Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 23:20, курсовая работа
Тема является актуальной, так как формирование ассортимента товаров с учетом объема продаж, способствует увеличению прибыли предприятием.
Задачи курсовой работы:
- определить сущность закона Парето и его использование;
- провести анализ использования закона Парето на предприятии ОАО «Спеленок»;
- предложить пути повышения эффективности маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Спеленок».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПО ПАРЕТО………………………………………………………………………...…4
1.1 Эффективное распределение по Парето…………………………..……….10
Эффективность производства и выпуска по Парето…………………..…..13
Глава 2.ПРИМЕНЕНИЕ ПАРЕТО-ЭФФЕКТИВНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «СПЕЛЕНОК»…………………………………………………………….16
2.1 Хозяйственно-экономическая характеристика ОАО «Спеленок»………..17
2.2ИспользованиепринципаПаретовмаркетингеОАО«Спеленок»………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34
Эффективность экономики по Парето предполагает выполнение трех условий:
- эффективность распределения
- эффективность производства
- эффективность выпуска
1.1Эффективное распределение по Парето
Концепция экономической эффективности включает в себя экономику распределения, или обмена.
«Эффективным распределением (обменом) благ понимается такое их распределение между потребителями, при котором невозможно распределить блага таким образом, чтобы благосостояние одного или нескольких потребителей улучшилось без ухудшения благосостояния другого или других.
Иными словами, распределение (обмен) является Парето-эффективным, если блага нельзя перераспределить так, чтобы кому-то стало лучше, но никому - хуже.
Анализ построим на следующих предположениях:
- в экономике имеются два вида ресурса;
- в экономике распределяются два вида продукта;
- в распределении участвуют два потребителя, которые обладают полной информацией о предпочтениях друг друга;
- распределение происходит без затрат, т. е. издержки сделок равны нулю.
Рисунок 1.1 – Эффективность в обмене
На рисунке 1.1 изображена эффективность распределения товаров. График строится таким образом: вначале рисуют карту кривых безразличия для одного потребителя по двум товарам, затем переворачивают ее на 180° и рисуют карту кривых безразличия для другого потребителя по тем же двум товарам. Кривые безразличия у обоих потребителей вогнутые, если смотреть на них с противоположных сторон. Для первого потребителя кривые безразличия отсчитываются от начала координат OJ; для другого - с противоположного правого верхнего угла диаграммы.
Исходное распределение находится в точке А, через которую проходят кривые безразличия Uj1 и Uk1, которые отражают MRS у обоих потребителей и соответствуют наклону кривых безразличия в точке А. Заштрихованная часть рисунка между этими кривыми безразличия соответствует всем возможным вариантам распределения благ, обеспечивающим двум потребителям более предпочтительное состояние, нежели в точке А.
Обмен, начавшийся из точки А и передвигающий распределение благ за пределы заштрихованной части, ухудшит положение одного из потребителей, и потому он будет невозможен. Перемещение из А в В неэффективно, поскольку кривые Uj2 и Uk2 пересекаются в точке В. Из этого следует, что MRS потребителей неодинаковы и распределение неэффективно. В точке С MRS обоих потребителей совпадают, поскольку кривые безразличия касаются. Совпадение MRS означает, что одному потребителю не может стать лучше без ухудшения состояния другого потребителя. Таким образом, точка С соответствует Парето-эффективному распределению благ. Однако С - не единственно возможная точка эффективного распределения. Такими точками могут быть любые, расположенные внутри заштрихованной части графика. Чтобы определить все возможные эффективные распределения благ между потребителями, необходимо выделить точки взаимного касания их кривых безразличия, в которых предельные нормы замещения одного блага другим будут равны друг другу»[2].
Рисунок 1.2 - Кривая контрактов
На рисунке 1.2 изображена кривая, которая проходит через все эффективные распределения. Эта кривая называется кривой контрактов.
Кривая контрактов иллюстрирует все распределения, после которых невозможны дальнейшие взаимовыгодные сделки между потребителями. Такие распределения называют Парето-эффективными.
На рисунке1.2 показаны три распределения (Е, F, G) Парето-эффективные, несмотря на то что каждое включает различные наборы благ, при этом ни один из потребителей не может улучшить своего положения без ухудшения состояния другого. Указанные точки являются эффективными в распределении благ между потребителями, но они не равнозначны для них. Так, передвигаясь по контрактной линии от точки Е к точке F, мы улучшаем состояние одного потребителя, но ухудшаем состояние другого потребителя.
