости

0 – 1

9

> 1

0

Рентабельность активов

> 0

4

< 0

0

Рентабельность продаж

> 0

4

< 0

0

Денежный поток

Превосходит сумму кредита

15

На уровне задолженности по

кредиту

10

Ниже уровня кредитной 

задолженности

5

Поступления отсутствуют

0

Коэффициент обеспечения кредита

Превосходит сумму кредита и %

12

На уровне суммы кредита и %

10

Ниже суммы кредита

5

Без обеспечения

0


 

На третьем  этапе, при помощи таблицы 1.5, оцениваются  дополнительные показатели (субъективные факторы), которые определяют рыночную позицию заемщика, характеризуют  его отношения с банком в минувшем, дают возможность реально оценить возможность заемщика [16, с.71].

Таблица 1.5

Балльная  оценка факторов

Фактор

Оценка

Балл

Возраст предприятия

до 3-х лет

5

до 10 лет

10

свыше 10 лет

15

Гашение предыдущих ссуд

своевременно 

15

задержка до 30 дней

5

задержка до 90 дней

0

Данные о руководителе

положительная

10

удовлетворительная

0

Бизнес-план

имеется

6

отсутствует

0

Резервный фонд

имеется

6

отсутствует

0

Партнеры

постоянные

10

единовременные

1


 

Субъективные  факторы, определяющие рыночную позицию  заемщика:

  • срок действия предприятия (характеризует: насколько долго предприятие работает в той или иной отрасли);
  • возвращение предшествующих ссуд;
  • данные о руководстве предприятия-заемщика (представляет собой впечатление от личной беседы с руководителем предприятия и данных о его деловой репутации);
  • наличие бизнес – плана (характеризует планирование предприятием своего бизнеса, его стремление продолжительно работать в данной области);
  • наличие резервных источников погашения (характеризует возможность заемщика погасить кредит средствами, несвязанными с кредитуемым мероприятием в случае непредвиденных затруднений);
  • наличие постоянных партнеров (насколько тесно налажены деловые связи предприятия).

На четвертом  этапе при помощи суммы балов  необходимо определить  класс кредитоспособности предприятия (таблица 1.6) [23, с.16].

Рассмотрев  рейтинговую методику оценки кредитоспособности, перейдем к рассмотрению методики Сбербанка  РФ.

 

Таблица 1.6

Описание  классов кредитоспособности предприятия

Классы

Описание

Баллы

1 класс

Первоклассным по кредитоспособности заемщикам  коммерческие банки могут открывать  кредитную линию, выдавать в разовом

 порядке бланковые  (без обеспечения) ссуды с установлением

 более низкой процентной  ставки, чем для остальных заемщиков.

100-150

2 класс

Кредитование второклассных ссудозаемщиков осуществляется банками в обычном порядке, т. е. при наличии соответствующих обеспечительских обязательств (гарантий, залога и т.д.).

Процентная ставка зависит  от вида обеспечения.

151-250

3 класс

Предоставление кредитов клиентам третьего класса связанно для банка с серьезным  риском. Таким клиентам в большинстве  случаев банки кредитов не выдают, а если выдают, то размер

предоставляемой ссуды не должен превышать размер уставного  фонда. Процентная ставка за кредит устанавливается  на высоком уровне.

251-300


 

Методика  Сбербанка РФ разработана на основе Приложения к Регламенту предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России для определения степени кредитоспособности заемщика. Целью проведения оценки степени кредитоспособности заемщика является определение возможности, размера и условий предоставления кредита.

С этой целью  анализируется динамика оценочных  показателей, структура статей баланса, качество активов, основные направления  хозяйственно-финансовой политики предприятия.

Для оценки кредитоспособности по методике Сбербанка  РФ используются три группы оценочных  показателей:

  • коэффициенты ликвидности;
  • коэффициент наличия собственных средств;
  • показатели оборачиваемости и рентабельности.

Указанные коэффициенты К1, К2, К3, К4, К5 и К6 являются основными оценочными показателями и отражены в таблице 1.7 [23, с.18].

