Политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение политики занятости в переходной экономике. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
изучение политики занятости, ее форм и проявлений;
изучение понятия безработицы как социально-экономического явления;
определение основных направлений политики занятости в переходной экономике;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
1.1. Понятие занятости, ее формы и структура
1.2. Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда
1.3. Эффективность политики занятости
2. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь
2.2. Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая поилитика занятости.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

 

Динамика молодежной занятости  в отраслевом разрезе носит неоднозначный  характер. Среди работающей молодежи большую долю составляют занятые  отраслях социальной сферы, таких как  бытовое обслуживание (33,2), общая  коммерческая деятельность по обслуживанию рынка (35,4), торговля и общественное питание (32,4), информационно-вычислительное обслуживание (32,7), финансы, кредит и страхование (27,9%). Это обусловлено прежде всего тем, что в данных отраслях происходит не столько смена поколений в рамках стабильной численности, сколько расширение данных сфер деятельности, позволившее привлечь дополнительный контингент из чиста молодежи. [16]

 

На протяжении последних лет  наблюдалось устойчивое сокращение доли молодых работников в сельском хозяйстве. Только в 2005 г. удалось приостановить данную негативную тенденцию и впервые наметился рост молодежной занятости в этой отрасли. Однако удельный вес молодежи в общей структуре работников отрасли по-прежнему остается одним из самых низких – 18,1%. Снижение занятости молодежи в этой отрасли обусловлено не только демографическим постарением сельского населения, но и неудовлетворенностью молодых людей характером сельскохозяйственного труда, социально-культурными условиями жизни в сельской местности, стимулирующими отток молодежи в города [3, с 80–83].

 

Позитивная динамика занятости  наблюдается в науке и научном  обслуживании, где доля молодых работников возросла за пятилетие с 16,9 до 21,0% в 2005 г. Это свидетельствует о росте  престижности научной работы, что  привело к увеличению притока молодежи из числа выпускников высших учебных заведений и молодых специалистов в сферу научной деятельности.

 

Что касается работников старших возрастных групп, то здесь четко прослеживается тенденция повышения их доли в  общей численности занятых в экономике. Это обусловлено не только процессами старения населения, но и спецификой формирования профессионально-квалификационной структуры кадров в ряде отраслей, требующих высокого уровня профессионализма и опыта работы.

 

В целом по экономике доля работающих пенсионеров составляет 6,2% к общей численности занятых, что ниже среднемирового показателя (7%), тогда как в 1995 г. он был 1,1%.

 

Как показывает диаграмма, уровень  регистрируемой безработицы с 1995–2008 г. экономически активного населения  снизился на 2,1%. Сложившийся рынок  труда имеет следующие особенности:

 

– число заявленных предприятиями  свободных рабочих мест начиная  с июня 2007 г. превышает численность регистрируемых безработных;

 

– сохраняется территориальная  дифференциация уровня безработицы  – от 0,3% в Минске до 1,2% в Брестской  и Витебской областях;

 

– увеличивается число граждан, которые не могут трудоустроиться  самостоятельно, без помощи органов службы занятости.

 

– продолжается снижаться напряженность  на рынке труда. В конце января 2008 г. на 10 свободных рабочих мест условно претендовало 6 безработных (в аналогичном периоде 2007 г. – 8).

 

– по-прежнему сохраняется дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, который обусловлен перепроизводством специалистов с экономическим и юридическим образованием [10, с 55–56].

 

Таким образом, профессионально квалификационный дисбаланс спроса и предложения  рабочей силы на рынке» труда  является одним из основных факторов снижения качества трудового потенциала в Республике Беларусь. Решение этой проблемы требует в первую очередь изменения структуры и повышения качества системы профессиональной полготовки кадров, ее увязки с реальными потребностями общественного производства. Не менее важная задача – обеспечение наиболее полной сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочих мест на локальных рынках труда с учетом перспектив социально-экономического развития регионов.

3.2 Государственная программа занятости  в РБ на 2009–2010 гг.: проблемы и  пути их решения

К основным проблемам обеспечения  занятости населения относятся:

 

1) снижение безработицы среди  групп населения, наиболее уязвимых  на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;

 

2) создание условий для эффективной  занятости жителей проблемных  населенных пунктов и регионов;

 

3) достижение соответствия профессионально-квалификационного  состава работников потребностям  развития национальной экономики;

 

4) повышение территориальной мобильности  рабочей силы.

 

Для достижения эффективной занятости  в стране требуется определенное время и дополнительные финансовые средства, но только лишь финансовых средств  недостаточно. Необходимо выработать концепцию и программу государственного регулирования занятости населения, в которых бы нашли отражение пути и способы стимулирования занятости в приоритетных отраслях экономики, повышение конкурентоспособности рабочей силы, поддержки малого предпринимательства, содействия занятости граждан, не конкурентоспособных на рынке труда. [16]

 

В РБ с целью более успешного  решения проблемы безработицы разрабатываются  государственные программы занятости [приложение Г] Особый интерес представляет Государственная программа занятости населения на 2009–2010 годы, поскольку в отличие от предыдущих эта программа разработана на два года. Основные приоритеты программы – это вовлечение в экономическую деятельность незанятого населения, создание рабочих мест, повышение качества трудовых ресурсов, снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, решение проблем занятости для определенных групп населения, улучшение ситуации в сфере занятости в ряде регионов, малых городов, сельской местности.

