Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 04:53, дипломная работа
Целью данной работы является количественная оценка влияния введения оплаты с помощью платежных систем на эффективность сбытовой деятельности электронного магазина. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Определить понятия электронной коммерции и электронного магазина.
Определить понятия платежных систем, платежных систем в сети Интернет.
Определить состояние электронной коммерции в России в настоящее время и состояние платежных систем.
Разъяснить теоретические несоответствия в терминологии платежных систем.
Выявить спектр тендеций в секторе электронной торговли.
Определить основные направления развития для Интернет-магазинов
Рассмотреть показатели эффективности сбытовой деятельности электронного магазина.
Выявить взаимосвязи между внедрением электронных способов оплаты и эффективностью сбытовой деятельности электронного магазина.
Оценить эффективность деятельности электронного магазина.
Выявить проблемы и недостатки деятельности электронного магазина.
Рассмотреть возможность увеличения эффективности сбытовой деятельности с помощью внедрения новых способов оплаты.
Найти пути улучшения эффективности сбытовой деятельности электронного магазина.
Таким образом, основное отличие заключается именно в кредитном характере эмиссии электронных денег. В некоторых странах, прежде всего, в развивающихся странах Восточной Азии, таких как Сингапур, ведется работа по приданию законного юридического статуса электронным деньгам. Таким образом, государство сможет осуществлять наряду с эмиссией наличных денег, осуществлять и эмиссию электронных денег и они станут бессрочными обязательствами государства.
Необходимо также отметить отличия электронных денег от прочих, рассмотренных выше платежных систем.
Во-первых, в случае использования электронных денег отпадает необходимость в идентификации плательщика, то есть электронные деньги обладают свойством анонимности, которое также присуще наличным деньгам. Во-вторых, существует уже указанная выше возможность перехода электронных денег от одного агента к другому без участия третьих лиц, например, банков, то есть, электронные деньги обладают свойством автономности.
Оплата электронными деньгами лишена многих минусов, присущих Интернет-банкингу и кредитным картам. Необходимо отметить как плюс оплаты электронными деньгами значительное снижение трансакционных издержек. В подавляющем числе случаев должны значительно снизиться бухгалтерские издержки. Также можно отметить, что данный способ оплаты в целом удобней клиенту. Определенным минусом является взимаемый платежными системами процент комиссии за конвертацию денежных средств и при осуществлении некоторых трансакций.
Практически те же преимущества имеет и оплата кредитной картой, однако, необходимо отметить, что в случае использования этого способа приема платежей трансакционные издержки могут быть существенно выше, в основном на первом этапе – этапе внедрения способа оплаты. Также выше и срок переговоров с организациями, осуществляющими кредитные переводы, более того – более значительна вероятность отказа. Следует также отметить малую востребованность кредитных карт в России.
Теперь рассмотрим более подробно оплату электронными деньгами. Основными игроками в России на этом рынке являются «Яндекс.Деньги», Web Money, Qiwi. Рассмотрим различные способы приема юридическими лицами платежей покупателей на примере платежной системы Яндекс.Деньги.
Платежная система Яндекс.Деньги
предлагает различные способы
Для того, чтобы платеж достиг получателя необходимыми являются два условия – у получателя должен быть счет в системе Яндекс.Деньги и должна наличествовать некая форма для приема платежей в сети Интернет. В целом можно выделить следующие способы:
Попробуем по порядку разобраться в том, что же собой представляет каждый из способов, определим, какой из схем логичнее воспользоваться различным формам бизнеса, предварительно рассмотрев недостатки и преимущества каждого из методов.
Во-первых, виджеты. Яндекс.Деньги предлагают различные виджеты, устанавливаемые на сайт и помогающие пользователю перевести денежные средства со своего счета на счет компании. Виджеты могут применяться не только для оплаты товаров и услуг, но и для, например, сбора пожертвований или в обманных целях, конечно же. Несомненным преимуществом метода является его простота – Яндекс.Деньги предлагает конструктор виджетов, которые можно просто вставить на сайт. Однако, в целом, если продавец самостоятельно создавал свой сайт, ему не сложно будет самому создать оригинальный виджет.
