Оценка рейтинга страновой конкурентоспособности: проблемы и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 14:56, дипломная работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике требует от государства более зрелого подхода в использовании различных методов экономической политики, позволяющих сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма и поддержать макроэкономическое равновесие системы в целом. Опыт развития западных стран показывает, что для успешного функционирования рыночного механизма создана соответствующая система прав собственности, законов и правил, обеспечивающая их передачу, юридических институтов, механизмов принятия решений. В данном случае уместно вспомнить высказывание Ф. Хайека о том, что только в понимании вульгарных либералов, способных лишь скомпрометировать идею экономического либерализма, все делается “само собой” под безошибочным водительством пресловутой “невидимой руки”.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЙТИНГОВАНИЯ СТРАНОВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ………………………………………………….
1.1 Экономическое содержание категории конкурентоспособность страны……
1.2 Государственное регулирование как стратегический фактор повышения страновой конкурентоспособности………………………………………………..
1.3 Методические подходы к процессу рейтингования страновой конкурентоспособности…………………………………………………………….
2.
2.1
2.2 Аналитическая оценка региональной конкурентоспособности: проблемы рейтингования……………………………………………………………………….
2.3 Оценка конкурентоспособности отраслей Республики Казахстан ………….
3.
3.1
3.2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дип.-Оценка-рейтинга-страновой-конкурентоспособности-проблемы-и-пути-совершенствования.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

В этой связи следует особо отметить, что в Казахстане фактор дешевой рабочей силы можно рассматривать как одно из временных потенциальных условий конкурентоспособности. Вместе с тем ее дешевизна оборачивается замедленным расширением внутренних рынков из-за низкого платежеспособного спроса. Поэтому необходимо добиваться, чтобы рост заработной платы обгонял (хотя бы незначительно) повышение производительности труда. Это будет способствовать не только сохранению и росту квалификации рабочей силы в производстве, но и компенсации (техническим прогрессом) производимых затрат.

Правительство страны должно управлять процессом поддержания рациональных соотношений темпов роста производительности и оплаты труда. Успешное решение этой задачи должно исключить снижение конкурентоспособности казахстанской промышленности из-за дороговизны ее продукции. При анализе макроконкурентоспособности необходимо принимать во внимание и такие важные показатели, как курс национальной валюты, производственные затраты на единицу выпускаемой продукции, приведенные к курсу валюты, стабильность валюты, рыночные квоты, таможенные тарифы.   

Важными являются показатели устойчивости конкурентных преимуществ и их перспективность, количество производимой продукции на единицу совокупных затрат труда и капитала, объем инвестиций в новые технологии, уровень науки и профессионального образования, насыщенность предприятий и организаций компьютерной техникой, внешняя и внутренняя ситуация в стране, баланс социальных и политических сил, темпы экономического роста и экспортной экспансии страны, ее удельный вес в мировом производстве и внешней торговле, стоимостные показатели и нетарифные ограничения во внешней торговле, субсидии и финансовые льготы национальным производителям, создание информационной базы для экспортеров и импортеров, защита экспортеров на внешних рынках, масштабы экономических связей и участие страны во Всемирной торговой организации (ВТО).

В современных условиях со стороны экономистов многих стран наблюдается признание необходимости усиления роли государства в обеспечении предпосылок долгосрочного экономического роста и поддержания социальной стабильности. Особое значение регулирующая функция государства приобретает в экономиках переходного периода в связи с задачами формирования новой конкурентной среды, структурной перестройки, создания условий для экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Переход к рыночной экономике требует от государства более зрелого подхода в использовании различных методов экономической политики, позволяющих сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма и поддержать макроэкономическое равновесие системы в целом. Опыт развития западных стран показывает, что для успешного функционирования рыночного механизма создана соответствующая система прав собственности, законов и правил, обеспечивающая их передачу, юридических институтов, механизмов принятия решений. В данном случае уместно вспомнить высказывание Ф. Хайека о том, что только в понимании вульгарных либералов, способных лишь скомпрометировать идею экономического либерализма, все делается “само собой” под безошибочным водительством пресловутой “невидимой руки”. Развитие рыночной экономики и обеспечение равной конкуренции требует проведения целенаправленной и последовательной государственной политики по обеспечению экономической свободы. Стратегией долгосрочной экономической политики развитых стран в послевоенный период являлось восстановление и развитие производственных рыночных структур, которые непосредственно относятся к формированию новой конкурентной среды. Смысл этих преобразований в развитых странах заключался в снятии монополистических ограничений и создании законодательной базы с целью защиты конкуренции от принудительных акций монополии.

Наличие рыночных структур и их способность работать в режиме рыночной конкуренции определяет конкурентоспособность страны, которая является показателем состояния и перспектив развития национальной экономики, основой для участия в международном разделении труда и торговле.     

