Пенсионная реформа в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в анализе результатов и оценке перспектив пенсионной реформы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- отразить этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России;
- охарактеризовать современный этап развития;
- выявить основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Содержание

Введение2
1 Объективная необходимость и проблемы реализации пенсионной реформы в Российской Федерации5
2 Экономические предпосылки реформирования пенсионной системы8
3 Пенсионная реформа в Российской Федерации14
3.1 Участники пенсионной реформы14
3.2 Этапы развития пенсионной реформы18
3.3 Оценка текущего состояния пенсионной системы27
Заключение33
Список использованной литературы37

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (7).docx

— 91.24 Кб (Скачать файл)

В реформируемой системе  перераспределение сохраняется  в рамках базовых пенсий, сокращается  в рамках страховой компонентыи полностью отсутствует в накопительной компоненте. По мере роста роли накопительных пенсий доля перераспределяемых ресурсов сокращается, и, соответственно, увеличивается гендерный разрыв между величиной пенсий.

Таким образом, полученные данные, как и результаты предыдущего  раздела, свидетельствуют, что наиболее трудный для пенсионной системы  период предстоит в ближайшие 25 лет. Рост числа пенсионеров на одного работника усугубляется проблемами перехода от распределительной к  работающей (т.е. обеспечивающей значимые выплаты) накопительной системе. Введение накопительных пенсий обычно создает  проблему замещения выпадающих взносов. В России исключительно быстрый  рост зарплаты позволил не только полностью  исполнять пенсионные обязательства  без дополнительного финансирования, но и индексировать их размер сверх  инфляции. Однако каким бы высоким  ни был рост зарплаты, он, очевидно, не может повлиять на величину коэффициента замещения. В результате существенное повышение пенсий сочеталось с увеличением  разрыва между ними и уровнем  зарплаты.

3 этап  включение негосударственных пенсионных  фондов в систему Обязательного  пенсионного страхования. 

Третий этап реформы начался  в 2004 году включением негосударственных  пенсионных фондов в число страховщиков по обязательному пенсионному страхованию.

С 1 января 2004 г. гражданам была предоставлена возможность, формировать свою накопительную часть трудовой пенсии с помощью негосударственных пенсионных фондов, а не только в Пенсионном фонде России. Специально лицензированные негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании получили право участвовать в обязательном пенсионном страховании.

У граждан появилась возможность  увеличить размер накопительной  части, за счет более эффективного накопления. Однако воспользоваться этой возможностью могут только работники младших  возрастных групп, поскольку законодательство не предусматривает отчисление страховых  взносов на формирование накопительной  части трудовой пенсии для работников старше 1967 г.р. В результате этого размер трудовых пенсий у этих граждан окажется меньше, чем у работников младших возрастных групп.

Весь комплекс мер по модернизации системы обязательного пенсионного  обеспечения направлен на то, чтобы  повысить уровень жизни пенсионеров. В развитых странах достойным считается уровень жизни пенсионера, когда пенсия обеспечивает, возмещение ему потерянного заработка, на уровне от 40 до 80%. Однако достигнуть этого с помощью одного лишь обязательного пенсионного страхования удастся еще не скоро, так как решение задачи зависит от многих сопутствующих факторов. Для того чтобы получить достойный уровень жизни на пенсии, сравнимый с уровнем принятым в развитых странах, необходимо использовать возможности, предоставляемые дополнительным (добровольным) негосударственным обеспечением. Эти задачи ДПО и призваны решить НПФ.

Сейчас сложились три  основных источника финансирования дополнительных пенсий для граждан: это самостоятельные взносы граждан  в НПФ; корпоративные пенсионные программы; взносы в НПФ третьих  лиц, например, родственников или  знакомых.

Корпоративные пенсионные программы  находят все большую популярность и применение на тех предприятиях, чьи руководители осознают свою социальную ответственность перед работниками, хотят получить эффективный инструмент управления персоналом и оптимизации  финансовой деятельности предприятия, а также заработать имидж благополучного предприятия в кругу коллег.

При этом предоставляемые  налоговые льготы, позволяют сформировать для работника со стажем работы на предприятии 10 лет дополнительную пенсию в размере 10-20% от его заработка.

Самостоятельное формирование дополнительной пенсии позволяет работнику, отчисляя в НПФ в среднем 5% от зарплаты, за 20 лет сформировать себе пожизненную пенсию в размере  примерно еще 15% от зарплаты.

Именно сочетание обязательного  и добровольного пенсионного  обеспечения, забота о котором проявляется  в течение всей жизни человека, позволяет пенсионерам в развитых странах достичь высокого уровня жизни. Таким образом, если начать сейчас, то для граждан среднего возраста, с помощью доступных и не очень обременительных мероприятий можно достигнуть уровня пенсионного обеспечения, аналогичного в сравнительном отношении уровню жизни пенсионеров развитых стран.

