Специальные налоговые режимы предусматривают
особый порядок определения элементов
налогообложения, а также освобождение
от обязанности по уплате отдельных налогов
и сборов.[5]
К специальным налоговым режимам
относятся (в ст. 18 НК РФ):
1) система налогообложения
для сельскохозяйственных товаропроизводителей
(единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система
налогообложения;
3) система налогообложения
в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных
видов деятельности;
4) система налогообложения
при выполнении соглашений о
разделе продукции.
1. по целевой направленности
налоговых поступлений
целевые – налоги, финансирующие
направленные затраты бюджетного и внебюджетного характера
(ЕСН, транспортный налог);
общие (абстрактные) – предназначены
для функционирования бюджетов различных
уровней в целом (НДС, НДФЛ, налог на прибыль
организации, налог на имущество организации,
акцизы).
2. по учету налога в зависимости
от источника уплаты:
налоги, включаемые в цену продукции
(акцизы, НДС, таможенные пошлины);
налоги, включаемые в себестоимость
продукции, в затраты предприятия (ЕСН,
налоги, уплачиваемые в зависимости от
отраслевой принадлежности, земельный налог);
налоги, уплачиваемые из прибыли
предприятия (налог на имущество – уплачивается из прибыли
до уплаты налога на прибыль, налог на
прибыль).
Элементы налога.[4]
Налог или сбор считается установленным,
если в нем присутствуют следующие элементы
налогообложения:
1) налогоплательщик (субъект
налогообложения) – это организации
и физические лица, на которых возложены
обязанности по уплате налогов (сборов);
2) объект налогообложения –
все, что подлежит налогообложению – это
операции по реализации товаров (работ,
услуг), имущество. прибыль, доход, любой
иной объект, с наличием которого у налогоплательщика
возникает обязанность уплачивать налог;
3) налоговая база – это стоимостная
физическая или иная характеристика объекта
налогообложения, фактическая часть предмета
налогообложения, к которому применяется
налоговая ставка;
4) налоговая ставка – это величина
налоговых начислений на единицу измерения
налоговой базы.
Налоговые ставки
могут быть:
твердые – определяются в абсолютной сумме на единицу объекта (акциз);
долевые – выражаются в определенных
долях объекта налогообложения (пропорциональные или
процентные ставки).
1) налоговый период – календарный
год или иной период времени, по окончании
которого определяется налоговая база
и исчисляется сумма налога, подлежащего
к уплате.
2) льготы по налогам и сборам – преимущества
по сравнению с другими налогоплательщиками,
предусматривающие возможность не уплачивать
налог (сбор), либо уплачивать их в меньшем
размере.
Льготы могут
быть следующих видов:
необлагаемый минимум объекта
налога;
изъятие из обложения определенных
элементов налога;
освобождение от уплаты налогов
отдельных лиц или категорий плательщиков;
понижение налоговых ставок;
3)срок уплаты налога – устанавливается
применительно к каждому налогу. Уплата
налога может производиться разовой уплатой
всей суммы налога, либо в порядке и на
условиях, предусмотренных законодательством,
как в наличной, так и в безналичной форме.
Перенос установленного срока
уплаты налога на более поздний срок является
изменением срока уплаты налога и может
осуществляться в различных формах:
инвестиционный налоговый кредит.
Отсрочка или рассрочка по уплате
налога представляет собой изменение
срока уплаты налога при наличии оснований
на срок, не превышающий один год, соответственно
с единовременной или поэтапной уплатой
налогоплательщиком суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате
федеральных налогов в части, зачисляемой
в федеральный бюджет, на срок более одного
года, но не превышающий три года, может
быть предоставлена по решению Правительства
Российской Федерации.
Право воспользоваться
данными переносами предоставляется
по мотивированному заявлению налогоплательщика,
где указано наличие хотя бы одного из
следующих оснований:
1) причинения этому лицу
ущерба в результате стихийного
бедствия, технологической катастрофы
или иных обстоятельств непреодолимой
силы;
2) задержки этому лицу
финансирования из бюджета или
оплаты выполненного этим лицом государственного
заказа;
3) угрозы банкротства
этого лица в случае единовременной
выплаты им налога, утверждения арбитражным
судом мирового соглашения либо графика
погашения задолженности в ходе процедуры
финансового оздоровления;
4) если имущественное
положение физического лица исключает
возможность единовременной уплаты налога;
5) если производство и
(или) реализация товаров, работ или
услуг лицом носит сезонный
характер. Перечень отраслей и
видов деятельности, имеющих сезонный
характер, утверждается Правительством
Российской Федерации;
6) при наличии оснований
для предоставления отсрочки
или рассрочки по уплате налогов,
подлежащих уплате в связи
с перемещением товаров через
таможенную границу Российской Федерации,
установленных Таможенным кодексом Российской
Федерации.
Отсрочка или рассрочка по уплате
налога могут быть предоставлены по одному
или нескольким налогам.
Данные основания регламентируются
ст. 64 НК РФ.
Инвестиционный налоговый кредит –
представляет собой особый вид рассрочки,
характеризующийся целевым назначением,
значительной продолжительностью (от
1 года до 5 лет), а также специальным порядком
накопления и уплаты задолженности (ст.
