Пенсионная реформа в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в анализе результатов и оценке перспектив пенсионной реформы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- отразить этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России;
- охарактеризовать современный этап развития;
- выявить основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Содержание

Введение2
1 Объективная необходимость и проблемы реализации пенсионной реформы в Российской Федерации5
2 Экономические предпосылки реформирования пенсионной системы8
3 Пенсионная реформа в Российской Федерации14
3.1 Участники пенсионной реформы14
3.2 Этапы развития пенсионной реформы18
3.3 Оценка текущего состояния пенсионной системы27
Заключение33
Список использованной литературы37

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (7).docx

— 91.24 Кб (Скачать файл)

Подводя итоги анализа, мы должны констатировать, что российская пенсионная система неэффективна и  не готова справиться с надвигающимися демографическими шоками. Проведенная  в 2010 году «реформа» не продвинула нас  ни в том, ни в другом направлении. Более того, она сделала пенсионную систему более уязвимой, повысив  уровень выплат, который в перспективе  необходимо поддерживать и исчерпав все резервы финансирования.

Представляется, что цитированное выше Бюджетное послание Президента на 2011-2013 гг. точно формулирует «среднесрочные»13 задачи реформирования пенсионной системы. Действительно с учетом предстоящего ухудшения демографических показателей  объективно трудно рассчитывать на быстрое  решение задачи-максимум: достижение уровня коэффициентов замещения, характерного для стран ОЭСР либо обеспечение  полного финансового самообеспечения  пенсионной системы. Реалистичной целью  представляется поддержание в среднесрочной перспективе достигнутого соотношения пенсий и зарплаты без дополнительного использования «общих» доходов бюджетной системы либо увеличения пенсионных взносов. В то же время необходимо наметить возможные пути достижения более амбициозных целей в долгосрочной перспективе (порядка 50 лет). Анализ показывает, что на среднесрочном горизонте доминирующую роль в любом случае будет играть распределительная пенсионная система, тогда как на более длительном горизонте перспективы развития могут быть связаны с накопительным принципом либо добровольным пенсионным страхованием.

 

ЗАКЛЮЕНИЕ

Необходимость проведения пенсионной реформы в нашей стране очевидна. Прежняя модель пенсионной системы  не удовлетворяет требованиям экономики  и сложившейся негативной демографической  ситуации в Российской Федерации. Бюджет Пенсионного Фонда является дефицитным и не в состоянии обеспечить нормальный уровень пенсионных выплат. В долгосрочной перспективе этот дефицит не может  постоянно перекрываться средствами государственного бюджета.

Основной смысл пенсионной реформы - повышение зависимости  между зарплатой, которую человек  заработал за свою трудовую жизнь, и  размером его пенсии. Считается, что  пенсия - это страховка от потери трудоспособности (отсюда термин "пенсионное страхование"). Чем больше человек  зарабатывал, тем больше он теряет при  наступлении страхового случая (утрате трудоспособности из-за старости или  из-за инвалидности). Поэтому пенсия должна больше зависеть от зарплаты, чем  сейчас. Основное содержание пенсионной реформы - переход от распределительной  системы к системе распределительно-накопительной. Начиная с 2002 г. в России происходит постепенный переход к смешанной  системе, сочетающей в себе распределительный  и накопительный принципы. Трудовая пенсия (то есть пенсия по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца) состоит  из трех элементов:

1. Базовая пенсия - гарантируется  государством, и ее размер устанавливается  законодательно в виде фиксированной  суммы, (в настоящее время в  соответствии с законом "О  трудовых пенсиях" ее размер  составляет 1950 руб. для большинства  пенсионеров и увеличивается  при наличии иждивенцев, а также  по достижении 80-летнего возраста  и по инвалидности 3 степени ОСТД). Закон предусматривает индексацию  базовой пенсии в зависимости  от уровня инфляции и возможностей  бюджета, а также постепенное  ее приближение к величине  прожиточного минимума;

2. Страховая пенсия - дифференцированная  часть, зависит от результатов  труда конкретного человека, рассчитывается  исходя из величины условного  пенсионного капитала (суммы страховых  взносов, определенным образом  проконвертированных), поделенного  на ожидаемую продолжительность  выплаты трудовой пенсии. Для  лиц, у которых уже имелись  некоторые пенсионные права по  состоянию на 1 января 2002 г., определенным  образом рассчитывается "начальный"  пенсионный капитал, к которому  добавляются последующие взносы. Фактически размер этой части  трудовой пенсии будет зависеть  от уровня дохода (и, соответственно, отчислений) и стажа работы;

3. Накопительная пенсия - образуется только у граждан  1967 года рождения и моложе, это  реально накопительная часть,  размер которой определяется  величиной пенсионных накоплений, то есть суммой накопленных  пенсионных отчислений и дохода  от их инвестирования.

Основные различия между  старой пенсионной системой и новой:

В новой модели расчета  пенсий заработная плата работника  будет учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового  стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным  учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной - между  группами с различным уровнем  дохода;

- новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы;

- новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан будут накапливаться не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, будут направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам;

- новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии будет составлять 5 лет. В существующей модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели, основным показателем, который будет определять размер пенсии - будет сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия;

- в новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее - прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.

В настоящее время сфера  пенсионного обеспечения характеризуется  наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики  и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Гражданское законодательство, 1993.

2. Федеральный  закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О  государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации" // "Российская  газета"№ 247. - 2001. - 20 декабря.

3. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 29.05.2002 N 57-ФЗ, с изм. и доп.  от 16.10.2010 N 272-ФЗ.

4. Федеральные закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 116-ФЗ,  с изм. и доп. от  27.12.2009 N 378-ФЗ.

5. Федеральный  закон от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об  индивидуальном (персонифицированном)  учете в системе государственного  пенсионного страхования" // "Российская  газета"№ 68. - 1996. - 10 апреля.

6. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 25.11.2009 N 276-ФЗ, с изм. и доп. от 16.10.2010 N 272-ФЗ.

7. Постановление Правительства РФ от 15.03.97 № 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" // "Российская газета"№ 66. - 1997. - апреля.

8. Азарова Е.Г. Новое в пенсионном обеспечении. - М.: Академия, 2003. - 182 с.

9. Астапов К.Л. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации // "Финансы и кредит". - 2002. - №24.

10. Афанасьев С., Воронин Ю. Конвертация пенсионерам: практический комментарий Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // "Социальное обеспечение". - 2002. - N 3.

11. Волков А.Ф. Объективная необходимость пенсионной реформы: первые итоги // "Власть и управление на Востоке России". - 2004. - №1.

12. Гурвич Е.Т. Оценка  перспектив действующей пенсионной  системы. //Ж-л   «SPERO», весна-лето 2008, №8, с. 43-62.

12. Львов Д., Овсиенко Ю. Российская пенсионная система // "Вопросы экономики". - 2000. - №8.

13. Люблин Ю.З. О реализации федеральных законов "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // "Аналитический вестник Совета Федераций Федерального Собрания РФ". - 2002. - №13.

14. Назаров А.С. Пенсионная реформа: правовые аспекты. // "Гражданин и право". - 2001. - N 10, 11.

15. Соловьев А. Экономическое обоснование пенсионной реформы. // "Государственная служба". - 2003. - №2.

16. Шекель Т. Правительство дает старт пенсионной реформе // "Российская газета" - 2009. - 5 мая.

17. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ www.pfr.ru

18. Официальный сайт Госстат  РФ. Режим доступа: http://www.gks.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Пенсионная реформа в Российской Федерации