Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение формирования бюджетной политики Российской Федерации. Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- дать четкое определение бюджетной политики, рассмотреть ее цели и задачи;
- изучить этапы реформирования бюджетной политики;
- рассмотреть основные направления бюджетной политики;
- рассмотреть бюджетную политики в области доходов и расходов;
Введение
Бюджетная политика как основной инструмент экономической политики государства
Сущность, цели и задачи бюджетной политики
Этапы реформирования бюджетной политики
Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов
Состояние социально – экономического развития страны как основа формирования целей бюджетной политики
Бюджетная политика в области доходов
Бюджетная политика в области расходов и государственного долга
Межбюджетные отношения
Перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
- обложение
согласно взаимовыгодности
- принцип пожертвования
со стоны экономических
Инвестиционная политика охватывает большой комплекс проблем, среди которых основными являются:
- соотношение реализации запросов потребителей и производителей, отражающееся в пропорции текущих инвестиций и инвестиций развития;
- соотношение
интересов различных субъектов
– потребителей, на финансовое
обеспечение содержания
- обеспечение
прожиточного минимума
В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации [4].
Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности – удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе – пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи [8].
Основа для
решения социальных проблем –
высокие темпы устойчивого
Обеспечение обороноспособности и безопасности – необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства – сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.
Создание условий для будущего развития – важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демократической проблемы.
Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальные гарантии осуществляется за счет средств федерального бюджета.
1.2 Этапы реформирования бюджетной политики
В период экономического кризиса конца XX века в РФ федеральный и региональные бюджеты были более направлены на решение текущих задач. С 1993г. по 2000г. бюджет составлялся с дефицитом. Наибольший размер бюджетного дефицита наблюдался в 1993-1994гг., но с 1999г. имеет место тенденция сокращения бюджетного дефицита [16].
В целом исполнение расходов части федерального бюджета в 2011-2012гг. осуществлялось непропорционально и неравномерно (в частности, в исполнение процентных расходов бюджета составило 136,6%, а непроцентных – 93,0%). Подобная ситуация сдерживала проявление бюджетной политики как инструмента ускоренного развития российской экономики [11].
Бюджетная политика, проводимая в период с 2011-2012гг. положительно повлияла на показатели, что проявилось в росте ВВП, объема производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, почти в трехкратном росте объема консолидированного бюджета.
Белых Н.Ю. отметил, что требуется пересмотреть подходы к предоставлению налоговых льгот для юридических лиц. Необходимо проанализировать действующие льготы и по итогам оставить только те, от предоставления которых можно ожидать существенного экономического и налогового роста. Ключевым направлением бюджетной политики на предстоящий период должно являться повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов. Один из приоритетных вопросов - централизованное размещение государственного и муниципальных заказов, позволяющее экономить значительные бюджетные средства [10].
Предпосылки для решения этой стратегической задачи были заложены восстановлением долгосрочной сбалансированности и устойчивости национальной бюджетной системы путем:
- разграничения
расходных обязательств и
- стабильного
закрепления доходных
-развития системы Федеративного казначейства, обеспечивающего кассовое обслуживание исполнения бюджетов в соответствии с едиными стандартами и процедурами.
Это позволило обеспечить прозрачность и подотчетность формирования и исполнения бюджетов, оперативность и достоверность бюджетной отчетности. Установился жесткий и действенный контроль за принятием и исполнением бюджетных обязательств. Гарантированное исполнение всех ранее принятых обязательств, с одной стороны, и, с другой стороны, принятие новых обязательств только в пределах реальных возможностей по их финансовому обеспечению в условиях долгосрочной сбалансированности бюджета, прозрачности и подотчетности бюджетов, соблюдения финансовой дисциплины – основное требование к эффективной и ответственной бюджетной политике и одновременно – необходимое условие для достижения планируемых целей и результатов государственной политики.
В 2006 год стал переломным для бюджетного процесса в России. Впервые федеральный бюджет стал составной частью перспективного финансового плана, сформированного на три года, как это происходит во многих развитых странах [4]. Тем самым Россия вышла на качественно новый уровень управления общественными финансами.
Впервые основной формирования бюджета станут четко заданные цели и приоритеты государственной политики, а расходы федерального бюджета будут увязаны с конкретными и измеримыми результатами деятельности федеральных органов исполнительной власти.
В этом и состоит суть новых подходов в управлении общественными финансами, переход к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результаты, предусмотренному правительственной Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ В 2004-2006 годах [11].
Такого рода
реформы проводились и
Завершающим этот этап реформирования бюджетного процесса стало принятие в начале 2008 года поправок в Бюджетный кодекс.
Принятые поправки в Бюджетный кодекс РФ предусматривали:
- переход на всех уровнях бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – формированию бюджетов на трехлетний период (в режиме «скользящей трехлетки»);
- выделение закрытого перечня форм бюджетных ассигнований, различающихся правовым статусом и отражением в бюджете;
- изменение порядка планирования и отражения в бюджете расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности;
- введение в бюджетный процесс государственных (муниципальных) заданий и иных характеристик непосредственных результатов использования бюджетных средств, таких как обоснования бюджетных ассигнований;
- расширение полномочий органов власти всех уровней в рамках единых, установленных Кодексом, общих позиций по детализации, интеграции бюджетной классификации и бюджетного учета и, следовательно, определению формата составления и утверждения соответствующих бюджетов;
- создание стимулов для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по снижению дотационности соответствующих бюджетов;
- обеспечение самостоятельности и ответственности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета;
- создание условий для возникновения организаций новых организационно–правовых форм и проведения реструктуризации бюджетной сети;
- уточнение вопросов регулирования государственного (муниципального) долга, заимствований и гарантий.
Начиная с 2010 года федеральный бюджет формируется на основе реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета, которые позволяют четко определить состав и объемы действующих обязательств.
Таким образом,
государственный бюджет, являясь
для государства средством
В 2012 – 2014 годах решение задач социально-экономического развития будет осуществляться в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, снижение зависимости бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры.
Основными целями
бюджетной политики на 2013 год и
среднесрочную перспективу
- укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости;
- разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2020 года;
- определение параметров развития пенсионной системы;
- обеспечение условий для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2013 – 2014 годы в программном формате;
- создание условий для оказания качественных государственных услуг;
- разработка и реализация нового этапа развития межбюджетных отношений;
- совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации;
- обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.
Для укрепления макроэкономической стабильности и обеспечения бюджетной устойчивости с 2013 года будут законодательно закреплены бюджетные правила, что позволит минимизировать зависимость бюджетной системы от волатильности цен на мировом рынке энергоресурсов, повысить точность долгосрочного финансового прогнозирования доходов и расходов бюджетной системы и сформировать в необходимых объемах суверенные фонды Российской Федерации.
При планировании расходов федерального бюджета в рамках применения бюджетных правил предлагается основываться на базовой цене на нефть. При этом под базовой ценой на нефть в 2013 – 2014 годах предлагается понимать среднюю цену на нефть за пятилетний период для 2012 года, шестилетний и семилетний периоды для 2013 и 2014 годов соответственно.
В соответствии с бюджетными правилами предлагается при превышении базовой цены на нефть избыток нефтегазовых доходов направлять в Резервный фонд до достижения его нормативной величины, равной 7% ВВП. После достижения нормативной величины Резервного фонда бюджетными правилами предусматривается сбережение дополнительных нефтегазовых доходов в Фонде национального благосостояния. При этом часть этих средств может быть направлена на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов, не влекущих длящихся обязательств Российской Федерации.
Информация о работе Перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации