Оценка рейтинга страновой конкурентоспособности: проблемы и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 14:56, дипломная работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике требует от государства более зрелого подхода в использовании различных методов экономической политики, позволяющих сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма и поддержать макроэкономическое равновесие системы в целом. Опыт развития западных стран показывает, что для успешного функционирования рыночного механизма создана соответствующая система прав собственности, законов и правил, обеспечивающая их передачу, юридических институтов, механизмов принятия решений. В данном случае уместно вспомнить высказывание Ф. Хайека о том, что только в понимании вульгарных либералов, способных лишь скомпрометировать идею экономического либерализма, все делается “само собой” под безошибочным водительством пресловутой “невидимой руки”.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЙТИНГОВАНИЯ СТРАНОВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ………………………………………………….
1.1 Экономическое содержание категории конкурентоспособность страны……
1.2 Государственное регулирование как стратегический фактор повышения страновой конкурентоспособности………………………………………………..
1.3 Методические подходы к процессу рейтингования страновой конкурентоспособности…………………………………………………………….
2.
2.1
2.2 Аналитическая оценка региональной конкурентоспособности: проблемы рейтингования……………………………………………………………………….
2.3 Оценка конкурентоспособности отраслей Республики Казахстан ………….
3.
3.1
3.2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дип.-Оценка-рейтинга-страновой-конкурентоспособности-проблемы-и-пути-совершенствования.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Индекс растущей конкурентоспособности, согласно докладу, призван определить способность национальной экономики достичь стабильного экономического роста в среднесрочной перспективе, контролируя при этом уровень текущего развития экономики. GCI основан на трех категориях, которые, по мнению авторов доклада, влияют на экономический рост в среднесрочной и долгосрочной перспективах: технологии, государственные институты и макроэкономический климат.

Без технологического прогресса страна может достигнуть высокого уровня жизни (например, с помощью накопления капитала), однако не может поддерживать стабильные темпы экономического роста. Технологический прогресс, подчеркивается в докладе, является ключевым фактором экономического развития. Технологии играют решающую роль на всех этапах экономического развития, но степень их влияния зависит от уровня экономического благосостояния страны, которого она уже достигла. На более низком уровне развития экономики способность поддерживать стабильный рост зависит, прежде всего, от перевода технологий из-за рубежа. К странам с более высоким уровнем экономического развития относятся те, которые успешно адаптируют технологии, разработанные за рубежом. В наиболее экономически развитых странах этот процесс становится важным фактором поддержания стабильно высоких темпов экономического роста.

В зависимости от уровня технологического прогресса авторы доклада разделяют страны на две группы: с высоким и низким уровнями технологического новаторства. К первой группе относятся страны, которые в 2001 году зарегистрировали в США, по крайней мере, 15 патентов на 1 млн. населения. Под этот критерий попадает 24 страны, в которых на долю технологий приходится примерно 50% общего индекса GCI. В странах с низким уровнем технологического новаторства перевод технологий из-за рубежа играет более важную роль, чем инновации, разрабатываемые внутри страны.

Рейтинг стран с растущей конкурентоспособностью в 2002 году возглавили США, опередившие Финляндию, занимавшую в рейтинге 2001 года 1-е место. По мнению авторов доклада, США смогли стать лидером, прежде всего, благодаря высокому уровню развития технологий, НИОКР, тесному сотрудничеству между университетами и компаниями. Соединенные Штаты получили также высокие баллы за хорошо развитый рынок венчурного капитала, лидерство в сфере информационных и коммуникационных технологий. Несмотря на ухудшение в последние два года некоторых макроэкономических показателей в стране, в целом в США сохраняется благоприятный макроэкономический климат. По сравнению с большинством других развитых государств в Соединенных Штатах лучше обстоят дела с государственным бюджетом, они имеют высокий уровень кредитоспособности. Среди негативных аспектов в экономике США отмечается низкая ставка национальных сбережений, что в будущем может негативно повлиять на макроэкономический климат, и относительно невысокая эффективность государственных институтов (по этому показателю страна оказалась на 16-м месте).

Финляндия, занявшая 2-е место после США в рейтинге индекса растущей конкурентоспособности, опережает Соединенные Штаты по степени эффективности деятельности государственных институтов, является одним из мировых лидеров по уровню развития высоких технологий. Однако Финляндия значительно уступает США по состоянию макроэкономического климата (по этому показателю она опустилась на 14-е место).

Япония попала на 5-е место в рейтинге в основном благодаря тому, что она опережает многие страны по уровню развития высоких технологий, в то время как индексы состояния макроэкономического климата и эффективности деятельности государственных институтов у этой страны значительно снизились вследствие большого количества проблем в этих сферах. Однако способность Японии к инновациям остается очень высокой, что, по мнению авторов доклада, наряду с улучшением макроэкономического климата и повышением эффективности деятельности государственных институтов будет способствовать улучшению ее позиций в рейтинге в будущем.