Конкурентоспособность национальной экономики - сравнительная характеристика, содержащая комплексную оценку состояния важнейших показателей экономики относительно внешних параметров, в силу этого конкурентоспособность национальной экономики проявляется в международной конкуренции. Ее изменения характеризуются такими показателями, как темп роста ВНП, темп роста производительности труда, заработной платы, доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в стране, расходы на образование, фундаментальную науку, НИОКР в процентах к ВНП, доля в экспорте страны сырьевых и трудоемких отраслей, капиталоемких отраслей, отраслей высоких технологий, доля в мировом экспорте и т.д. По нашему мнению, международная конкуренция относится не только к внешним рынкам, но и в равной степени к внутренним рынкам стран с открытой экономикой, где национальные производители конкурируют с иностранными производителями в пределах национальных границ. Поэтому основное понятие конкурентоспособности национальной экономики подразумевает способность национальных компаний производить товары и услуги по ценам и качеству не уступающим их аналогам зарубежного производства, и удовлетворяющих как внешних, так и внутренних потребителей.

Опыт развитых западных стран в области управления конкурентоспособностью национальной экономики представляет несомненный интерес, ибо вопросы создания новых конкурентоспособных отраслей неразрывно связаны со стратегией национального развития. Для нашей страны проблема сохранения конкурентных позиций на мировом рывке стоит особенно остро, так как в современных условиях в значительной степени утрачиваются те факторы, которые могли бы обеспечить рост конкурентоспособности в будущем. В связи с этим, еще большее значение приобретает та государственная политика, целью которой является наращивание конкурентоспособных отраслей экономики.

 

1.2 Государственное регулирование как стратегический фактор повышения страновой конкурентоспособности

 

С целью определения рейтинга страны по критерию конкурентоспособности необходимо провести изучение опыта государственного регулирования конкурентоспособности в развитых странах и возможность его использования в Казахстане.

Теоретической основой рассмотрения вопроса о степени вмешательства государства в рыночную экономику являются последовательно (по мере их возникновения) изложенные взгляды научных школ, придающие особое значение теоретическому обоснованию промежуточных форм рыночного хозяйства от конкуренции до монополии. Неоклассический инструментарий исследования рынка, ценообразования и производства применим, и широко используется на практике, если в качестве предпосылки принять равновесное состояние рыночной системы. Расширяя объект микроанализа за счет монополистических и олигополистических форм необходимо рассмотреть три открытых чистых форм рынка: конкуренции, олигополии и монополии и их всевозможных комбинаций. По мере решения задач оптимизации и ценообразования, возникает вопрос об эффективном распределении через независимые частные решения, координируемые рынком. Связь между конкурентным равновесием и распределением ресурсов в экономике исследована в работах Паретто, Вальраса и др. Однако эффективное распределение не всегда оказывается социально справедливым, кроме того, расхождение индивидуальной и общественной пользы (вреда) в условиях неопределенности почти не рассматривалось экономистами. Задача государства состоит в устранении провалов рынка при нейтрализации отрицательных внешних эффектов, а также взимание платы за пользование созданными рынком положительными внешними эффектами с помощью налогов, пошлин, тарифов и проч.

Важной вехой экономической мысли стало рассмотрение неравновесной экономической системы на макроуровне, учитывая феномен безработицы, нерационального поведения, трансакционных издержек. Объектом воздействия становятся не индивидуальные цены, структура производства, рыночные институты, а совокупный спрос и циклические колебания экономики. На смену регулирования ценообразования и отраслевой структуры производства приходит денежно-кредитная политика государства, направленная на смягчение амплитуды колебаний экономического цикла и стимулирования эффективного спроса. В области бюджетно-налогового регулирования основой становится манипулирование ставкой налога и величиной расходов государственного бюджета.

Основной задачей государства становится использование рестриктивных мер при перегреве экономической конъюнктуры и перенесение части эффективного спроса в виде прогрессивного подоходного налога на стадию спада. С наступлением эпохи неоконсерватизма акцент был перенесен с управления эффективным спросом на стимулирование факторов производства. Для этого экономисты использовали такие инструменты как установление налоговых льгот на инвестиции и снижение налогов на состоятельных граждан, имеющих сбережения. Следствием такого стимулирования экономики было увеличение дефицита государственного бюджета и роста внешнего долга в экономике США, что неожиданным образом привело к экономическому росту в середине 80-х годов. В 90-х г.г. дефицитное финансирование было прекращено, за чем последовал экономический спад, который был вскоре преодолен, поскольку рыночная система приспособилась к новым условиям функционирования. Вследствие изменения технологических производственных возможностей, отмены ряда государственных ограничений рыночного функционирования, возникла тенденция дерегулирования и либерализации экономических рыночных структур на западе.

По мере развития рыночной конкуренции менялись задачи государственной политики от непосредственного восполнения “провалов рынка” до настоящего понимания формирования конкурентной среды и оформления институциональной базы современного предпринимательства. Кроме того, с нашей точки зрения, немалое значение имеет выбор направления государственной политики во внешнеэкономической деятельности. Поскольку мерилом развития национальной экономики является конкурентоспособность отечественных производителей на мировом рынке и участие в международном разделении труда, то проблема создания национальных конкурентных преимуществ неразрывно связана с выбором между протекционистской защитой внутреннего рынка от возрастающей международной конкуренции либо либерализацией внешней торговли.

