Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:34, курсовая работа
Цель работы: исследование технологий планирования в учреждениях социально-культурной сферы, а также приобретение и освоение новых знаний по этой проблеме.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие планирования как функцию менеджмента,
- представить типологию планов,
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Планирование как функции управления………………………………7
1.1 Понятие планирования………………………………………………….........7
1.2 Типология планов в учреждениях социально-культурной сферы……......13
1.3 Методы планирования……………………………………...…….…………21
Глава 2. Современные состояния и проблемы планирования деятельности учреждений культуры…………………………………………...30
2.1 Проблемы планирования деятельности учреждений культуры Российской Федерации………………………………………………………….30
2.2 Региональный опыт и проблема планирования деятельности учреждений культуры………………………………………………………...…37
Глава 3. Практические рекомендации по совершенствованию технологий планирования Пермского Планетария……………………………49
Заключение……………………………………………………………………….56
Список использованных источников……………
Таким образом, можно сделать выводы:
1.2 Типология планов
в учреждения социально-
План – это описание того состояния, которое управляющий субъект хотел бы иметь в некоторый период времени, удалённый от нас. Это выражение потребностей управляющей системы, желаний, материализация по достижению этой цели. При этом все мероприятия по достижению этой цели формируются достаточно конкретно и однозначно направлены на её достижение – выполнение плана [14, с 42]. Согласно Большому экономическому словарю (БЭС), план – это 1) намеченная на определённый период работа с указанием её целей, содержания, объёма, методов, последовательности, сроков выполнения; 2) замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо [19].
В учебных пособиях, авторефератах и статьях дана различная классификация планов. Так В. М. Чижикова и В. В. Чижикова представляют следующую классификацию.
Выделяются стратегические планы, определяющие конкретные действия, которые учреждения собираются предпринять для достижения стратегических целей. Стратегическое планирование носит непрерывный характер: пересматривается и уточняется миссия, ставятся новые цели, разрабатываются новые планы. Всё делается для того, чтобы удовлетворять, соответствовать и опережать требования внешней и внутренней среды.
Тактические планы способствуют реализации стратегических планов, они имеют более короткий планируемый период (обычно один год). Разработка тактических (годовых) планов осуществляется в корпоративной взаимосвязи менеджерами среднего звена. Согласование годовых планов подразделений в контексте тактических целей всего учреждения даёт возможность формирования тактического плана всей организации.
В учреждениях культуры такие планы определяют конкретные действия отделов и секторов, хозяйственных служб обеспечения.
Менее трудоёмкими, но не менее важными являются оперативные планы. Они разрабатываются на низших уровнях учреждения культуры, определяют последовательность действий по достижению оперативных целей, часто преследуют решение промежуточных тактических задач (подготовка фрагментов или сюжетов культурных программ, подбор исполнителей, написание сценария, изготовление реквизита, пошив костюмов и т. д.), но в конечном итоге они обеспечивают выполнение тактических планов. На основе оперативных планов строится вся деятельность специалистов, творческих работников отделов и секторов.
Оперативные планы предполагают разработку планов-графиков как для каждого специалиста (менеджера), так и персонально для творческой элиты, хозяйственников и других работников отделов и культурных организаций. Планы-графики – важнейший составляющий элемент планирования, так как они определяют конкретные временные рамки и объём работы в решении каждой операционной задачи, без чего невозможно достичь ни тактических, ни стратегических целей. Планы графики составляются в виде последовательной «цепочки» действий решения всех необходимых операций. Характер членения планируемой работы на операции зависит от кадрового состава работников учреждения, их опыта и масштабов планируемой работы.
План-график представляет собой
графическое изображение
Балансовый план подразделяется на несколько подвидов.
Помимо изложенных видов и типов планов следует различать одноразовые планы, постоянные планы, ситуационные планы или сценарии. К одноразовым планам следует относить проекты достижения определённых целей, выполнение которых может потребовать определённого времени. Постоянные планы социокультурного учреждения определяют политику общего руководства действиями, основанную на общих целях учреждения, регламентирующую условия принятия решений. Например, политика взаимозаменяемости сотрудников, принятие коллективных решений, разработка инновационных методик и форм работы. Постоянные планы – это правила и процедуры, которые относятся к той или иной области деятельности, предписывают надлежащее выполнение тех или иных действий и варьируются в зависимости от меняющихся условий. Сюда же относится и ситуационные планы, в которых определяется порядок действия сотрудников учреждения в случаях снижения интереса населения к деятельности социокультурного учреждения, уменьшения финансирования, увольнения ведущих творческих специалистов и других. Для того чтобы минимизировать возможные негативные явления, составляются сценарии различных вариантов выхода из затруднительных положений [26].