Среди стран ЕС самый низкий рейтинг получили Италия (39-е место) и Греция (38-е), а также Франция (30-е место). Что касается стран с развивающейся экономикой, то из них существенно улучшили свой рейтинг Китай и Индия (33-е и 48-е места соответственно) благодаря стабильному макроэкономическому климату. Позиции Аргентины и Турции, пострадавших от финансовых кризисов, значительно ухудшились (63-е и 69-е места по сравнению с 49-м и 54-м в 2001 году). Большинство проблем этих двух стран связано с государственными институтами и макроэкономическим климатом.

Индекс микроэкономической конкурентоспособности выявляет условия, определяющие уровень развития производительности труда в 80 странах, попавших в рейтинг. MCI состоит из двух «подиндексов» – один из них отражает степень «продвинутости» компаний (company sophistication), второй – состояние делового климата в стране. При расчете индекса микроэкономической конкурентоспособности используются данные об объеме ВВП на душу населения.

Между степенью «пpодвинутости» компаний и состоянием делового климата в стране существует тесная взаимозависимость. Но есть и исключения. В некоторых странах (к числу которых относятся и 4 страны «большой семерки» – Япония, Германия, Франция и Италия) степень «пpодвинутости» компаний высока, несмотря на недостаточно благоприятный деловой климат. Правительствам таких стран, считают авторы доклада, необходимо осуществить значительные преобразования в государственной политике с целью улучшения условий конкуренции внутри страны, в противном случае, национальные компании рано или поздно будут вынуждены переместить свою деятельность и капиталы за рубеж.

В то же время существуют и обратные примеры, когда в условиях благоприятного делового климата местные компании имеют низкий уровень конкурентоспособности. К таким странам относятся некоторые развивающиеся государства и страны с переходной экономикой, а также Португалия, Новая Зеландия, Австралия, Гонконг, Сингапур. Деятельность многих ведущих компаний в этих странах все еще основана на добыче природных ресурсов, или же они являются филиалами иностранных транснациональных компаний. В некоторых случаях национальные фирмы пока еще не используют преимущества улучшенного делового климата, опираясь на традиционные способы конкуренции. В таких странах, подчеркивается в докладе, необходимо стимулировать предпринимательство, совершенствовать управленческую практику и повышать уровень делового образования.

По мнению авторов доклада, в развитых странах, имеющих благоприятный макроэкономический климат, только микроэкономические реформы могут стимулировать увеличение экспорта, решить проблемы безработицы и повысить уровень жизни благодаря стабильному экономическому росту. Так, Великобритания, существенно улучшившая в 2002 году свои позиции в рейтинге стран с высокой микроэкономической конкурентоспособностью (поднялась с 7-го на 3-е место), является примером страны, начавшей после макроэкономической консолидации проводить микроэкономические реформы, заключавшиеся в повышении доступности венчурного капитала, улучшении системы защиты прав интеллектуальной собственности и повышении эффективности антимонопольного законодательства.

Развивающиеся страны, подчеркивается в докладе, существенно отстают от развитых по уровню микроэкономической конкурентоспособности. Несомненно, с помощью макроэкономических и финансовых реформ, а также благодаря иностранному капиталу эти страны могут улучшить свое положение, однако без микроэкономических реформ развитие их экономики не может быть стабильным. В свою очередь, подчеркивается в докладе, реформы в микросекторе экономики стимулируют увеличение экспорта, снижение безработицы и повышение заработной платы.

 Успешное хозяйственное развитие, подчеркивают авторы доклада, должно  быть основано на одновременном прогрессе как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Так, эффективность торговых соглашений и других способов либерализации рынка зависит от микроэкономической политики. Если деловой климат внутри страны не улучшается и местные компании не повышают производительность труда, либерализация внутреннего рынка будет стимулировать увеличение импорта, в то время как темпы увеличения экспорта будут низкими. реформы должны быть тесно связаны с уровнем развития экономики страны на данном этапе.

Рейтинг стран с высоким уровнем микроэкономической конкурентоспособности возглавили США, на 2-м месте оказалась Финляндия. Среди развитых стран существенно улучшили свой рейтинг Великобритания, Канада, Бельгия и Ирландия. Из стран с развивающейся экономикой улучшили свой рейтинг Словения, Доминиканская Республика, Шри-Ланка.

С целью выявления различий в источниках повышения конкурентоспособности среди стран с различными уровнями развития экономики авторы доклада разделили страны, вошедшие в рейтинг, на три группы: с низким уровнем дохода (31 страна), в которых объем ВВП на душу населения в 2001 году был ниже $6,8 тыс.; со средним уровнем дохода (26 стран) – с объемом ВВП на душу населения в $6,8-$20 тыс. и с высоким уровнем (23 страны) – с объемом ВВП на душу населения выше $20 тыс.

Для стран с низким уровнем дохода основными способами повышения конкурентоспособности и отказа от таких конкурентных преимуществ, как дешевая рабочая сила и природные ресурсы, по мнению авторов доклада, являются: на уровне компаний – улучшение производственного процесса, маркетинговых исследований, совершенствование корпоративной стратегии (прежде всего высокотехнологичных компаний), на общеэкономическом уровне – улучшение делового климата посредством повышения качества инфраструктуры, включая электроснабжение, транспортную сеть и другие коммуникации, а также повышение качества человеческих ресурсов.