Другие  показатели оборачиваемости и рентабельности используются для общей характеристики и рассматриваются как дополнительные к первым шести показателям.

 

Таблица 1.7

Основные  оценочные показатели методики Сбербанка

Наименование показателя

Способ расчета

Пояснение

К1

Коэффициент

абсолютной

ликвидности

(ф.1)

- показывает какая часть

краткосрочных долговых

обязательств может быть при

 необходимости погашена за счет имеющихся денежных средств, средств на депозитных счетах и

 высоколиквидных краткосрочных  ценных бумаг 

- при расчете коэффициента  по строке 1240 учитываются только  государственные ценные бумаги, ценные бумаги Сбербанка России  и средства на депозитных счетах. При отсутствии соответствующей

 информации строка 1240 при

расчете К1 не учитывается.

К2

Промежуточный коэффициент

Покрытия

(коэффициент быстрой

ликвидности)

(ф.1)

-характеризует способность 

предприятия оперативно

высвободить из  хозяйственного оборота денежные средства и

 погасить долговые  обязательства.

К3

Коэффициент

текущей

ликвидности

(общий

коэффициент

покрытия)

(ф.1)

-дает общую оценку ликвидности  предприятия, в расчет которого  в числителе включаются все

оборотные активы

К4

Коэффициент наличия

собственных средств

(ф.1)

-показывает долю собственных  средств предприятия в общем 

объеме средств предприятия.

К5

Рентабельность продукции

(рентабельность продаж)

(ф.2)

- показывает долю прибыли от

реализации в выручке  от

 реализации.

К6

Рентабельность деятельности предприятия

(ф.2)

- показывает долю чистой прибыли в выручке от реализации.


 

Оборачиваемость разных элементов оборотных активов  и кредиторской задолженности рассчитывается в днях исходя из объема дневных  продаж (однодневной выручки от реализации).

Объем дневных  продаж рассчитывается делением выручки  от реализации на число дней в периоде (90, 180, 270 или 360).

Средние (за период) величины оборотных активов  и кредиторской задолженности рассчитываются как суммы половин величин на начальную и конечную даты периода и полных величин на промежуточные даты, деленные на число слагаемых, уменьшенное на 1.

Оборачиваемость оборотных активов: средняя стоимость оборотных активов (стр.1200 ф.1) / объем дневных продаж.

Оборачиваемость оборотных активов: средняя стоимость оборотных активов (стр.1200 ф.1) / объем дневных продаж.

Оборачиваемость дебиторской задолженности: средняя стоимость дебиторской задолженности (стр. 1230 ф.1) / объем дневных продаж.

Оборачиваемость запасов: средняя стоимость запасов (стр.1210 ф.1) / объем дневных продаж.

Аналогично  при необходимости могут быть рассчитаны показатели оборачиваемости других элементов оборотных активов (готовой продукции незавершенного производства, сырья и материалов) и кредиторской задолженности.

Оценка  результатов расчетов шести коэффициентов  заключается в присвоении заемщику категории по каждому из этих показателей (таблица 1.8) [26, с.31].

Далее определяется сумма баллов по этим показателям  в соответствии с их весами.

Достаточные значения показателей:

  • К1 - 0,1
  • К2 - 0,8
  • К3 - 1,5
  • К4 - 0,4 - для всех Заемщиков, кроме предприятий торговли, 0,25 - для предприятий торговли
  • К5 - 0,10
  • K6 - 0,06

Таблица 1.8

Дифференциация  показателей по категориям

Коэффициенты

1 Категория

2 Категория

3 Категория

К1

0,1 и выше

0,05 – 0,1

Менее 0,05

К2

0,8 и выше

0,5 – 0,8

Менее 0,5

К3

1,5 и выше

1,0 – 1,5

Менее 1,0

К4

-

-

-

Кроме торговли

0,4 и выше

0,25 – 0,4

Менее 0,25

Для торговли

0,25 и выше

0,15 – 0,25

Менее 0,15

К5

0,10 и выше

Менее 0,10

Нерентаб.

К6

0,06 и выше

Менее 0,06

Нерентаб.

Информация о работе Оценка кредитоспособности предприятия и пути ее повышения