Вторым преимуществом такого метода получения платежей является их сравнительно низкая стоимость. На сайте Яндекс.Денег информацию о размерах взимаемых комиссий обнаружить не удалось, поскольку каждый случай оговаривается продавцом и платежной системой отдельно, однако, просмотрев различные форумы, я пришел к выводу, что, в среднем, размер взимаемой комиссии составляет приблизительно полтора процента. Учитывая, что многие банки взимают комиссию в размере приблизительно трех процентов при оказании схожих услуг, данный способ приема кажется весьма привлекательным. Однако, абсолютно естественно, что необходимо принимать окончательное решение после переговоров с самой платежной системой.
Теперь о недостатках. Недостатки этой схемы проистекают из самой формы оплаты – прямо на счет продавца. Сам платеж и зачисление средств происходит мгновенно, однако, продавец не сразу узнает о проведении платежа – только после получения соответствующего извещения и только потом происходит импорт данных о платежек в кошелек. Таким образом существенно ограничивается круг товаров и услуг, которые могут быть оказаны с использованием такого средства оплаты – например, какие-либо IT-продукты распространять таким образом представляется неприемлемым.
Второй недостаток родственен первому – возникает сложность учета операций при увеличении числа платежей и изменении цен.
Таким образом, мы имеем простой и дешевый во внедрении способ, который может принести значительные транзакционные издержки в будущем. Отсюда следует, что, скорее всего, данный способ более всего подойдет для DIY-ритейла в сети Интернет – то есть для микро- и малого бизнеса с ограниченной номенклатурой товаров, малоизменяющимися ценами и продолжительным временем доставки товара.
Второй способ – продажа на сайте
Яндекс.Денег ПИН-кодов для
Данных о стоимости внедрения данного метода обнаружить не удалось, однако, можно предположить, что валовый размер взимаемых сумм (то есть, не размер комиссии) будет значительно выше, чем при использовании виджетов, поскольку данная торговля связана с большими издержками для Яндекс.Денег. Вообще же, Яндекс.Деньги будут создавать магазин только для гарантированно востребованных товаров для взимания большого размера комиссии из чего следуют два заключения: во-первых, за счет эффекта масштаба само значение комиссии может быть низким, во-вторых, платежной системой производится значительная фильтрация заказчиков магазина. В принципе, последний факт может служить недостатком данного метода – вам могут просто отказать в его использовании. Второй факт, снижающий количество использующих данную схему продавцов – он подходит только для продажи виртуальных продуктов, таких как карты оплаты (ПИН-коды), лицензионные коды для программ и т. п. Физическая доставка товара в компетенцию Яндекс.Денег не входит.
Таким образом, данный метод подходит для крупных компаний, продающих доступ к таким услугам как Интернет, спутниковое ТВ, программное обеспечение.
Перейдем к рассмотрению третьего метода – интеграции с Центром Приема Платежей. Схема работы данного метода сложнее двух предыдущих и она подробно описана и нарисована на сайте Яндекс.Денег. Вот она:
Рис 4. Схема интеграции с Центром Приема Платежей
Вкратце – она представляет собой некий гибрид вставки виджета – только издержки по обработке платежа принимает на себя Яндекс.Деньги. Таким образом, сразу можно понять, что данным методом должны заинтересоваться продавцы, которых не устроило бы внедрение виджета из-за высоких издержек. Стоит отметить, что данный метод также обеспечивает ведение полного официального документооборота. Разумеется, размер комиссии в данном случае выше, чем при прямой оплате на счет продавца.
Вообще же, данный способ
можно назвать привлекательным
для самых широких слоев
Четвертый способ – создание профессионального счета. На сайте Яндекс.Денег указан размер комиссии для данного способа – 0,5% при сумме транзакции более 300 тыс руб. Данный способ представляет собой автоматизированную систему управления счетом и отношениями с покупателями. Продавец из своего личного кабинета может управлять огромными количеством настроек. Во-первых, преимуществом метода является большая гибкость, позволяющая производить постоянные изменения в номенклатуре и ценах товаров. Второе – низкие размеры комиссии. И третье – данный способ является наиболее безопасным и вызывающим доверие потребителя.