В современных условиях существует ряд значимых причин, которые воздействуют на международный обмен, вызывая различные искажения и отклонения от классических постулатов международного обмена. К ним относятся неравномерность распространения НТП, возрастающая отдача от концентрации производства, экспортные картели, межправительственные соглашения, особенности формирования преимуществ транснациональных компаний.

Одним из достижений экономического прогресса является проведение политики защиты конкуренции, которая может рассматриваться как составная часть структурной политики государства, и создание правовой базы функционирования рыночных структур. Политика защиты конкуренции - отработанный механизм, функционирующий на основе антимонопольного законодательства. Он отражает уровень понимания современного рыночного хозяйства и долгосрочную политику развитых стран, направленную на создание равных условий для предпринимательских структур. В этой связи целесообразно изучить политику в области конкуренции, сформированная во Франции и ряде других стран Европейского союза, результаты которой полезно учитывать при формировании рыночной среды в Казахстане. Законодательство о защите конкуренции преследует необоснованный рост концентрации на рынке, установление искусственно завышенных цен, создание барьеров для доступа на рынок новых предприятий, недобросовестную конкуренцию. Законодательство призвано следить за соблюдением трех условий: независимости решений потребителей на рынке, свободой выбора стратегии конкурентного поведения товаропроизводителей и отсутствием искусственно создаваемых барьеров для доступа на рынок.

Следующим аспектом изучения должно являться рассмотрение проблемы существования картелей, естественных монополий и способы их регулирования. Государственная политика регулирования картелей выступает в интересах защиты национального рынка от иностранных монополистов, либо как антикризисная мера при циклическом спаде, резком падении спроса на мировом рынке для сохранения конкурентной структуры внутреннего рынка. Картелирование исходит из принципа рациональности и применяется в тех случаях, когда необходима смена технологии на предприятиях, дающих экономию на масштабе, выпускающих стандартизированную продукцию, т.е. в случаях, когда временное соглашение по ценам, номенклатуре продукции, объеме выпуска может заменить государственное субсидирование слабых предприятий и обеспечить сохранение конкурентной структуры рынка.

        Особенное  внимание необходимо уделить  вопросам концентрации производства и оптимальным размерам предприятий с точки зрения их выхода на внешний рынок, а также внешнему аспекту антимонопольного регулирования.    

         Длительная  история становления антимонопольного  законодательства и широкое его  применение в развитых странах показали, что эффективное применение законодательства о деловой ограничительной практике позволяет защитить национальный рынок от зарубежных монополистов в случае нанесения ими ущерба национальной экономике. В свою очередь в виду развития экспорта регулирование концентрации внутреннего рынка может быть направлено на формирование крупных производственных единиц, имеющих формальные признаки монополии. Поощрение такой концентрации производства, позволяющей снизить издержки производства и сосредоточить в одних руках разработку новейших образцов продукции, используется в экономической политике большинства развитых стран (ЕС, Япония) с целью повышения национальной конкурентоспособности на внешнем рынке. Оптимальные размеры производства в масштабах национального и мирового рынка не совпадают: вряд ли целесообразно разрушать созданное производство в том случае, если оно соответствует критериям монополии на внутреннем рынке, но имеет оптимальную величину с точки зрения экспортных возможностей.

Механизм антимонопольного регулирования в развитых странах является орудием защиты национальных интересов, т.е. оно может быть применено к действиям иностранных компаний за пределами государства, которые наносят ущерб конкуренции на внутреннем рынке. Международный аспект антимонопольного регулирования предусматривает три момента: сферу действия национального антимонопольного законодательства, влияние антимонопольного регулирования на конкурентоспособность национальной экономики, борьбу против злоупотребления иностранного капитала средствами антимонопольного регулирования. Последнее относится в основном к экспортным картелям, влияющим на внутренние рынки, приводящим к ограничениям конкуренции внутри страны и нарушающим международные обязательства государства (законодательство Германии, США).

В правовом отношении к монопольной практике применяют два подхода: “принцип запрещения”, характерный для законодательств США, Канады, Аргентины, Германии, и “принцип контроля и регулирования”, распространенный в объединенной Европе и Японии. В соответствии с ним создание монополий и заключение разного рода соглашений в принципе не исключается, если это не нарушает основы рыночной конкуренции и не наносит ущерб потребителям.

В экономике Казахстана формирование конкурентной среды связано с решением ряда основных задач, к которым относятся создание предпринимательского сектора экономики (структурная политика), формирование организационных правовых условий преодоления монополистических диспропорций, злоупотреблений доминирующим положением на товарных рынках, предупреждение недобросовестной конкуренции, и, наконец, устранение административных искусственных барьеров, препятствующих равной конкуренции.

Информация о работе Оценка рейтинга страновой конкурентоспособности: проблемы и пути совершенствования