Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:34, курсовая работа
Цель работы: исследование технологий планирования в учреждениях социально-культурной сферы, а также приобретение и освоение новых знаний по этой проблеме.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие планирования как функцию менеджмента,
- представить типологию планов,
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Планирование как функции управления………………………………7
1.1 Понятие планирования………………………………………………….........7
1.2 Типология планов в учреждениях социально-культурной сферы……......13
1.3 Методы планирования……………………………………...…….…………21
Глава 2. Современные состояния и проблемы планирования деятельности учреждений культуры…………………………………………...30
2.1 Проблемы планирования деятельности учреждений культуры Российской Федерации………………………………………………………….30
2.2 Региональный опыт и проблема планирования деятельности учреждений культуры………………………………………………………...…37
Глава 3. Практические рекомендации по совершенствованию технологий планирования Пермского Планетария……………………………49
Заключение……………………………………………………………………….56
Список использованных источников……………
Принятый в России 6 октября
2003 года Федеральный закон № 131-ФЗ
«Об общих принципах
От того, насколько успешно
впишутся организации культурно-
Рассмотрим опыт регионального планирования на конкретных учреждениях культуры Перми и Пермского края.
Планирование в Библиотеке им. Горького
Деятельность библиотеки образовательного учреждения регламентируется целым рядом документов. Среди этих документов, наравне с положением о библиотеке, должностными, технологическими инструкциями, картами, правилами пользования библиотекой, определенное место занимают учет, нормообоснованное планирование и отчетность. Выделяют стратегическое планирование, ориентированное на продолжительное существование библиотеки, обеспечиваемое путем поиска, построения и сохранения потенциала успеха, и оперативное планирование - формирование годовых (оперативных) планов, определяющих развитие библиотеки в кратко- и среднесрочной перспективе на базе стратегических целей [17].
Обычно выделяют восемь этапов в процессе планирования.
Этап 1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно вы (или ваша библиотека) хотите достичь? Это - самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность библиотекаря проявляется именно в том, какие цели он ставит.
Этап 2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные?
Этап 3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей ?
Этап 4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой ?
Этап 5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?
Этап 6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу 1.
Этап 7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы?
Этап 8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости
Результаты планирования оформляют в виде плана работы библиотеки.
План является одним из наиболее важных документов, определяющих содержание и задачи работы библиотеки школы, является составной частью плана ее учебно-воспитательной работы. План работы должен отражать многообразие форм, методов и содержания работы, с помощью которых реализуется миссия библиотеки и решаются стоящие перед ней задачи [17].
Текущее планирование отражает конкретные цели и задачи одного учебного года. При составлении текущих планов учитывается количество сотрудников библиотеки, количество рабочих часов в году, трудозатраты на все процессы, мероприятия и услуги, включенные в план. Кроме того, в плане должен присутствовать резерв времени на необходимые, но незапланированные работы и потенциальную возможность временной нетрудоспособности сотрудника(ов) библиотеки.
Содержание текущего плана работы зависит от достигнутого уровня работы библиотеки, количества штатных сотрудников, задач, стоящих перед библиотекой, то есть конкретное содержание планов может существенно различаться в библиотеках разных образовательных учреждений. Однако структура плана, а именно — направления работы библиотеки, и основные тематические разделы зачастую совпадают. К числу обязательных направлений работы школьной библиотеки относят:
● перечисление основных задач библиотеки на год;
● формирование фонда;
● обеспечение учебного процесса необходимой литературой;
● воспитательную работу библиотеки;
● изучение читателей;
● рекламу деятельности библиотеки.
Каждое направление работы включает в себя несколько тематических разделов.
Например, изучение читателей
включает изучение информационных потребностей,
анализ читательских формуляров, изучение
интересов отдельных
Также в план работы библиотеки целесообразно включить разделы и мероприятия, реализация которых осуществляется на основе информационных и коммуникационных технологий, по следующим направлениям, указанным в приложении (см. приложение 3).
В заключение необходимо отметить, что различная, в том числе и статистическая информация по деятельности библиотек вызывает интерес у достаточно широкого круга государственных и общественных организаций, учредителей и спонсоров, частных лиц и научных учреждений, проводящих научные статистические исследования. Но в первую очередь план и отчет нужен самой библиотеке для правильной организации ее работы.
Планирование деятельности в Пермском театре «У Моста»
Планирование театральной деятельности большинства театров, в том числе и Пермского театра «У Моста» осуществляется по уже рассмотренным технология планирования. Остановимся подробно на репертуарном планировании театральной деятельности. Первым и основополагающим этапом планирования является определение цели проекта. Итак, цель любого проекта – это получение дивидендов, поэтому проект должен предусматривать два уровня доходов: те, что покроют расходы и те, что принесут прибыль [11].
Театр «У Моста» является репертуарным театром, чья деятельность планируется на театральный сезон или на более долгий срок по системе блоков, проектов или программ. Это даёт возможность по-новому взглянуть на театральную аудиторию, отойти от традиционных методов работы со зрителем, значительно увеличить творческую занятость.
Традиционная деятельность театра складывается из двух блоков: выпуск новых постановок; эксплуатация текущего репертуара [18].
Зритель выбирает театр по таким параметрам, как:
В свою очередь, зрительская аудитория должна распределяться по следующим параметрам:
Обсуждая каждый проект, необходимо точно определить как можно больше параметров, характеризующих потенциального потребителя театрального продукта: его интересы, финансовые возможности, какими средствами массовой информации он пользуется, где живёт, на чём приедет в театр и т. п. [11]. При планировании репертуара на месяц и на сезон театр «У Моста» исходит из того, что театр в основном прокатывают спектакли не более 10 месяцев в году, то есть 40 недель, 240 рабочих дней. За сезон выпускается в среднем 2 премьеры. Максимальное количество спектаклей, которое выдерживает каждая премьера – 50. Исходя из этого театр имеет следующую структуру репертуара:
Понятно, что реже играть спектакли не имеет смысла. Так же как и то, чо спектакли сверх этого количества требуют дополнительных расходов, связанных с хранением, перевозкой и реставрацией сценического оформления и костюмов, оплатой рабочего времени на репетиции спектакля, которые играются реже, чем один раз в месяц и т. д. Десять, максимум двенадцать названий в репертуаре театра – оптимальное количество [18].
Планирование внеурочной деятельности для учащихся
начальной школы МОУ СОШ № 30 г. Перми
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Цель внеурочной деятельности - создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.
Принципы данной программы: включение учащихся в активную деятельность, доступность и наглядность, связь теории с практикой, учёт возрастных особенностей, сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности, целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Направления реализации программы
Программа организации внеурочной
деятельности, в соответствии с приоритетными
направлениями программы
Классы Направления |
I |
II |
III |
IV |
Всего |
Спортивно-оздоровительное |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Художественно-эстетическое |
3 |
3 |
2 |
2 |
10 |
Научно-познавательное |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Гражданско-патриотическое |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Общественно-полезная деятельность |
- |
1 |
1 |
1 |
3 |
Проектная деятельность |
1 |
- |
1 |
1 |
3 |
Итого |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |
Информация о работе Планирование в социально-культурной сфере