Эволюционный ход событий  был нарушен в 2005 году. Широко известная  «монетизация социальных льгот» всколыхнула  все общество и стала социально-экономической  проблемой «номер один». Реальные последствия  и стоимость этого шага обсуждаются  до сих пор. Между тем самая  высокая цена за ошибки при проведении этой реформы кроется отнюдь не в  расходах консолидированного бюджета, не в дефиците региональных финансов и не в обидах некоторых социальных групп. Главная жертва «монетизации»  – пенсионная реформа.

Как уже упоминалось, с  советских времен пенсионное обеспечение  и социальные льготы связаны в  единое неразрывное целое. Абсолютное большинство льготополучателей  в России – пенсионеры. Оценив масштаб  социального потрясения, правительство  пошло на внеплановую и беспрецедентную  по масштабам индексацию размера  базовой части пенсии (на 36%), нарушив  при этом законодательно установленный  порядок индексирования. Проблема далеко не исчерпывается финансовыми аспектами  этой акции, усугубившей дефицит  ПФ. Гораздо более опасно разрушение новой архитектуры системы: она  сдвинулась от страховых принципов  в сторону «технологий собеса». Согласно прогнозам, быстро вернуться  в прежнее состояние системе  не удастся.

В 2005 году шкала ЕСН была изменена, базовая ставка пенсионных отчислений при этом снизилась с 26 до 20%. Выпадающие доходы были при  этом частично компенсированы за счет исключения из участия в накопительной  компоненте работников, родившихся до 1967 года. Однако основная часть потерь (которые по оценкам составляли 1,2% ВВП3) была покрыта за счет трансфертов  из федерального бюджета. Тем самым  пенсионная система отошла от принципа финансирования трудовых пенсий исключительно  за счет социальных взносов и соответственно был открыт путь для неконтролируемого  расширения пенсионных расходов. В  том же 2005 году появился новый вид  выплат некоторым категориям пенсионеров: в ходе монетизации льгот часть  «натуральных» льгот была заменена на ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), которые заняли существенную часть  в общей структуре выплачиваемых  пенсий.

Учитывая выделенные государственным  бюджетом РФ финансовые ресурсы, был  выработан комплекс мероприятий  развития пенсионной системы, закрепленный в федеральных законах №212-ФЗ и №213-Ф3, реализация которых осуществляется с 2010 г.

Все мероприятия можно  сгруппировать по следующим направлениям:

1) дополнительное повышение  (валоризация) пенсионных прав, приобретенных  до реформы 2002 г. С 1 января 2010 г. пенсионные права, приобретенные  до 2002 г., проиндексированы на 10% плюс 1% дополнительной индексации за каждый год стажа, заработанный до 1991 г. Данная мера затронула 98% нынешних получателей пенсии. В рамках подготовки к валоризации был осуществлен мониторинг 35 млн. пенсионных дел. При этом 11,6 млн. пенсионерам был уточнен стаж. В результате средний размер трудовой пенсии увеличился на 1014 руб., средний размер трудовой пенсии по старости вырос на 1090 руб., трудовой пенсии по инвалидности — на 354 руб., трудовой пенсии по случаю потери кормильца — на 675 руб. Особенно существенной прибавка оказалась для ветеранов ВОВ и лиц старше 70 лет, размер прибавки составил свыше 1700—1800 руб. Прибавку свыше 1000 руб. получила почти половина российских пенсионеров. При этом у четверти получателей трудовых пенсии рост доходов превысил 1500 руб.;

2)администрирование страховых  взносов с отменой ЕСН. Единая  ставка страховых взносов на  обязательное пенсионное страхование  составит 26% (в 2010 г. — 20%), причем 16% учитывается в правах.

Единая ставка страхового взноса будет действовать в отношении  годового дохода до 415000руб. (т.е. в среднем 34583руб. в месяц). Сверх этой суммы  страховые взносы уплачиваться не будут, но и пенсионные права на эти суммы  тоже формироваться не будут. В последующие  годы (по мере роста средней зарплаты в стране) потолок в 415000 руб. планируется  ежегодно индексировать.

В течение 2011—2014 гг. для страхователей  с льготным режимом уплаты страховых  взносов будут применяться следующие  тарифы: в течение 2011— 2012 гг. — 16%, в  течение 2013-2014 гг. - 21%.

К указанной категории  страхователей относятся сельскохозяйственные товаропроизводители; организации  и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой  особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой  особой экономической зоны; организации  и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог; страхователи, производящие выплаты  и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, И или III группы.

