Политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение политики занятости в переходной экономике. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
изучение политики занятости, ее форм и проявлений;
изучение понятия безработицы как социально-экономического явления;
определение основных направлений политики занятости в переходной экономике;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
1.1. Понятие занятости, ее формы и структура
1.2. Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда
1.3. Эффективность политики занятости
2. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь
2.2. Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая поилитика занятости.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

 

Отдельный раздел посвящен мерам по улучшению ситуации на рынке труда  в сельской местности. Их реализация будет способствовать сокращению оттока трудоспособного населения из сельской местности, повышению эффективности использования трудовых ресурсов, качества и уровня квалификации кадров, содействию в трудоустройстве граждан, в том числе высвобождаемых в результате интенсификации сельскохозяйственного производства.

 

В соответствии с программой в 2,3 раза увеличено задание по организации новых рабочих мест на селе. В 2010 году предусматривается организовать в сельской местности 12 тыс. рабочих мест, в том числе 256 – с использованием бюджетных ссуд. В целом на реализацию плана мероприятий в 2009 году направлено почти 174 млрд.[21].

 

Как видно из вышесказанного, правительство  активно занимается вопросами занятости  и трудоустройства граждан. Государство, согласно Конституции, создаёт условия  для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

 

 

 

Заключение

В ходе исследования получены следующие  результаты:

 

– занятость – важнейшая характеристика экономики, она зависит от демографических процессов. Политика занятости выступает составной частью экономической политики, т.е. имеет социальное и демографическое содержание.

 

– состояние рынка труда является основным фактором развития экономических процессов. Следует сказать, что рынок труда РБ характеризуется негативными тенденциями: происходит снижение численности населения в трудоспособном возрасте, существуют значительные территориальные и межрегиональные диспропорции в распределении трудовых ресурсов, а также избыток одних профессий и дефицит других. Поэтому необходимо провести серьезную реструктуризацию занятости путем создания новых рабочих мест в наукоемких производствах и сферах услуг, развернуть систему подготовки и переподготовки по приоритетным направлениям технического прогресса, ликвидировать разрыв между профессиональным образованием и требованиями рынка труда.

 

– При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости  изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

 

– Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области  регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз  их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда

 

– В РБ в целях повышения эффективности  занятости наряду с прогнозами разрабатываются  Государственные программы по содействию занятости. В них находят отражение пути и способы стимулирования занятости в приоритетных отраслях экономики страны, устранения безработицы в трудодефицитных регионах, регулирования трудовой миграции и т.д. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ – соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости

 

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, формирования эффективной социальной политики.

 

 

 

Список использованных источников

1.        Боровик В.С.  Занятость населения: Учебное  пособие по спец. «Социальная  работа» / В.С. Боровик, Е.Е. Ермакова, В.А. Похвощев. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2001. – 318 с.

 

2.        Боровик Л.С.  Структура занятости населения: территориальные и отраслевые пропорции / Л.С. Боровик; Л.С. Боровик // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2008. – №9. – с 74–86.

 

3.        Головочев  А.С., Головочева И.В. Макроэкономика  – 2-е стер. изд. – Мн.:Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 256 с

 

4.        Зенькова  И.В. Исследование рынка труда  на современном этапе: функции,  методологический инструментарий  планирования трудовых ресурсов / Инга Владимировна; И.В. Зенькова; Веснiк Беларускага Дзяржаунага Унiверсiтэта. – 2007. – №2.-С. 102–107

 

5.        Кураков Л.П.  и др. Трудовые ресурсы и занятость  населения. Учебное пособие.-М.  Пресс-сервис. 1994.

 

6.        Планирование  национальной экономики, отраслей  и регионов, предприятий: справ. пособие/ В.И. Борисевич [и др.]. – Минск: Современная школа, 2008. – 576 с.

 

7.        Полоник С.  Социальное развитие – приоритет  деятельности государства / С.  Полоник, Л. Боровик; Степан  Полоник, Людмила Боровик // Беларуская  думка. – 2007. – №9. – С. 5–13.

 

8.        Рынок труда  и доходы населения. / Под. ред.  Н.А. Волгина. учеб. пособ. –  М.: Информационно – издательский  дом «Филинъ», 1999. – 280 с.

 

9.        Рынок труда:  Учебник. / Под. Ред. В.С. Буланова  и Н.А. Волгина. – 2-е изд.  – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – 480 с.