«В конкурентных рынках имеется много покупателей и продавцов. Это означает, что если потребителей не устраивают условия обмена, они могут найти других, которые предложат им лучшее, в результате чего формируется конкурентное равновесие.
Конкурентное равновесие - это набор цен, при котором объем спроса равен объему предложения благ на каждом рынке.
Итак, при конкурентном равновесии потребителей:
- кривые безразличия взаимно касаются, наклон кривых безразличия потребителей одинаков, предельные нормы замещения равны для всех потребителей;
- каждая кривая безразличия касается линии цены, поэтому MRS благ у каждого потребителя равна соотношению цен данных благ:
В условиях, когда имеется много потребителей и производителей, обеспечить эффективное распределение благ достаточно сложно»[1]. Это возможно в том случае, если на всех рынках существует совершенная конкуренция. Эффективное распределение возможно посредством распределения всех благ государственными органами, т. е. при централизованной системе. Однако конкурентное решение нередко предпочтительней благодаря минимуму требуемой информации, ибо все потребители должны знать только свои собственные предпочтения и цены.
1.2 Эффективность производства и выпуска по Парето
Состояние экономики называют эффективным в производстве, если невозможно увеличить производство хотя бы одного продукта, не сокращая производство других.
«В анализе этого вопроса будем исходить из следующих предположений:
- используются два вида
- экономика состоит из двух фирм;
- производятся два товара.
Рисунок 1.3 - Эффективность в производстве
На рисунке 1.3 затраты труда отложены на горизонтальной оси, затраты капитала - на вертикальной. Один вид товара обозначен OF, а другой - Ос. Каждая точка на графике представляет затраты труда и капитала для производства двух видов товара.
Набор производственных изоквант изображает уровни производства при различных комбинациях затрат. Каждая изокванта соответствует общему выпуску товара. На рисунке 3 построены три изокванты товара OF с уровнем 50,60 и 80 единиц. Изокванты товара Ос повернуты на 180°. Построены и три изокванты товара Ос с уровнем 10, 25 и 30 единиц.
Производственные ресурсы распределены неэффективно, если их перераспределение увеличивает производство одного или обоих товаров. Так, в точке А распределение неэффективно, ибо любая комбинация ресурсов в заштрихованной части рисунка обеспечивает увеличение обоих товаров»[4].
Точки В и С являются эффективными распределениями, ибо они расположены на кривой, которая связывает OF и Ос. Каждая из этих точек - это точка касания двух изоквант, подобно тому как всякая точка на кривой контрактов - это точка касания двух кривых безразличия.
Кривая производственных контрактов - это все технически эффективные комбинации вложений. Каждая точка, не расположенная на этой кривой, неэффективна, поскольку в ней две изокванты пересекаются. В данном случае труд и капитал можно перераспределить и увеличить объем производства хотя бы одного из благ. В частности, в точке Аизокванты пересекаются.
«На рисунке1.3 видно, что уровни товара Ос увеличиваются по мере движения из правого верхнего угла влевый нижний, а уровни товара OF увеличиваются по мере движения из нижнего левого угла в верхний правый, т. е. они имеют противоположное направление. Это означает, что происходит перераспределение труда и капитала, отражающее замещение, например, труда капиталом (MRTSlk).
Конкурентное равновесие на рынках производственных ресурсов достигается, если предельная норма технологического замещения между данными ресурсами равна отношению их цен.
Из рисунка1.3 мы видим, что конкурентное равновесие на рынке производственных ресурсов не является единственным»[6]. Эффективность в производстве предполагает, что выпускается много одного товара и мало другого.
ГЛАВА 2 ПРИМЕНЕНИЕ ПАРЕТО-ЭФФЕКТИВНОСТИ В ВЭКОНОМИЧЕСКО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «СПЕЛЕНОК»
«Правило 80:20» (или правило Парето) - хороший инструмент для анализа ассортиментной политики, который можно с большой пользой применить к управлению запасами. Анализ ассортиментной политики (т.е. произведение используемого количества на стоимость единицы) позволяет разделить все запасы на три широким категориям:
- класс A - узкий ассортимент (обычно 10% от полного списка) на который идет основная часть затрат (70%),
- класс B - средняя группа (20%), затраты составляют 20% от полной суммы,
- C - основная часть списка (70%), но с малыми суммарными затратами (например, 10% от полной суммы).