Необходимые трансферты из федерального бюджета для компенсации  недопоступления взносов в течение  переходного периода составят: в 2010 г. — 72,1 млрд. руб., в 2011 г. — 47,9 млрд. руб., в 2012 г. — 55,7 млрд. руб., в 2013 г. — 32,3 млрд. руб., в 2014 г. — 37,3 млрд. руб.;

3)базовая часть трудовой  пенсии трансформируется в фиксированный  базовый размер (ФБР) страховой  части трудовой пенсии. При этом  индексация обеих составных частей  трудовой пенсии должна будет происходить по общему правилу — согласно росту доходов ПФР в расчете на одного пенсионера (вместо роста потребительских цен).

После завершения переходного  периода (начиная с 2015 г.) предусмотрено  установление ФБР страховой части  трудовой пенсии по старости в зависимости  от продолжительности страхового стажа  в момент ее назначения, в том  числе ее повышение за каждый год  стажа сверх требуемого. Жесткая  зависимость ФБР страховой части  трудовой пенсии по старости от продолжительности  страхового стажа осуществляется путем  снижения ФБР на 3% за каждый полный год, недостающий до 30 лет, и повышения  на 6% за каждый полный год, превосходящий 30 лет.

С 1 января 2015 г. страховой  стаж, при отсутствии которого уменьшается/увеличивается  сумма фиксированного базового размера, устанавливается равным 9 лет и  увеличивается ежегодно на 1 год  до достижения 30 лет;

4)законодательно установлен  минимальный уровень материального  обеспечения, который с учетом  пенсии и иных мер социальной  поддержки обеспечивает пенсионеру  прожиточный минимум в регионе  (с 1 января 2010 г.) путем введения социальных доплат к пенсии. По состоянию на 1 марта 2010 г., социальная доплата была установлена более чем 5,2 млн. чел., в том числе федеральная социальная доплата установлена 2 млн. 446 тыс. чел. в 66 субъектах Федерации, а региональная социальная доплата в 18 субъектах для 2 млн. 752 тыс. чел. В результате уже в 2010 г. средний размер трудовой пенсии повышен в 1,46 раза, средний размер трудовой пенсии по старости достигнет 8000 руб., включая среднюю прибавку от валоризации свыше 1000 руб.

Принятые меры позволяют  не только поддерживать, но и постепенно повышать уровень материального  обеспечения пенсионеров в долгосрочной перспективе. Так, уже начиная с 2010 г. соотношение среднегодового размера  трудовой пенсии по старости с ПМП  составит почти 1,7 (против 1,3 в 2009 г.), коэффициент  замещения трудовой пенсией по старости средней зарплаты в экономике  в текущем году практически достигает 40%.

Изменение условий формирования пенсионных прав создает объективную  возможность для младших поколений  застрахованных лиц начиная с 2010 г. в течение 30 последующих лет  сформировать себе трудовую пенсию в  размере не менее 40% заработка. При  этом следует обратить внимание на то, что имеется в виду отношение  среднего размера пенсии к среднему размеру заработка, в то время  как при отнесении пенсии к  заработку, на который начисляются  страховые взносы (т.е. не выше 415000 руб. в 2010 г. с последующей индексацией), значение коэффициента замещения резко  возрастает: 47,5% в 2010 г.

3.3 ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ  ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Обсуждение состояния  и перспектив сложившейся после  реформы 2010 года пенсионной системы  целесообразно начать с выбора критериев, по которым она должна оцениваться, и общих требований к пенсионному  страхованию.

Один из ключевых критериев  оценки качества системы пенсионного  страхования состоит в степени  охвата им населения (в первую очередь, работающего). Граждане России полностью  обеспечены пенсиями: все они имеют  право на получение трудовых, социальных либо других пенсий. На конец 2009 г. численность  пенсионеров по старости (31.1 млн.чел.) превосходила численность населения  пенсионного возраста (30,7 млн.чел.).

Следуя работе Всемирного банка (2008)5, мы можем принять следующий  список других важнейших требований:

• Адекватность размеров пенсий. Включает, с одной стороны, достаточность пенсий для решения проблем бедности среди нетрудоспособного населения, а с другой стороны, обеспечение социально приемлемых пропорций между доходами, получаемыми в период трудовой деятельности и после ее завершения.

• Посильность бремени финансирования. Подразумевает приемлемое для плательщиков налогов и взносов бремя содержания пенсионной системы.

• Долгосрочная устойчивость. Предполагает способность пенсионной системы выполнять свои обязательства в долгосрочной перспективе без привлечения дополнительных ресурсов, а также наличие механизмов, предотвращающих появление и наращивание пенсионного дефицита.

• Устойчивость к шокам. Означает способность системы адаптироваться к неожиданным изменениям экономических, демографических и политических условий.

Информация о работе Пенсионная реформа в Российской Федерации