Кудрина Е. Л. отмечает, что в процессе планирования работникам учреждений приходится составлять личные виды планов. Выделяются следующие виды планов.
В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчётов выделяют текущие, среднесрочные и долгосрочные планы. Текущее (тактическое) планирование охватывает период от одного года, включает различные виды планов: полугодичные, квартальные, месячные, недельные, планы отдельных кампаний, декад, мероприятий и т. п. Среднесрочное планирование осуществляется на период от одного года до пяти лет. Во многих учреждениях среднесрочное планирование совмещают с тактическим (текущим), составляя скользящие пятилетние планы, в которых подробно детализируется первый год работы. Это раздел среднесрочного плана представляет собой, по сути, текущий план работы. Перспективное (долгосрочное) планирование осуществляется на срок свыше пяти лет, например 5 – 20 лет. Таки планы призваны определять долговременную стратегию развития отрасли или учреждений [14, с 31].
А. Я. Волотская в статье «Прогнозирование в социально-культурной сфере» отмечает, что перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. По форме они представляют собой один и тот же процесс, а по содержанию отличаются. Прогнозирование – это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно-обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемного варианта. В этом смысле прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования. Без данного атрибута перспективное планирование являлось бы гаданием, а не научным предвидением. Вместе с тем прогнозирование может выступать и как самостоятельная функция. Она особенно важна для учреждений социально-культурной сферы: многие явления и процессы вообще не поддаются планированию (например, демографические процессы, духовная жизнь и др.), но они влияют на деятельность учреждений социально-культурной сферы самым непосредственным образом, поэтому должны учитываться в прогнозном плане [6].
С точки зрения обязательности плановых заданий различают директивное и индикативное планирование.
Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для учреждений социально-культурной сферы. Использование директивного планирование широко применялось при социализме, и за невыполненное задание плана руководители учреждений несли дисциплинарную ответственность. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией. Оно может быть эффективным средством для решения многих задач, стоящих перед учреждением социально-культурной сферы, например, в области организации работы среди детей и подростков, с лицами пожилого возраста, при формировании перечня предоставляемых услуг.
Индикативное планирование является противоположностью директивного планирования, потому что индикативный план не носит обязательного для исполнения характера. В основе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их количество весьма ограниченно. В целом такой план носит направляющий рекомендательный характер.
Индикативное планирование как инструмент управления чаще всего применяется на макроуровне, что вполне приемлемо для учреждений социально-культурной сферы (клубов, библиотек, учреждений дополнительного образования и др.). Задания такого плана принято называть индикаторами. В отношении учреждений социально-культурной сферы это будут параметры, характеризующие состояние и направления развития её отраслей : показатели освоения свободного времени населения, снижение преступности, алкоголизма, наркомании, процент наполняемости залов учреждений культуры и искусства. Основная роль индикативного планирования – это обеспечение сбалансированности развития всех отраслей и направлений деятельности учреждений социально-культурной сферы, оперативное влияния государства на социальную сферу, нацеливание на благоприятное её развитие.
Индикативное планирование используется при составлении перспективных планов деятельности, в текущей же работе чаще всего применяется директивное планирование. Индикативное и директивное планирование должны дополнять друг друга и быть органически увязаны [14, с 33-34].
По содержанию плановых решений выделяют социальное, экономическое, политическое, финансовое, производственное планирование. Примером социального планирования выступают целевые программы, в частности «Семья», «Здоровье», «Культура» и т. п. Производственными планами являются планы работы учреждений, организации, отражающие конкретные объёмы работ, их содержание, механизмы управления. Финансовыми планами в учреждениях социально-культурной сферы служат бюджет, сметы доходов и расходов. Кроме того, финансовые планы нередко являются составными частями социальных, производственных и других планов.
Планы различаются в зависимости от того, но каком уровне они разрабатываются: федеральном, региональном, субъектов Федерации, муниципальных образований. Кроме того, к этому виду планов относятся планы, разрабатываемые на уровне отдельных отраслей экономики, отдельных учреждений и их подразделений, а также индивидуальные планы.
Главными плановыми
По способу представления планы делятся на следующие категории:
Вполне правомерна разработка комплексных планов, в которых сочетаются все способы представления информации.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Информация о работе Планирование в социально-культурной сфере