«Такой способ категорирования подсказывает, что нужно вести пристальный контроль за дорогостоящими запасами класса A, можно слабее отслеживать состояние объектов в классе B и меньше всего заботиться о классе C.
Помимо ABC анализа Парето эффективность применяют также частотный анализ, позволяющий определить запасы, которые, возможно, не приносят большой прибыли и/или не входят в число наиболее дорогих, однако потребность в которых может быть небольшой по количеству, но частой. По таким запасам тоже целесообразно иметь некоторый запас, например, для того, чтобы удерживать покупателей или обеспечивать бесперебойную работу производства и т.п.
Как уже отмечалось при разборе метода балльной оценки, для ситуаций принятия решения характерна необходимость выбора из многих альтернатив. Тот факт, что не все альтернативы имеют одинаковое значение с точки зрения влияния на общий результат, обусловливает зависимость качества решения от выявления важнейших факторов и нахождения возможностей влияния на них. Метод, с помощью которого отдельные элементы классифицируются и наглядно представляются по степени их важности для определенной проблемы, называется ABC анализом.
Рисунок 2.1 – АВС анализ
Исторически происхождение метода связано с решением снабженческих проблем управления ассортиментной политикой, ассортиментной политикой с необходимостью концентрации усилий на тех продуктах, которые имеют наибольший вес в общей стоимости сырья и материалов. В принципе анализ ассортиментной политики имеет очень широкую область применения, поскольку в соответствии с исследуемыми величинами (например, товары, клиенты) классификации могут быть подвергнуты самые разные области ассортиментной политики.
ОАО «Спеленок» сегодня - это крупнейший в России производитель консервов детского питания, овощно-фруктовых консервов общего назначения, в т. ч. соков в упаковке Тетра Пак.
Предприятие имеет в своем составе:
- цех по производству пюре (полуфабрикаты);
- цех асептического консервирования;
- цех по производству детских консервов;
- склад готовой продукции цеха по производству детских консервов;
-склад для хранения стеклотары;
- арочники для хранения стеклотары и тарных материалов;
- тарный цех;
- собственный автопарк;
- по производству консервов общего назначения;
- готовой продукции плодоовощных консервов общего назначения;
- электрокарное отделение;
- механические мастерские;
- холодильное отделение;
- производственную лабораторию;
- склад хранения промышленных материалов;
- склад для хранения сельскохозяйственного сырья;
- овощехранилище;
- административный корпус.
В последние годы предприятие достигло значительных результатов в финансово-хозяйственной деятельности. Значительные средства были направлены на развитие и укрепление материально-технической базы, модернизацию складских помещений. Рабочие места на складах оборудованы компьютерной техникой, что позволяет одновременно работать в единой сети и осуществлять обмен данными между всеми структурными подразделениями.
На предприятии ведется огромная работа по расширению ассортимента продукции, выпускаемой предприятием. Начался выпуск консервов для детского питания на основе овощей без добавления сахара (на основе картофеля, моркови, тыквы, цветной капусты), фруктовые пюре без сахара с добавлением банана, персика, малины, клубники и др. фруктов.
Разработаны рецептуры и планируются к выпуску растительно-мясные консервы для детского питания с добавлением сыра и спагетти.
Предприятие начало работать над расширением ассортимента соков и нектаров в упаковке Тетра Пак под новой торговой маркой. Это нектары с бананом, персиком, абрикосом и др. фруктами и овощами.
Выпущены консервы общего назначения под новой торговой маркой «Радзивиллимонты». Планируется переход на новую современную банку Твист-офф.
На предприятии введена система HASSP и СТБ ISO 9001-2008.
Продукция изготавливается из натуральных продуктов без добавления консервантов, ароматизаторов, усилителей вкуса или крахмала и включает в себя компоненты с низкими аллергическими свойствами. Предприятие имеет множество наград, среди которых: «Продукт года», «Бренд года», «Хрустальное яблоко», «Густ».
Сегодня каждая из торговых марок «Непоседа», «Наш», находит своего потребителя, причём возраст их употребления начинается с четырёх месяцев и не имеет ограничений.
Наличие на ОАО «Спеленок» производственной лаборатории позволяет быстро и успешно проводить сертификацию продукции в системе сертификации России.
Информация о работе Понятие эффективности и критерий эффективности по Парето