 

10.   Социально-экономическое  развитие РБ, итоги девяти месяцев  2008 г. / Я.М. Александрович, А.В.  Богданович // Экономический бюллетень  НИЭИ Министерства экономики  РБ. – 2008. – №11. – с 54–57.

 

11.   Статистический ежегодник Республики Беларусь. – Минск: М-во статистики и анализа Республики Беларусь, 2009.

 

12.   Статистический сборник  «Труд и занятость в Республике  Беларусь», 2007 (Стат.сб.) Минстат Республики  Беларусь – Минск, 2006.-375 с.

 

13.   Шарашников Б.М. Рынок  и занятость. / Соц. аспект-М.:Луч, 1995 – 125 с.

 

14.   Закон РБ «О занятости  населения Республики Беларусь»  (от 15 июня 2006 г.)

 

15.   В Беларуси утверждена  Государственная программа занятости  на 2006 г. [Электронный ресурс] // Режим  доступа: http://www.government.by/ru/rus_analytics501.html. Дата доступа: 20.11.2009.

 

16.   Государственная программа  занятости населения Республики  Беларусь на 2007 год. [Электронный  ресурс] // Режим доступа: http://www.bankzakonov.com/obsch/razdel210/time2/lavz1287.htm. Дата доступа: 20.11.2009.

 

17.   Государственная программа  содействия занятости населения  Республики Беларусь на 2009–2010 годы. [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.union.by/news/e3675501aeba6459.html. Дата доступа: 15.11.2009.

 

18.   Национальный статистический комитет РБ [Электронный ресурс] – Минск, 2009. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 18.11.2009.

 

19.   Официальный сайт Министерства  труда и социальной защиты  РБ [Электронный ресурс] – Минск, 2009. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by. – Дата доступа: 17.11.2009

 

  1. Правительство Республики Беларусь утвердило Государственную программу содействия занятости населения Республики Беларусь на 2008 год. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mogbiz.by/modules.php? name=News&file=article&sid=959. Дата доступа: 15.11.2009.

 

Одним из печальных достижений 2011 года в Беларуси стало снижение численности  людей, занятых в экономике страны. Вплоть до апреля занятость в стране росла, но затем началось ее падение, достигшее максимального значения в декабре 2011 года.

 

 По данным Национального  статистического комитета РБ, в  2011 году численность занятых в  экономике РБ сократилась на 0,7% (примерно на 32 тыс. человек) - до 4632 тыс. человек. В декабре численность  занятых обвалилась на максимальную в 2011 году величину - сразу на 13 тыс. человек. Большая часть декабрьского снижения - 9,5 тыс. человек - пришлась на организации (без учета субъектов малого предпринимательства частной формы собственности).

 

 В данных  организациях за 2011 год было уволено в 2011 году на 64,5 тыс. человек больше, чем принято на работу. Эта величина превышает сокращение численности занятых в экономике РБ в целом примерно в 2 раза, а это означает, что частный малый бизнес увеличил количество занятых.

  

Если в  организациях численность занятых  снизилась за прошлый год примерно на 1,9%, то в малом частном бизнесе - выросла примерно на 2,7%. То есть малый  бизнес вбирает в себя освобождающуюся  в крупном бизнесе рабочую  силу.

 

 В наибольшей  степени в 2011 году пострадало строительство, в организациях которого количество занятых снизилось за 2011 год на 38 тыс. человек. Это не удивительно, учитывая снижение объемов финансирования строительных работ. Однако значительно сократилась и численность занятых в сельскохозяйственных организациях - на 9,1 тыс. человек, несмотря на рост объемов производства.

 

 При  этом в сельском хозяйстве  было крайне мало введено и  рабочих мест - 2655. Всего же по  страны в 2011 году в организациях  было введено 56,4 тыс. новых  рабочих мест.

 

 Лучше  других сфер экономики среди  тех, данные о которых предоставляет  Национальный статистический комитет  РБ, чувствовал себя финансовый  сектор, где число занятых в  2011 году выросло на 561 человека. При  этом в финансовой деятельности  было дополнительно введено 1726 тыс. рабочих мест.

 

 В промышленных  организациях количество занятых  за год снизилось на 12 тыс. человек,  а вот в торговле (с ремонтом) даже увеличилось на 634 человек.  Несмотря на кризис, новых рабочих  мест в торговле было создано  в 2012 году 12,8 тыс.


Информация о работе Политика занятости