Для стран со средним уровнем дохода важным средством повышения конкурентоспособности становится улучшение условий деятельности на финансовом рынке, что необходимо для мобилизации долга и рыночного капитала. Крайне важно в таких странах создать условия, при которых национальные компании могли бы перенимать лучшие зарубежные технологии и производить продукцию, качество которой соответствовало бы мировым стандартам.

Для стран с высоким уровнем дохода повышение качества и эффективности уже не является достаточным. Основным условием повышения конкурентоспособности для них становится способность национальных компаний разрабатывать инновационные технологии, создавать уникальный дизайн и продавать свои товары и услуги на мировом рынке. В таких странах опора на иностранные технологии становится негативным фактором.

Таким образом, делают вывод авторы доклада, правительства большинства стран мира продолжают совершенствовать инфраструктуру, улучшать положение на финансовых рынках, снижать тарифы и устранять бюрократические барьеры. Прогресс в этих областях становится реальным, если страны полностью интегрированы в мировую экономику. В то же время в докладе отмечается тенденция к увеличению разрыва по степени конкурентоспособности между развитыми и развивающимися странами. Последние, отмечают авторы доклада, не смогли добиться существенных успехов в улучшении делового климата. Благосостояние нации во многом зависит от ее конкурентоспособности, фундаментом которой является микроэкономическая политика страны, выраженная в степени «пpодвинутости» национальных компаний и состоянии делового климата. Политическая стабильность, четкая и ясная макроэкономическая политика, либерализация рынка и приватизация – необходимые, однако недостаточные предпосылки для экономического развития. Их обязательно должны дополнять реформы на уровне микроэкономики, причем иногда, утверждают авторы доклада, микрореформы являются даже более важными. Без проведения микроэкономических реформ рост ВВП будет нестабильным, он не будет способствовать повышению объема ВВП на душу населения. В то же время в условиях проведения эффективной макроэкономической политики улучшения в сфере микpоэкономики могут происходить автоматически. Наиболее репрезентативный показатель конкурентоспособности впервые был разработан известной международной организацией - Мировым экономическим форумом в 1986 г. Ежегодный доклад по конкурентоспособности стран в системе мирового хозяйства готовится под эгидой Мирового экономического форума Международным институтом менеджмента (г. Лозанна).

Рейтинг IMD определяет, в первую очередь, насколько существующая в той или иной стране социальная среда способствует повышению конкурентоспособности компаний и предприятий, работающих на территории этой страны. В конечном рейтинге учитываются не только экономические и социальные показатели стран, но и бизнес-атмосфера внутри конкретной страны. Для учета столь специфического фактора как атмосфера для развития бизнеса Международным Институтом Менеджмента (IMD) была разработана специальная, по сути, инновационная методика. Ее особенность состоит в том, что помимо статистических данных в конечном рейтинге находят отражение мнения и настроения представителей бизнес элиты исследуемых стран. При помощи этой методики ежегодно составляется Годовой Отчет о Конкурентоспособности (World Competitiveness Yearbook), в котором изучается и ранжируется по рейтингу конкурентоспособности 47 стран, играющих ключевые роли в мировой экономике. Из этих 47 стран 29 являются членами Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), а остальные 18 - это 18 наиболее крупных развивающихся экономик.  Для подсчета рейтинга конкурентоспособности анализируется 290 показателей, из них 41 показатель используется лишь как вводная информация о стране и в конечном рейтинге не отражается. Остальные 249 критериев, которые находят отражение в конечном рейтинге, сгруппированы в восемь агрегированных факторов: внутренний экономический потенциал, внешнеэкономические связи, государственное регулирование, кредитно-финансовая система, инфраструктура, система управления, научно-технический потенциал, трудовые ресурсы. При составлении рейтинга используется два типа данных: достоверные данные (Hard data) и обзорная информация (Survey data).

Достоверные данные - это статистическая информация, получаемая из различных международных и региональных организаций, частных и государственных институтов. В эту группу входят 180 показателей, из которых 139 используются для подсчета конечного рейтинга, а оставшийся 41 представляет собой важную вводную информацию о стране, но в конечном подсчете рейтинга конкурентоспособности не учитывается.

Обзорная информация представляет собой данные опроса менеджеров (Executive Opinion Survey). Это всесторонний опрос, который проводится среди менеджеров высшего и среднего звена каждой из 47 стран. Анкета опроса включает 110 различных вопросов. Респондентам предлагается оценить существующие и ожидаемые конкурентные условия той страны, которую они представляют. Это позволяет оценить факторы, которые не находят отражения в статистических данных, но тем не менее являются чрезвычайно важными при формировании национальной конкурентоспособности. Агрегированные факторы конкурентоспособности в свою очередь разделяются на подфакторы.

Информация о работе Оценка рейтинга страновой конкурентоспособности: проблемы и пути совершенствования