Недостатками схемы
является, во-первых, указанная на сайте
Яндекс.Денег невозможность
Из всего этого можно сделать вывод, что данный способ подходит для крупных компаний, имеющих широкую линейку товаров и большие суммы оборота.
Таким образом, можно сделать вывод, что электронные деньги в настоящее время являются самым гибким, дешевым и удобным способом осуществления платежей в Интернете как для покупателя, так и для продавца. Относительно небольшое распространение данного способа оплаты в России связано с небольшим уровнем доверия потребителя к данному способу оплаты, однако, оно появляется при приобретении «стажа» пользования Интернетом, что говорит о том, что если в Москве и Санкт-Петербурге, где высок уровень проникновения Интернета и доступ к широкополосному доступу в Сеть имеется уже несколько лет, электронные деньги пользуются большим доверием среди населения, особенно москвичей и петербуржцев до 35-ти лет.
Глава 3. Повышение эффективности
сбытовой деятельности электронного магазина
посредством использования
3.1 Изменение сектора Интернет-торговли в России
Вторая глава настоящей работы закончилась тем, что с ростом культуры пользования Интернетом, растет уровень доверия к платежным системам, в особенности, к электронным деньгам. И теперь необходимо обратить внимание рост проникновения Интернета, в том числе мобильного, в регионы России. Покупатели за пределами Москвы и Санкт-Петербурга открывают для себя электронные магазины. Теперь необходимо обратить внимание на две тенденции:
Итак, за 2011 год вынок электронной торговли в России вырос на 17%, всего в российских электронных магазинах было приобретено товаров на общую сумму 254 млрд. рублей. Вместе с этим выросла доля платежей, совершаемых авансово – то есть покупатели все больше отказываются от передачи денег курьеру в момент доставки или самовывоза к оплате с помощью платежных Интернет-систем – по данным исследования Фонда «Общественное Мнение», в 2011 году 37% покупок в Интернет-магазинах были оплачены удаленно.
Способ оплаты |
2008 г, % оплативших данным способом |
2009 г, % |
2010 г, % |
2011 г, % |
Наличные |
80% |
69% |
66% |
63% |
Пластиковая карта |
9% |
14% |
17% |
15% |
Электронные деньги |
7% |
12% |
13% |
14% |
Таблица 1. Динамика использования возможностей оплаты в электронных магазинах
Таблица выше представляет собой динамику использования способов оплаты. Данная таблица выведена из представленных на сайтах RUmetrika и Фонда «Общественное Мнение» совместных опросов и исследований, проведенных в разные годы. Таким образом можно заметить, что традиционный способ оплаты – наличными курьеру или наложенным платежем через почту России хоть и остается доминирующим в сфере онлайн-торговли, постепенно вытесняется более современными способами – пластиковыми картами и электронными деньгами. Также данная таблица наглядно подтверждает вывод, сделанный во второй главе настоящей работы, заключающийся в том, что электронные деньги, хоть и уступают пока по популярности пластиковым картам, имеют гораздо больший потенциал. Также вкупе с тенденцией роста числа покупателей Интернет-магазинов в регионах России, где достаточно малый процент населения пользуется пластиковыми картами, можно заключить, что внедрение способов оплаты посредством электронных денег позволит Интернет-магазинам, еще не сделавшим этого, значительно расширить свою сферу влияния.
Необходимо также рассмотреть выделяемые покупателями критерии выбора в пользу того или другого магазина, влияющие на конечный выбор магазина, также необходимо оценить их динамику для того чтобы заключить, какие именно факторы позволят электронным магазинам успешнее вести конкурентную борьбу за покупателя в регионах. В частности, в двух столицах за 2011 год количество покупателей выросло на 25%, в регионах же на 40%. Самые большие темпы прироста демонстрирует Юг – 80%, среди отдельных регионов – Ставропольский и Краснодарский края – 120%.