 

Реализация заложенных в программе мер позволяет обеспечить уровень безработицы в Беларуси к концу 2010 года – 1–1,1%. А численность занятых в экономике возрастет к концу 2010-го – до 4775 тыс. [18]

 

Структура спроса на рабочую силу кардинально не меняется. Рынок труда, как и раньше, ориентирован на рабочие профессии. По-прежнему востребованы обладатели строительных специальностей (каменщики, кровельщики, облицовщики-плиточники, плотники, штукатуры и др). Среди специалистов с высшим образованием наиболее дефицитные – врачи, инженеры различных профилей. А в сельской местности ощущается нехватка механизаторов, трактористов, операторов машинного доения, животноводов, ветврачей, зоотехников. При этом в избытке (предложение рабочей силы значительно превышает спрос) остаются бухгалтеры, экономисты, юристы, преподаватели, техники-технологи, закройщики, операторы персональных электронно-вычислительных машин, продавцы непродовольственных товаров, парикмахеры и т.д. [приложения Д, Е]

 

На рынке труда регионов, малых  и средних городских поселений  также снижается напряженность. Реально сокращается безработица на селе – количество сельских безработных практически сравнялось с числом имеющихся в сельской местности вакансий.

 

Вместе с тем на рынке труда  республики по-прежнему сохраняется  структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Не теряют своей остроты проблемы женской и молодежной безработицы. Сложно решаются вопросы трудоустройства инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, а также людей, имеющих длительный перерыв в работе[10].

 

Постановлением правительства  №1640 от 30 октября 2008 г. был утвержден  план мероприятий на текущий 2009 год, который предусматривает три  главных направления: содействие в  трудоустройстве незанятого населения; обеспечение занятости жителей сельской местности; обеспечение занятости населения в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы.

 

В 2010 году в Беларуси планируется  создать 161,5 тыс. рабочих мест. Причем 2,9 тыс. из них будут организованы нанимателями с использованием бюджетных ссуд. [21]

 

Для организации предпринимательской  деятельности и развития самозанятости (в первую очередь в сфере услуг) будет оказана финансовая поддержка  в виде субсидий и (или) денежных средств 2,4 тыс. безработных на основе предварительного изучения их деловых качеств, консультирования и обучения.

 

В целях снижения дисбаланса между  спросом и предложением рабочей  силы, повышения качества трудовых ресурсов особое внимание уделяется  организации профподготовки и переподготовки безработных, прежде всего по востребованным на рынке труда профессиям.

 

Проблемы трудоустройства и  трудовой реабилитации инвалидов в  нашей стране решаются путем создания и бронирования для них приспособленных  рабочих мест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.

 

В прошлом году (2008) оказано содействие в трудоустройстве 2,6 тыс. инвалидам, в том числе 1,2 тыс. человек устроено на забронированные рабочие места; на профессиональное обучение направлено 463 инвалида; организована трудовая реабилитация 509 безработных из числа инвалидов. При этом государственной службой занятости компенсированы затраты за приобретенное оборудование для создания 134 рабочих мест инвалидов.

 

Органы по труду, занятости и  социальной защите населения предоставляют  предприятиям общественных организаций  инвалидов возвратные бюджетные  ссуды для создания рабочих мест. [19]

 

Весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных.

 

С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

 

Немаловажной гарантией трудоустройства  выпускников высших, средних специальных  и профессионально-технических учебных  заведений является их государственное  распределение: в 2008 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников. [20]

 

Выпускники, не подлежащие распределению  и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной  службы занятости, получают возможность  трудоустройства на специально созданные  ученические места по программе «Молодежная практика». Так, в 2008 году на забронированные рабочие места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека.

 

Кроме того, учащиеся и студенты имеют возможность подработать в свободное от учебы время в лагерях труда и отдыха, а также на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. В период летних каникул значительное число студенческих строительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики.

 

В 2008 году организована временная  трудовая занятость для 39,1 тыс. человек  из числа студенческой и учащейся молодежи. [20]

 

В Беларуси, как и в большинстве  других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1% – в общей численности безработных.

 

Поэтому в рамках реализации государственной  и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.

 

Первоочередное право направления  на профобучение получают безработные  матери, которые длительное время  не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.

 

Государство поощряет женскую инициативу, связанную с организацией самозанятости  и предпринимательской деятельности. Так, в 2008 году службой занятости  предоставлены субсидии и денежные средства для организации собственного дела 2 695 безработным. И каждый второй, получивший финансовую поддержку, – женщина.

 

Для снижения остроты женской безработицы  в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда. Активное содействие занятости женщин дает результаты: за прошедший год их удельный вес в численности безработных сократился с 65,5% (на 1 января 2008 г.) до 60,6%.

 

В республике уделяется повышенное внимание социально-психологической  и трудовой реабилитации длительно  неработающих граждан.

 

Государственная служба занятости организует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др. В 2008 году в оплачиваемых общественных работах приняли участие 52,4 тыс. безработных. [20]

 

Наиболее сложная ситуация на рынке  труда в 2009–2010 годах прогнозируется в 21 из 187 малых городов, поэтому именно они и включены по предложениям облисполкомов  в госпрограмму.

 

Как и прежде, по каждому малому городу – с учетом специфики территорий – предусмотрены меры активной политики занятости, направленной на повышение эффективности использования и развития трудового потенциала. Здесь будут открыты современные производства, ориентированные на местные ресурсы, традиции населения и потребности регионов. Особое внимание будет уделяться реализации важнейших инвестиционных проектов, развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Реализация заложенных в программе мер позволит снизить безработицу в малых городах к концу 2010 года до 1%. [21]

Информация о работе Политика занятости