66 НК РФ): предоставляется возможность
в течение определенного срока и в определенных
пределах уменьшать свои платежи по налогу
с последующей поэтапной уплатой суммы
кредита и начисленных процентов.
Инвестиционный налоговый кредит
может быть предоставлен по налогу на
прибыль организации, а также по региональным
и местным налогам.
Действие отсрочки, рассрочки
или инвестиционного налогового кредита
прекращается по истечении срока действия
соответствующего решения или договора
либо может быть прекращено до истечения
такого срока в случае уплаты налогоплательщиком
всей причитающейся суммы налога и сбора
и соответствующих процентов.
Исполнение обязанности по
уплате налогов и сборов может обеспечиваться
следующими способами:
залогом имущества,
поручительством,
пеней,
приостановлением операций
по счетам в банке
наложение ареста на имущество
налогоплательщика.
Залог имущества
оформляется договором между налоговым
органом и залогодателем. Залогодателем
может быть как сам налогоплательщик,
так и третье лицо (ст. 73 НК).
При неисполнении налогоплательщиком
или плательщиком сбора обязанности по
уплате причитающихся сумм налога или
сбора и соответствующих пеней налоговый
орган осуществляет исполнение этой обязанности
за счет стоимости заложенного имущества
в порядке, установленном гражданским
законодательством Российской Федерации.
Предметом залога может быть
имущество, в отношении которого может
быть установлен залог по гражданскому
законодательству Российской Федерации.
Предметом залога по договору
между налоговым органом и залогодателем
не может быть предмет залога по другому
договору.
При залоге имущество
может оставаться у залогодателя
либо передаваться за счет
средств залогодателя налоговому
органу (залогодержателю) с возложением
на последнего обязанности по обеспечению
сохранности заложенного имущества.
Совершение каких-либо сделок
в отношении заложенного имущества, в
том числе сделок, совершаемых в целях
погашения сумм задолженности, может осуществляться
только по согласованию с залогодержателем.
В силу поручительства
поручитель обязуется перед налоговыми
органами исполнить в полном объеме обязанность
налогоплательщика по уплате налогов,
если последний не уплатит в установленный
срок причитающиеся суммы налога и пеней.
При неисполнении налогоплательщиком
налоговой обязанности, обеспеченной
поручительством, поручитель и налогоплательщик
несут солидарную ответственность. Принудительное
взыскание налога и причитающихся пеней
с поручителя производится налоговым
органом в судебном порядке.
Поручителем вправе выступать
юридическое или физическое лицо. По одной
обязанности по уплате налога допускается
одновременное участие нескольких поручителей.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке (ст. 76
НК) применяется для обеспечения исполнения
решения о взыскании налога и означает
прекращение банком всех расходных операций
по счету организации, согласно решению
налогового органа, которое одновременно
отправляется и банку, и налогоплательщику
под расписку или иным способом, свидетельствующим
о дате получения этого решения.
Арест имущества
производится при наличии у налоговых
или таможенных органов достаточных оснований
полагать, что указанное лицо предпримет
меры, чтобы скрыться, либо скрыть свое
имущество (ст. 77 НК РФ). Арест имущества
может быть полным, либо частичным.
1.2 Эволюция прямого
налогообложения в РФ
Отечественная
система прямого налогообложения
складывалась, развивалась и видоизменялась
почти всегда под воздействием изменений
в политическом устройстве государства,
а также под влиянием общественного развития
и исторических событий.
Объединение древнерусского
государства началось лишь с конца IX века.
Основной формой налогообложения были
поборы в княжескую казну, которые назывались
дань. Первоначально она носила нерегулярный
характер и имела вид контрибуции с побежденных
народов, а затем превратилась в систематический
прямой налог. Платили ее мехами, монетами,
продуктами питания, изделиями ремесла.
Единицей обложения данью выступал «дым»,
определявшийся количеством труб и печей
в каждом хозяйстве. Дань взималась двумя
способами: во-первых, повозом — когда
она привозилась в Киев; во-вторых, полюдьем
— когда князья сами ездили за ней.
Кроме дани в Древней Руси было
также и поземельное обложение. Традиционно
поземельный налог должен всегда падать
на чистый доход с земли. Однако способы
определения дохода с земли в разное время
и в различных странах были разнообразны.
Самый старый способ состоял в измерении
земли и обложении ее по количеству; в
России же обложение производилось по
сохам или плугам. Но уже на довольно ранней
ступени цивилизации из-за несправедливости
обложения земли по ее количеству этот
способ изменяют: земли разделяют по их
плодородию. Так, в Древней Руси различалась
«соха доброй» и «соха худой» земли. Другим
старинным способом, еще более распространенным
и долго державшимся, была десятина, т.е.
взимание налога в размере 1/10 валового
дохода с земли.
В XIII веке после монголо-татарского
нашествия и завоевания Руси Золотой Ордой
дань стала выступать формой эксплуатации
русского народа. Единицей, обложения
данью в городах был двор, в сельской местности
— хозяйство. Известно 14 видов «ордынских
тягостей», основной из которых был «выход»,
взимавшийся с каждой души мужского пола
и с головы скота.